Женитьба на второй, когда он не способен заботиться о двух женах.
Положение того, кто отрицательно относится к многоженству и отвращает от этого людей
Спросили как-то шейха Салиха аль-Фаузана: «Каково положение того, кто отрицательно относится к многоженству и отвращает от этого людей?»
Шейх ответил: “Не дозволено мусульманину ненавидеть что-либо из того, что узаконил Аллах и отвращать также от этого людей! Это приравнивается к вероотступничеству от религии Ислам, как говорит Всевышний Аллах: «Они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!» (Мухаммад 47: 9). Это очень опасно! А причиной этого является измышления неверных, которые отвращают от Ислама и подбрасывают сомнения тем мусульманам, которым неизвестны законоположения Ислама, важными из которых является дозволенность многоженства! И в этом польза в первую очередь для самих женщин”. См. “Фатауа аль-Фаузан” 3/251.
Фатвы с сайта www.islam-qa.com шейх Салих аль Мунаджед
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал Фатиме бинт Кайс, когда Му’авийа (да будет доволен им Аллах) сделал ей предложение, не выходить за него замуж. Он сказал: «Он - бедняк и у него нет денег» (Муслим, 1480)
Мы надеемся, что между вами не будет незаконных отношений, ни сейчас, ни после того, как вы откажетесь выходить за него замуж. Если он оказал вам услугу, указав вам прямой путь и научив вас, это не оправдание для встреч, переписки, разговоров наедине и т.п.
И Аллах знает лучше
В том, чтобы муж женился на второй жене после того, как Всевышний Аллах обогатил его, не содержится зульма по отношению к первой жене, при условии, чтобы он соблюдал справедливость, которую ему Аллах вменил в обязанность, и это – справедливость в расходовании, проведении ночей, в жилье и одежде.
И Аллах знает лучше.
Способность к справедливости.
Способность к содержанию.
Поэтому Всевышний Аллах сказал:
فإن خفتم ألا تعدلوا فواحدة أو ما ملكت أيمانكم ذلك أدنى ألا تعولوا
«Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)».
Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
يا مَعْشَرَ الشَّبَابِ ، مَنْ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ الْبَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجْ
«О собрание юношей, кто из вас может жениться, пусть женится» (аль-Бухари, 5065, Муслим, 1400).
Если возможность содержания жены является условием женитьбы на одной жене, то это тем более обязательно в случае многоженства.
Тот, кто не способен быть справедливым или расходовать на более, чем одну жену, пусть ограничится одной женой.
Шейх Абдуррахман ас-Саъди сказал: «…ему разрешено иметь 4 жены, если он уверен, что не будет чинить несправедливость и произвол, будет соблюдать их права. Если же он боится этого, то пусть ограничится одной женой или наложницей» («Тейсир аль-Карим ар-Рахман», 1\163).
В-третьих: одно из прав жены на своего мужа – чтобы он обеспечил ее отдельным жильем, и ему не следует селить ее в одном доме с другой женой, кроме как с их согласия.
Ибн Къудама сказал: «Мужчине не следует собирать двух своих жен в одном доме без их согласия, будь этот дом маленьким или большим, потому что в этом будет вред для них, т.к. между ними существует вражда и ревность, и собирание их в одном месте возбудит ссоры… Если же они согласятся на это, это будет дозволено, т.к. право (на отдельное жилье) принадлежит им, и они могут отказаться от него» («аль-Мугни», 8\137).
И Аллах знает лучше.
Положение того, кто отрицательно относится к многоженству и отвращает от этого людей
Спросили как-то шейха Салиха аль-Фаузана: «Каково положение того, кто отрицательно относится к многоженству и отвращает от этого людей?»
Шейх ответил: “Не дозволено мусульманину ненавидеть что-либо из того, что узаконил Аллах и отвращать также от этого людей! Это приравнивается к вероотступничеству от религии Ислам, как говорит Всевышний Аллах: «Они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!» (Мухаммад 47: 9). Это очень опасно! А причиной этого является измышления неверных, которые отвращают от Ислама и подбрасывают сомнения тем мусульманам, которым неизвестны законоположения Ислама, важными из которых является дозволенность многоженства! И в этом польза в первую очередь для самих женщин”. См. “Фатауа аль-Фаузан” 3/251.
Фатвы с сайта www.islam-qa.com шейх Салих аль Мунаджед
Женитьба на второй, когда он не способен заботиться о двух женах.
Вопрос:Один мужчина (мусульманин конечно) гораздо старше меня (на 20 лет) предложил мне замужество, но он не разведен со своей первой женой. Он много раз выручал меня и показал мне первые шаги к Исламу. Мой отец и мать мусульмане, но они ничего не знают о молитве, посте, закяте. Тот брат собирается иметь 2 жен, но он не способен заботиться об обоих. Я попросила совета в джамаате по этой проблеме, и некоторые люди дали положительный ответ, некоторые не принимают этого. Я уважаю того брата, но я не уверена, что смогу жить с ним. Могли бы вы дать мне совет?
Ответ:
Вся xвала Аллаху!
Аллах предписал определенные вещи мужчине, который собирается жениться более, чем на одной женщине, которые он должен выполнить, перед тем, как женится второй раз. Одной из этих вещей является, что он должен быть способным обращаться с ними обоими справедливо. Это касается расходов, совместного пребывания ночью и предоставления жилья. Если он знает, что он не может это сделать или что вероятнее всего он не сможет это сделать, то недопустимо для него жениться более чем на одной женщине.
Аллах сказал:
“Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности). (Женщины, 4:3)
Муджахид сказал: «Не пытайтесь осознанно обращаться несправедливо с ними, наоборот стремитесь к равноправному обращению в плане совместного времяпрепровождения и расходов, потому что это то, что мужчина может выполнить». Тафсир аль-Куртуби 5-407
Шейх уль-Ислам (Ибн Таймийа) (да помилует его Аллах) сказал: «Что касается справедливости в отношении расходования и одежды - это Сунна, следовать примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он обращался со своими женами одинаково расходуя я них, равно как он делал это в отношении распределении своего времени между ними. Маджму аль-Фатва, 32/269
Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) обычно обращался равноправно в плане разделения ночей с ними, обеспечения их жильем и расходов на них… но не обязательно обращаться одинаково с ними в отношении любви и половых отношений, потому что это то, над чем мужчина не имеет контроль». Заад аль-Маад, 1/151
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: ««Если он предоставляет каждой из них достаточную одежду, содержание и жильё , тогда не важно, что он делает после этого: проявляет к одной из них большее расположение или даря подарки им…» Аль-Фатх, 9/391
Это то, что Аллах предписал тому, кто собирается иметь более одной жены. Если мужчина способен выполнить это, тогда нет ничего неправильного, чтоб принять его предложение. Если он не способен, тогда мы не советуем вам выходить за него замуж, и в первую очередь это для него недопустимо предлагать вам замужество.
То, что вы говорите, что он не способен заботиться о двух женах, если он религиозны и у него хороший характер, и вы можете быть терпеливой и смириться с некоторыми трудностями в жизни, тогда нет ничего неправильного, чтоб принять его предложение.
Аллах пообещал бедняку, который хочет жениться, что Он сделает независимым от средств (к существованию). Аллах говорит:
Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах - Объемлющий, Знающий. (аль-Нур, 24:32)
Некоторые салафы имели обыкновение жениться, в поисках провизии, действуя в соответствии с этим аятом.
Но если вы думаете, что не сможете смириться с некоторыми трудностями в жизни, тогда нет ничего неправильного, если вы откажете ему в женитьбе.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал Фатиме бинт Кайс, когда Му’авийа (да будет доволен им Аллах) сделал ей предложение, не выходить за него замуж. Он сказал: «Он - бедняк и у него нет денег» (Муслим, 1480)
Мы надеемся, что между вами не будет незаконных отношений, ни сейчас, ни после того, как вы откажетесь выходить за него замуж. Если он оказал вам услугу, указав вам прямой путь и научив вас, это не оправдание для встреч, переписки, разговоров наедине и т.п.
И Аллах знает лучше