О страданиях грешников в этом мире и следующем

ИНДУССКАЯ КНИГА СМЕРТИ

«ГАРУДА-ПУРАНА САРОДХАРА»

ОМ ТАТ SAТ

ВВЕДЕНИЕ

Гаруда-Пурана Сародхара (избранные этюды Гаруды-Пураны) бы­ла составлена Наванидхирамой, сыном Шри Хари Нараяны, для тех, кому сложно постичь древние ведические предания в полном объеме. Но даже для понимания этой книги требуется предварительное зна­комство с эзотерическими учениями ведической культуры. Наванид-хирама пишет, что его труд является результатом глубокого изучения священных книг Индии и называет его квинтэссенцией данного зна­ния.

На протяжении многих веков эта книга используется в Индии при проведении посмертных церемоний, и поэтому некоторые опасаются читать ее, в других случаях Атеистическое воспитание привело к тому, что вместе с исчезнове­нием веры в Бога и в жизнь после смерти исчезла также вера в ад. В течение многих лет прививалась идея, что ад является вымыслом жрецов для поддержания нравственности в обществе и страха в пастве. И хотя сейчас все больше и больше людей признают жизнь после смерти, понятие об аде очень расплывчато и смутно. Без сомнения, тема ада не очень-то приятна, и большинство людей не хотят ничего слышать о его реальности. Но священные писания, работы мистиков (Свендеборга, Данте, Д. Андреева и др.), свидетельства святых и муд­рецов говорят об истинах, которые существуют независимо от того, приятно это людям или нет. Например, смерть и болезни неприятны, но это - самые реальные явления, с которыми каждому придется встре­титься.

Согласно индусским писаниям, ад - это конкретное место, попав в которое, грешник получает особое тело, тело страданий (джатана деха) - копию своего физического тела, но состоящее из более тонкой материи. В отличие от христианского понимания ада, в индусских писаниях отвергается идея вечного наказания.

Пребывание в аду не вечно. Смысл ада состоит в том, чтобы исправлять и воспитывать. Когда существо отрабатывает свой срок в аду, оно снова рождается на Земле, но не помнит адские муки, также как и райские радости. Однако в подсознании остаются впечатления о прошлом, которые и определяют склонности человека. Естественный страх, которые некоторые ощущают перед соблазнами порока, является последствием пребывания в адских районах вселенной. Опыт, который душа приобретает, пройдя через мучения ада, можно считать великим даром, который никогда не потеряет. После очищения адскими муками существо рождается с сильным осознанным стремлением лучше использовать свои способности. И Господь, пребывающий в сердце как свидетель, дарует такой душе возможность осуществить свои стремления, создавая благоприятные обстоятельства. Но если существо, оказавшись в благоприятных условиях, не творит добрые дела, совершает грехи и не обуздывает чувства, оно снова попадает в преисподнюю.

Согласно ведическим писаниям, все адские планеты находятся между тремя мирами и вселенским океаном Гарбходака, в южной стороне вселенной. Они находятся немного ниже земной планетарной системы, над самой поверхностью океана Гарбходака. В текстах, опи­сывающих ведическую космографию, говорится о параллельных мирах, которые теософы назвали астральными, ментальными; эфирными и т.д. Те миры, в которых находятся преисподние, проявляются и на Земле. Так же как существуют райские места на физическом и тонком плане, так же и ад находится на физическом и астральном уровне. Разве фашистские лагеря - это не ад? Разве в «Архипелаге Гулаг» не дается подробное описание адских состояний? Разве пребы­вание в теле, гниющем от рака или СПИДа, - это не ад? А ужасы Хиросимы? Поэтому не стоит сомневаться в реальности ада.

Но есть ли средства, помогающие избежать адских мук? Некоторые мудрецы считают, что грех нельзя искупить деятельностью, какой бы доброжелательной она ни была, человек должен отстрадать за свои грехи. Иные считают, что для страшных грехов нет искупления, кроме искупления смертью, которая может спасти от долгих страданий в аду. Так, в случае прелюбодеяния единственная подходящая епитимья - обняться с раскаленной железной статуей и так умереть. Но большин­ство провидцев считает, что сознательное покаяние является лучшей прайашчиттой, епитимьей. А самым великим средством, нейтрализующим все грехи, провозглашается чистое служение Богу, воспевание Его имен, медитация и чистая молитва. Паломничество, милосердие, аскезы, изучение писаний также способны разрушить последствия многих греховных деяний.

Гаруда-Пурана учит правильной смерти и дает знание о том, как помочь тем, кто уже ушел в другой мир и скитается по дорогам муче­ний. Познав науку смерти, можно постичь тайну вселенской эволюции и сотрудничать со множеством существ, пребывающих в невидимых мирах, помогая им и получая их поддержку.

Согласно определенным принципам эзотеризма, мы не стали давать подробные комментарии к текстам и расшифровывать язык символов, ибо сокрытое раскроется для истинно верующих.

У о. Павла Флоренского есть удивительное высказывание, которое могло бы послужить эпиграфом ко всем книгам, исследующим науку смерти:

«Человек умирает только раз в жизни, и потому, не имея опыта, умирает неудачно. Человек не умеет умирать - смерть его происходит ощупью, в потемках. Но смерть, как и всякая деятельность, требует навыка. Надо умирать благополучно, надо выучиться смерти. А для этого необходимо умирать еще при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших. Этот-то опыт смерти и дается подвижниче­ством. В древности училищем смерти были мистерии.

У древних переход в иной мир мыслился: либо как разрыв, как провал, как ниспадение, либо как восхождение. В сущности, все мистерийные обряды имели целью уничтожить смерть как разрыв. Тот, кто сумел умереть при жизни, не проваливается в Преисподнюю, а переходит в иной мир. Не то, чтобы он оставался вечно здесь, но ониначе воспринимает кончину, чем непосвященный. Для непосвященного загробная жизнь - это абсолютно новая страна, в которой он не умеет разобраться, в которой он рождается младенцем, не имеющим ни опыта, ни руководителя. Посвященному же эта страна уже знакома - он уже бывал здесь, уже осматривал ее, хотя бы издали и под руко­водством людей опытных. Он уже знает все пути и перепутья потусто­роннего царства и переходит туда не беспомощным младенцем, а юно­шей или же взрослым мужем. Он, как говорят древние, знает картуиного мира и знает наименования потусторонних вещей, и потому он не растеряется и не запутается там, где от неожиданности толчка и по неопытности, придя в себя после глубокого духовного обморока, непосвященный не найдется, как поступить, не поймет, что делать».

Шалаграма дас

ГЛАВА 1

ГЛАВА 2

ОПИСАНИЕ ПУТИ ЯМЫ

1. Гаруда спросил: «Что представляет собой путь страданий в Царстве Ямы? Поведай мне, о Кешава, каким путем идет туда греш­ник ».

2. Благословенный Господь сказал: "Я поведаю тебе о пути Ямы, приносящем великие страдания! Хотя ты - мой преданный, ты будешь встревожен, услышав об этом.

3. На этом пути нет тени деревьев, где человек мог бы отдохнуть, и не встречается ничего, что могло бы служить пищей и поддержать жизнь.

4. Нигде не видно воды, чтобы напиться страдающему от жажды. Двенадцать солнц нестерпимо жарки, о Птица, как в конце пралайи.

5. Так влачится грешная душа, пронизываемая холодными ветрами; в одном месте ее колют тернии, в другом жалят злобные змеи.

6. В одном месте грешника кусают свирепые львы, тигры и собаки, в другом - жалят скорпионы, в третьем - жжет огонь.

7-8. В одном месте встречается ужасный лес, в две тысячи йоджан, длиной и шириной. Он кишит пчелами, москитами, воронами, совами, ястребами, стервятниками, в нем повсюду лесные пожары; листья на его деревьях острые, как мечи, они царапают и колют грешника.

9. В одном месте он проваливается в скрытый колодец, в другом -падает с высокой горы, в третьем - ступает по лезвиям бритв и кончикам копий.

10. В одном месте он спотыкается в кромешной тьме и падает в воду, в другом - в грязь, кишащую пиявками, в третьем - в горячую слизь.

11.В одном месте встречается равнина горячего песка из раскаленной меди, в другом - гора горячей золы, в третьем – огромное облако дыма.

12-13.В некоторых местах на него обрушиваются потоки угля, камнепады, удары молний, дождь из горячей воды, крови, оружия и потоки едкой грязи. В одних местах на пути - глубокие ущелья, в других - холмы и долины, которые надо преодолеть.

14. В одном месте - темнота, как смола, в другом - труднопроходи­мые скалы, в третьем - озера гноя, крови и испражнений.

15-17. На середине пути дорогу грешнику преграждает ужасающая река Вайтарани, вид которой вызывает чувство страдания, при одном упоминании о ней охватывает страх. Ширина реки сотня йоджан, и вся она - непроходимый поток гноя и крови, с кучами костей на берегах, с грязью из плоти и крови. Через нее нет брода, берега заболочены, она непроходима для греш­ника, так как полна крокодилов и переполнена сотнями внушающих ужас птиц.

18-20. Когда река видит, что приближается грешник, она изрыгает пламя и дым, кипит, как масло на сковородке, о Таркшйа! Она покрыта по всей поверхности мириадами жалящих насекомых, наполнена морскими свиньями, крокодилами, пиявками, рыбами, че­репахами и другими плотоядными морскими животными, воздух над ней кишит огромными стервятниками и воронами с железными клю­вами.

21.Очень грешные люди, упавшие в поток, вопиют: "О брат, о сын, о отче!" - причитая снова и снова.

22-23. Часто грешник, жаждущий воды и голодный, пьет кровь. Эта река, полная крови и пены, ужасает. Течет она с сильным грохотом, в нее страшно заглянуть, и от одного взгляда на это грешник падает в обморок.

24. Вся ее поверхность покрыта скорпионами и черными змеями; для тех, кто упадет в нее, нет никакого спасения.

25. Сотни тысяч водоворотов увлекают грешника ко дну, где он остается некоторое время, а затем снова всплывает наверх.

26. 0 Птица, эта река была создана для того, чтобы грешник свалил­ся в нее. Ее трудно перейти, она - источник огромных несчастий, которые невозможно представить.

27. Так идет путем Ямы грешник, плача и стеная, подавленный сильным горем и испытывающий многочисленные страдания.

30-32. На шее, руках, ногах и спинах некоторых грешников – множество тяжелых железных цепей. А ужасные посланники Ямы бьют их молотками; кровь извергается изо рта грешника, но он вынужден снова проглатывать ее. Оплакивая свою карму, эти вконец измученные существа, испытав­шие крайнюю степень всевозможных несчастий, продолжают путь к царству Ямы.

33-34. Влачась этим путем, глупец непрестанно стенает, взывая к сыну и внуку и раскаиваясь:

«Огромным, достойным награды усилием была обретена жизнь в человеческом теле. Но получив его, я не выполнял свой долг. О, что же я наделал!

35. Я не жертвовал дары, не делал приношений огню, не налагал на себя епитимью, не поклонялся Богу, не совершал служение в местах паломничества, как предписано. О, обитающий в теле, получай воз­мездие за содеянное!

36. Я должным образом не выражал почтения брахманам, не посещал священную реку Гангу, не служил праведным, ни разу не совер­шил ни одного благотворительного поступка. О, обитающий в теле, получай возмездие за содеянное!

37. Увы, я не выкапывал водоемов в безводных местах на благо человека, животных или птиц, не сделал даже самой малости для поддержки коров и брахманов. О, обитающий в теле, получай возмез­дие за содеянное!

38. Я не раздавал ежедневно даров и не давал каждый день пищу корове, я не относился должным образом к указаниям Вед и Шастр, не слушал Пураны, не поклонялся мудрецам. О, обитающий в теле, пол­учай возмездие за содеянное!

39-40. Я не следовала добрым советам своего мужа, я не хранила верность мужу, я не платила должным уважением достойным предкам. О, обитающий в теле, получай возмездие за содеянное! 41. Я не изнурял себя постами каждый месяц по лунному календа­рю, не соблюдал предписанных ритуалов. Из-за своих неблагочести­вых поступков в моих предшествующих жизнях я получил женское тело, которое является источником великих несчастий.»

42. Так, горько сокрушаясь множество раз, вспоминая свое прошлое воплощение, стеная: "Как я дошел до такого состояния?" - идет он дальше.

43.В течении семнадцати дней двигается он со скоростью ветра. На восемнадцатый день, о Таркшйа, умерший достигает города Саумйа.

44.Огромное скопище умерших обитает в этом прекрасном и совершенном городе. В нем протекает река Пушпабхадра ,и там можно увидеть восхитительную смоковницу.

45. В этом городе он отдыхает вместе со слугами Ямы. Здесь он вспоминает лучшие минуты жизни, проведенные с женой, с сыном и близкими, и горюет.

46-47. Когда он начинает оплакивать свое богатство, семью и других близких, слуги Ямы говорят ему: "Где твое богатство теперь? Где теперь твои дети и жена? Где друзья и родственники? Ты страдаешь только от результатов своей собственной кармы, о глупец. Продолжай это бесконечно!

48. Ты знаешь, что у путешественника главная сила в запасах провианта. Ты не прилагаешь усилий для их получения, о путеше­ственник в Высший Мир! Тем не менее, ты должен немедленно идти этим путем, где нет ни купли, ни продажи.

49. Неужели ты не слышал, о смертный, об этом пути, который известен даже детям? Разве ты не слышал о нем от дваждырожденного, как о том сказано в Пуранах?"

50. Так говорят ему слуги Ямы и бьют при этом молотками. Споты­каясь и падая снова и снова, он вынужден бежать, находясь у них на аркане.

51. Здесь он съедает рисовые шарики за первый месяц, которые приносят сыновья или внуки из любви или сострадания, и далее идет в Саурипуру.

52. Там находится царь, прозванный Джангама, внешностью подо­бный Смерти. От вида царя умершего охватывает страх, и он решает оставить какие-либо попытки к сопротивлению.

53. В этом городе он обедает смесью воды и пищи, даваемой в конце трех двухнедельных сроков, а затем покидает этот город.

54. Затем умерший быстро направляется к Нагендрабхаване, и пла­чет от горя, увидев ужасные леса.

55-56. Нещадно избиваемый, с петлей на шее, он стенает снова и снова. По прошествии двух месяцев несчастный покидает этот город. Здесь он получает рисовые шарики, воду и одежду от своих родствен­ников, и снова его тащат на аркане вперед слуги Ямы.

57-58. Наступает третий месяц, и грешник прибывает в город Гандхарвов, где съедает предложенные на третий месяц шарики и вновь продолжает путь. На четвертый достигает он города Шайлагамы. Здесь в изобилии обрушиваются на умершего каменные дожди.

59. Съев рисовые шарики за четвертый месяц, он становится дово­лен до некоторой степени. На пятый месяц умерший идет далее к городу Краунча.

60. Оставаясь в городе Краунча, умерший ест из рук рисовые шари­ки за пятый месяц, а затем идет в Крурапуру.

61. По истечении пяти с половиной месяцев совершается церемония перед наступлением шестого. Умерший удовлетворяется рисовыми шариками и несколькими кружками воды, которые ему достаются.

62-63. Пробыв там некоторое время, запугиваемый слугами Ямы, дрожащий и несчастный, он покидает этот город. Он идет в Читрабхавану - царство, где правит младший брат Ямы, царь Вичитра.

64-65. Когда умерший видит его огромное тело, он убегает в страхе прочь. Затем к нему приходят рыбаки и говорят: «Мы прибыли и привели с собой лодку для тебя, желающего переплыть великую реку Вайтарани, если твои достоинства достаточны для этого.

66-67. Святые, которые видят истину, говорят, что Витарана - это дар, и река называется Вайтарани, так как пересечь ее можно только таким способом. Если ты принес в дар корову, тогда лодка подплывет к тебе, в противном случае – нет. » Услышав их слова, несчастный восклицает: "О небеса!"

68. Увидев его, река бурлит, а несчастный громко плачет. Грешная душа, не приносящая даров, поистине утонет здесь.

69. Продев вертел сквозь губы несчастного, посланники взмывают в воздух, и переносят его через поток, как рыбу на крючке.

70. Затем, съев рисовые шарики шестого месяца, он продолжает свой путь, горестно стеная и страдая от голода.

71. По прошествии седьмого месяца он попадает в город Бахвападу. Здесь он получает то, что приносит ему сын на седьмой месяц.

72. Пройдя этот город, он попадает в город Духкхада. Путешествуя по воздуху, он испытывает ужасающие страдания, о Повелитель птиц.

73. Съев рисовые шарики за восьмой месяц, он двигается дальше. В конце девятого месяца он приходит в город Нанакранду.

74. Увидев множество людей, бьющихся в агонии, и сам теряя му­жество, он плачет в глубоком потрясении.

75. Покинув этот город, умерший, запугиваемый слугами Ямы, с большим трудом добирается до города Сутаптабхаваны.

76. Хотя здесь он получает в дар рисовые шарики и воду, он несчастлив. По завершении одиннадцатого месяца он приходит в город Раудру.

77. Здесь он наслаждается тем, что получает на одиннадцатый месяц от своих сыновей и близких, и через полмесяца добирается до Пайоваршаны.

78. Здесь собираются тучи, усугубляя несчастье умершего. И здесь он, страдающий, получает Шраддху до окончания годового срока.

79. В конце года он добирается до города Шитадхйи, где его настигает холод, в сотни раз более сильный, чем холод Гималаев.

80. Голодный и пронизываемый холодом, он смотрит в десяти на­правлениях: "Остался ли хоть один родственник, который мог бы осво­бодить меня от страданий?"

81. Тогда слуги Ямы спрашивают: "Какие заслуги есть у тебя?" Съев рисовые шарики, принесенные в годовщину, он снова набирается храб­рости.

82. В конце года, подходя ближе к обители Ямы, добравшись до города Бахубхити, он сбрасывает свое тело размером с локтевую кость.

83. Душа, размером с большой палец, отправляется в путь по воз­духу со слугами Ямы, чтобы искупить свою карму, получив тело му­чений.

84. Те, кто не предлагает даров для обитающих в более высоком теле, о Кашйапа, так и двигаются, больно перетянутые путами.

85. В город Царя Справедливости ведут четыре дороги, о Птица, из них Я описал тебе путь в южные ворота.

86. Я рассказал тебе, как они проходят этот ужасный путь, изнуря­емые голодом, жаждой и усталостью. Что еще ты хочешь услышать?"

ГЛАВА 3

ГЛАВА 4

ГЛАВА 5

ОПИСАНИЕ ПРИЗНАКОВ ГРЕХА

1. Гаруда спросил: "Расскажи мне, о Кешава, какими знаками отмечены определенные грехи и к какому виду рождения эти грехи ведут?"

2. Благословенный Господь сказал: "Ты услышишь от Меня о гре­хах, из-за которых грешник, вернувшись из ада, снова обретает опре­деленное рождение, и о признаках, которыми отмечены определенные грехи.

3. Убийца брахмана становится чахоточным человеком, убийца коровы - горбуном или слабоумным, убийца девственницы становится прокаженным - все три родятся париями.

4. Убийца женщины и зачатого плода становится жестоким и злым человеком, наделенным многочисленными болезнями; тот, кто совер­шает прелюбодеяние - евнухом; кто обхаживает жену учителя, тот будет страдать от заболеваний кожи.

5. Питающийся плотью существ становится очень красным, пьяни­ца и наркоман страдает плохими зубами; брахман, который из алчно­сти ест то, что не следует есть, становится толстобрюхим.

6. Тот, кто ест сладости, не предлагая иx другим, рождается с зобом; кто предлагает нечистую пищу во время церемонии Шраддхи, рожда­ется прыщавым или прокаженным.

7. Человек, из гордости оскорбивший учителя, становится эпилеп­тиком; кто презирает Веды и Шастры - непременно становится пора­женным желтухой и желчным.

8. Лжесвидетель становится немым, кто нарушает ряд во время еды - рождается одноглазым; кто расстраивает свадьбу - безгубым; кто сворует книгу - рождается слепым.

9. Кто пнет корову или ударит ногой брахмана - рождается хромым и увечным; кто лжет – рождается заикой, а кто слушает такого лжеца- рождается глухим.

10. Отравитель рождается душевнобольным; поджигатель стано­вится лысым; кто продает мясо - рождается неудачником; кто ест мясо других - рождается больным.

11. Кто ворует драгоценности - рождается в низшей касте; кто ворует золото - у того в следующей жизни будут больные ногти; кто ворует другие металлы - тот будет нищим.

12. Кто ворует пищу - станет крысой; кто ворует зерно - саранчой; кто ворует воду - станет птицей Чатака; тот, кто ворует яд, - станет скорпионом.

13. Кто ворует овощи и растения (листья) - станет павлином; бла­говония и духи - ондатрой; мед - слепнем; мясо - грифом; соль - муравьем.

14. Кто ворует бетель, фрукты и цветы - станет лесной обезьяной; кто ворует обувь, траву и хлопок - родится из утробы овцы.

15. Кто живет насилием, грабит на дорогах и любит охотиться - несомненно, станет козлом в доме мясника.

16. Кто умирает от того, что выпивает яд, станет черной змеей в горах; у кого необузданный характер, тот рождается слоном в необи­таемом лесу.

17. Те из дваждырожденных, кто не делает подношений Божеству и кто съедает всю пищу без освящения, - становятся тиграми в непро­ходимом лесу.

18. Брахман, который не повторяет мантру гайятри, кто не меди­тирует в сумерки, кто внутренне коварен, а внешне благочестив, - становится журавлем.

19. Брахман, который совершает богослужение за человека, недо­стойного совершения жертвоприношения, - становится деревенским боровом, а если совершает много таких жертвоприношений - становит­ся ослом; если он не произносит мантры перед трапезой - становится вороной.

20. Дваждырожденный, не передающий знания достойным, стано­вится быком; ученик, не служащий учителю должным образом, ста­новится животным - ослом или коровой.

21. Кто запугивает и презирает своего учителя или угрожает брах­ману - рождается демоном-брахманом в безводной дикой пустыне.

22. Тот, кто не отдает дваждырожденному того, что обещал, стано­вится шакалом; кто не гостеприимен к добрым людям - становится завывающим злым духом.

23. Kто обманывает друзей рождается горным стервятником; кто мошенничает в торговле – совой, кто говорит дурное о системе варнаашрама - становится голубем в лесу.

24. Кто разрушает надежды и любовь, кто бросает жену, когда разлюбит - становится красновато-коричневым гусем на долгое время.

25. Кто ненавидит мать, отца, учителя, кто ссорится с сестрой или братом - будет убиваем во чреве матери в течение тысячи воплощений.

26. Женщина, которая плохо обращается со свекром и свекровью и вызывает постоянные ссоры, становится пиявкой; а та, что бранится с мужем, становится вошью.

27. Та, что бежит за другим мужчиной, бросая своего мужа, - рож­дается летучей лисицей, ящерицей или змеей.

28. Тот, кто прекращает родословную, сойдясь с женщиной из своей семьи, - рождается из чрева медведицы.

29. Сладострастный человек, соблазнивший воздержанную женщи­ну, становится духом в пустыне; кто прелюбодействует с несовершен­нолетней девушкой, становится огромной змеей в лесу.

30. Кто домогается жены учителя, становится хамелеоном; кто домогается жены царя - растленным; домогающийся жены друга ста­новится ослом.

31. Кто совершит зло против природы - станет деревенской свиньей; кто сожительствует с женщиной из касты Шудр - быком; кто слишком страстен - похотливым жеребцом.

32-33. Кто не постится на одиннадцатый день подношений умерше­му - становится собакой. Девалака рождается из чрева курицы.

34. Грешники, пройдя через самые страшные ады, заслуженные вследствие многочисленных грехов, рождаются здесь для искупления своей кармы.

35. Убийца брахмана рождается из чрева осла, верблюда илибуй­вола; пьяницы и наркоманы выходят из чрева волка, собаки или шакала.

36. Укравший золото получает тело червя, насекомого или птицы. Кто ухаживает за женой учителя - становится травой, кустом или растением.

37. Кто ворует чужую жену, присваивает себе вклады, грабит брах­мана - рождается демоном-брахманом.

38-4О. Богатство брахмана, награбленное и полученное нечестным путем, даже через дружбу, приносит несчастье всей семье в течение семи поколений, а если оно получено путем совершения насилия - то пока светят луна и звезды.

Человек может переварить даже металлические стружки, измельченный камень и яд; но есть ли хоть кто-нибудь в трех мирах, кто может переварить богатство брахмана.

Колесницы и войска, купленные на богатство брахмана, рассыпа­ются в битве подобно песку, осыпающемуся на берегах реки.

41-43. Вследствие присвоения храмовой собственности, захвата имущества брахмана и отвержения брахманов, разрушаются семьи. Те люди называются беспечными, кто вместо того, чтобы принести дары мудрецу, хорошо знающему Веды и Шастры, и обратиться к нему за духовной помощью, отдает их другому. Но это не считается пренебрежением, если брахман лишен знания Вед; это можно было бы уподобить тому, что подношения предлагают­ся пеплу, вместо находящегося неподалеку пылающего костра.

44. Не выполнивший своего долга, о Таркшйа, и испытавший нака­зание за это в нескольких адах, рождается слепым и бедным, став не подателем, а нищим.

45. Кто отбирает участок земли, который подарил сам или кто-то другой, - рождается червем в испражнениях в течение шестидесяти тысяч лет.

46. Грешник, отобравший силой то, что сам подарил, идет в ад до вселенского потопа.

47. Тот, кому даны средства существования и клочок земли, должен защищать их до конца. Кто не защищает, но грабит - рождается хромой собакой.

48. Кто поддерживает брахмана, получает плоды, равные стоимости ста тысяч коров; кто лишает брахмана средств к существованию - становится обезьяной или собакой.

49. Эти и другие признаки рождения, о Господин птиц, как видишь, ни что иное, как карма обусловленной души, созданная ею же самою в этом мире.

50. Таким образом, создатели плохой кармы, испытав мучения ада, рождаются с остатками своих грехов в этих установленных формах.

51. Затем, получая в течение тысяч рождений тела животных, они страдают от различных несчастий.

52. Испытав тяжести жизни, страдая от холода, дождя, жары, они впоследствии достигают человеческого состояния, где уравнове­шены добро и зло.

53. Когда мужчина и женщина соединяются, он становится эмбри­оном в должный срок. Испытывая страдания от зачатия до смерти, он снова умирает.

54. Как вертится колесо времени, так и моя майа вертит обуслов­ленные души. Они появляются то на земле, то в аду, быстро увлекае­мые петлей кармы.

55. Тот, кто не делает даров, становится нищим; страдая от сильной нужды, он совершает грехи; в силу совершенных прегрешений он идет в ад, и снова рождается в нищете, чтобы стать грешником.

56. Карма, которую каждый заслужил - хорошая или плохая - неизбежно должна быть выстрадана. Не выстраданная карма не исче­зает даже за десять миллионов столетий ".

ГЛАВА 6

НЕСЧАСТЬЯ РОЖДЕНИЯ ГРЕШНИКА

1. Гаруда сказал: "Поведай мне, о Кешава, как вернувшийся из ада появляется во чреве матери и какие несчастья он испытывает там."

2. Вишну сказал « Я расскажу тебе, как рождается смертный, когда мужские и женские элементы объединяются во время соединения мужчины и женщины.

3. В середине менструального периода, в течение трех дней, когда Индра искупляет грех убийства брахмана, начинает формироваться тело грешника.

4. Мать того, кто возвращается из преисподней, считается в первый день женщиной-парией, на второй - убийцей брахмана, а на третий - прачкой.

5. При получении тела существо в соответствии с кармой и под наблюдением Божества входит в лоно женщины, где уже находится мужское семя.

6. За одну ночь оно становится комочком, к пятой ночи округляется, на десятый день достигает размеров плода дерева ююбы, а после этого становится яйцом из плоти.

7-8. К первому месяцу появляется голова, ко второму - руки и другие части тела; к третьему появляются ногти, волосы, кости, кожа, линга и другие полости. К четвертому месяцу - семь жидкостей тела; к пятому возникает голод и жажда; к шестому, окруженный оболочкой, он сдвигается влево.

9. Вещества тела образуются из пищи и жидкости, съедаемой ма­терью, и младенец ко времени рождения лежит в омерзительной припояснпчной полости, наполненной мочой и испражнениями.

10. Все его конечности постоянно кусают голодные черви; он время от времени теряет сознание от усиливающейся боли, поскольку укусы очень болезненны.

11. Так, замурованный во чреве, стиснутый со всех сторон, он ис­пытывает боль во всем теле, вызванную тем, что мать поедает различ­ную пищу - острую, горькую, горячую, соленую, кислую и едкую.

12. Его голова прижата к животу, спина и шея скрючены, он не может пошевелить конечностями - как попугай в клетке.

13. И здесь он вспоминает - по божественному повелению - произ­веденную им карму за сотни предшествующих жизней и долгое время рыдает, не ощущая никакой радости.

14. Получив это озарение, он со сложенными руками, связанный семью узлами, умоляя и трясясь, жалостливым голосом взывает к Нему, который поместил его в это чрево.

15. С начала седьмого месяца сидящий во чреве, хотя и обладает уже сознанием, трясется и двигается, как утробный червь из-за влияния родовых ветров.

16-23. Это существо говорит: "Я принимаю прибежище Вишну, супруга Шри, опоры творения, разрушителя зла, сострадающего ищущим защиты. Я сбит с толку Твоей майей в отношении своего тела; ведомый своим эгоизмом, я воплощаюсь снова и снова, о Господи! Я совершал добрые и злые поступки ради своих домочадцев и в результате я страдаю, а они, наслаждающиеся плодами, избегли этого. Если я освобожусь из этого чрева, я паду к Твоим стопам и сделаю все, чтобы достичь освобождения. Брошенный в колодец испражне­ний, я страдаю от жара желудочного огня и жажду выбраться отсюда. О, когда же я выйду? Только в Нем, кто ниспослал мне это испытание и сострадает ко всем страждущим, найду я прибежище. И пусть мне никогда не при­дется воплощаться снова. Но нет, я не хочу вообще выходить из этого чрева, где все страдания - результат моих греховных действий. Ибо оставаясь здесь в ужасающих муках, обращаясь за помощью к Твоим стопам, я буду находиться в стороне от материального мира."

24. Благословенный Господь сказал: "И тут он, кто так рассуждал и находился во чреве десять месяцев, получивший озарение во время этих молитв, внезапно выходит головой вперед, выталкиваемый вет­рами родов.

25. Вытолкнутый наружу насильно, свесив голову, он испытывает тревогу, бездыханный от боли, с расстроенной памятью.

26. Упав на землю, он двигается в испражнениях, как червь. Его состояние меняется, и он громко кричит, лишившись знания.

27. Если бы состояние сознания, которое возникает во чреве, в течение болезни, в крематории, или при слушании Пуран, было бы постоянным - кто бы не освободился от этого рабства!

28. Когда он выбирается из чрева после восприятия своей кармы, он снова впадает в заблуждение из-за влияния майи Господа Вишну.

29. И когда его, касается эта майя, он бессильный, не способен говорить. Он испытывает мучения младенчества и детства, возникающие от полной зависимости и несамостоятельности.

ЗО. Его кормят люди, которые совсем не понимают его желаний, он не способен отвратить то, что навязывают ему против его воли.

31. Уложенный в кровать нечистый и вспотевший, он не в состоянии освободить даже руки и ноги, сесть, подняться или двигаться.

32. Москиты, гнус, клопы и другие насекомые кусают его тонкоко­жего, плачущего, лишенного понимания, точно как насекомые кусают маленьких червей.

33. Таким образом, испытав несчастья младенчества и детства, он достигает юности, и приобретает дурные наклонности.

34. Затем у него появляются дурные помыслы, он начинает вра­щаться в обществе злонамеренных людей, он ненавидит писания и благочестивых людей, и становится похотливым.

35. Когда он встречает соблазнительную женщину, она покоряет его чувства своими льстивыми речами; сведенный с ума безрассудной страстью, он опускается до полного невежества, подобно мотыльку, летящему на пламя.

36. Олень, слон, птица, пчела и рыба: эти пятеро ведутся к гибели одним из органов чувств; как же может опьяненный любовью человек не пасть, если он наслаждается пятью видами объектов с помощью пяти [ISCKON1] чувств?

37. Он жаждет недостижимого и из-за неведения становится злым и раздражительным, его гордость и гнев растут вместе с телом.

38; Любовник вступает в ссоры с соперниками, что ведет к гибели, так как более сильные одерживают над ним победу - подобно тому, как один слон побеждает другого.

39. Кто еще более греховен, чем глупец, привязанный к объектам чувств и тратящий понапрасну свою человеческую жизнь, которая достается с таким трудом!

40.После сотен жизней существу удается получить человеческое рождение на земле; но еще более трудно получить жизнь дваждырожденного; тот, кто получает это, но тешит свои чувства из-за глупо­сти, позволяет утекать драгоценному нектару между пальцев.

41. Тогда, достигнув пожилого возраста, он страдает от многих серьезных болезней, и когда приходит смерть, он снова отправляется в ад.

42. Таким образом, грешник, крепко удерживаемый в ловушке кармы и сбитый с толку Моей майей, никогда не освобождается.

43. Итак, Я рассказал тебе, о Таркшйа, как грешник, лишенный жертвоприношений для усопших, отправляется в ад. Что еще Ты хо­чешь услышать?"

ГЛАВА 7

ГЛАВА 8

ГЛАВА 9

ГЛАВА 10

СОБИРАНИЕ КОСТЕЙ ИЗ ОГНЯ

1.Гаруда сказал: "Расскажи мне, о Господь, о ритуалах сожжения тел добродетельных, а также опиши славу верной жены."

2. Благословенный Господь сказал: "Слушай, о Таркшйа, Я расска­жу тебе все о церемониях для достижения высшего тела, совершая которые, сыновья и внуки освобождаются от наследственных долгов.

3. Нет необходимости в многочисленных дарах, но взамен следует совершить посмертные обряды для своих родителей; сын, совершив­ший их, получает плоды, которые достигаются только совершением агништомы.

4-6. Сын, предавшийся горю, должен вместе со своими родственни­ками сбрить все волосы, чтобы устранить все грехи. Как может быть назван помощником при переходе через океан мирского существования сын, не побривший голову после смерти ма­тери или отца? Вот почему он непременно должен сбрить все волосы и обрезать ногти, но не брить подмышки. Затем, приняв омовение вместе сродственниками, он должен надеть чистые одежды.

7-9. После этого, принеся речную воду, он должен омыть труп и украсить его сандаловой пастой, гирляндами или глиной из Ганги. Покрыв труп новой тканью, он, со священным шнуром на правом плече, должен произнести название семьи и посвятить рисовые шари­ки и подарки. Сын должен предложить их в месте смерти и от имени мертвого - таким способом земля и господствующее божество земли умилостив­ляются.

10. Он должен также совершить подношения на пороге дома - от имени того, кто отправился в загробное путешествие. Этот обряд предотвращает то зло, которое могут совершить сотни миллионов злых духов

11-13. Затем невестка (жена сына) и другие должны обойти умер­шего и поклониться ему; затем сын вместе с другими родственниками должен нести его на своем плече. Сын, который несет отца на своем плече к месту сожжения, дости­гает с каждым своим шагом результатов, сравнимых с жертвоприно­шением коня. Тот, кто несет отца на плече, спине или бедре, платит все долги постоянной родительской заботе.

14. Затем, после очищения и окропления водой, он должен сделать остановку на середине пути. Совершив омовение трупа, он должен сделать подношения для него.

15. Эти подношения приносятся для того, чтобы пишачи, демоны, духи и другие существа со всех сторон света не смогли причинить беспокойства этому телу, которое должно быть принесено в жертву.

16-19. Затем его следует отнести к месту сожжения и положить на землю головой на север. Место вокруг должно быть очищено для предания огню следующим образом: надо подмести землю, вымыть ее настоем навоза, сделать из земли небольшой алтарь, окропить его водой, и раз

Наши рекомендации