Имам последователей Сунны и единой общины
Ахмад ибн Ханбаль
(164-241 г.х.)
Редакция: Сабри ибн Саляма Шахин
С именем Аллаха, Милостивейшего, Милующего!
Предисловие редактора
Хвала Аллаху, сказавшему:
«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь».(«Преграды», 153)
«… и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет».(«Румы», 31-32)
«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения».(«Семейство ‘Имрана», 105)
Я возношу свои молитвы за пророка и приветствую его – пророка милости и прямого руководства Мухаммада сына ‘Абдуллаха, сказавшего: «Поистине лучшее повествование – это Книга Аллаха, а лучшее руководство – руководство Мухаммада. Худшими же деяниями являются новшества и всякое нововведение – есть заблуждение». (Муслим/867)
Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за нее коренными зубами, и полностью избегайте новшеств в делах, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» (Ахмад 4/126; Абу Дауд/4607; ат-Тирмизи/ 2676; Ибн Абу ‘Асым в «Ас-Сунна»/54; аль-Хаким 1/97; Ибн Хиббан в «Аль-Мауарид»/102. Аль-Хаким подтвердил достоверность хадиса и аз-Захаби согласился с его оценкой. Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший достоверный». Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Зыляль аль-Джанна»).
Да смилуется Аллах над имамом аль-Ауза’и, сказавшим: «Тебе надлежит следовать по следам предшественников, даже если тебя отвергнут из-за этого, и остерегаться мнений людей, даже если им удастся приукрасить их своими словами».
А также над ‘Имраном аль-Касыром за его слова: «Остерегайтесь споров и препирательств, а также людей, которые то и дело говорят: «Как ты думаешь?» да «Как ты считаешь?»
Да будет доволен Аллах ‘Умаром аль-Фаруком, сказавшим: «Появятся люди, которые будут спорить с вами при помощи неявных мест в Коране. Берите их Сунной, ибо последователи Сунны самые знающие люди о Книге Аллаха»…»
Итак, перед нами прославленный имам Сунны и самый знающий человек о ней, да помилует его Аллах, Ахмад ибн Ханбаль, который выступил против вольнодумцев и джахмитов, сбросивших со своих шей узду Ислама![1] Он написал ценнейшее послание, в котором раскритиковал и опроверг взгляды этих уклонившихся от истины заблудших. Имам Ахмад не явился с чем-то новым. Напротив, все его слова соответствуют тому, чего придерживались его предшественники из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их последователей, да будет доволен ими всеми Аллах.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя писал: «Ахмад ибн Ханбаль прославился своим предводительством в Сунне и стойкостью во времена репрессий отнюдь не из-за того, что явился с чем-то новым и выделился этим среди всех. Напротив, он изучил Сунну, которая была известна всем до его пришествия, стал призывать к ней и терпел гонения тех, кто хотел разлучить его с ней. Имамы, жившие до него, умерли прежде, чем наступили эти смутные времена.
Репрессии джахмитов, отрицавших божественные атрибуты, начались в первые годы третьего столетия, в эпоху правления аль-Маъмуна, затем его брата аль-Му’тасыма, а затем аль-Уасика. Джахмиты стали призывать людей к принятию взглядов Джахма ибн Сафуана и отрицанию божественных качеств Всевышнего Аллаха. Их учение представляло собой мазхаб, которому впоследствии стали следовать поздние рафидиты. Джахмитам удалось склонить на свою сторону некоторых обладателей власти, однако последователи Сунны и единой общины не согласились с их взглядами. Тогда джахмиты стали запугивать некоторых из них казнью, а некоторых заключили под стражу и подвергли физическому наказанию, продолжая склонять их к себе методом «кнута и пряника». Имам Ахмад ибн Ханбаль был непоколебим и ничто из этого не могло повлиять на него. Дело дошло до того, что его бросили в темницу и держали там в течение некоторого времени. Затем они вызвали своих единомышленников для дискуссий с ним, однако те, несмотря на то, что день за днем проводили в спорах с ним, так и не смогли привести ничего, что заставило бы его согласиться с их взглядами. Более того, имам Ахмад разъяснил им ошибочность и ложность аргументов, которые они приводили для обоснования своей позиции…
Ахмад и другие ученые из числа последователей Сунны и хадиса никогда не прекращали заявлять о несостоятельности и ложности учений рафидитов, хариджитов, кадаритов, джахмитов и мурджиитов, однако именно по причине репрессий каляму[2] удалось получить широкое распространение.
Аллах вознес степень имама Ахмада, благодаря которой он стал одним из предводителей Сунны и ее выдающейся личностью, за его заслуги на поприще обучения ей, ее открытого распространения, исследования ее текстов и разъяснения ее скрытых тайн». (См. «Минхадж ас-Сунна ан-Набауийя» 2/201-202)
Шейх аль-Ислам также писал: «Известно, что большое число приверженцев нововведений являются лицемерами, впавшими в большое лицемерие, а те в свою очередь являются неверными, которые окажутся на нижайшей ступени Ада. Больше всего таких людей среди рафидитов, джахмитов и подобных им лицемеров и вольнодумцев (зиндиков). Более того, основа этих нововведений исходит от тех лицемеров и вольнодумцев, которые унаследовали свои еретические взгляды от многобожников и сабейцев. Такие являются неверными в душе, а те из них, чье положение известно, являются также неверными и по факту». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 12/497)
Также он писал: «Что касается классификации губительных сект на виды, то по дошедшим до нас сведениям, самыми первыми кто стал делать это и говорить об их заблуждении, были прославленные имамы мусульман Йусуф ибн Асбат и ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак. Они сказали: «Основ всех нововведений четыре – и это рафидиты, хариджиты, кадариты и мурджииты». Ибн аль-Мубарака спросили: «А как же джахмиты?!» - и он ответил, что джахмиты вообще не относятся к общине Мухаммада. Также он часто говорил: «Поистине мы рассказываем друг другу о том, что говорят иудеи и христиане, однако мы не осмелимся даже произнести то, во что верят джахмиты». Этому последовала группа ученых из числа соратников имама Ахмада и других ученых, сказавших: «Джахмиты являются неверными и не входят в число семидесяти двух исламских сект, как не входят в них лицемеры-вольнодумцы, которые внешне являются мусульманами, а в душе скрывают свое неверие».
Другие ученые из числа соратников Ахмада и не только, сказали, что джахмиты входят в число семидесяти двух исламских сект, добавив в их лице пятую основу всех нововведений».
(См. «Маджму’ аль-Фатауа» 3/350)
Также Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, писал: «Основа этих взглядов, а именно обессмысливание божественных качеств, унаследована исключительно от учеников иудеев, многобожников и заблудших сабейцев. Первым в Исламе, от кого были зафиксированы эти взгляды (я имею в виду слова о том, что Пречистый и Всевышний Аллах, в действительности не находится над Своим троном, что слова Аллаха «…возвысился над троном…» означают «…овладел троном…» и т.п. утверждения) был Джа’д ибн Дирхам. Следующим, кто перенял эти взгляды от него, был Джахм ибн Сафуан, который стал открыто провозглашать их, после чего воззрения джахмитов стали приписываться ему. Говорят, что Джа’д взял свои убеждения от Абана ибн Сам’ана, Абан - от Талюта, а Талют от своего дяди по линии матери иудейского колдуна Лябида аль-А’сама, который в свое время навел порчу на пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
(См. «Маджму’ аль-Фатауа» 5/20)
Также он писал: «Общеизвестным из мазхаба имама Ахмада и всех имамов Сунны является постановление, что джахмитов, которые и были теми, кто лишал смысла божественные качества Милостивейшего Аллаха, необходимо считать неверными. Заявления джахмитов напрямую противоречили тому, с чем явились посланники Аллаха и Его Писание. По сути, их слова представляли собой отрицание Господа-Создателя, а также того, что Он сообщил о Себе устами Своих посланников. Именно поэтому ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: «Поистине мы рассказываем друг другу о том, что говорят иудеи и христиане, однако мы не осмелимся даже произнести то, во что верят джахмиты». Многие имамы говорили, что джахмиты являются неверными больше чем иудеи и христиане, а потому обвиняли в неверии всякого, кто утверждал, что Коран сотворен, что Аллах не будет узрен в Последней жизни, что Аллах не над Троном, что Аллах не обладает такими качествами как знание, мощь, милость, гнев и т.п.»
(См. «Маджму’ аль-Фатауа» 12/486-487)