Глава 25-я: Разъяснение некоторых видов колдовства
Ахмад приводит слова Мухаммада ибн Джафара от Ауфа [ибн Абу Джамили. — Ред.] от Хаййана ибн аль-Ала от Катана ибн Кабисы от его отца [Кабисы ибн Махарика. — Ред.], который слышал, как Пророк ﷺ сказал: «’Ияфа, таркъ и суеверие являются джибтом».
Ауф сказал:«’Ияфа означает предсказание по направлению полёта птиц, а таркъ — это черчение линий на земле». Аль-Хасан [аль-Басри. — Ред. ] сказал, что джибт — это «отголосок Шайтана».
Иснад этого хадиса очень хороший. Его передали также Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан.
Ибн ’Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха сказал: “Тот, кто обучился какой-либо отрасли астрологии, тот обучился отрасли колдовства, и чем больше он обучается астрологии, тем больше он выучивает колдовства”».
Ан-Насаи приводит хадис Абу Хурайры о том, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто завязал узел, а затем поплевал на него, совершил колдовство; совершивший же колдовство, совершил ширк. А тот, кто связал свое сердце с чем-нибудь, вверяется этому».
Ибн Мас’уд рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не сообщить ли мне вам, что относится к колдовству? Это — клевета и распространение сплетен».
Аль-Бухари и Муслим приводят хадис Ибн Умара, который рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в красноречии есть колдовство».
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«После того, как шейх рассказал нам о колдовстве /сихр/, которое является многобожием, он говорит о том, что не каждое колдовство считается многобожием /ширк/. Слово «колдовство» в языке имеет широкий смысл. Одним из его значений является обращение за помощью к дьяволам, стремление угодить им и поклонение им для того, чтобы они стали прислуживать колдуну. Это понятие включает в себя и другие значения, которые Законотворец называл колдовством, хотя они не похожи на настоящее колдовство. Они отличаются от него как по сути, так и по отношению религии к ним. Существуют различные степени колдовства, и различие между ними очень важно. И для того, чтобы люди могли делать различие между ними, имам написал эту главу.
Среди простого народа красноречие также называется колдовством. Но здесь не имеется в виду то колдовство /сихр/, во время которого человек обращается за помощью к дьяволу. Однако здесь имеется в виду языковое значение слова «сихр», так как красноречие скрыто действует на сердце. Поистине, красноречивый муж, говорящий красивым языком, может пленить сердца людей. Иногда, с помощью красноречия, он может показать истину ложью, а ложь — истиной.
Точно также суеверия /тыяра/ называются колдовством /сихр/. Суеверия содержат в себе определенные убеждения. Точно также колдовством называется черчение линий на земле (таркъ) и предсказания по направлению полёта птиц. Это не подобно тому колдовству, о котором мы говорили в прошлой главе.
Ахмад приводит слова Мухаммада ибн Джафара от Ауфа [ибн Абу Джамили] от Хаййана ибн аль-Ала от Катана ибн Кабисы от его отца [Кабисы ибн Махарика], который слышал, как Пророк ﷺ сказал: «’Ияфа, таркъ и суеверие являются джибтом». Передали Ахмад в муснаде; Ибн Аби Шейба, 5/311; ибн Са’д в «ат-Табакат», 7/35; аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир», 7/173; Абу Дауд, 3907; ан-Насаи в «аль-Кубра», 6/324; ат-Тахауи в «Шарх ма’ани аль-асар», 4/312; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 940-941; Ибн Аби Хатим в своём тафсире, 3/974; Ибн Хиббан, 6131; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/139. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Гъайату-ль-Марам», 301.
Ауф сказал: «’Ияфа — это предсказание по направлению полёта птиц, а таркъ — это черчение линий на земле».
При гадании по направлению птиц, как отметил Ауф, разгоняют птиц и по направлению их полета определяют, будет ли удачным дело, которое человек задумал начать, или же определяют будущее по поведению птиц. Это является одной из форм джибта и колдовства. Почему? Мы сказали, что джибтом называются презренные вещи, которые отвращают человека от истины. Это же является одним из значений гадания по направлению полета птиц. Оно влияет на действия человека, который либо берется за дело, либо воздерживается от него, и поэтому гадание по направлению полета птиц считается одним из видов колдовства. Суеверие имеет более широкий смысл, нежели гадание по направлению полета птиц, поскольку это понятие включает в себя любые добрые и дурные предзнаменования, связываемые с вещами или событиями. Более подробно об этом мы поговорим в следующей главе. Например, человек видит, что птицы летят направо и думает, что из-за этого его дело будет удачным. А если птицы полетели налево, значит что-то плохое может случиться. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто отказался совершать какое-либо дело по причине суеверия, тот совершил ширк». Передали Ахмад, 2/220; Ибн Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля», 292; Ибн ’Абд уль-Барр в «ат-Тамхид», 24/201. Например, человек оставил дело, из-за того что увидил что-то в воздухе, услышал какое-то слово, увидит аварию на дороге и тому подобные суеверия.
Когда вещь называется суеверием? Вещь называется суеверием, если она заставляет человека бросить какое-либо дело или наоборот, начать какое-либо дело. Если это суеверие вошло в его сердце и заставило отказаться от какого-либо дела или начать совершать какое-либо дело, то человек считается суеверным.
Что же касается гадания по черточкам, то для этого на земле чертят очень много черточек, после чего предсказатель начинает быстро стирать их по одной или по две, а затем смотрит на оставшиеся черточки и делает свое предсказание. Эти предсказания также являются одним из видов колдовства.
Аль-Хасан аль-Басри сказал, что джибт — это отголосок Шайтана.
Что же касается слов аль-Хасана аль-Басри, то он назвал джибт отголоском сатаны, потому что сатана призывает людей к этому своим голосом и воплем.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто обучился какой-либо отрасли астрологии, тот обучился отрасли колдовства, и чем больше он обучается астрологии, тем больше он выучивает колдовства». Передали Ахмад, 1/227, 331; Ибн Аби Шейба, 25646; Абу Дауд, 3905; Ибн Маджах, 3726; ат-Табарани в «аль-Кабир», 11278; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/138; Имам Науауи назвал хадис достоверным. См. «Рияд ус-Салихин», стр. 307; Также шейх аш-Шанкыти назвал хадис достоверным. См. «Адвау-ль-байан», 4/49.
Из этих слов следует, что изучающий звезды фактически изучает колдовство. В одной из глав речь пойдет о видах наук о звездах и том, ради чего Великий и Могучий Аллах сотворил звезды.
Астрологи заявляют о том, что движение звезд и планет, их встречи и расхождения, их появление или сокрытие, действует на то, что происходит на земле. Всё это является частью колдовства /сихр/.
Ан-Насаи приводит хадис Абу Хурайры о том, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто завязал узел, а затем поплевал на него, совершил колдовство; совершивший же колдовство, совершил ширк. А тот, кто связал свое сердце с чем-нибудь, вверяется этому». Передали ан-Насаи, 7/112; ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат», 1469; ибн ’Ади в «аль-Камиль», 4/341; имам аль-Миззи «Тахзиб аль-Камаль», 14/169.
Под поплевыванием здесь подразумевается обращение за покровительством и помощью к дьяволам и произнесение слов, которые привлекают джиннов и заставляют их служить колдовскому узелку. Поэтому не всякое поплевывание на узелок считается колдовством. Колдовством считается такое поплевывание, которое сопровождается заклинаниями, в которых есть многобожие (ширк). Если человек совершает такое колдовство, то джинн начинает служить этому колдовству, закрепленному поплевыванием на узелки. Так поступали колдуны во время Пророка ﷺ, поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَمِن شَرِّ النَّفًّاثَاتِ فِي العُقَدِ ﴾
«От зла колдуний, поплевывающих на узлы» Сура аль-Фалякъ, аят 4.
Колдуны завязывают узелки, потому что колдовство не теряет свою силу, пока они остаются завязанными. Одним словом, колдун добивается желаемого благодаря двум вещам: узелкам и поплевыванию. И очень важно знать, что эти узелки иногда бывают крупными и хорошо различимыми, а иногда — очень маленькими. Если эти узлы попадут в чьи-либо руки, он обязательно должен развязать их, чтобы колдовство исчезло. А поплевывание содержит в себе заклинания и просьбу о помощи к дьяволам.
В хадисе также говорится, что занимающийся колдовством приобщает сотоварищей к Аллаху, и это выражение имеет самый широкий смысл. Здесь имеется в виду тот колдун, который завязывает узлы, а затем поплевывает в них, призывая на помощь шайтанов. Об этом мы подробно говорили в прошлой главе. Невозможно совершить колдовство, пока не поплюешь в узлы или не призовешь на помощь джиннов.
В нем также говорится, что всякий, кто повесил на себя что-либо, вверяется этому. Человек думает, что по причине этого, он получает пользу или избегает вреда. Хотя известно, что любые причины, содержащие в себе многобожие (ширк), никогда не принесут ничего, кроме вреда. Если раб полагается на Аллаха, то ему бывает достаточно Божьего покровительства. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللهِ فَهُو حَسْبُهُ ﴾
«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» Сура ат-Талякъ, аят 3.
Но если он полагается не на Аллаха, то его покровителем становится тот, на кого он положился, а ведь все существа, помимо Всевышнего Аллаха, бедны и нуждаются в Нем. Великий и Могучий Аллах один является распорядителем благ и милостей. Он сказал:
﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنْتُمْ الْفُقَرَاءُ إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ ﴾
«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах — Богатый, Достохвальный» Сура Фатыр, аят 15.
Кто обращается с нуждами к Аллаху, тот обретёт успех. Кто связал своё сердце с Аллахом, тот обретёт успех. А кто связал свое сердце с многобожием, например, с колдовством или обращением к мертвым, тот будет вверен этому. А кто будет вверен творению, тому это творение принесёт только вред. Как сказал Аллах:
﴿ يَدْعُوا لَمَنْ ضَرُّهُ أَقْرَبُ مِن نَّفْعِهِ ﴾
«Он взывает к тому, кто может быстрее навредить, чем принести пользу» Сура аль-Хадж, аят 13.
Ибн Мас’уд рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не сообщить ли мне вам о том, что относится к колдовству? Это — клевета и распространение сплетен». Передал Муслим, 2606.
Арабское слово «адх» имеет несколько значений, одним из которых является «колдовство». Сплетни являются одним из видов колдовства и они относятся к большим грехам. Сходство между колдовством и сплетнями заключается в том, что колдовство разлучает двух влюбленных или сближает двух чуждых друг другу людей, оказывая скрытое воздействие на сердца, и таким же образом поступают сплетники, когда разлучают любящих друг друга людей, передавая им различные сплетни. Сплетник вносит раскол между двух сердец и сеет в них вражду. Поэтому сущность сплетен такова же, как сказал Всевышний о колдовстве:
﴿ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ المَرْءِ وَزَوْجِهِ ﴾
«Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» Сура аль-Бакара, аят 102.
Аль-Бухари и Муслим приводят хадис Ибн ’Умара, который рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, в красноречии есть колдовство«.Передали аль-Бухари, 5146 и Муслим, 869.
Это значит, что красноречие тоже может быть видом колдовства. Под красноречием здесь подразумевается умение излагать мысли ясными и красивыми словами, которые поражают и очаровывают слух и сердца. Иногда посредством этого можно представить истину ложью, а ложь — истиной. Люди начинают думать, что всё, что говорит этот человек, является истиной, а то, что он опровергает, является ложью.
Согласно наиболее достоверному мнению богословов, этот хадис порицает, а не восхваляет красноречие. Именно поэтому шейх, да смилостивится над ним Аллах, привел его в этой главе, в которой упоминаются различные запрещенные поступки. Речь идет о таком красноречии, с помощью которого человек превращает истину в ложь, а ложь в истину. Красноречие должно использоваться только для того, чтобы поддержать истину». [Конец слов шейха]
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Гадание по направлению полета птиц, гадание по черточкам и суеверие являются джибтом.
2. Смысл понятий «’ийафа» и «тарк».
3. Астрология является одной из разновидностей колдовства.
4. Завязывание узлов и плевание на них также относится к колдовству.
5. Клевета и сплетни также расцениваются как колдовство.
6. Определённого рода красноречие тоже относится к этому.
Четвертый курс по изучению Единобожия
«Даура Кифаятуль-мустазид»
Глава 26-я: О предсказателях и им подобных
Муслим приводит слова некоторых жён Пророка о том, что однажды он ﷺ сказал: «Если человек придёт к прорицателю и спросит его о чём-нибудь, то его молитва не будет принята в течении сорока дней». Передал имам Муслим, 2230; Ахмад, 4/68 и 5/380.
Абу Хурайра передал следующее высказывание Пророка ﷺ: «Кто пришёл к предсказателю (кахин) и поверил в сказанное им, тот тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». Передали имам Ахмад, 2/408, 476; Исхакъ ибн Рахауейх в «Муснад», 482; аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир», 3/16; ад-Дарими, 1/275; Абу Дауд, 3904; ат-Тирмизи, 135; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 9016, 9017; ибн Маджах, 639.
Аль-Хаким приводит следующий достоверный, согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, хадис Абу Хурайры от Пророка ﷺ: «Тот, кто пришёл к прорицателю (’арраф) или предсказателю (кахин) и поверил в сказанное им, тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». Передали аль-Хаким и четверо.
Абу Йа’ля приводит аналогичный хадис маукуф с хорошим иснадом от Ибн Масуда.
Имран ибн Хусайн передал следующее высказывание Пророка ﷺ: «Не из нас тот, кто считает что-либо дурной приметой или верит в эти приметы, (а также) тот, кто занимается предсказаниями или слушает их, (а также) тот, кто колдует или прибегает к помощи колдовства. Пришедший же к предсказателю и поверивший в сказанное им, проявил тем самым неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». Этот хадис передали аль-Баззар, 3578 и ат-Табарани в «аль-Кабир», 18/162.
Такой же хадис привел ат-Табарани в «аль-Аусате» с хорошим иснадом от Ибн ‘Аббаса, но без заключительной части, начинающейся со слов «Пришедший же к…».. Передали ат-Табарани в «аль-Аусат», 4262; ибн ’Ади в «аль-Камиль», 3/339 и другие.
Аль-Багъауи сказал: «Прорицатель (‘арраф) — это человек, который заявляет, что по определённым признакам знает реальные факты и может указать, где находится украденное, потерянная вещь и т.д.»
Говорят также: «Это — предсказатель». Предсказателем (кахин) называется тот, кто возвещает то, что произойдёт в будущем.
Говорят также: «Это тот, кто сообщает, что у человека на уме из тайных помыслов».
Абу аль-‘Аббас ибн Таймийя сказал: «Прорицатель (‘арраф) — это обобщающее понятие, которым называют предсказателя (кахин), астролога (мунаджим), гадателя на песке (рималь) и т.д., то есть каждого, кто таким образом претендует на знания о судьбах». См. «Маджму’ аль-Фатауа», 35/173, 193.
Ибн ‘Аббас сказал о людях, которые занимаются нумерологией и гадают по звёздам: «Я не думаю, что хоть один из тех, кто занимается этим, обретёт добро у Аллаха». Передал ибн Уахб в «аль-Джами’», 690; Абду-р-Разакъ, 19805; аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/139 и другие.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин говорит:
«Слово «الكهان» является множественным числом от слова «كاهن» — «аль-кахин» — (предсказатель). Предсказатели /куххан/ — это такие люди, которые были в каждом арабском племени. Люди обращались к ним за решением своих проблем. Эти предсказатели были связаны с шайтанами, которые сообщали им то, что подслушали на небе. Затем предсказатель сообщал эту новость людям, добавляя от себя ложь. Иногда случалось так, как сообщил предсказатель, и поэтому люди думали, что он знает сокровенное. Именно поэтому люди всегда обращались к ним со своими проблемами. Необходимо заметить, что сюда не относится то, что постигается путем научных расчетов. Например, ученые сообщают нам о предстоящих солнечном или лунном затмениях. Это не относится к прорицанию, не относится к сокровенному знанию. Всякое сообщение, полученное путем математических расчетов, не относится к сокровенному знанию, даже если в нем говорится о будущем.
Муслим приводит слова некоторых жён Пророка о том, что однажды он ﷺ сказал: «Если человек придёт к прорицателю и спросит его о чём-нибудь, то его молитва не будет принята в течении сорока дней». Передал имам Муслим, 2230; Ахмад, 4/68 и 5/380.
Люди, задающие вопрос прорицателю, делятся на несколько видов:
1. Те, которые просто задают вопрос. Это запрещено, исходя из данного хадиса.
2. Те, которые задают вопрос и верят в сказанное прорицателем. Это является неверием (куфр). Если человек считает, что кто-то из людей ведает сокровенное, то он тем самы считает Коран ложью.
3. Те, которые задают вопрос, для того чтобы испытать. Они проверяют прорицателя: правдив он или лжет? Эта категория людей не относится к данному хадису. Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спрашивал у ибн Сайада: «Поистине, я приберёг для тебя нечто. Что это?». Ибн Саййад сказал: «Это — “ад-дух…». Тогда [Пророк ﷺ] сказал: «Пошёл прочь! Тебе никогда не преодолеть своего предела!» аль-Бухари, 1354; Муслим, 2930.
4. Те, которые задают вопрос, для того чтобы разоблачить прорицателя и выявить его ложь. Это является обязательным и требуемым.Сообщил также шейхуль-Ислям ибн Таймийя, что джинны прислуживают людям в разных делах. Прорицатели используют джиннов, для того чтобы те сообщали им вести с небес. Необходимо отметить, что любая служба джинна человеку запрещена.
Иногда джинн прислуживает человеку, принося ему пользу. Иногда джинн служит человеку, преследуя какие-то свои цели. Иногда верующий джинн помогает верующему человеку, потому что любит его. Но это не относится к прорицанию. Другое дело, если джинны служат людям, а взамен требуют подчинения себе, требуют выполнения того, чем недоволен Всевышний Аллах. Например, требуют, чтобы люди приносили им жертвоприношение и совершали ради них поклонение. Иногда джинны используют человека для чего-то запретного, как, например, прелюбодеяние /зина/ или гомосексуализм. Такое бывает на самом деле.
Иногда джинны приходили к Пророку ﷺ, он обратился к ним, давая наставление. Пророк ﷺ сказал им: «Можете питаться любой костью, над которой было упомянуто имя Аллаха, если она попадет вам в руки и содержит то, что для вас является мясом и любой помет является кормом для вашего скота». Муслим, 450.
Этот хадис приходит у Ахмада с добавкой: «Если человек придёт к прорицателю, спросит его о чём-нибудь и поверит ему, то его молитва не будет принята в течении сорока дней». Слов «поверит ему» нет в книге «ас-Сахих» имама Муслима.
В хадисе сказано: «… то его молитва не будет принята в течение сорока дней».
Имеется в виду, что человеку не будет дана награда за молитву. Есть также подобный хадис, в котором сказано: «Молитва того, кто выпил вино, не принимается в течении сорока дней». См. «Сахих аль-Джами’», 6312.
Мы не знаем, почему в хадисе сказано именно о сорока днях. Однако Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ ﴾
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение». Сура «аль-Ахзаб», аят 36.
Из хадиса мы поняли, что в основе запрещено обращаться к прорицателям, кроме тех случаев, о которых мы упомянули. Обращение к ним влечет за собой плохие последствия.
Абу Хурайра передал следующее высказывание Пророка ﷺ: «Кто пришёл к предсказателю /кахин/ и поверил в сказанное им, тот тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». Передали имам Ахмад, 2/408, 476; Исхакъ ибн Рахауейх в «Муснад», 482; аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир», 3/16; ад-Дарими, 1/275; Абу Дауд, 3904; ат-Тирмизи, 135; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 9016, 9017; ибн Маджах, 639.
Под ниспосланным Мухаммаду ﷺ имеется в виду Коран. Коран был ниспослан посредством Джибриля, как Аллах говорит:
﴿ وَإِنَّهُ لَتَنزِيلُ رَبِّ الْعَالَمِينَ * نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الأَمِينُ ﴾
«Воистину, это — Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибриль) сошел с ним» Сура «аш-Шу’ара», аяты 192-193.
А также:
﴿ قُلْ نَزَّلَهُ رُوحُ الْقُدُسِ مِن رَّبِّكَ ﴾
«Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа» Сура «ан-Нахль», аят 102.
Почему это считается неверием? Потому что в ниспосланном Мухаммаду ﷺ сказано:
﴿ قُل لا يَعْلَمُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ الْغَيْبَ إِلاَّ اللَّهُ ﴾
«Скажи: “Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха”» Сура «ан-Намль», аят 65.
Всевышний Аллах очень четко ограничил тех, кто может знать сокровенное. Он сказал о том, что сокровенное не знает никто, кроме Него. Поэтому кто думает, что кто-то еще ведает о сокровенном, тот проявляет большое неверие, которое выводит его из религии. Если же человек верит прорицателю по невежеству, не отрицая тем самым Коран, то это будет малым неверием.
Аль-Хаким приводит следующий достоверный, согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, хадис Абу Хурайры от Пророка ﷺ: «Тот, кто пришёл к прорицателю (’арраф) или предсказателю (кахин) и поверил в сказанное им, тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». Передали аль-Хаким и четверо.
Абу Йа’ля приводит аналогичный хадис маукуф с хорошим иснадом от Ибн Мас’уда.
«Четверо» — имеется в виду Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и ибн Маджах.
Имран ибн Хусайн передал следующее высказывание Пророка ﷺ: «Не из нас тот, кто считает что-либо дурной приметой или верит в эти приметы, (а также) тот, кто занимается предсказаниями или слушает их, (а также) тот, кто колдует или прибегает к помощи колдовства. Пришедший же к предсказателю и поверивший в сказанное им, проявил тем самым неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». Этот хадис передали аль-Баззар, 3578 и ат-Табарани в «аль-Кабир», 18/162.
Такой же хадис привел ат-Табарани в «аль-Аусате» с хорошим иснадом от Ибн ’Аббаса, но без заключительной части, начинающейся со слов «Пришедший же к…».. Передали ат-Табарани в «аль-Аусат», 4262; ибн ’Ади в «аль-Камиль», 3/339 и другие.
«Верит в приметы» — или: обращает внимание на дурные предзнаменования. Арабы часто верили в это. Если человек начинал какое-то полезное дело, но у него что-то не получалось, он сразу оставлял это дело, считая, что случилась плохая примета. Это не дозволено! Нужно полагаться на Всевышнего Аллаха, если человек видит в этом деле добро. Если что-то не получается в первый раз, то необходимо попробовать второй раз, третий раз и так далее. Рассказывают, что аль-Касаи, имам в науке «наху», пытался овладеть этой наукой несколько раз, но у него не получалось. Однажды, он увидел маленького муравья, который нёс на себе косточку финика. Муравей пытался перебраться через преграду, но всё время падал. Ему удалось добиться своей цели только через огромное количество попыток. Тогда аль-Касаи сказал:«Пречист Аллах! Муравей нес эту кость, пока не достиг успеха, значит мне также нужно терпеть и трудиться, пока я не добьюсь успеха». В будущем он стал имамом в науке «наху».
«Занимается предсказаниями» — то есть заявляет о том, что он знает сокровенное». [Конец слов шейха]
Аль-Багъауи сказал: «Прорицатель /‘арраф/ — это человек, который заявляет, что по определённым признакам знает реальные факты и может указать, где находится украденное, потерянная вещь и т.д.»
Говорят также: «Это — предсказатель». Предсказателем /кахин/ называется тот, кто возвещает то, что произойдёт в будущем.
Говорят также: «Это тот, кто сообщает, что у человека на уме из тайных помыслов».
«Аль-Багъауи» — это аль-Хусейн ибн Мас’уд ибн Фарра. Он был ученым из числа жителей Хорасана, был аскетом. Умер в месяце Шаууаль, 516 года по хиджре. См. «Сияр», 19/439.
Абу аль-’Аббас ибн Таймийя сказал: «Прорицатель /‘арраф/ — это обобщающее понятие, которым называют предсказателя /кахин/, астролога /мунаджим/, гадателя на песке /рималь/ и т.д., то есть каждого, кто таким образом претендует на знания о судьбах». См. «Маджму’ аль-Фатауа», 35/173, 193.
Ибн ’Аббас сказал о людях, которые занимаются нумерологией и гадают по звёздам: «Я не думаю, что хоть один из тех, кто занимается этим, обретёт добро у Аллаха». Передал ибн Уахб в «аль-Джами’», 690; Абду-р-Разакъ, 19805; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/139 и другие.
Эти слова объясняются тем, что нумерология и астрология являются разновидностью предсказаний. Остается лишь добавить, что таких разновидностей предсказаний очень много. Их общим сходством является то, что предсказатель пытается убедить спрашивающих его людей в том, что в результате определенных действий ему открывается сокровенное знание. Этими действиями предсказатель пытается обмануть людей, потому что в действительности они не могут помочь ему узнать о сокровенном. Он получает определенные сведения от бесов, а совершаемые им действия служат только для того, чтобы ввести людей в заблуждение и заставить их поверить в то, что именно они помогают предсказателю получить знания о сокровенном, что он является знающим и искусным мастером этого дела и одним из Божьих угодников.