Мазхаб шейх уль Ислама Ибн Теймии в вопросе оправдания

Слова имама Мухамммада Ибн Абдуль Ваххаба


У шейх уль Ислама Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба есть отдельное большое послание именно по этому вопросу, поскольку один из хороших прежде братьев написал ему послание, что у него затруднение по причине некоторых слов Ибн Теймии, а затем через какое то время написал шейху Мухаммаду Ибн Абдуль Ваххабу, что затруднение устранилось, и он нашел слова Ибн Теймии, по причине которых ему всё стало ясно, и стало ясно что нельзя выносить такфир мушрикам поклоняющимся не Аллаху, и что они мусульмане пока не будет им разьяснено.

И шейх посвятил большое послание, опровергая его порочное понимание слов шейх уль Ислама Ибн Теймии. Приведем некоторые цитаты из этого послания.


1. Сказал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, опровергая его аргументацию словами Ибн Теймии о необходимости установления довода перед такфиром конкретной личности:


وإذا كان كلام الشيخ، ليس في الشرك والردة، بل في المسائل الجزئيات، سواء كانت من الأصول أو الفروع

"И ведь слова шейха (Ибн Теймии) не касательно ширка и вероотступничества, однако касательно частичных вопросов, все равно, будь это в основах или ответвлениях религии"

Источник: "Ад-дурар ас-сания", 13-67, "Ар-расаиль аш-шахсыя", 1-130

2. Сказал шейх уль Ислам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб:


وصرح رضي الله عنه أيضا: أن كلامه في غير المسائل الظاهرة، فقال في الرد على المتكلمين، لما ذكر أن بعض أئمتهم توجد منه الردة عن الإسلام كثيرا، قال: وهذا إن كان في المقالات الخفية، فقد يقال إنه فيها مخطئ ضال، لم تقم عليه الحجة التي يكفر تاركها، لكن هذا يصدر عنهم في أمور يعلم الخاصة والعامة من المسلمين، أن رسول الله صلى الله عليه وسلم بعث بها، وكفر من خالفها، مثل عبادة الله وحده لا شريك له، ونهيه عن عبادة أحد سواه، من الملائكة والنبيين وغيرهم، فإن هذا أظهر شعائر الإسلامـ ومثل إيجابه للصلوات الخمس، وتعظيم شأنها; ومثل تحريم الفواحش، والزنى والخمر والميسر; ثم تجد كثيرا من رؤوسهم وقعوا فيها، فكانوا مرتدين; وأبلغ من ذلك: أن منهم من صنف في دين المشركين، كما فعل أبو عبد الله الرازي، قال: وهذه ردة صريحة باتفاق المسلمين، انتهى كلامه.
فتأمل هذا، وتأمل ما فيه من تفصيل الشبهة، التي يذكر أعداء الله،

"И ясно сказал Ибн Теймия, да будет доволен им Аллах, также, что его слова (о необходимости разьяснения) в вопросах, не относящихся к очевидным вопросам.

Сказал он в опровержении мутакаллимам: "И это когда будет в неясных вопросах, то может можно сказать: "Он в этом ошибающийся заблудившийся, и не установился над ним довод, по причине которого становится кафиром тот, над кем он установился".Однако, это выходит от них в ясных вопросах, которые знают как ученые, так и простые из мусульман, что они из религии мусульман, и что Мухаммад, мир ему, был послан с этим, и делал такфир тому, кто противоречил этому. Как например –поклонение Одному Аллаху, не придавая ему сотоварищей, и запрет поклоняться кому либо, помимо Аллаха, как например ангелам, Пророкам, солнцу, луне, звездам, идолам, и другим обьектам поклонения. Истинно, это самое очевидное из законоположений Ислама! И также примером этого служит его приказ к пяти молитвам, и обязывание этим, и возвеличивание их положения. И также примером этого служит его вражда к иудеям и христианам, мушрикам, сабеям и огнепоклонникам. И также: запрет мерзостей, как риба, хамр, азартные игры, и подобного этому.Затем, ты видишь их глав (философов) впадают в эти вещи (то есть в отрицание их), и они являются муртаддами по этой причине. И выше этого – то что некоторые из них написали книги посвящённые религии мушриков, как сделал Абу Абдуллах ар-Рази, и это – ясное вероотступничество по единогласному мнению мусульман"- закончились его слова.

Так поразмысли же над этим, и поразмысли над тем разьяснением сомнения, которое упоминают враги Аллаха, что содержится в этих словах!"

Источник: "Ад-Дурар ас-сания", 12-415

Слова шейха аллямы Абу Бутейна ан-Наджди


Сказал шейх Абу Бутейн приведя упомянутые уже выше слова шейх уль Ислама о разделении в хукме о куфре ошибшегося между ясными вопросами и скрытыми из опровержения мутакаллимам:


فانظر إلى تفريقه بين المقالات الخفية، والأمور الظاهرة' فقال في المقالات الخفية التي هي كفر: قد يقال: إنه فيها مخطئ ضال، لم تقم عليه الحجة التي يكفر صاحبها، ولم يقل ذلك في الأمور الظاهرة؛ بل قال: ثم تجد كثيرا من رؤوسهم وقعوا في هذه الأمور، فكانوا مرتدين، فحكم بردتهم مطلقا، ولم يتوقف في الجاهل

"Так посмотри же на его разделение между скрытыми вопросами, и ясными вопросами, и он сказал о скрытых которые являются куфром, что можно сказать, что ошибшийся в них – заблудший и ошибшийся, и не становится кафиром пока не будет донесен ему довод. И не сказал Ибн Теймия такого в очевидных вопросах, однако сказал о них: "Ты находишь многих мутакаллимов попадают в эти вещи, и становятся муртаддами", и он вынес абсолютный хукм об их муртаддстве, и не остановился касательно джахиля"

Источник: "Ад Дурар ас-Сания", 13-355

Слова имама Исхака Ибн Абдур-Рахмана


Сказал шейх Исхак Ибн Абдур-Рахман Ибн Хасан приведя вышеупомянутые слова шейх уль Ислама:


فتأمل كلامه في التفرقة بين المقالات الخفية وبين ما نحن فيه في كفر المعين وتأمل تكفيره رؤسائهم

«Поразмысли же над его словами, как он различил между скрытыми вопросами, и тем, в чём речь у нас, со стороны такфира конкретной личности. И поразмысли над его такфиром главам мутакаллимов»

Источник: «Такфир аль-муаййан», 6

Шейх Абдуль Азиз Ибн Баз


Спросили шейха Ибн База:


ما موقف السلف -رحمهم الله- كالإمام ابن تيمية وابن عبد الوهاب من قضية العذر بالجهل، وهل هي واردة، وهل تطرق إليها السلف، أم أنها باطلة لا أصل لها في قضية التوحيد؟

"Какова позиция саляфов – да смилуется над ними Аллах – как имам Ибн Теймия, и Ибн Абдуль Ваххаб – к вопросу оправдания по невежеству, есть ли оправдание, и говорили ли об этом саляфы, или его нет, и нет основы оправданию в вопросах Таухида?"

И шейх ответил, что если человек в странах Ислама то ему нет оправдания в вопросах акыды, а если в далеких отрезанных странах, то он в хукме людей фатры и будет испытан в Судный День

Прослушать: http://www.binbaz.org.sa/audio/noor/055006.mp3

Шейх Абдуль Азиз ар Роджихи


Сказал шейх алляма Абдуль Азиз ар Роджихи:

- أن يكون عالما لا جاهلا، وهذا في الأمور الدقيقة الخفية، أما الأمور الواضحة والقطعية فلا يعذر فيها بالجهل، وهذا مذهب الإمامين ابن تيمية وابن عبد الوهاب بأن تبلغه الحجة وتقوم عليه الحجة ولا يشترط أن يفهم الحجة

"Из условий дозволяющих такфир конкретной личности - чтобы он не был невежественным. И это - в тонких скрытых вещах, что же касается ясных вещей пришедших категоричным образом, то нет в них оправдания по невежеству. И это - мазхаб двух имамов Ибн Теймии, и Ибн Абдуль Ваххаба - что если достиг до него довод он установился над ним, и не обусловлено понимание довода"

Источник: "Такиид аш шаварид", 23

И можно приводить ещё многие слова ученых, но становится ясным, что именно слова шейх уль Ислама об отсутствии оправдания были с давних пор му’тамад у ученых Ислама, и это по причине их соответствия иджма ученых и основам Шариата.

И в этом – достаточное разьяснение для того кто хочет истины, а тому кто хочет определенную вещь приводи хоть 1000 доводов и все равно ему не будет хватать.

Выводы


1. Доводы в вопросах вероубеждений – Коран, Сунна, и иджма саляфов, а не позиция какого то конкретного позднего алима


2. Мазхаб Ибн Теймии не имеет никакого решающего значения на данный вопрос


3. У Ибн Теймии есть слова, где он дает оправдание в ясных вопросах, и есть слова, в которых не дает оправдание, и ученые ахлю-Сунна с давних пор сделали основой к которой возвращается все сомнительное – те его слова, в которых он не дает оправдания, делая хорошие мысли об этом великом алиме


4. Они допускали, что он мог оправдывать, и говорили – в таком случае, это отвергаемая ошибка, и противоречие устоявшемуся иджма в этом разделе


5. С давних пор жужжание вокруг этой темы, и приведение шубухатов из слов имама Ибн Теймии было обычаем людей страстей, противостоявших людям истины и саляфитскому призыву - Ибн Джорджиса, Ибн Мансура, и им подобных, и наши современные оппоненты идут по их следам - хотят они того, или нет.

В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!

Мазхаб шейх уль Ислама Ибн Теймии в вопросе оправдания

Подробная работа по этой теме, в которой враги ахли-Сунна сеют шубухаты, и разьяснение позиции ученых ахли-Сунна по отношению к мазхабу шейх уль Ислама Ибн Теймии

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:


Это краткая работа посвященная мазхабу Ибн Теймии в вопросах оправдания.


И сперва, прежде чем приступить к сути, мы должны указать на некоторые основы в этом разделе


1. Акыда берется из Корана, Сунны, и того, на чем единогласны саляфы, а не из чего то другого


Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

لَيْسَ الِاعْتِقَادُ لِي وَلَا لِمَنْ هُوَ أَكْبَرُ مِنِّي ؛ بَلْ الِاعْتِقَادُ يُؤْخَذُ عَنْ اللَّهِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى وَرَسُولِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَمَا أَجْمَعَ عَلَيْهِ سَلَفُ الْأُمَّةِ

"Акыда не берется от меня, и от того, кто больше чем я,однако акыда берется от Аллаха, Свят Он и Велик, и Его Посланника, и единогласного мнения саляфов этой общины"

Источник: "Маджму аль-фатауа", 3/203

И основа исследования любого вопроса в вероубеждении – это возвращение к Корану, Сунне, и изучение слов праведных предшественников – благо их книги в вероубеждениях, такие как "Ас-Сунна" Абдуллаха Ибн Ахмада, "Шарх усуль аль-и'тикод" аль-Лялякаи, "Аш Шариа" аль-Аджурри, "Аль-Ибана" Ибн Батты, "Шарх ас-Сунна" аль-Барбахари, "Шарх ас-Сунна" аль-Музани, и многие другие подобные книги – дошли до нас, и легко доступны, и вся хвала Аллаху.

Затем, нет проблем, и полезно, после этого также ознакомиться со словами тех или иных поздних ученых ахли-Сунна – как шейх уль Ислам Ибн Теймия, и другие.


Однако – это не делается основой, напротив, это дополнение к основе.


И кто делает не так, а начинает со слов какого либо позднего ученого, и после этого отказывается принимать любые доводы и любые ясные слова саляфов и их понимание – тот перевернул методологию исследования вопросов акыды с ног на голову и идет по пути заблудших приверженцев нововведений, которые убеждены, что вся Умма должна следовать какому-то конкретному имаму и его иджтихадам, и не оборачиваться ни к чему другому.


И к сожалению, этот подход в наше время получил распространение среди определенной категории людей, которые, когда хотят исследовать какой то вопрос в акыде, ограничиваются лишь словами шейх уль Ислама, и не смотрят слова других ученых – как из числа саляфов, так и других поздних ученых ахли-Сунна


И это – ошибка в методологии исследования, даже если полученный результат в итоге оказывается верным.


2. Слова имама Ибн Теймии не являются доводом, и его ошибка отвергается, также как ошибка и кого то другого


Если стало понятно, что слова того или иного позднего ученого не являются доводом сами по себе, а довод – это Коран, Сунна, и иджма саляфов, то становится ясным, что мазхаб Ибн Теймии в этом вопросе не является доводом, каким бы он не был, и не имеет решающего значения – все равно, оправдывает он, или не оправдывает – а довод – это Коран, Сунна, и иджма саляфов, а не его слова


Поэтому, если даже допустить, что шейх уль Ислам Ибн Теймия противоречил истине в этом вопросе, и давал оправдание по тауилю и тд в ясных вопросах, то мы скажем: это явная ошибка, и мы не следуем ей


И эти слова не являются чем то немыслимым, и это – практика ученых и с теми, кто намного выше степенью, чем шейх уль Ислам Ибн Теймия


Упомянул имам Ахмад хадисы, которые пришли о свидетельствовании Раем за десятерых сподвижников, и ужесточил слово касательно этого. И сказали ему, что имам Абдур-Рахман Ибн Махди говорил по другому, и он разгневался, и сказал:


عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ مَهْدِيٍّ مَنْ هُوَ ؟ أَيْ مَعَ هَذِهِ الأَحَادِيثِ.

«Кто такой Абдур-Рахман Ибн Махди? Рядом с этими хадисами?!»

Источник: «Ас-Сунна», Аль-Халляль

И Абдур-Рахман Ибн Махди – великий имам мусульман и има саляфов, и учитель имама Ахмада, и быть может не дошли до него некоторые эти хадисы, однако посмотрите на реакцию имама Ахмада, когда даже такой великий имам, ошибся в таком вопросе - он откидывает его слова не колеблясь, и порицает тех, кто цепляется за них, противореча Сунне.


- Хотел один из учеников Ахмада начать записывать книги сторонников Абу Ханифы, и имам Ахмад приказал ему не делать этого. Ученик сказал: «Но Абдуллах Ибн Мубарак делал это!» Имам Ахмад ответил:


لم ينزل من السماء إنما أمرنا أن نأخذ العلم من فوق


«Он не низошёл с небес! А нам приказано брать знания лишь сверху!» (т.е. из ниспосланного откровения, а не из действий кого то из людей)


Источник: «Ат-Турук аль-Хакима», 1/401


И когда аргументировали противоречащим истине поступком имама Абдуллаха Ибн Мубарака, отверг это имам Ахмад и разьяснил ошибку


И что касается конкретно слов шейх уль Ислама в этом вопросе – то нужно сказать следующее


1. Мы безусловно признаем, что в его словах есть то, чей внешний смысл очевиден в том, что он даёт оправдание по тауилю в ясных вопросах, противореча тем самым иджма саляф в этом вопросе. Мы знаем его некоторые выражения в книге "Аль-Истигаса", "Аль-Иктида", и т.д. Мы не собираемся упираться и отрицать очевидное, и делать вид, что этого нет


2. Мы также утверждаем, следуя за пониманием великих имамов этой общины, что среди слов шейх уль Ислама Ибн Теймии есть прямо противоположные слова – слова которые прямо указывают на то, что он не дает оправдание в ясных вопросах религии по тауилю и тому подобному.

Что делать в таком случае?


Можно последовать двумя путями.


1. Первый: сделать хорошие мысли о шейх уль Исламе, и оставить его слова муташабих, и закрыть на них глаза, и сделать те слова, где он не оправдывает – мухкам – конкретизирующими и уточняющими его мазхаб в этом вопросе.


Так поступили уляма великой школы ахли-Сунна - уляма недждийского призыва и те кто пошли их путем.


Позже мы приведем их слова.


2. Второй: сказать, что шейх уль Ислам Ибн Теймия ошибся в этом вопросе и его слова отвергаются и не берутся, с сохранением уважения к нему и его достойного места


И в этом нет никакой проблемы, и это не является порочением шейх уль Ислама – великого алима ахли-Сунна, и не обязывает выносить на него какие то тяжелые ахкамы, потому что данный вопрос из скрытых вопросов, и в нём следует донести довод и устранить сомнения.


И приведем слова ученых кто указал на это.


1. Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, после того, как привел слова шейх уль Ислама Ибн Теймии, указывающие на то, что он не даёт оправдание:


على أن الذي نعتقده وندين لله به ونرجو أن يثبتناً عليه أنه لو غلط هو أو أجلَّ منه في هذه المسألة وهي مسألة المسلم إذا أشرك بالله بعد بلوغ الحجة ، أو المسلم الذي يفضل هذا على الموحدين ، أو يزعم أنه على حق ، أو غير ذلك من الكفر الصريح الظاهر الذي بينه الله ورسوله وبينه علماء الأمة ، أنا نؤمن بما جاءنا عن الله وعن رسوله من تكفيره ولو غلط من غلط .
فكيف والحمد لله ونحن لا نعلم عن واحد من العلماء خلافا في هذه المسألة

"И при этом, наша акыда, и наша религия перед Аллахом, на которой, мы надеемся, Аллах укрепит нас – что если ошибся Ибн Теймия, или даже тот, кто еще выше его степенью, в этом вопросе – а это вопрос мусульманина, который совершил многобожие после дохождения до него довода, или мусульманина, который ставит такого выше единобожников, или утверждает, что он на истине – или совершил другой ясный очевидный куфр, который разьяснили Аллах и Его Посланник- то мы убеждены в том, что пришло нам от Аллаха и Его Посланника – такфир такого человека, даже если и ошибся в этом вопросе тот, кто ошибся!

Так что же говорить, когда, хвала Аллаху – мы не знаем ни от одного из ученых разногласий в этом вопросе?!"


Источник: "Муфид аль-мустафид фи куфри тарики ат-Таухид", 9


2. Сказал имам Абу Бутейн ан Наджди, комментируя слова шейх уль Ислама Ибн Теймии касательно джахмитов: «если бы я сказал такое то я стал бы кафиром, но вы джахили..»:


مع أن رأي الشيخ رحمه الله تعالى- في التوقف عن تكفير الجهمية ونحوهم- خلاف نصوص الإمام أحمد وغيره من أئمة الإسلام

«Точка зрения шейха Ибн Теймии, рахимахуЛлах, в его остановке от такфира джахмитов и подобных им – противоречие текстам имама Ахмада и других имамов Ислама»


Источник: «аль-Интисар ли хизбиЛляхи аль-муваххидин», 1/39

3. Сказал имам Ахмад Ибн Иса ан Наджди, комментируя эти же слова Ибн Теймии про джахмитов:

وَقَوله عِنْدِي يبين ان عدم تكفيرهم لَيْسَ أمرا مجمعا عَلَيْهِ لكنه اخْتِيَاري وَقَوله فِي هَذِه الْمَسْأَلَة خلاف الْمَشْهُور فِي الْمَذْهَب

"Его слова: "Вы для меня.." - указывают на то, что его отсутствие такфира главам джахмитов- не является вещью вокруг которой единогласие, однако это его выбор. И его слово в этом вопросе - противоречит известному в мазхабе"

Источник: "Таудых аль-макасыд", 2/410


5. Сказал шейх Хамид аль-Факки, комментируя слова шейх уль Ислама Ибн Теймии, из которых можно понять, будто бы он говорит что у могилопоклонников есть слабый таухид, они очень редко чувствуют слабость Имана, и им может быть прощена их ошибка:


كيف يكون عنده ذرة من التوحيد وهو يتخذ أولياءه آلهة من دون الله يلزم أبواب أصنامهم ويضع عندهم كل مسألته وحاجه؟ وأعجب من هذا أن يجد أحدهم ذرة من حلاوة الإيمان؟ الذي هم أجهل الناس به بل أبغض الناس وأعداهم له فغفر الله لشيخ الإسلام ولو قدرنا أن الله يعفو عنهم ويغفر لهم فأين يذهب قوله إن الله لا يغفر أن يشرك به وهل بعد بيان القرآن الذي يتلونه ويتلى عليهم ليلى نهار حجة لمحتج وعذر لمعتذر؟ ولو عذرناهم لكان أولى بالرسول صلى الله علي وسلم أن يعذر الذين ماتوا في الجاهلية وقد مر بك قريبا حديث المنتفق الذي يبشر فيه الرسول صلى الله عليه وسلم دوسا وغيرهم بالنار؟ إن من تدبر القرآن وعرف حال هؤلاء لا يشك لحظة في أنهم مشركون لا يقبل الله منهم صرفا ولا عدلا إلا إذا عرفوا شركهم وطواغيتهم فكفروا بها وأخلصوا دينهم لله وحده

"Как будет у такого могилопоклонника даже пылинка Таухида, в то время как он делает своих авлия обьектами поклонения наряду с Аллахом, и постоянно пребывает у ворот их идолов, и отдает им все свои просьбы и просит их о всякой нужде? И удивительнее этого, как может кто то из них находить даже пылинку сладости Имана?? О котором они самые невежественные люди, и даже самые ненавидящие Иман люди, и самые враждебные к Иману люди! Да простит же Аллах шейх-уль Исламу эти слова! Если бы мы предположили, что Аллах может простить им, то куда же денется слово Аллаха: "Истинно, Аллах не прощает ширк к нему"? И разве после разьяснения Корана, который они постоянно читает, и который читают им днём и ночью, разве после этого разьяснения может остаться доводом спорящему, и оправдание оправдывающемуся?! Если бы мы оправдали их, то тогда Посланнику Аллаха тем более нужно было бы оправдать тех, кто умерли в джахилии, и ты только недавно прочитал хадис о Бану аль-Мунтафик, в котором Пророк оповестил умерших в джахилии членов племени Даус, и курейшитов об Огне. Истинно, каждый, кто поразмыслит над Кораном, и узнает состояние этих могилопоклонников, не будет сомневаться ни секунды, что они мушрики, и что Аллах не принимает от них ни добровольного, ни обязательного деяния – кроме как если они познают свой ширк, и своих тагутов, и проявят неверие в них, и станут посвящать религию одному лишь Аллаху!"


Источник: "Ат-Талик аля минхадж ат-та'сис уа ат такдис", 124


6. Сказал шейх Ахмад аль Хазими:


"Знай, что слово Пророка: "Если сделает иджтихад судья.." – его обобщенность не имеется ввиду здесь.


Ведь некоторые разрешили что иджтихад может быть в акыде. Сказали: "Нет разницы между вопросами акыды и вопросами фикха в иджтихаде". И это слово – ложное! Поэтому здесь надо сказать, что иджтихад может быть в вопросах, не относящихся к основам религии. И доводом на это является то, что сподвижники единогласны в основах вероубеждений, и что ахли-Сунна уаль джамаа вынесли табди' тем, кто противоречил основам вероубеждений.

Так как же может быть разрешенным иджтихад в таком случае?!


Если скажет кто то: "Я совершил иджтихад, и пришёл к тому, что Коран сотворен", мы что скажем – он ошибся?! Нет, это бида, и заблуждение, и мы не разрешаем, чтобы это было местом иджтихада, однако опровергнем его. Мы скажем: "Не дозволен здесь для тебя иджтихад! Не допустим здесь для тебя иджтихад, потому что это место единогласного мнения между саляфами! И если это так, то иджтихад в таком случае будет ложным.


Этот хадис – аргументировали им некоторые на оправдание муджтахида в основах вероубеждения, и приписывается это, используя некоторые двусмысленные слова шейх уль Ислама Ибн Теймии, что он согласен с их мнением. Однако, в отдельных местах он высказался обобщенно, а в других – конкретизировал, что имел ввиду. Он сказал о том в чем допустим иджтихад в убеждениях, что это подобно тем ответвлениям вероубеждения, в которых разногласили сподвижники, как например: "Видел ли Пророк своего Господа?", в этом есть разногласие. Или как вопрос: "Наказание при мучениях могилы и для духа и для тела, или лишь для духа?". Это вопросы убеждения, однако в них есть некоторое разногласие. И шейх уль Ислам в некоторых местах обобщенно допустил оправдание по иджтихаду в вопросах убеждений, а в других местах – привел в пример такие вопросы. Поэтому мы совместим его обобщенные слова с его конкретизированными словами.


И в любом случае – если нельзя будет так совместить, то мы скажем: это его иджтихад, да смилуется над ним Аллах, противоречащий ясным текстам, и то на чём единогласны саляфы – не разрешен абсолютно там иджтихад!


Поэтому, вопросы вероубеждения – нет в них иджтихада"


Источник: "Шарх назм аль-варакат" с дауры в Мисре, 7-ая лекция, начиная с 1 часа 58 минуты

7. Также я спрашивал шейха Абдур Рахмана аль Хиджжи об этом вопросе, и он сказал: "Да, шейх Ибн Теймия оправдывал, и это его ошибка, которая отвергается от него и не берется"

Наши рекомендации