Глава 7-я: Ношение кольца, шнурка или безделушки для избавления от беды или ее предотвращения является ширком
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Тогда расскажите мне про тех, к кому вы взываете вместо Аллаха. Если пожелает Аллах причинить мне вред, избавят ли они от Его вреда? Или если Он пожелает мне милость, удержат ли они Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха, на Него уповают уповающие!»» Сура «аз-Зумар», аят 38.
Имран ибн Хусайн рассказывал: «Однажды Пророк ﷺ увидел одного человека с желтым кольцом на руке и спросил его: «Что это такое?» Человек ответил: «Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость». Пророк ﷺ сказал: «Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья». Этот хадис передал Ахмаде неплохим иснадом. Ахмад 4/445, Ибн Маджах (3531), Ибн Хиббан (1410), (1411), аль-Хаким; достоверный хадис.
Сообщается от ‘Укбы ибн Амира о том, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто повесил на себя амулет (или связал свое сердце с ним), пусть Аллах не даст ему благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину (или связал свое сердце с ней), пусть Аллах не даст ему спокойствие» Ахмад 4/154, Ибн Хиббан (1443), Аль-Хаким 4/417 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби.
В другом риваяте говорится: «Кто повесил на себя амулет (или связал свое сердце с ним), тот совершил ширк» Ахмад 4/156, Аль-Хаким 4/417; достоверный хадис.
Ибн Абу Хатим передал, что Хузейфа увидел на руке одного человека шнурок. Тот надел его, чтобы вылечиться от лихорадки. Хузейфа сорвал этот шнурок и прочитал аят: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!» Сура «Йусуф», аят 106.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Начиная с этой главы, шейх начал разбирать подробно то, о чем говорил выше. Шейх сказал, что ношение кольца, шнурка или чего-то подобного для избавления от беды или ее предотвращения является ширком. Шейх начал разъяснять таухид и говорить о том, что противоречит ему. Общеизвестно, что вещи познаются двумя путями:
1. Изучая саму эту вещь.
2. Сравнивая ее с противоположными вещами.
Таухид можно познать через изучение его самого, а также через познание того, что противоречит ему. Как сказал поэт:
و بضدهـا تتميز الأشـــياءُ
«Через противоположность познаются вещи».
И это правильно. Прелесть таухида познается тогда, когда человек узнает о скверне ширка. И поэтому шейх начал рассказывать о том, что противоречит таухиду. И оно бывает двух видов:
1. То, что противоречит основе единобожия. А это большой ширк, совершив который, совершеннолетний человек делает свой таухид недействительным. Такой человек становится многобожником и выходит из Ислама. Поэтому о его деле говорят, что оно противоречит таухиду.
2. То, что противоречит полноте единобожия. Например, малый ширк. Если человек совершит его, он противоречит полноте единобожия. Полнота единобожия будет только тогда, когда человек избавится от всех видов ширка, таких как показуха и так далее.
В разделе «Ширк» есть четыре термина:
1. «Ширк аль-Акбар» — большой ширк.
2. «Ширк аль-Асгъар» — малый ширк.
3. «Ширк аль-хафий» — скрытый ширк.
4. «Нау’ ширк» — подобно тому, как пришло в словах Всевышнего Аллаха:
﴿ يَعْرِفُونَ نِعْمَتَ اللَّهِ ثُمَّ يُنكِرُونَهَا ﴾
«Они узнают милость Аллаха, а затем отрицают ее» Сура «ан-Нахль», аят 83.
А также:
﴿ أَيُشْرِكُونَ مَا لَا يَخْلُقُ شَيْئًا وَهُمْ يُخْلَقُونَ ﴾
«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены?» Сура «аль-А’раф», аят 191.
Шейх начал с толкования малого ширка, так как в него чаще всего попадают люди. Он решил начать с малого, а затем перейти к большому, так как сомнения в малом ширке слабы в отличии от сомнений в большом ширке. Тот, кто связал себя с амулетом, его сомнения не такие сильные. И после того, как ты их разъяснишь, ты сможешь перейти к большому ширку, так как он является еще более ужасным.
Когда разговор пойдет о большом ширке, например, о связи сердца с праведниками, мольбе к ним, жертвоприношениях джиннам, то сомнение здесь велико. Потому что люди считают, что эти праведники имеют почет у Всевышнего Аллаха. И эти люди, совершающие большой ширк, который выводит их из Ислама, говорят: «Мы обращаемся к этим людям только из-за того, что они имеют определенное место у Всевышнего Аллаха». Подобно многобожникам во времена пророка, мир ему и благословение Аллаха, о которых сказал Всевышний Аллах:
﴿ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى ﴾
«А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»» Сура «аз-Зумар», аят 3.
Поэтому шейх начал с малого ширка, чтобы затем перейти от малого к великому. То, о чем мы будем говорить в этом разделе, является одним из проявлений ширка. И если человек носит шнурок или веревочку с такой целью, то он попадает в один из видов ширка, а именно в малый ширк.
И подобно этому также ношение бусинок, амулетов и железок и так далее. Также то, что вешают в домах, в автомобилях или то, что одевают на маленьких детей. Все это заходит в данную главу.
«аль-Халькъа» — кольцо, браслет — может быть медным, железным и так далее.
«аль-Хайт» — веревка, шнурок — все знают что это такое.
У арабов были убеждения относительно двух этих вещей. Они были убеждены в том, что если кто-то вешает нечто подобное на себя, он берет пользу. Они считали, что оно может избавить от беды или предотвратить ее.
Кто-то вещает эти вещи для того, чтобы предотвратить беду. То есть одевает веревку, шнурок, браслет или кольцо для того, чтобы предотвратить беду. Это гораздо хуже, так как человек думает, что эти ничтожные вещи как-то отводят предопределение Всевышнего Аллаха. Также люди одевают нечто подобное, чтобы избавиться от беды после того, как она уже наступила. Например, человек заболел и одевает эту веревку, для того чтобы излечиться от этой болезни.
Ношение кольца или веревки с подобным убеждением — это ширк. Почему? Мы говорим, что это малый ширк. Так как человек связывает свое сердце с этой вещью и сделал из нее причину предотвращения беды или избавления от нее. Запрещено что-то считать причиной, кроме как при двух условиях:
1. Либо эта причина должна прийти в шариате.
2. Либо общеизвестно среди всех людей через опыты то, что эта причина действительно является причиной.
[Конец слов шейха]
Здесь есть очень важные условия:
· Довод на то, что это шариатская причина должен быть достоверным.
· Что касается бытовых причин, то:
1. Причина должна быть связана с результатом напрямую, и между ними должна быть связь. Например, у человека появилась жажда, и он пьет воду. Это бытовая причина и она общеизвестна среди людей.
2. Связь между ними должна быть явной.
Почему тот, кто придумывает иную причину, попадает в ширк? Всевышний Аллах – Создатель каждой вещи и только Он может делать ту или иную вещь причиной для какого-либо результата. Человек, который объявляет причиной ту вещь, которую Всевышний Аллах не сделал причиной, уподобляет себя Аллаху в вопросах /рубубийя/. Но человек не попадает в большой ширк, так как он считает, что эту вещь сделал причиной Всевышний Аллах. И ширк этого человека является малым. Также некоторые важные правила:
1. Запрещено также рабу полагаться на причины, так результат только за Всевышним Аллахом.
2. Законные причины, какими бы они не были великими, сами по себе не приносят результат, однако должно соответствовать условиям, и не должно быть ничего такого, что мешало бы этой причине приносить результат. У человека болит голова. Если он выпьет таблетку, то с дозволения Всевышнего Аллаха эта боль пройдет. Однако эта таблетка не избавляет от боли сама по себе.
3. В быту нет такой причины, за которой обязательно бы следовал желаемый результат.
4. Шариатские причины выводятся только из Корана и достоверной Сунны.
5. Никто не способен дать результат, кроме Всевышнего Аллаха.
6. Запрещено использовать бытовые причины, которые запрещены в шариате. Например, человек своровал деньги и разбогател. То есть воровство денег — это причина обогащения, и такой человек не попадает в ширк, однако запрещено использовать эту бытовую причину, так как она запрещена в шариате.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Тот, кто одевает эту веревку или шнурок, использует причину, которая не пришла в шариате. Также в быту это не является явной причиной. Этим самым человек связывает свое сердце с этой вещью и утверждает, что эта вещь является причиной. Все это ложь!
И поэтому все это является маленьким ширком, потому что человек связывает свое сердце с этой вещью и считает, что эта веревка или браслет избавляют его от беды.
Только Всевышний Аллах может сделать какую-то вещь причиной для другой. Он — Тот, Кто дает милость, и Он — Тот, Кто удерживает ее от человека. Некоторые ученые также сказали: «Тот, кто ввел какую-то причину, и такой причины нет ни в шариате, ни в быту, он совершил ширк». В общем, эти слова верные.
Малый ширк иногда может приводить человека к большому ширку. Например, человек убежден, что веревка или браслет не являются причиной, а действуют сами по себе. Это большой ширк! Такой человек приписал управление этим миром веревке, а не Всевышнему Аллаху, то есть уподобил веревку или браслет Всевышнему Аллаху. Это относится к вопросам «рубубийя» и поэтому такой человек совершает ширк в разделе «рубубийя».
Шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:
﴿ قُلْ أَفَرَأَيْتُمْ مَا تَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ إِنْ أَرَادَنِيَ اللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَاشِفَاتُ ضُرِّهِ ﴾
«Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред?»» Сура «аз-Зумар», аят 38.
Ученые говорят: «Если частица «фа» приходит в предложении после вопросительной хамзы, значит, до этого предложения есть еще другое предложение, однако оно скрыто».
Всевышний Аллах сначала говорит:
﴿ وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ﴾
«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» — они непременно скажут: «Аллах»» Сура «аз-Зумар», аят 38.
И скрытое предложение, как говорят ученые: «Скажи: «Вы соглашаетесь в том, что небеса и землю создал Один Всевышний Аллах и взываете к другим?» А затем Всевышний Аллах говорит:
﴿ قُلْ أَفَرَأَيْتُمْ مَا تَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ إِنْ أَرَادَنِيَ اللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَاشِفَاتُ ضُرِّهِ ﴾
«Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред?»» Сура «аз-Зумар», аят 38.
Вы подтверждаете, что Всевышний Аллах Один в Господстве, так как Он – Тот, Кто создал небеса и землю. Тогда расскажите о тех вещах, к которым вы взываете помимо Аллаха. Предотвращают ли они беду? Или они дают вам милость?
Путь Корана таков, что Всевышний Аллах сначала приводит многобожникам то, с чем они согласны, а это вопросы «рубубийя», чтобы затем они задумались о вопросах «улюхийя». Далее разберем этот аят:
«Тад’уна» — его смысл «поклоняться». Поклонением может быть либо мольба (ду’а), либо другой вид поклонения.
Частица «ма» указывает на всеобщность и охватывает всех божеств, которым поклоняются помимо Всевышнего Аллаха. Были такие люди, которые поклонялись пророкам или праведникам, как сказал Всевышний Аллах:
﴿ وَإِذْ قَالَ اللَّهُ يَاعِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ أَأَنتَ قُلْتَ لِلنَّاسِ اتَّخِذُونِي وَأُمِّي إِلَهَيْنِ مِنْ دُونِ اللَّهِ قَالَ سُبْحَانَكَ ﴾
«Вот сказал Аллах: «О ‘Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?». Он ответил: «Пречист Ты!»» Сура «аль-Маида», аят 116.
Также были люди, которые поклонялись ангелам, как сказал Всевышний Аллах:
﴿ وَيَوْمَ نَحْشُرُهُمْ جَمِيعًا ثُمَّ نَقُولُ لِلْمَلَائِكَةِ أَهَؤُلَاءِ إِيَّاكُمْ كَانُوا يَعْبُدُونَ*قَالُوا سُبْحَانَكَ أَنْتَ وَلِيُّنَا مِنْ دُونِهِمْ بَلْ كَانُوا يَعْبُدُونَ الْجِنَّ أَكْثَرُهُمْ بِهِمْ مُؤْمِنُونَ ﴾
«В тот день Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: «Это они поклонялись вам?». Они скажут: «Пречист Ты! Ты — наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них»» Сура «Саба», аяты 40-41.
Также есть люди, которые поклоняются планетам, солнцу и луне. Также были такие, кто поклонялись деревьям, камням и идолам.
Всевышний Аллах приказывает пророку, мир ему и благословение Аллаха, сказать:
﴿ إِنْ أَرَادَنِيَ اللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَاشِفَاتُ ضُرِّهِ أَوْ أَرَادَنِي بِرَحْمَةٍ هَلْ هُنَّ مُمْسِكَاتُ رَحْمَتِهِ ﴾
«Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Сура «аз-Зумар», аят 38.
Всевышний Аллах объявил ложным приписывание этим божествам вреда или пользы. И многобожники были с этим согласны. И мы понимаем, что неправильно связывать сердце с какими-то божествами. Некоторые ученые говорят: «Этот аят повествует о большом ширке. Почему тогда шейх привел этот аят в главе о малом ширке?» Ответить им можно двумя путями:
1. Шейх привел этот аят, потому что люди попали в малый ширк, именно по той причине, о которой говорится в этом аяте. В этом аяте указание на обязательность связывания своего сердца только с Аллахом. И поэтому праведные предшественники приводили этот аят, говоря о малом ширке. Значит, аяты, в которых говорится о большом ширке можно приводить, чтобы доказать ложность малого ширка. Поэтому если ты докажешь человеку, что нельзя связывать свое сердце даже с пророками и ангелами, то тем более нельзя связывать его с веревкой и браслетом.
2. Хотя этот аят о большом ширке, однако он указывает на некоторые пользы.
o В этом аяте указание на то, что никто не может навредить, кроме Всевышнего Аллаха.
o Если Всевышний Аллах нашлет на человека беду, никто не сможет избавить от этой беды, если только этого не пожелает Аллах.
o Если Всевышний Аллах дарует кому-то милость, никто не сможет отдалить человека от этой милости.
В этом указание на необходимость связи с Тем, Кто причиняет вред и дает пользу. А многобожники одевали браслеты и вешали веревки, так как были убеждены в том, что эти вещи могут им помочь.
В словах: «Если Аллах захочет навредить мне» слово «дур» — вред — пришло в «накира». Поэтому аят охватывает все виды вреда.
Далее шейх привел хадис. Однажды Пророк ﷺ увидел одного человека с желтым кольцом на руке и спросил его: «Что это такое?» Человек ответил: «Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость». Пророк ﷺ сказал:«Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья» Передали Имам Ахмад в «Муснад», 4/445; Ибн Маджах, 3531; аль-Баззар в «Муснад», 3545-3547; Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 18/159; Ибн Хиббан, 6058, 6088; аль-Хаким в «Мустадрак», 4/240; аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра», 9/350; Ибн Абд уль-Барр в «ат-Тамхид», 5/271. Шейх Альбани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-да’ифа», 1029.
Шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым по двум причинам:
1. Передатчик хадиса аль-Мубарак ибн Фадаля, которого называли мудаллисом.
2. Прерванность иснада между Хасаном аль-Басри и сподвижником Имран ибн Хусайном, от которого Хасан не слышал хадисов.
Однако некоторые имамы подтверждали достоверность этого хадиса по той причине, что передатчик аль-Мубарак был из числа тех, кто часто передавал хадисы от Хасан аль-Басри и сопровождал его около 14 лет, что делает маловероятным фальсификацию.
И также многие имамы, среди которых аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и аль-Хаким, говорили, что Хасан аль-Басри слышал от Имрана ибн Хусайна, тем более в версии Ахмада он говорит о том, что слышал этот хадис от Имрана.
Также этот хадис передается в форме маукъуф от самого Имрана, что приводят Ибн Аби Шейба 5/35 и др.
А также у хадиса есть две другие версии, которые усиливают его.
Среди имамов, которые подтвердили достоверность этого хадиса: Ибн Хиббан, аз-Захаби, аль-Бусайри, Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «Мисбах аз-зуджаджа» 3/140, «Тахкыкъ Матхуль-Маджид» 117.
Соответствие данного хадиса этой главе явное, так как в нем как раз и говорится о кольце, которое одето с таким убеждением. И именно поэтому Пророк ﷺ порицал этого человека. Ведь, можно одевать кольцо с другой целью, как например, для красоты.
Пророк ﷺ сказал: «Немедленно сними его». Это приказ и порицание. Порицание бывает языком, если тот, кого ты порицаешь, подчиняется тебе. Порицание такого человека не делается сразу рукой, для начала необходимо порицать его языком. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был правителем и мог исправить порицаемое рукой, однако он сделал это языком.
Нет противоречия между этим хадисом и тем хадисом, который придет позже, в котором сказано, что Хузейфа сорвал шнурок с руки человека. Так как пророку, мир ему и благословение Аллаха, достаточно было сказать языком и тот человек подчинился ему.
«Оно лишь увеличивает твою слабость», — так как для человека вреда от ширка гораздо больше, чем пользы, даже если мы предположим, что человек может получить какую-то пользу. И в это попадает любой, кто делает ширк. Он получает большой вред, даже если считает, что имеет какую-то пользу.
Затем Пророк ﷺ сказал: «Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья». И тот, кто одел нечто подобное, положение его может быть разным:
1. Человек может одеть нечто подобное, считая, что оно само по себе приносить пользу.
2. Или же он считает это причиной.
И в хадисе не имеется ввиду большой ширк, так как сподвижник не мог такого совершать. Исходя из вышеперечисленных двух видов, «счастье» тоже делится на два вида:
1. Полное отсутствие счастья. Человек никогда не войдет в Рай и навечно останется в Огне. Это в том случае, если человек совершит большой ширк. А это убеждение, что эти вещи сами по себе приносят пользу.
2. Отсутствие какого-то определенного вида счастья. Это в том случае, если человек сделал причиной то, что не сделал таковой Всевышний Аллах ни в шариате, ни в быту. Это малый ширк.
Эти два деления часто используются в книгах ученых, а особенно в книгах по таухиду:
1. «Мутлякъ аш-Шай» — начальная степень. Например, «Мутлякъ аль-Иман» — это начальная степень имана.
2. «аш-Шай аль-мутлякъ» — полная степень. Это совершенная, полная степень чего-то. Например, «аль-Иман мутлякъ» — полная вера.
«аль-Ислям мутлякъ» — полный Ислам. «ат-Таухид мутлякъ» — полный таухид и так далее.
Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто повесил на себя амулет (или связал свое сердце с ним), пусть Аллах не даст ему благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину (или связал свое сердце с ней), пусть Аллах не даст ему спокойствие» Передали Имам Ахмад в «Муснад», 4/154; Абу Я’ля, 1759; Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 17/279; Ибн Хиббан, 6086; аль-Хаким в «Мустадрак», 4/216 и другие. Шейх Альбани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-да’ифа», 1266.
Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность подобного хадиса от Укъбы, а данный хадис назвал слабым из-за неизвестного передатчика Халида ибн Убайда, которого посчитал надежным только Ибн Хиббан.
Но у этого хадиса есть другая версия, которая усиливает его. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики этого хадиса надежные. Хафиз аль-Мунзири назвал иснад хадиса хорошим. А имам аль-Хаким, имам аз-Захаби и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут назвали хадис достоверным. См. «ат-Таргъиб ат-тархиб» 4/306, «Маджма’у-ззауаид» 5/103, «Тахкыкъ Фатх аль-Маджид» 128.
Что касается амулетов «тамима», то придет о них более подробная глава, если пожелает Аллах. Это разные бусинки, или то, что одевают на грудь детям. Иногда их одевают и взрослые люди, для того чтобы избежать вреда.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто повесил на себя амулет (или связал свое сердце с ним), пусть Аллах не даст ему благого конца». Это ду’а посланника Аллаха ﷺ.
Также пришло слово «аль-уада’а». Это вид ракушек или же бусинок, которые вешают на грудь.
В другом риуаяте говорится: «Кто повесил на себя амулет (или связал свое сердце с ним), тот совершил ширк» Ахмад, 4/156; Аль-Хаким, 4/417; Шейх Альбани назвал эту версию достоверной. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 492.
Ибн Абу Хатим передал, что Хузейфа увидел на руке одного человека шнурок. Тот надел его, чтобы вылечиться от лихорадки. Хузейфа сорвал этот шнурок и прочитал аят:
﴿ وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللَّهِ إِلَّا وَهُمْ مُشْرِكُونَ ﴾
«Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей»(Сура «Йусуф», аят 106). Передал Ибн Аби Хатим в своем тафсире, 7/2208.
Соответствие данного асара этой главе явное. Хузейфа был сподвижником. Он увидел человека, который одел шнурок, чтобы вылечиться от лихорадки.
В аяте указание на то, что люди верили в «таухид ар-рубубийя», однако все равно совершали ширк». [Конец слов шейха]
В конце урока шейха спросили: «Я читал в одной книге, что если боишься сглаза для своего ребенка или себя, то нужно поставить черную точку на лбу, для отведения сглаза».
Шейх Салих Али Шейх ответил:
«Убеждения людей в способах отведения сглаза неисчислимы, но общим правилом является следующее: все то, что совершают люди, считая причиной отведения сглаза, и это не является узаконенной шариатом причиной, или установленным Всевышним законом во Вселенной, влекущее требуемое следствие, прибегать к ним недозволено. Это отличается от того, что сообщается от ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, что увидев маленького ребенка с красивой внешностью, он сказал его родным: «Поставьте ему черное пятно на ямочку подбородка». Это было сделано для имитации отсутствия красоты. Пятно ставится на какой-либо части лица, не для того чтобы это пятно само по себе отвращало сглаз, а для того чтобы человек стал выглядеть некрасиво. Поэтому пусть зловредные души не цепляются за это предание! Если это точка ставится из убеждения, что она сама по себе отвращает сглаз, то это будет приобщением к Аллаху равного, что является запретным. Но если это делается для имитации отсутствия красоты, при красивой внешности или в здоровом теле и т.п. то в этом нет беды. А Аллах знает обо всем лучше!» [Конец слов шейха]
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Недопустимость ношения колец, шнурков и других амулетов, так как это считается ширком.
2. Слова Пророка ﷺ о том, что сподвижник, о котором говорится в хадисе, не достиг бы счастья, если бы умер с кольцом на руке. Это подтверждает высказывание сподвижников о том, что малый ширк хуже смертных грехов.
3. Невежество не может служить этому оправданием.
В этом вопросе разногласие и эти хадисы однозначно не указывают на такой вывод. Такой вопрос нуждается в толковании. Иногда невежество может служить оправданием, а иногда нет. Если человека была возможность узнать, но он не сделал этого, такое невежество не оправдывается. А тот человек, у которого не было возможности узнать, будет оправдан. Если человек, приписывающий себя к Исламу, совершил такой ширк по незнанию, то вреда ему не будет. Если же его совершает тот, кто в своей основе неверующий, он неверующий в этом мире, а его дело в Последней жизни у Всевышнего Аллаха, то он будет испытан. Исходя из этого, тот, кто живет в местности, где нет ученых, и ему даже в голову не приходит, что какая-то вещь запрещена, он будет оправдан. (Прим. шейха ибн ‘Усаймина)
4. Амулет не только не приносит пользы в этом мире, но и вредит, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…ибо оно лишь увеличивает твою слабость».
5. Порицание тех, кто поступает подобным образом
6. Разъяснение того, что каждый, кто носит что-либо подобное (или связывает свое сердце с ним), будет вверен этому предмету
7. Провозглашение мушриком того, кто надел на себя амулет
8. Подвязывание шнурка от лихорадки также является ширком
9. Чтение Хузейфой аята свидетельствует о том, что сподвижники Пророка ﷺ использовали аяты Корана, относящиеся к большому ширку, в качестве доказательства для выявления и осуждения малого ширка, как упомянул об этом Ибн ‘Аббас в отношении аята из суры «аль-Бакара»
10. Одевание на себя ракушки от сглаза также является ширком
11. Ду’а Пророка ﷺ против того, кто повесил на себя амулет, с тем, чтобы Аллах не дал ему благого конца, и против того, кто повесил на себя ракушку, с тем, чтобы Аллах не дал ему спокойствие, означает, что Аллах отказался от таких людей.