Сома – божество, равное Агни.
Бог-напиток, приготовленный из сока растения. Подобный опьяняющий напиток возливается в огонь в процессе жертвоприношения.
Яма – солнечный бог смерти. Первый умерший человек, проложивший путь в царство мёртвых и ставший его царём. Обитает в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами.
Брахманизм –древнеиндийская религия, сложившаяся IX – VIII вв. до н.э., признающая трёх верховных богов: Брахму, Шиву и Вишну.
Название получил от сборника ритуальных текстов – Брахман.
В основе вероучения брахманизма лежало представление об одушевлённости природы и о перевоплощении всех живых существ.
Возрождение души в той или иной новой телесной оболочке происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшествующей жизни; в первом случае душа возрождается в теле человека более высокого общественного положения или даже небожителя, во втором – низкого обществ, положения или даже в животном или растении.
Критерием оценки поведения человека было выполнение или нарушение им дхармы – определённого образа жизни, установленного якобы Брахмой для каждой варны.
Брахманизм освящал общественное неравенство, объявляя деление общества на варны установлением богов.
В брахманизме решающее значение придавалось обрядам – сложному ритуалу жертвоприношений богам, поминальных приношений предкам и т.д.
Точное исполнение ритуала чтения священных текстов на непонятном для народа языке (санскрите) требовало длительного обучения; это способствовало росту значения брахманов (духовного сословия). Весьма стойким было представление о ритуальной чистоте, нарушение которой требовало обязательных очистительных обрядов.
Брахманизм развивал представление о способности человека посредством аскетических подвигов добиться благоволения богов и приобретения сверхъестественных способностей.
В борьбе с буддизмом и под его влиянием Б. в I тысячелетии н. э. трансформировался в индуизм.
Индуизм – одна из наиболее распространённых религий в Индии, сложившаяся на основе идей ведизма и брахманизма.
Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма.
Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.
Четыре основных положения индуизма
В вероучении индуизма можно выделить четыре основных положения:
– о священных книгах,
– о сверхъестественных существах,
– о душе,
– о загробной жизни.
В индуизме в качестве священных почитается большое количество книг-томов, которые делятся на две группы.
Первая группа называется шрути («услышанное»), вторая – смрити («запоминаемое»).
Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле: книги-шрути никто не создавал, они возникли сами собой вместе с возникновением богов. Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которые находились в головах богов.
Боги чудесным образом передали эти знания риши (мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг.
По своему содержанию книги делятся на семь групп:
1. Веды («Знание»);
2. Брахманы («Отражение воли Брахмы»);
3. Араньяки («Лесные книги»);
4. Упанишады («Тайное учение»);
5. Пураны («Древние предания»);
6. Махабхарата («Сказание о великих потомках Бхараты»);
7. Рамаяна («Сказание о Раме»).
Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Демоны делятся на три вида: асуры («небоги»), ракшасы («те, кого сторонятся»), пишачи (перевод неизвестен).
Асуры – противники богов, а ракшасы и пишачи – противники людей.
Ракшасы вредят людям всеми возможными способами, а пишачи – главным образом через болезни, которые они насылают на людей. Но среди демонов встречаются и такие, которые совершают отдельные добрые поступки. Главного демона зовут Бали. Он вместе со многими другими демонами живёт в подземном царстве.
В священной литературе в разных местах указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339.
Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов.
Боги требуют поклонения, которое обозначается словом «пуджа».
Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др.