Глава 1-я: Обязательность таухида

Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Сура «аз-Зарийат», аят 56). А также: «Мы отправили к каждой общине посланника с повелением: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»» (Сура «ан-Нахль», аят 36). А также: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (Сура «аль-Исра», аят 23). А также: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (Сура «ан-Ниса», аят 36). А также: «Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь. Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям»(Сура «аль-А’нам», аят 151).

Ибн Мас’уд сказал: «Тот, кто хочет взглянуть на завещание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на котором есть его печать, пусть прочтет слова Всевышнего: «Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь. Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи», до слов: «Таков Мой прямой путь» Ат-Тирмизи, 3072.

Му’аз ибн Джабаль рассказывал: «Как-то я сидел позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, верхом на осле, и он спросил меня: «О Му’аз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов пред Аллахом и в чем — обязанность Аллаха перед рабами?». Я ответил: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обязанность рабов пред Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего в сотоварищи, а обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего». Я спросил: «О посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся»» Этот хадис приводится в «ас-Сахихах» аль-Бухари 13/300 и Муслима, 30.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Обычно те, кто пишет книги, после того, как поминают имя Аллаха Всевышнего и восхваляют Его, пишут хутбу, в которой рассказывают о том, о чем будет говориться в этой книге. Здесь мы хотим задать известный вопрос а это то, что шейх не поступил так, как поступают другие писатели и не привел в книге хутбу, в которой рассказывал о том, каким образом он написал эту книгу. Напротив, он привел слова Всевышнего Аллаха:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» Сура «аз-Зарийат», аят 56.

Шейх не привел хутбу. Причиной этого является то, как мне кажется, что то Единобожие, о котором будет рассказывать шейх в этой книге — это Единобожие Всевышнего Аллаха. И поэтому является правилом из этикета: в том месте, где говорится о Единобожии, не ставить ничего между истиной и тем, кто указывает на нее и словами, которые говорят об этой истине. Истина, которая принадлежит Всевышнему Аллаху — это Единобожие. А тот, кто указал на эту истину — это Всевышний Аллах, а доводом этому являются Его слова и слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. И тут шейх не привел хутбу из-за того, что не хотел делить между истиной, и тем, кто указал на нее. Это является тонким отпечатком Единобожия на его сердце.

Подобным образом поступил в своем сборнике имам аль-Бухари, который не привел хутбу для своего сборника. Однако он начал свой сборник с хадиса, так как его книга была книгой Сунны. Общеизвестно, что из правил хорошего поведения то, что не следует вставать перед Аллахом и его посланником ﷺ и поэтому он не поставил свои слова перед словами посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Имам аль-Бухари начал свой сборник словами посланника Аллаха ﷺ: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его, переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся»См. Бухари, 1; Также этот хадис передали Муслим 1907, Абу Дауд 2201, ат-Тирмизи 1647, ан-Насаи 1/59-60, Ибн Маджах 4227, Ахмад 1/43.

Его книга является книгой Сунны, и поэтому он начал свой сборник — сборник Сунны — со слов того, кто рассказал об этой Сунне, а это Пророк ﷺ. Это является тонким смыслом, на который обращает внимание те, кому Аллах осветил сердца для познания истины и познания прав Его Пророка ﷺ.

Слово « التوحيد » является отглагольным именем от арабского « وحّد », то есть что-то делать одним.

Слово «Таухид» в контекстах Корана и Сунны пришло немного, но пришел в Сунне призыв к «Таухиду» Аллаха. Как сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Когда пророк ﷺ посылал Му‘аза, да будет доволен им Аллах, в Йемен, он сказал ему: «Поистине, ты приедешь к людям из числа обладателей Писания, так пусть же Единобожие будет первым, к чему ты призовешь их, и, если они признают Аллаха, сообщи (этим людям), что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно. Если они станут выполнять (это), сообщи им о том, что Аллах обязал их выплачивать закят с имущества, который следует отдавать бедным из их числа, если же они подчинятся и этому, то бери с них (закят), однако остерегайся забирать из имущества людей то, что (наиболее) дорого им!» См. Бухари, 1458; Муслим, 19.

« التوحيد » — то есть делать что-то одним. Например, ты говоришь: « وحّدْتُ المتكلم » — «Я сделал одним говорящего», и тому подобное.

Единобожие, которое от нас требуется, содержит в себе то, что приказал Всевышний Аллах в Своей книге, и оно делится на три вида:

1 — « توحيد الربوبية » — Единственность Аллаха в Его господстве.

Уединение Аллаха в Его действиях. Действий Аллаха много, из них: Создание, обеспечение пропитанием или средствами существования, оживление, умерщвление, управление сущностью, польза, вред, лечение, защита. Он дает защиту и от Него никто не защищает. Он отвечает на призыв нуждающегося. Он отвечает на зов зовущего и так далее. Единственный полноценный в этих действиях – это Всевышний Аллах, то есть никто, кроме Него не совершает подобные действия. Поэтому «Таухид ар-рубубийя» — это единство Аллаха в Его действиях.

2 — « توحيد الألوهية » — Единственность Аллаха в поклонении Ему.

Что касается Таухида «аль-улюхийя», то это взято из корня « أَلَهَ » — то есть поклонение кому-то с любовью и возвеличиванием. Есть разница между «аль-‘ибада» и «аль-улюхийя». «Аль-улюхийя» — это поклонение с любовью и возвеличиванием, с надеждой и страхом. Об этом смысле нам сообщил один из арабских поэтов, который сказал:

لله دَرُّ الغانيات المـُــدَّهِ
سبَّحْن واسترجعن من تألُّهي

«Удивительно дело хвалящих женщин,
Когда они увидели этого человека, который был занят поклонением,
они были удивлены этим».

Этот поэт описывает неких распутных женщин, которые своим распутством соблазняли мужчин, однако эти женщины однажды увидели человека, который был настолько занят поклонением, что даже не обращал внимания на них и тогда они сильно удивились.

«Таухид аль-иляхийя» или «Таухид аль-улюхийя» — это единственность Аллаха в поклонении Ему. Это означает то, что ты посвящаешь свое поклонение только Ему Одному.

Поклонение бывает разных видов. Поклонение совершает раб. А Всевышний Аллах — Тот, Кто достоин поклонения раба. Он обладатель права на поклонение Ему и Он Тот, Кто обладает правом, чтобы Ему поклонялись все Его создания. «Таухид аль-улюхийя» — это то, чтобы рабы посвящали свои действия только одному Аллаху. Твои действия, которые ты совершаешь приближаясь к Аллаху, бывают различными. И если те действия, которые ты совершаешь, приближаясь ко Всевышнему Аллаху, ты посвящаешь только Ему Одному, то ты становишься единобожником. Если же раб посвящает эти свои действия Аллаху и еще кому-то наряду с Ним, то он становится многобожником в этом поклонении». [Конец слов шейха]

И даже сами арабы-многобожники знали, что «Ля иляха илля Ллах», требует от них поклонение только Одному Аллаху, и потому не принимали Ислам. Имам Ибн Хузайма передал хадис о том, что когда Абу Суфьян встретился с римским царем, тот спрашивая его о Пророке Мухаммаде ﷺ сказал: «А что он вам приказывает?» Тот ответил: «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте ему никого в сотоварищи и оставьте то, что говорят ваши отцы…».

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«3 — « توحيد الأسماء والصفات » — Единственность Аллаха в Его Именах и Атрибутах.

Раб Аллаха должен быть убежден в том, что Всевышний Аллах – Один в Своих именах и атрибутах. Но у некоторых созданий есть атрибуты, которые имеют сходства с атрибутами Аллаха. Однако они не соответствуют полноте смысла, которым описаны атрибуты Аллаха. Полнота принадлежит только Всевышнему Аллаху и никому иному. Всевышний Аллах сказал:

﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾

«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11. [Конец слов шейха]

Ташбих (подобие) у нас бывает двух видов:

1. Мутлякъу ташбих — неабсолютная схожесть.

2. Ташбих мутлякъ — абсолютная схожесть.

Если человек скажет: «Моя рука подобна Руке Аллаха». Это будет называться ташбих мутлякъ и является неверием. А если человек скажет: «У меня есть рука и у Аллаха есть Рука». Это мутлякъу ташбих. И это не значит что они одинаковые. У Него Рука такая, как подобает Его величию. А у меня рука такая, как подобает моей слабости.

Также Всевышний Аллах рассказал про эти три вида Единобожия, сказав:

﴿ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا فَاعْبُدْهُ وَاصْطَبِرْ لِعِبَادَتِهِ هَلْ تَعْلَمُ لَهُ سَمِيًّا ﴾

«Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем?» Сура «Марйам», аят 65.

«Господь небес, земли и того, что между ними!» — это таухид ар-рубубийя.

«Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему» — это таухид аль-улюхийя.

«Знаешь ли ты другого с таким именем?» — это таухид асмау уа-с-сыфат.

Шейх Салих али Шейх говорит:

«Шейх упомянул про три вида таухида в своей книге. Однако, из-за того, что раньше ученые, которые говорили о Сунне и ‘Акыде, подробно рассказывали о первом и третьем виде Единобожия, а это — «Таухид ар-рубубийя» и «Таухид аль-асмау уа-с-сыфат», шейх подробно не разбирал их. Однако шейх рассказал о том, в чем нуждались люди.

Люди не находили литературу, в которой подробно говорилось об этом виде Единобожия, а именно о «Таухиде аль-улюхийя», и потому шейх решил написать данную книгу. Различные книги шейха, которые он писал, были написаны только из-за нужды людей в них, а не для того, чтобы в исламской библиотеке добавилась еще одна книга, и не для того, чтобы показать искусство написания книг о той или иной науке, однако он писал из-за того, что люди нуждались в этом.

Он не написал для того, чтобы просто написать, а написал для того, чтобы призывать людей, и есть разница между тем, кто написал, чтобы просто написать и тем, кто написал для того, чтобы призывать.

И поэтому шейх, да помилует его Аллах, разъяснил в этой книге единство Аллаха в поклонении Ему и объяснил единицы этого, такие как:

· « التوكل » — «ат-тауаккуль» — упование на Аллаха;

· « الخوف » — «аль-хауф» — страх перед Аллахом;

· « المحبة » — «аль-махабба» — любовь к Аллаху;

· « الرجاء » — «ар-раджа» — надежда на Аллаха;

· « الرّغبة » — «ар-рагъба» — также один из видов надежды, и тому подобное;

· « الاستعانة » — «аль-исти’ана» — прошение о помощи у Аллаха;

· « الاستغاثة » — «аль-исти’аса» — прибегание к Аллаху в тяжелых случаях и трудностях;

· « الذبح » — «аз-забх» — жертвоприношение;

· « النذر » — «ан-назр» — обет, все эти виды поклонения нужно посвящать только Всевышнему Аллаху, и больше никому, кроме Него.

Рассказав об этом, шейх оставил то, что противоречит этому — а это « الشرك » — «ширк» — многобожие.

Эта книга — книга Единобожия, в которой рассказывается о единстве Аллаха в поклонении, о единстве Аллаха в Его господстве, о единстве Аллаха в Его именах и атрибутах. Также в ней рассказывается о толковании того, что противоречит этому, а это многобожие.

Что означает слово ширк (многобожие)? Ширк — это значит брать сотоварища, то есть делать одного сотоварищем для другого.

Ширк на языке ученых, разъясняющих это, делится с одной стороны на два вида:

1. — « شرك أكبر » — Большой ширк.

2. — « شرك أصغر » — Малый ширк.

Ширк – это придавание кого-либо в сотоварищи Аллаху в Его Господстве или в поклонении Ему, или в Его именах и атрибутах.

Большой ширк выводит человека из Ислама.

Малый ширк — это то, что в шариате названо ширком, но в нем нет полного уподобления, которое входило бы в большой ширк.

Также большой ширк бывает явным и скрытым. Явное проявление большого ширка — это ширк тех, кто поклоняется идолам, могилам, мертвым и отсутствующим. Скрытый вид большого ширка – это ширк тех, кто полагается на своих шейхов, на разных божеств или же ширк и куфр лицемеров. Однако их ширк скрытый, но все же он является большим ширком.

Таким же образом можно разделить и малый ширк. Он бывает явным и скрытым. К явному проявлению малого ширка относится одевание какого-то кольца, нитки, амулета, или клятва кем-то другим помимо Аллаха, и тому подобные дела и высказывания.

Скрытый малый ширк — это наподобие показухи и тому подобные вещи.

Исходя из вышесказанного, « الرياء » — «ар-рийа» — показуху можно разделить на два вида:

1. Большая показуха, как например показуха лицемеров. Как сказал Всевышний Аллах о лицемерах:

﴿ يُرَاءُونَ النَّاسَ وَلَا يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلَّا قَلِيلًا ﴾

«Показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» Сура «ан-Ниса», аят 142.

2. Показуха мусульман, которая бывает у некоторых верующих, которые занимаются показухой в своей молитве или желают славы, посредством своей внешней праведности.

Если ты услышишь, что кто-то говорит, что ширк делится на большой и маленький, то это правильно. Также если ты услышишь, что ширк является большим, маленьким и скрытым, то это также верно.

Ширк также называют словом « التنديد » — «ат-тандид». Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ فَلَا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَندَادًا ﴾

«Посему никого не равняйте с Аллахом» Сура «аль-Бакара», аят 22.

Также сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил Пророка ﷺ: «Что является величайшим грехом пред Аллахом?» Он ответил: «Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя». Я сказал: «Это и в самом деле великий (грех», и) спросил: «А затем?» (Пророк, ﷺ) сказал: «Убийство собственного сына из страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой». Я спросил: «А затем?» (Пророк ﷺ) сказал: «Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа»» См. Бухари, 4477; Муслим, 86.

Уподобление кого-либо Аллаху бывает большим, и бывает такое уподобление, в котором нет поклонения кому-либо кроме Аллаха. Если кто-то уподобляет кого-либо Аллаху в поклонении, то это становится полным уподоблением и большим ширком. А если кто-то уподобляет кого-либо Всевышнему Аллаху в деле, и его уподобление не достигает большого ширка, то это является маленьким уподоблением, и это в шариате называется малым ширком. Эти правила являются очень важными.

Имам этого призыва (Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб) сказал: « كتاب التوحيد، وقول الله تعالى » — Книга Единобожия и слова Всевышнего Аллаха.

Шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» Сура «аз-Зарийат», аят 56.

То есть поклонялись только Ему Одному. И доводом тому является то, что все посланники были посланы только из-за Единобожия — Единобожия в поклонении.

Его слова: «Я сотворил джиннов и людей только для того…» — в этом есть ограничение. Известно, что частица « مَا » — «ма» — частица исключения, которая указывает на ограничение. Отсюда мы понимаем, что Всевышний Аллах говорит, что Он создал джиннов и людей только с одной целью, а это поклонение только Ему Одному и никому, кроме Него, то есть Он ограничил причину сотворения поклонением.

А частица « إِلاَّ » — «илля» — частица исключения. То есть для создания джиннов и людей не было никаких причин, кроме одной, а именно поклонения.

Под поклонением подразумевается смирение и унижение. Если к этому смирению и унижению еще добавится любовь и следование, то это превращается в шариатское поклонение.

Один из арабских поэтов сказал:

تُبارِي عِتاقاً ناجِياتٍ وأَتْبَعَتْ
وَظيفًا وَظيفًا فَوْقَ مَوْرٍ مُعَبَّدِ

Здесь говорится о верблюдах, о том, что они соперничают, опережая друг друга, по той дороге, которая уже проложена.

А также в другом стихотворении:

إلى أنْ تحامَتْني العَشيرةُ كُلُّها
وأُفرِدْتُ إِفْرادَ البَعيرِ المُعَبَّـدِ

«И меня моя семья изгнала от себя,
И я остался один подобно униженному верблюду».

То есть он превратился в униженного, потому что этот верблюд, которого отдалили от стада является больным, и он превратился в униженного из-за того, что не находится с другими.

В шариате поклонение — это выполнение приказов и запретов, а также отдаление от чего-то, с любовью, надеждой и страхом. Некоторые ученые говорят, что поклонение — это то, что приказано человеку независимо от того соответствует это его разуму или нет.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймийя, объясняя что такое поклонение, сказал в начале своей книги «Аль-‘Убудийя»: «Поклонение – это то, что охватывает все, что любит Аллах и чем Он доволен, будь то речи, будь то дела, будь они явными или скрытыми».

Отсюда следует то, что в этом аяте есть указание на то, что каждая единица поклонения должна быть посвящена только одному Всевышнему Аллаху, так как Он создал их только для того, чтобы они поклонялись Ему. И если кто-нибудь из них будет поклоняться кому-то кроме Аллаха в то время как Он создал их для того, чтобы они поклонялись (только) Ему, то это будет враждой и несправедливостью. Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَفَمَنْ يَخْلُقُ كَمَنْ لاَ يَخْلُقُ ﴾

«Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит?» Сура «ан-Нахль», аят 17.[Конец слов шейха]

Поклонение у нас бывает трех видов:

1. Поклонение сердца.

2. Поклонение языка.

3. Поклонение органов.

И тут бывают разные хукмы. Например, «уаджиб», как молитва. Или «мустахаб», как например, поднимать руки во время молитвы. Либо «мубах», например, пить или кушать. Либо «макрух», как например, лишние движения в молитве. Либо «харам», как например, убийство мусульманина.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Затем шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَن اُعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ﴾

«Мы отправили к каждой общине посланника с повелением: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»» Сура «ан-Нахль», аят 36.

Этот аят, является тафсиром того аята, который был до него. Посланники были отправлены с этими словами: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» [Конец слов шейха]

Слово «умма» в Коране используется в четырех смыслах:

1. 1. Община.Как например, Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا أَن اُعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ ﴾

«Мы отправили к каждой общине посланника с повелением: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»» Сура «ан-Нахль», аят 36.

2. 2. Имам.Всевышний Аллах сказал:

﴿ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِلّهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ﴾

«Воистину, Ибрахим был имамом, покорным Аллаху и ханифом. Он не был одним из многобожников» Сура «ан-Нахль», аят 120.

3. 3. Время.Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَقَالَ الَّذِي نَجَا مِنْهُمَا وَادَّكَرَ بَعْدَ أُمَّةٍ أَنَاْ أُنَبِّئُكُم بِتَأْوِيلِهِ فَأَرْسِلُونِ ﴾

«Но тот из двух людей, который спасся, вдруг вспомнил его спустя много времени и сказал: «Я расскажу вам его толкование, только пошлите меня»» Сура «Йусуф», аят 45.

4. 4. Религия.Всевышний Аллах сказал:

﴿ بَلْ قَالُوا إِنَّا وَجَدْنَا آبَاءنَا عَلَى أُمَّةٍ وَإِنَّا عَلَى آثَارِهِم مُّهْتَدُونَ ﴾

«О нет! Они сказали: «Воистину, мы нашли своих отцов на этой религии, и мы верно следуем по их стопам»» Сура «аз-Зухруф», аят 22.

Также хотелось поговорить о том, для чего посылались посланники.

1. 1. Установление довода.Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ رُّسُلاً مُّبَشِّرِينَ وَمُنذِرِينَ لِئَلاَّ يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ وَكَانَ اللّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا ﴾

«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах — Могущественный, Мудрый» Сура «ан-Ниса», аят 165.

2. >2. Милость для миров.Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ ﴾

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» Сура «аль-Анбийа», аят 107.

3. 3. Обучение людей поклонению.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«В аяте, который предшествовал этому, объяснялось что такое поклонение. Поклонение — цель, из-за которой Всевышний Аллах сотворил создания. С этим были отправлены посланники.

В словах: «Поклоняйтесь Аллаху», есть подтверждение, а в словах: «избегайте тагута» — отрицание. Это и есть смысл единобожия. То, что оно содержит в себе подтверждение и отрицание.

« لا إلـه » — нет никого достойного поклонения — отрицание, « إلا الله » — кроме Аллаха — подтверждение.

« الطاغوت » — «Тагут» — это любой объект поклонения, который не достоин этого поклонения, и поклонение ему является злом и враждой.

Далее шейх привел аят:

﴿ وَقَضَى رَبُّكَ أَلاَّ تَعْبُدُواْ إِلاَّ إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلاَهُمَا فَلاَ تَقُل لَّهُمَآ أُفٍّ وَلاَ تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلاً كَرِيمًا ﴾

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно» Сура «аль-Исра», аят 23.

Смысл слова: «повелел», как растолковали это некоторые сподвижники, «приказал» или «завещал».

В этом аяте явно видно указание на Единобожие, и то, что под Единобожием подразумевается единение Аллаха в поклонении или же воплощение слов «Ля иляха илля Ллах». Это то, на что указывает этот аят.

Далее шейх привел аят, где Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَاعْبُدُواْ اللّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالجَنبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ إِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبُّ مَن كَانَ مُخْتَالاً فَخُورًا ﴾

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов» Сура «ан-Ниса», аят 36.

В этом аяте также есть подтверждение и отрицание, приказ и запрет. Что касается приказа, то он содержится в словах: «Поклоняйтесь Аллаху», а отрицание, содержится в словах: «и не приобщайте к Нему ничего». Мы уже разбирали то, на что указывают слова: «Поклоняйтесь Аллаху», а это Единобожие Аллаха.

Обрати внимание, что в Его словах: «не приобщайте к Нему сотоварищей», пришла « لاَ » отрицающая. Является общеизвестным в науке «усуль аль-фикх» то, что если слово в неопределенном состоянии приходит после отрицания, то это указывает на всеобщность. Поэтому Его слова: «не приобщайте к Нему сотоварищей», означают: «не совершайте многобожия».

1. Первое: В аяте есть указание на то, что Всевышний Аллах запрещает все виды многобожия, так как запрет пришел перед глаголом, в глаголе спрятано глагольное имя, а «масдар» всегда «накира».

2. Второе: Глагол «тушрику» и слово «шайан» пришли в отрицательном контексте, а это указывает на всеобщность вещей. То есть нельзя совершать ни маленький, ни большой, ни скрытый ширк.

Так как Всевышний сказал: «Не приобщайте к Нему ничего», это означает то, что нельзя придавать Аллаху в сотоварищи ни ангела, ни пророка, ни праведника, ни ученого, ни неправедного, ни близкого, ни далекого, так как на это указывает слово «ничего». Здесь явно виден довод на Единобожие, так как здесь содержится отрицание и подтверждение.

Далее шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:

﴿ قُلْ تَعَالَوْاْ أَتْلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمْ عَلَيْكُمْ أَلاَّ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ﴾

«Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям» Сура «аль-Ан’ам», аят 151.

Аллах Всевышний сказал Пророку ﷺ: «Скажи: Придите..», и это обращение Пророка ﷺ к тем многобожникам, которые запретили некоторые виды скота и этим самым возвели ложь на Всевышнего Аллаха.

Слова Всевышнего: «Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи», указывают на Единобожие.

Далее Шейх, да помилует его Аллах, привел хадис.

Ибн Мас’уд сказал: «Тот, кто хочет взглянуть на завещание Мухаммада ﷺ на котором есть его печать, пусть прочтёт слова Всевышнего: «Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи», до слов: «Таков Мой прямой путь». Передали Ат-Тирмизи, 3072; Ибн Аби Хатим в своем тафсире, 8056; Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 10060; в «аль-Аусат», 1186; Ибн уль-Мунзир, Абу аш-Шейх, Имам аль-Байхакъи «Шу’аб аль-Иман», 7918. Иснад хороший, а Тирмизи сказал: «Хасан гъариб».

В чем смысл слов: «на котором есть его печать»? То есть это является последним завещанием Пророка ﷺ. А если Пророк ﷺ завещал и поставил на этом печать, и оно было бы открыто после его смерти, то это было бы тем аятом, в котором он завещал десять вещей.

В этом хадисе есть указание на величие этого аята, который начинается с запрета ширка. И Пророк ﷺ также начал свой призыв с приказа поклоняться одному Аллаху и запрета ширка. И также он закончил свой призыв, повелевая придерживаться единобожия и запрещая ширк. Это указывает на то, что это является самым первым и самым важным из требований.

Далее шейх привел хадис, где Му’аз ибн Джабаль рассказывал: «Как-то я сидел позади Пророка ﷺ верхом на осле, и он спросил меня: О Му’аз, знаешь ли ты, в чём состоит обязанность рабов пред Аллахом и в чём — обязанность Аллаха перед рабами? Я ответил: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Пророк сказал: Обязанность рабов пред Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего в сотоварищи, а обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего. Я спросил: «О посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?» Пророк ответил: Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся». Этот хадис приводится в «ас-Сахихах» аль-Бухари 13/300 и Муслима (30).

«Обязанность Аллаха перед Его рабами» — является ли это обязательной обязанностью или нет? Мы говорим: да, это является обязательной обязанностью, однако эта обязанность становится из-за того, что Всевышний Аллах Сам Себя обязал этим. Всевышний Аллах запрещает Себе то, что хочет в соответствии со Своей мудростью и обязывает Себя чем-то также в соответствии со Своей мудростью, как Он Сам сказал: «Я запретил несправедливость самому Себе и сделал ее запретной среди вас, поэтому не причиняйте друг другу зло» Муслим, 2577.

Некоторые ученые побоялись сказать, что Аллах обязан и сказали, что лучше сказать, что право (или обязанность) – это милость, которую проявил Аллах, право милости, а не право обязанности. И это неправильно, потому что это право является обязательным и Аллах Сам обязал Себя этим. Рабы ничем не обязывают Всевышнего Аллаха, но Всевышний Аллах обязал этим Себя Сам и этим самым Он проявил милость к ним, и если Всевышний Аллах что-то обещает, то не нарушает обещания». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Мудрость сотворения джиннов и людей.

Мудрость — это поклонение Аллаху, как сказал Всевышний:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» Сура «аз-Зарийат», аят 56.

Люди не созданы для того, чтобы наслаждаться едой, питьем и женитьбой.

2. Поклонение представляет собой таухид. Именно это было причиной враждебности народов к своим пророкам.

Любое поклонение построено на таухиде, а то поклонение, в котором нет таухида, оно не является шариатским поклонением. Любое поклонение, которое не основано на таухиде, является недействительным. Вражда между пророком, мир ему и благословение Аллаха, и курайшиты была из-за его призыва к Таухиду. Курайшиты поклонялись Аллаху, однако они не делали это в <

Наши рекомендации