Ибн Таймийя и секта язидитов
Ибн Таймийя имеет несколько высказываний об этой группе гулат[48], ставшие причиной немалых сомнений и вызывающие огромное количество вопросов по поводу его истинного убеждения.
Адавийты – секта, ответвившаяся от гулат, которая приравнивает Язида и Адий ибн Мусафира к Аллаху. Они получили свое название непосредственно от Адий ибн Мусафира. Мусульмане единогласно подтверждают их безбожие и выход из Ислама, ведь они приписывают атрибуты Бога простым смертным.
Ибн Таймийя был современником адавийтов, и даже адресовал им письмо, начав его словами не похожими на те, с которыми он обращался к своим противникам. Итак, он пишет:
"Послание, адресованное мусульманам, которые следуют традиции Пророка, истинным приверженцам секты шейха Ариф абил Бараката Адийи ибн Мусафира Умави, тем, кого облагодетельствовал на этот путь Всевышний. Мир вам и благословение Аллаха!"[49]
Вопреки осведомлённости их отношения к крайним галитам, он называет их мусульманами, истинными приверженцами сунны, желает им благословения свыше для продолжения пути, на котором они находятся. Он не только приветствует их, а даже их сторонников, следующих им, но и называет их приверженцами истинной сунны.
Он тот, кто с легкостью клевещет на семейство пророческое, как и вы убедились в этом ранее. Он – тот самый, кто считает ученых Рази, Газали и Ибн Сину "цыплятами", воспитанниками индийской и греческой культур, и то, что они пребывают еще в большем заблуждении, чем иудеи и христиане. Он – автор тех горьких и непристойных слов об ученых мужах. Однако здесь мы наблюдаем насколько красноречиво он обращается к группе, из галитов (гулат), как не обращался ни к одному мусульманскому течению.
Вероятно, ключ к разгадке состоит в том, что секта язидитов превозносила Язида ибн Муавию, а почитание Язида для Ибн Таймийи было достаточным, чтобы отнести их к суннитам и джамаату, даже несмотря на их крайние убеждения!
Поразительно, он повествует от Ахмада ибн Ханбала: "Разве может кто-либо верить в Аллаха и в Судный день, но в тоже время испытывать любовь к Язиду?"
Возможно из-за наличия именно таких преданий, Ибн Таймийя так и не утвердился в учении Ахмада ибн Ханбала, как знать…
6. Мнение суннитских улемов об Ибн Таймийе*(примечание на стр. 37)
Вслед за ознакомлением с убеждениями Ибн Таймийи, вас не удивит мнения и фетвы суннитских ученых об этом человеке.
Ибн Хаджар Аскалани собрал все существующие фетвы, изданные о нем, и говорит: "Ученые по поводу мазхаба Ибн Таймийи имеют разные мнения".
Так, некоторые причисляют его к секте "муджассамитов"[50] за убеждения близкие к хамавитам и васийитам. Ибо он делал заявления, подобно: "Наличие рук, ног, лица – настоящие атрибуты Аллаха, и он восседает на троне".
Другие утверждают о его принадлежности к "занадикам"[51], т.к. он считает неверием призвание к помощи Пророка (ДБАР).
Другие посчитали его из "мунафиков" (лицемеры), т.к. он плохо отзывается об имаме Али (ДБМ). Ибн Таймийя пишет о его светлости: "Всякий раз, встречаясь с противником лицом к лицу, он терпел поражение. Неоднократно пытался захватить власть в свои руки, но ему это не удавалось. Он вел войны ради установления своей власти, но ни как не религии Аллаха".
"Али был влюблен во власть, а Усман – в деньги".
"Али принес веру в Ислам в детском возрасте, тогда как вера малолетнего подростка не считается".
Также, что имам просил руки дочери Абу Джахля, что и послужило причиной его злословия в адрес его светлости.
Ученые в подтверждение лицемерия Ибн Таймийи приводят следующий хадис от Посланника Аллаха (ДБАР): "Никто не будет враждовать с тобой, о Али, кроме мунафика (лицемера)".
Иные говорят о его высоких идеях в "Великий Имамат", и приверженность к Ибн Тумерту[52].
Одним словом, насколько Ибн Таймийя противоречил самому себе, столько мнений сложилось о нём у учёных. Но, наиболее выразительные слова принадлежат Ибн Хаджару Аскалани, в книге "Аль Фатавийя аль Хадисийя", где он пишет: "Ибн Таймийя человек, которого Аллах принизил, ввел в заблуждение, сделал слепым и глухим… Ученые и предводители, раскрывшие его порочность, ложность речей, прямо на это указывали. Тот, кто желает узнать более подробно, должен непременно исследовать слова имама Абил Хасана Сабки, которого все считают предводителем и независимым исследователем в религиозных вопросах, а также его сына Тадж ад-дина, и шейха имама Изза ибн Джамаата и других ученых шафиитского, маликитского, ханафитского толков, современников и предшественников Ибн Таймийи. В заключении хочу отметить, не следует придавать значения заявлениям Ибн Таймийи, они не стоят этого. Он – заблудший еретик, и вводящий в заблуждение, пустослов, с которым пусть Аллах поступит согласно справедливости. И да спасет нас Всевышний от его слов и поступков. Аминь!"[53]
Письменное послание имама
Хафиза Захаби Ибн Таймийе
Одним из важных моментов указывающих на не признание суннитскими учеными Ибн Таймии и его убеждений может служить письмо одного из влиятельных суннитских ученых имама Захаби следующего содержания:
"Благодарю Аллаха за свою покорность пред Ним. О, Господь, ниспошли мне милости Свои, прости ошибки, укрепи веру мою! Опечален я, оттого, что невелика печаль моя. Что сделалось с сунной и её последователями? Как нуждаюсь я в поддержке верующих из-за сложившейся обстановки. Я печален из-за утраты ярких звёзд небосклона науки и праведности и сокровищницы блага.
Счастлив тот, кто думает о своих ошибках, и не видит чужих. И несчастлив, замечающий отклонения других людей, позабыв о самооценке.
До каких пор, ты (Ибн Таймийя) будешь видеть соринку в глазе брата своего, не замечая в своём бревна? Сколько ты будешь возвышать себя, и принижать учёных и народ? Ведь тебе известны слова Пророка (ДБАР), запрещающие подобный метод: "Об усопших вспоминайте лишь доброе, ибо за деяния, которые они послали наперед будет им загробная награда".
Знаю, в своё оправдание скажешь: злословие на тех, до кого не дошел призыв Пророка является истинным джихадом. Но, знай, клянусь Всевышним, что они ведали о многом, выполнение которого ведёт к праведности, и конечно не ведали о многих вещах, не имеющих никакого отношения к ним. Один из признаков доброй веры – невыполнение того, в чем нет добра и пользы.
Заклинаю тебя, прекрати, с тебя довольно. Ты красноречивый и логичный человек, который не промолчит, а выскажется. Поэтому, воздержись от паралогизма в религии, не искажай её. Пророк (ДБАР) не одобряет подобного поступка, считая его грехом, ибо он запрещал задавать излишние вопросы. По этому поводу он изволил сказать: "Самое страшное, чего я опасаюсь для своей уммы это – красноречивый мунафик (двуличный человек)". Излишние разговоры на тему халала и харама (дозволенных и запретных вещей в Исламе), даже если, не допускать при этом ошибок – ведут к жестокосердию, не говоря уже о пустословии, встречающемуся у юнусийитов и философов, и кощунстве, которые умерщвляют сердце.
Клянусь Аллахом, мы стали предметом насмешек. До каких пор ты будешь ворошить запутанные философские вопросы, пахнущие ересью, а мы находить на них ответы. Не раз ты увлекался отравленными трудами философов (предупреждаю), злоупотребление приводит к гибели.
Как я мечтаю о собрании, на котором вспоминали бы о достойных людях. Память о них способствует ниспосланию милости, ведь поминая хороших, презираешь плохих людей.
Меч "Хаджаджа" и перо "Ибн Хазма" (андалузийского) друг другу братья, и ты следуешь им обоим. Прошу вас не напоминайте нам о нововведениях "хамис" и употребления в еду злаков, а лучше укажите на те вещи, которые – основа заблуждения, однако превратились в истинную сунну и основу единобожия. Всякий, кто не знает об этом – безбожник или невежда, и, тот, кто не разоблачит ереси еретиков – хуже, чем Фараон…
Клянусь Всевышним, сердца наполнены сомнениями, и если хотя бы твоя вера в "шахадатайн"[54] останется твердой – ты спасён. Несчастлив тот, кто следует тебе, ибо подвергнут безбожию и неверию, особенно если у него недостаточно знаний, слабая вера, и он похотливый человек. Такой человек полезен тебе, т.к. выступает в твою защиту, применяя силу и красноречие, но в душе он твой враг. Большинство твоих последователей или отсталые и бессердечные люди, или безмозглы, или лгуны и глупцы из простонародья, или неизвестные подлецы и хитрецы, или невежественные святоши. Проверь сам, если не веришь мне!
Эй, мусульманин! Твоя собственная плоть воспевает тебя, до каких пор будешь с ней в дружбе, а с достойными людьми – во вражде, сколько сопутствовать плоти, и принижать добродетелей? До каких пор будешь любить себя, и презирать рабов божьих?
Ты воспеваешь собственные слова, однако не делаешь этого в отношении достоверных хадисов. Лучше бы эти предания не попадали в твои лапы: когда тебе вздумается ты либо считаешь хадис недостоверным, либо искажаешь его, или вовсе опровергаешь хадис.
Не пришло ли время прекратить все это, покаяться и вернуться к Богу? Разве тебе не семьдесят, и смерть твоя не близка? Клянусь Аллахом, тебе не до смерти, и ты надсмехаешься над тем, кто думает о ней! Не думаю, что прислушаешься к моим советам, хуже того в ответ на письмо напишешь дюжину томов с колкими словами в мой адрес, чтобы я замолчал наконец. Если ко мне, который любит и сочувствует тебе, ты относишься таким образом, то как обращаешься с врагами?
Клянусь: посреди твоих врагов есть достойные и мудрые, подобно тому, как среди друзей существуют плохие, притворные и невежественные люди.
Я рад, что на языке проклинаешь меня, но в душе – извлек пользу из моих наставлений (прости Аллах того, кто укажет на мои недостатки), ибо не безгрешен и я. Горе мне не покаявшемуся, и посрамленному пред Всевышним, Всезнающим о наших ошибках. Спасение наше заключается в прощении, помощи и руководстве Аллаха.
Хвала Господу, Властелину миров! И да благословит Аллах господина нашего Мухаммада – печать Пророков, и род его, и всех сподвижников!»
Это был краткий рассказ о человеке, которого ваххабиты посчитали своим наилучшим предводителем, и духовным лидером именно благодаря новшествам и ереси, внесёнными им в религию. Строго придерживаясь его ошибочных идей, они нередко дополняли их своими умозаключениями об Исламе.
Ибн Таймийя - человек, идеологию которого распространяли некоторые проповедники-сектанты "салафийиты", прибегнув к особым уловкам, они прикрывали его грязные идеи и ошибочные убеждения.
О, Аллах!
Сопутствуй тем, кто в поисках истины и руководства!
Примечание
*Хадисы о достоинстве семейства дорогого Посланника Аллаха существуют как в суннитских, так и в шиитских источниках в большом количестве. Достоверность этих хадисов не вызывает никаких сомнений. Вот некоторые из этих хадисов:
Посланник Аллаха (ДБАР) изволил сказать: "Пример моего рода Ахл аль Байт, подобен примеру ковчега Ноя, всякий, кто сядет в этот ковчег[55] спасётся, отказавшийся сделать подобное погибнет" ("Аль Мустадрак ала Сахихайн", Хаким, том 3, стр. 150; "Талхис аль Мустадрак", Захаби; "Аль Му'джам аль Кабир", Табарани, стр. 130; "Му'джам аз-заваид", Хайсами, том 9, стр. 168; "Мизан аль И'тидал", Захаби, том 1, стр. 224; "Аль Ма'риф", Ибн Кутайба, стр. 86; "Ас-саваик аль Мухрика" Ибн Хаджар, стр. 184; "Рух аль Мани", Алуси, том 25, стр. 29, и т. д.).
Многие из известных суннитских ученых подтвердили достоверность этого хадиса.
Посланник Аллаха сказал: "О люди! Я оставляю среди вас две ценные вещи, держитесь их, и вы никогда не заблудитесь! Книгу Аллаха и моё семейство Ахл аль Байт".
(Этот хадис в различных вариантах привели такие известные суннитские ученые, как Муслим в "Сахихе", том 4, стр. 1874, хадис № 37, издательство "Дар ихья турас аль Араби", Бейрут, Ливан; Термези в "Сунане", том 5, стр. 663; Ахмад ибн Ханбал в "Муснаде", том 3, стр. 14, 17, 26, 59; Муттаки Хинди в "Канз аль Умал", том 2, раздел "ал и'тисам бил китаби вас-сунна", стр 172; Хаким в "Мустадрак ала Сахихайн", том 3, стр. 109, раздел "Ма'рифат ас Сахаба"; Табарани в "Му'джам ас-сагир"; Мухиб Табари в "Захаир аль Укба"; Хайсами в "Муджма аз-заваид"; Суюти в "Ихья аль Майит"; Хафиз Аскалани в "Аль Мавахиб аладиния"; Дарами в "Сунане"; Байхаки в "Ас-сунан аль Кабир"; Аллама Багави в "Масабих ас-сунна"; Ибн Касир Дамашки в "Тафсир аль Кур'ан"; Ибн Асир в "Джами аль Усул" и многие другие суннитские ученые.
Хадис переданный Муслимом (санад) завершается Абу Хайяном ибн Саид Тамими.
Захаби о нём говорит: "Сури считал его великим и достоверным в передаче хадисов, кроме того, Ахмад ибн Абдалла Аджали о нём говорит: "Достоверный, праведный последователь сунны" (см. "Тахзиб ат-тахзиб", том 11, стр. 214, 215). Аскалани о нём говорит: "Ибн Хайян Тамими - куфиец, правдивый, с шести лет начал молиться, умер в возрасте сорока пяти лет" ("Такриб ат-тахзиб", том 2, стр. 348).