Краткая биография имама ахмада ибн ханбаля

С именем Аллаха, Милостивейшего, Милующего!

Имам Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль ибн Хиляль ибн Асад, Абу ‘Абдуллах. Предводитель мухаддисов, помощник религии и поборник Сунны, стойко перенесший гонения времен великой смуты.

Род имам происходит из Марруза (Мерверудд)[21], однако сам он родился в Багдаде, в который переехала его мать, будучи беременным им.

Имам рос и воспитывался в Багдаде, там же начал получать знания и изучать хадисы у местных шейхов. После этого он отправился за поисками знаний в Куфу, затем в Басру, затем в Мекку, затем в Медину, затем в Йемен, затем в Шам, а затем в аль-Джазиру.

Родился имам в месяце Раби’аль-Аууаль в 164 г.х.

Уровень знаний имама и его заслуги на этом поприще:

Ибрахим аль-Харби сказал: «Я считаю, что Аллах объединил в Абу ‘Абдуллахе все виды знания первых и последних поколений». (См. «Сияр аль-А’лям ан-Нубаля» 11/188)

Имам аш-Шафи’и сказал: «Ахмад являлся имамом в восьми вещах: имамом в хадисе, имамом в фикхе, имамом в знании языка, имамом в Коране, имамом в нищете, имамом в воздержанности и аскетичности, имамом в набожности, и имамом в Сунне». (См. «Табакат аль-Ханабиля» 1/5)

Сыновья имама Ахмада, Салих и ‘Абдуллах, говорили: «Наш отец собственноручно записал один миллион хадисов».

Абу Зур’а как-то сказал ‘Абдуллаху, сыну имама Ахмада: «Твой отец знал наизусть один миллион хадисов». (См. «Сияр аль-А’лям ан-Нубаля» 11/188; «Тарих Багдад» 4/419)

Наср ибн ‘Али сказал: «Ахмад ибн Ханбаль был самым лучшим человеком своего времени».

Кутейба сказал: «Если бы не Суфьян ас-Саури – то погибла бы набожность, а если бы не Ахмад ибн Ханбаль – то людям удалось бы внести в религию новшества».

Также он говорил: «Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахавайх являлись имамами этого мира».

Аль-Маймуни рассказывал: «Я слышал, как ‘Али ибн аль-Мадини сказал: «Никто после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал для Ислама столько, сколько сделал для него Ахмад ибн Ханбаль!» Тогда я спросил его: «О Абу аль-Хасан, и даже Абу Бакр ас-Сиддик?!» Он ответил: «И даже Абу Бакр ас-Сиддик, ибо у него были помощники и соратники, а у Ахмада ибн Ханбаля их не было». (См. «Тарих Багдад» 4/417-418)

Говоря об имаме Ахмаде ‘Али ибн аль-Мадини сказал: «В моих глазах он лучше, чем Са’ид ибн Джубейр в свое время, ибо во времена Са’ида были те, кто мог посоперничать с ним, а во времена Ахмада ибн Ханбаля не было никого, кто мог бы составить ему ровню».

Также он говорил: «Поистине Аллах поддержал эту религию двумя мужами, и нет никого, кого можно было бы поставить третьим рядом с ними: Это Абу Бакр ас-Сиддик в дни повального вероотступничества, и Ахмад ибн Ханбаль в дни гонений и инквизиции». (См. «Манакыб Ахмад ибн Ханбаль»/148, 149)

Абу ‘Убайд аль-Касим ибн Салям сказал: «Знание закончилось на четверых: Ахмаде ибн Ханбале, ‘Али ибн аль-Мадини, Яхье ибн Ма’ине и Абу Бакре ибн Абу Шейбе. И Ахмад был наиболее грамотным среди них». (См. «Манакыб аль-Имам Ахмад»/151)

Кутайба ибн Са’ид сказал: «Если ты встретишь человека, любящего Ахмада ибн Ханбаля, то знай, что он приверженец Сунны и единой общины». (См. «Манакыб аль-Имам Ахмад»/111)

Абу аль-Хасан аль-Аш’ари, да помилует его Аллах, писал: «Воззрения, которых мы придерживаемся, и вероубеждения, которые мы исповедуем, сводятся к неукоснительному следованию Писанию Аллаха, Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также тому, что передается от сподвижников, их последователей и имамов хадиса. Мы придерживаемся этих взглядов и говорим то же, что говорил Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль, да осветит Аллах его лик. Мы не согласны с каждым, кто не согласен с ним, ибо посредством этого достойного и образцового имама, Аллах выявил истину, когда заблуждение подняло свою голову, и уничтожил нововведения и сомнения сбившихся с пути. Да пребудет милость Аллаха над этим великим имамом…» (См. «Баян Тальбис аль-Джахмийя», 2/15, 2/334)

Ахмад ибн Ибрахим ад-Даураки сказал: «Если вы услышите, что кто-то будет дурно отзываться об Ахмаде ибн Ханбале, то можете смело сомневаться в истинности его Ислама».

Суфьян ибн Уаки’ сказал: «Отношение к имаму Ахмаду у нас является мерилом. Если кто-то ругает его, то мы считаем его нечестивцем».

Абу аль-Хасан ат-Тархабази аль-Хамдани сказал: «Отношение к Ахмаду ибн Ханбалю является мерилом, благодаря которому можно отличить мусульманина от вольнодумца».

Сочинения имама Ахмада:

Имам Ахмад является автором множества книг, к наиболее известным из которых можно отнести:

· «Муснад» (включающий в себя около сорока тысяч хадисов);

· «Аз-Зухд»;

· «Фадаиль ас-Сахаба»;

· «Аль-‘Иляль уа аль-Ма’рифа ар-Риджаль»;

· «Аль-Уара’»;

· «Ар-Радд ‘аля аль-Джахмийя»;

· «Ас-Сунна»;

· «Ас-Саля»;

· «Аль-Масаиль».

Учителя имама:

Учителями имама Ахмада является великое множество шейхов, от которых он передал хадисы в своем «Муснаде». Их было двести восемьдесят с лишним человек, как упоминает об этом имам аз-Захаби в «Сияр аль-А’лям ан-Нубаля». И некоторые из его шейхов, такие как имам аш-Шафи’и и ‘Абдур-Раззак ас-Сан’ани, сами передавали хадисы с его слов.

Ученики имама:

Количество учеников имама Ахмада не поддается счету, поэтому ограничимся лишь наиболее известными и выдающимися из них, и это:

· Аль-Бухари;

· Муслим;

· Абу Дауд;

· Ат-Тирмизи;

· Ан-Насаи.

Наши рекомендации