Их жёны (лакшми, парвати, сарасвати).

3. Боги хотя и не верховные, но очень уважаемые индусами (Брахма, Ганеша, Кама).

Кама («Чувственное желание», «Любовь») – бог любви.

Его изображают как юношу с луком и стрелами в руках.

Лук у него сделан из сахарного тростника, тетива лука – из живых пчёл, стрелы – из цветов.

Когда стрелы Камы вонзаются в тела богов или людей, то они возбуждают в них жгучую любовную страсть.

Ганеша («Начальник свиты») – сын Шивы и Парвати, бог удачи и предпринимательства, начальник свиты своего отца (свита состоит из богов низшего разряда).

Верующие воры и мошенники в Индии считают Ганешу также и своим покровителем, богом воровской удачи.

Ганеша изображается в возрасте подростка с четырьмя руками и с головой, похожей на голову слона.

Это единственный бог в индуизме, у которого вместо носа – хобот.

Индуисты стремятся иметь дома скульптурное изображение Ганеши. Ни одно дело они не начинают без молитвы Ганеше. И для того, чтобы особенно угодить Ганеше, они по утрам чешут ему живот.

Согласно вероучению индуизма, боги бессмертны. Но есть два исключения. Первым исключением является Ганеша, а вторым – Кама.

Кама умер, испепелённый огненным лучом разгневанного Шивы. Но потом по просьбе Парвати Шива сделал так, чтобы Кама родился второй раз.

Именно с именем бога Камы связан древнеиндийский текст «Камасутра», опирающийся на многочисленные труды в области камашастры – науки о каме.

Автор текста – Ватьсьяяна.

Полное название этого произведения – «Ватьсьяна кама сутра» («Наставление о каме, принадлежащие Ватьсьяяне»). Полагают, что автор жил в III – IV вв. н. э., вероятно, в эру Гуптов.

Индусы большое внимание уделяли как земной, так и загробной жизни.

Загробная жизнь имеет два этапа.

Первый этап называется сансарой.

Второй – выходом из сансары.

Буквальный перевод слова «сансара» с санскрита звучит как «странствование».

Наряду с санскритским термином «сансара» для обозначения первого этапа загробной жизни в литературе используются также французское слово «реинкарнация» и русское – «перерождение».

По своей сущности это переселение души из одного тела (после его смерти) в другое.

Механизмом сансары является карма («поступок», «деяние»).

Карма – это закон перерождения, согласно которому при преобладании хороших поступков человек получает хорошее перерождение, при преобладании плохих – плохое перерождение.

Индуисты в связи с эти говорят: какова карма – такова и сансара.

Если у вас хорошая карма, то будет хорошая сансара. Хорошее перерождение – это тело здорового, богатого человека со счастливой судьбой.

Плохое перерождение – это тело или растения, или животного, или человека больного, бедного и несчастного.

По воззрениям индуистов преступник в одной из следующих жизней становится жертвой того преступления, какое он совершил.

Вор будет обворован, насильник изнасилован, убийца убит.

Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю (для праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства или временных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином «нарака». Считается, что ад имеет несколько отделений (называют следующие цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и в этой связи сторонники индуизма говорят и пишут о «семи кругах ада». В каждом последующем отделении ада мучения становятся более сильными.

Попавших в ад изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обнимать раскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на части, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом несчастные остаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончится срок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душу умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма. Второй этап загробной жизни для грешников – это попадание в последнее (чаще всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь души грешников находятся до конца «дня Брахмы» а с наступлением «ночи Брахмы» уничтожаются.

Второй этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается термином «мокша» («избавление», «освобождение»). Мокша по своему существу – это слияние душ особо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.

Буддизм

Буддизм –одна из мировых религий, основанная на учении о «четырёх благородных истинах».

Четыре благородные истины (чатур арья сатьяни):

1. Истина о страдании: жизнь есть страдание (дуккха);

2. Истина о причине страдания: причина страданий – наши желания (дуккха самудая);

3. Истина о прекращении страданий: хочешь избавиться от страданий – избавься от желаний (дуккха ниродха);

4. Истина о пути: путь к избавлению от страданий называется восьмеричный (марга).

О достижении нирваны говорит Четвертая Благородная Истина – истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий, то есть о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга).

Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности или соблюдения обетов (шила) и этап сосредоточения (самадхи), то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – по три, всего восемь ступеней.

I. Этап мудрости.

Правильное воззрение.

На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.

Правильная решимость.

Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

II. Этап нравственности

3) Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.

4) Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы.

Они таковы: ненасилие, непричинение вреда живым существам; неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства; правильная сексуальная жизнь (в том числе и в смысле «не прелюбодействуй»); отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.

Правильный образ жизни.

Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением.

Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

III. Этап сосредоточения.

Правильное усердие.

Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой.

Слово «йога» означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели.

Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («психопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и перехода из профанного, мирского, сансарического состояния в сакральное состояние «бессмертия и свободы».

Правильное памятование.

Контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами.

Главные методы здесь – шаматха (успокоение) и випашьяна (созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).

Наши рекомендации