Возникновение буддизма. Жизнь Будды.
Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии. Его появление было вызвано важными изменениями в индийском обществе: разрушением порядков, усилением классового гнета и появлением рабства. Прежние племенные религии перестали отвечать новым условиям. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама - индийский царь, разочаровавшийся в жизни и добровольно отрекшийся от удовольствий и роскоши царского двора. Основные положения буддизма изложены в „священных" книгах — так называемых Трипитака, Возникнув, в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме и сансаре. В то же время буддизм подверг критике кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения. Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее проявлениях — это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване - полном небытии. Положение буддизма –это призывы к терпению, отказу от борьбы за лучшую жизнь на земле Буддизм довольно рано стал дробиться на секты. К I в. н. э. религия раскололась на два направления -хинаяна и махаяна. хинаяна (малая колесница), возникшая в Восточной Индии, проповедует „узкий путь спасения". Согласно этому учению, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц - монашество. тхераваде (хинаяне) Будда выступает в качестве человека исключительной моральной чистоты, великого учителя, а не бога. Махаяна (большая колесница) обещает „широкий путь спасения". Достигнуть нирваны, по этому учению, может не только монах, но и мирянин. Кроме того, последователь ма-хаяны должен в первую очередь заботиться не о своем спасении, а о спасении других. Будда в этом учении уже не человек, а бог, В махаяне появляются также суждения о рае и аде, отсутствовавшие в раннем буддизме. Будда Гаутама Сиддхарта родился (546—324 до н. э.), на юге современного Непала. Его также называли Шакьямуни — мудрец, принадлежащий к клану Шакья.После жизни в роскоши во дворце своего отца, короля Сиддхарта случайно столкнулся с жестокой реальностью и сделал вывод, что реальная жизнь связана со страданиями и горем. Он отказался от жизни во дворце и стал вести аскетическую жизнь вместе с лесными отшельниками. Позднее он пришёл к выводу, что аскетизм неправилен и следует находить промежуточный путь Во время медитации под деревом Бодхи он принял решение во что бы то ни стало найти Истину, и в возрасте 35 лет достиг Просветления. После этого он стал называться Будда Гаутама, или просто Будда, что означает «пробуждённый».Остальные 45 лет жизни он путешествовал по Центральной Индии в долине Ганга, обучая своих последователей и учеников.В дальнейшем последователи Будды в течение последующих 400 лет сформировали много разных учений из которых сохранилось учение Тхеравада и Махаяны.
Основные понятия буддийского учения.
В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о причинах страдания, о устранении источников СТРАДАНИЯ, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный, или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Праджня— в буддизме одно из понятий, обозначающих высшую трансцендентную мудрость, самое глубокое и всеохватывающее понимание реальности, свойственное лишь интуитивному знанию Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване(освобождение от страдания, от круга рождений (сансары). Существуют довольно большие расхождения во мнениях между различными школами буддизма относительно более эзотерических моментов Учения Будды и небольшие отличия в некоторых дисциплинарных правилах для монахов.Согласно преданию, Будда придавал особое значение этике и правильному пониманию сути. Будда является не Богом, а только наставником и учителем для живых существ, которые должны следовать по пути Нирваны, чтобы достичь духовного пробуждения — Бодхи, и увидеть правду и реальность, какой она есть. Буддийские системы познания и медитации не считаются «божественными» дарами, но они считаются ключом к пониманию истинной природы ума, которая должна быть обнаружена каждым человеком в ходе пути, проповедуемом Буддой.
История раннего буддизма.
Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии. Его появление было вызвано важными изменениями в индийском обществе: разрушением порядков, усилением классового гнета и появлением рабства. Прежние племенные религии перестали отвечать новым условиям. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама - индийский царь, разочаровавшийся в жизни и добровольно отрекшийся от удовольствий и роскоши царского двора. Основные положения буддизма изложены в „священных" книгах — так называемых Трипитака,. Возникнув, в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме и сансаре. В то же время буддизм подверг критике кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения. Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее проявлениях — это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване - полном небытии. Положение буддизма –это призывы к терпению, отказу от борьбы за лучшую жизнь на земле Буддизм довольно рано стал дробиться на секты. К I в. н. э. религия раскололась на два направления -хинаяна и махаяна. хинаяна (малая колесница), возникшая в Восточной Индии, проповедует „узкий путь спасения". Согласно этому учению, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц - монашество. Хинаяна по своему характеру стоит ближе к ранним школам буддизма и гораздо решительнее требует отказа от всего мирского. Характерно, что в тхераваде (хинаяне) Будда выступает еще не в роли бога, а в качестве человека исключительной моральной чистоты, великого учителя, указавшего другим людям путь к спасению.Махаяна (большая колесница) обещает „широкий путь спасения". Достигнуть нирваны, по этому учению, может не только монах, но и мирянин. Кроме того, последователь ма-хаяны должен в первую очередь заботиться не о своем спасении, а о спасении других. Будда в этом учении уже не человек, а бог, В махаяне появляются также суждения о рае и аде, отсутствовавшие в раннем буддизме.