Комментарий к кораническим аятам и причины их ниспослания с точки зрения ибн Таймии
Ибн Таймийя утверждает: "Согласно единству мнений хадисоведов, предание в котором указывается, что аят: "Ваш покровитель – только Аллах и Его Посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают очищение, и они преклоняются", ниспосланный об Али (ДБМ), когда он, совершая молитву, и находясь в земном поклоне, в качестве милостыни подал своё кольцо нуждающемуся - является вымышленным".
Далее, он выражает свое мнение о различных тафсирах: "Самый компетентный из всех тафсиров – тафсир Мухаммада ибн Джарира Табари. Поскольку, он в своей книге приводит слова ранних авторов, воздерживаясь от использования трудов позднейших комментаторов Корана. Эта книга безупречна, в ней нет места ереси и нововведениям".
Точно также Ибн Таймийя отзывается о тафсире Багави.
Однако, стоит отметить, что Табари, комментируя упомянутый аят, приводит то предание об имаме Али и кольце, восходящее к пятерым различным передатчикам с достоверным источником. Багави также приводит подобный хадис, заявляя, что все комментаторы единогласно принимают подлинность и достоверность данного предания.
Толкование вышеназванного коранического стиха и общую точку зрения о причинах ниспослания вы также найдете, обратившись к тафсирам Табари, Багави, Замахшари, Рази, Ибн Мас'уда, Насафи, Байдави, Куртуби, Суюти, Шукани и Алуси.
Дозволенность или запрет на ниспослание проклятия Язиду ибн Муавие
Ибн Таймийя повествует со слов Ахмада ибн Ханбала: "Однажды у Ахмада ибн Ханбала спросили, привел ли он в своем "Муснаде" хадис об Язиде ибн Муавие, на что он ответил: "Язид не достоин этого, разве вы не знаете, как жестоко он расправился с восставшим народом Медины?"[5] Ему возразили: "Но многие любят Язида". Ахмад ибн Ханбал сказал: "Разве может испытывать любовь к Язиду тот, кто верит во Всевышнего Аллаха и в Судный день?"
Тут сын Ахмада ибн Ханбала (которого звали Салих) спросил отца: "Тогда почему ты не посылаешь проклятие на него?"
- Видел ли ты до сих пор, чтобы твой отец проклинал кого-нибудь?.."[6]
Ибн Таймийя приводит этот хадис в неоконченном виде, ибо в продолжении имам Ханбал проклинает Язида.
Абул Фарадж аль Джузи, а также некоторые другие ученые, приводят завершенный вариант предания следующим образом:
"Ахмад сказал: "Почему не проклинать того, кого проклял Аллах в Священном Коране". Когда его спросили, в каком именно аяте Аллах проклинает Язида, он зачитал следующие строки: "А может быть, вы, если отвратитесь, будете сеять смуту на земле, и разрывать родственные связи. Это те, которых проклял Аллах"[7]. Затем он добавил: "Разве есть смута выше убийства?"
Итак, Ибн Таймийя рассматривал хадисы таким образом: всякий хадис, противоречащий его интересам и желаниям, он считал недостоверным и ложным, или же давал подобным хадисам свои престранные толкования.
В последующих главах мы приведем другие высказывания, которые помогут понять его истинный подход к священным хадисам.
Ибн Таймийя и атрибуты Бога
Ибн Таймийя в отношении хадисов и аятов относительно божественных атрибутов полагал, что необходимо следовать их внешнему смыслу (Захир), не вдаваясь в их толкование и разъяснение.
В частности, он говорит:
"Аллах находится высоко в небесах и восседает на троне. Своим существом Он заполнил все небеса, так, что нет там пустого пространства. Всевышний спускается на небесный свод, и вновь устремляется ввысь (на седьмое небо). У Него есть глаза, ноги, руки, но они не похожи ни на одно из его творений"[8].
Также, он пишет: "Те, кто пытаются объяснить или исказить внешний смысл аятов и хадисов, не отдал дань почести Аллаху должным образом и не познал Его так, как нужно".
Для подтверждения своей точки зрения Ибн Таймийя полагает – асхабы и табеины имели такую же позицию, и говорит: "Я исследовал тафсиры и предания, переданные сподвижниками Пророка, сто больших и маленьких книг-тафсиров, но до сего времени, ни в одной из них не обнаружил, чтобы кто-либо из сподвижников применял толкование и разъяснение внешнего (Захир) смысла аятов и хадисов об атрибутах Бога!"
Идеи Ибн Таймийи не получили большого распространения и не нашли признания среди людей. Те небольшие группы его приверженцев даже не затруднили себя обратиться за словами сподвижников в тафсиры Багави, Табари или даже Атийе[9], которых высоко ценил сам Ибн Таймийя. Необходимо отметить, все эти книги содержат объяснения аятов об атрибутах, сделанные асхабами и табеинами, однако лишены олицетворения Аллаха (таджассум), в которое верят Ибн Таймийя и хашавиты[10]. Другими словами внешний смысл аятов Корана, касающиеся атрибутов Бога, необходимо разъяснять посредством особого комментария, который применяли сподвижники пророка.
Например, обратимся за комментарием "аят аль курси"[11]. Табари приводит от Ибн Аббаса, что под словом "курсийюху" (трон Его), подразумеваются нескончаемые знания Аллаха, ссылаясь в сделанном утверждении на пример из арабской речи. Подобное приводят в своих книгах Багави, Куртуби, Шукани в передаче от Ибн Атийи и многие другие.
Рассмотрев коранические аяты, в которых встречается слово "ваджх" (лик), вы также обнаружите, что там нет ни единого слова в пользу утверждения Ибн Таймийи. Все комментаторы толкуют слово "илла ваджхаху" (лишь лик Его) в аяте: "Всякая вещь гибнет, кроме Его лика"[12], как "илла хува", т.е. "лишь Он", и слово "ваджх" в аяте: "И остаётся лик твоего Господа со славой и достоинством"[13], в таком же значении. А в нижеследующих аятах: "Только из стремления к лику Аллаха"[14], " И те, которые терпели и стремясь к лику своего Господа"[15], "Кто желает лика Аллаха"[16], трактуются как – "награда Аллаха".
Комментируя данные аяты, толкователи Корана, не признают "ваджх", опираясь только на внешнее значение. Тем не менее, Ибн Таймийя признаёт, что "ваджх", в аяте "Куда бы вы не обратились, там лик Аллаха"[17], комментируется учеными, как "сторона", а не "лик", и не причисляет этот аят к числу тех, в которых говорится об атрибутах Аллаха[18]. Другими словами сам Ибн Таймийя иногда позволял себе противоречить самому себе, отказываясь от необходимости придерживаться внешнего смысла.
В тех аятах, где присутствуют слова "айн" (глаз) и "айди" (руки), он считает, что необходимо принимать только внешний смысл, другими словами необходимо признавать за Аллахом подобных атрибутов. Он для подтверждения своей правоты приводит слова сподвижников и табеинов. Тогда как они не произносили подобного или сказали обратное.
Ибн Таймийя, вопреки приложенным им стараниям, не смог привести высказывание асхабов в пользу своего утверждения.
"Олицетворение" или "таджассум"
Ибн Таймийя в некоторых из своих проповедей недвусмысленно заявлял о его вере в "таджассум". Несмотря на то, что об этом нет ничего в его дошедших до нас книгах, мы приводим следующие аргументы:
а) Ибн Батута и Ибн Хаджар Аскалани повествуют, что, восседая на минбаре, Ибн Таймийя говорил: "Аллах спускается на небесный свод, подобно тому, как спускаюсь я с этого минбара"[19].
б) Ибн Хайян в двух своих тафсирах "Аль бахрул мухит ван-нахр" пишет, что лично читал этот отрывок из книги "Аль Арш", написанный пером Ибн Таймийи: "Аллах восседает на престоле, и там есть пустое место, предназначенное для Пророка".
Заметим, слова, которые цитирует Юсуф Нахбани на 130-ой странице книги "Шавахид аль Хакк", взятые из книги "Ан-нахр" Абу Хайяна, а также, Хадж Халифа в "Кашф аз-зунун" (том 2, стр. 1438). В книге "Ан-нахр" при повторном издании были опущены высказывания Ибн Таймийи, подобно тому, как исключены были из данной книги и другие высказывания, указывающие на его убеждения.
При всем при этом, Ибн Таймийя в книге "Минхадж ас-сунна" устойчиво и упорно выступает в защиту того, что Аллах восседает на троне, и только о восседании Пророка с Аллахом за небесным престолом ничего не упоминает.
в) Ибн Таймийя утверждает, поднятие рук к небу во время молитвы знак того, что Бог находится над нами. В таком случае, когда молящийся произносит слова "Обращаю лик, к тому, кто сотворил небеса и землю", стоя в направлении к кибле – означает пребывание Творца в мекканском храме?!
Ограничиваться только внешнего смысла аятов и хадисов – одна из самых больших ошибок, чуждых грамматике арабского языка. Арабы, на языке которых был послан Священный Коран, не совершают подобной ошибки. Разве можно предположить, что под словом "хабл" (вервь) в аяте "Не раскалывайтесь на группы, а держитесь все за вервь божественную" подразумевается его словарное значение? Следовательно, мы должны ожидать, что с неба опустятся специальные канаты, за которые нужно схватиться, в точности, как утверждают хашавиты. Все без исключения комментаторы единогласно истолковывают "хабл", как Ислам, или Коран, или же сакалайн (книга Аллаха и семейство Пророка), за который Великий Пророк (ДБАР) велел крепко держаться и неуклонно следовать им.
Тот, кто отрицает важность комментирования подобных слов и терминов, глубоко заблуждается и беспомощно барахтается в собственном неведении. Всякий, отрицающий толкование аятов об атрибутах Бога посредством великих сподвижников, нанёс невосполнимую клевету на них… И, тот, кто отрицает пояснения коранических терминов в книгах-тафсирах, подобен роющему яму для других, но угодившему в неё самому.
Тафсиры изобилуют преданиями с комментариями, дошедшими до нас от асхабов и ученых, и только тот, кто в состоянии все это "прочитать" и проанализировать сможет извлечь пользу для себя.
3. Ибн Таймийя и Ахл аль Байт (семейство посланника Аллаха)
В благородном Коране и в словах Пророка (ДБАР) неоднократно указывается на высокое положение Ахл аль Байт, мусульмане же, следуя своей книге и Пророку, верят в достоинства его семейства, и нет никого, кто имел хоть какие-либо сомнения по этому поводу, кроме враждебно настроенного человека.
Ибн Таймийя в некоторых своих трудах приводит предания о преимуществе семейства пророческого над другими людьми и говорит: "Бани хашим превосходят курайшитов, курайшиты – арабов, арабы же преобладают над всем человечеством. Ибо в достоверном хадисе от Пророка, говорится: "Поистине, Аллах избрал сыновей Исмаила, а посреди них - династию кинаны, среди кинаны – курайш, и среди последних – хашимитов".
Ещё, он приводит достоверный хадис, который приводится в "Сахихе" Муслим, как его светлость Пророк три раза произнёс в Гадир Хуме следующие слова:
"Помните Аллаха в отношении моего семейства…"
В книге Сунан повествуется, что когда Аббас (дядя Пророка) пожаловался Пророку на некоторых курайшитов, принижающих хашимитов, его светлость сказал: "Клянусь тем, в чьих руках моя душа! Курайшиты не войдут в рай, только если ради Аллаха и ради родства со мной будут любить вас (хашимитов)".
И в продолжении он говорит:
"Если бани Хашим и Ахл аль Байт имеют преимущество над всеми творениями, то, несомненно, их деяния, являются одними из самых лучших деяний"[20].
Итак, настало время спросить: что думает об Ахл аль Байте Ибн Таймийя и какова его постоянная позиция? Совершенно однозначно и без какой-либо неясности, он снимает завесу со своих убеждений о семействе пророческом.
а) Постоянная склонность к врагам Ахл аль Байта
Ибн Таймийя открыто принимал сторону врагов Ахл аль Байт. Применяя умение говорить запутанно и двусмысленно, он выступал в защиту врагов семейства Пророка и придумывал самые разные причины и доводы, подтверждая правильность их вражды и неприязни к Ахл аль Байт. Для этого он отрицал достоверные хадисы Пророка (ДБАР) и высказывания сподвижников и табеинов, а также исторические истины, получившее многократное подтверждение (таватур) и те факты, которые улемы единогласно принимают. Используя метод, которого избегают ученые, он в искаженном виде представляет исторические факты.
У Ибн Таймийи немало высказываний на эту тему, но в этой небольшой книге, мы вкратце приведём лишь некоторые из них.
Хафиз Захаби, ссылаясь на Исмаила ибн Рахавийю, современника Ахмада ибн Ханбала, говорит, что предшественники не подтверждают достоверности ни одного хадиса о Муавии, в то время, как Ибн Таймийя написал книгу, которую назвал "Фазаил Муавия ва фи Язид иннаху ла юсаб". Также мусульмане Дамаска предложили Насаи, автору книги "Сунан", написать книгу о достоинствах Муавии, на что последний ответил: "Мне не ведомо ни одно из его благородных качеств, кроме известного проклятия Пророка в адрес Муавии: "Да не насытит Аллах его чрево!"
От Хасана Басри до нас дошло немного больше сведений. Он пишет:
"Муавие совершил четыре поступка, одного из которых было достаточно, чтобы погубить его. Первое – то, что объявил войну и обнажил меч на исламскую общину, и, не посоветовавшись, взял бразды правления в свои руки, а ведь среди уммы было довольно много достойных сподвижников. Второе – назначение сына (Язида) на престолонаследие, который постоянно пил вино, носил шелковые одеяния, играл на тамбуре[21]. Третье, то, что он утверждал будто бы Зияд, сын его отца Абу Суфьяна, тогда как Пророк сказал о нём: "ал валаду лиль фираш ва лиль ахид аль хаджар". И, наконец, последнее – убийство Худжра ибн Удайи и его сподвижников. Горе Муавие за пролитую кровь Худжра, горе!"
Порицание Муавии также повествуется от имама Али (ДБМ) и других пречистых имамов, от Ибн Аббаса, Аммара, Убадат ибн Самита и других, и не нуждается в пересказе. Слова Умара ибн Аса, верного друга и помощника Муавии, ясное доказательство тому, что Муавия был человеком, совершающим большие грехи, сторонившимся религии и верующих.
Однако вернёмся к Язиду: ранее вы увидели, как Ибн Таймийя для предотвращения ниспослания проклятий Язиду привёл хадис имама Ханбала незавершенным, исказил исторические факты и слова ранних ученых. Стараясь оправдать дела Язида, он приписывает сподвижникам и табеинам небывалую клевету: "Язид не был согласен с убийством (имама) Хусейна, и после его смерти выразил огорчение по этому поводу".
Теперь настало время убедиться есть ли у Ибн Таймийи основательный довод, как например, единогласие асхабов и предшественников или же его утверждения необоснованны, и он выдвинул их, подчиняясь душевным прихотям?
Тафтазани цитирует единогласие ученых в этом вопросе в своей книге (Шарх аль Акаид ан-нафсия) следующим образом:
"Ученые ранней эпохи имеют общую точку зрения о полной дозволенности убивать убийц и тех, кто дал приказ об убийстве Хусейна, а также тех, кто допустил или выразил своё согласие. Во всяком случае, истина состоит в том, что согласие Язида на убийство Хусейна, поощрение к убийству, оскорбление семейства Пророка (ДБАР) – является многократно подтвержденным фактом (таватур), несмотря на то, что в более подробном описании, в отличие от таватура, это приводится в преданиях, имеющих всего одного рассказчика. Мы по поводу неверия и веры Язида будем действовать без промедления, будь проклят он, его приспешники и воины!"
Также Ибн Таймийя пишет:
"Перемещение головы (имама) Хусейна в Сирию во времена Язида ни кем не подтверждено". Далее он заявляет: "Преподнесение головы Хусейна Язиду и то, что он ударил её палкой, не больше чем выдумка".
Основывается ли Ибн Таймийя в пересказе вышеприведённого на правдивых передатчиков хадисов? В качестве примера он упоминает несколько имён внушающих доверие факихов и хадисоведов:
"Зубайр ибн Бикар и Мухаммад ибн Са'д, автор книги "Табакат" и другие, чьи познания в области права и просвещенность известны, в подобных вопросах сведущее других, и в том, что повествуют правдивы".
В продолжении он говорит: "Багави, Ибн аби ад-дунья и некоторые другие писатели сведущее и правдивее других, и ученые не имеют разногласий по поводу осведомленности этих двух ученых (Ибн Бикара и Ибн Са'да)". Давайте же посмотрим, что говорят они сами? Отрицают ли перемещение пречистой головы имама в Сирию и удар Язида палкой по ней?
Ибн Таймийя конечно на этот счёт ничего не повествует, так как Ибн Бикар и Ибн Са'д принимают то, что Таймийя упорно отрицает. Для утверждения они приводят признание самого Ибн Таймийи согласно достоверным источникам и документам, в подлинности которых не сомневаются улемы. Вскоре мы расскажем вам об этом. Всё, что он повествует от двух историков, это: "Никто из собравших предания о смерти (имама) Хусейна, как Ибн аби ад-дунья и Багави ничего не передают о перемещении головы в Аскалан или Каир".
Разве не смехотворны подобные заявления?
Таймийя утверждает: "Язид не брал в плен семейство (имама) Хусейна, а наоборот оказал им почёт". Также пишет: "Язид не пленил никого из мужчин и женщин семейства пророческого".
Полагается ли он в утверждаемом на достоверное или даже не достоверное повествование. Отнюдь, нет. Таким способом он всего лишь пытается покровительствовать Язиду. Историки единогласно принимают то, что Ибн Таймийя отрицает. Ибн Дунья и Мухаммад ибн Са'д одни из тех, чью истинность передаваемого об убийстве (имама) Хусейна Ибн Таймийя одобряет.
Эти два историка, вслед за описанием обстоятельств смерти имама приводят такие события, как расхищение одежды, меча, чалмы его светлости, они пишут: "Некто похитил одеяния Фатимы, дочери Хусейна, другой – украшения, а Умар Са'д отправил Убайдулле ибн Зияду голову Хусейна. Женщин и детей же, он посадил верхом на коней, и когда их провозили через место казни, где бездыханно лежали тела мучеников Кербелы, Зейнаб издала крик: "О, Мухаммад! Это твой Хусейн, чьё тело обнажено, в крови и пыли и рассечено на куски!.. О, Мухаммад! Твои дочери пребывают в плену, дети убиты, и мы оплакиваем их… " При виде подобной сцены и друг и враг не удержали слёз.
Тогда Ибн Зияд призвал Хурра ибн Кейса и посредством его отправил Язиду голову Хусейна и головы других мучеников и сподвижников. Затем прибыл гонец Язида к Убайдулле с приказом направить имущество и семейство имама в Сирию. (С прибытием семейства имама) Язид велел привести к нему Али ибн аль Хусейна, четвертого имама, детей и женщин. Имам обратился к нему со словами: "Язид, что бы ты ответил Пророку, если он увидел бы нас в таком положении?"
Тогда Язид приказал, чтобы женщин привели на собрание. В этот момент, некий сириец встал с места, и, указывая на Фатиму, дочь Хусейна, сказал: "О, повелитель правоверных! (т.е. Язид) Отдай мне эту девочку". Фатима забеспокоилась, думая, что халиф отдаст её этому человеку, и крепко схватилась за платье своей тети.
Тут Зейнаб обратилась к сирийцу: "Клянусь Аллахом, твои мечты напрасны! Эта девочка принадлежит ни тебе, ни Язиду". Слова Зейнаб вызвали гнев у Язида, и он сказал: "Ты лжешь, девчонка принадлежит мне, и если захочу, подарю её ему! Зейнаб в ответ сказала: "Клянусь Аллахом, Всевышний и Всемогущий не давал тебе таковой воли, только если ты откажешься от нашего вероисповедания и выберешь иную религию". Вслед за этим Язид отправил семейство имама в Медину"[22].
Это событие единогласно без исключения принимают все историки[23].
Итак, можно ли доверять Ибн Таймийе в религии и религиозных вопросах, который ради покровительства Язиду, предаёт истины, получившие в истории многократное подтверждение и принятые знатоками хадиса и сунны?
б) Отрицание высокого положения Ахл аль Байт (ДБМ)
Ибн Таймийя имеет немало высказываний, свидетельствующих о невероятной ненависти и фанатизме к пречистому семейству Пророка (ДБАР). Здесь мы выбрали всего лишь некоторые из них, однако вначале приведем коранические аяты и предания о положении семейств и домочадцев Пророков в общем, и семейства Пророка Ислама, в частности.
Всевышний Аллах о семействе Ибрахима (ДБМ) говорит: "Милость Аллаха и Его благословение над вами обитатели дома (Ахл аль Байт). Он – Хвалимый, Славный"[24], также вслед за упоминанием имен семнадцати божественных Пророков в Коране говорится: "И из отцов их, и потомков их, и братьев их, Мы избрали их и вели их на прямой путь"[25]. А также: "Поистине Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана пред мирами, как потомство одних от других. Поистине, Аллах Слышащий, Знающий"[26]. Об Ибрахиме Аллах говорит: "…и установили в потомстве его пророчество и писание…"[27]. Также аят: "И даровали ему Исхака и Якуба, как подарок, и всех сделали праведными. И сделали их предводителями, которые ведут по нашему повелению"[28]. О семействе Пророка Мухаммада (ДБАР) Аллах говорит: "Поистине, Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас полным очищением".[29] А также Скажи: "Я не прошу у вас за это награды, а только любовь к ближним"[30].
В преданиях от Пророка (ДБАР), сказанных об имаме Али, Фатиме, Хасане и Хусейне (ДБМ), мы читаем: "О, Господь мой! Это моё семейство, отдали от них скверну и очисти их полным очищением"[31].
В момент ниспослания Пророку 56 аята суры Аль Ахзаб "Поистине Аллах и Его ангелы благословляют Пророка! О вы, которые уверовали! Совершайте молитву над ним и приветствуйте приветствием", сподвижники обратились к нему: "О, Посланник Аллаха, как нам прославлять Вас и приветствовать? На что его светлость ответил: "Произносите эту формулу "О, Аллах! Благослови Мухаммада и род его, подобно тому, как благословил Пророка Ибрахима и его семейство. И ниспошли милость Мухаммаду и роду его, как Ты одарил милостью Ибрахима и его семейство, поистине, ты Восхваляемый, Преславный!"
Еще Пророк изволил сказать: "Я оставляю среди вас две очень ценные вещи: Книгу Аллаха и моё семейство"[32].
Теперь, когда мы рассмотрели аяты и хадисы о семействах божественных Пророков (ДБМ) и семействе Пророка Ислама (ДБАР) в частности, неплохо бы узнать мнение Ибн Таймийи в этом отношении.
Он в одном очень кратком предложении излагает своё убеждение: "Вера в преимущество семейства Посланника Аллаха (над другими) – относится к Эпохе Невежества, ибо в период до Ислама превозносили семью возглавляющего клан"[33]. Согласно Ибн Таймийи выходит, что выбор семейств Пророков Всевышним, а затем их назначение на наместничество и воздание преимущественного положения, наряду с огромным количеством хадисов подтверждающих этот факт, - всего лишь сохранившийся обычай невежественных арабов, почитающих семью вождя племени! Иначе, подобные заявления ни что иное, как отрицание религии и высмеивание небесной книги и сунны достопочтенного Пророка (ДБАР).
В момент нисхождения аята "Поистине, Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас полным очищением", Посланник Аллаха призвал к себе Али, Фатиму, Хасана и Хусейна (ДБМ) и, укрыв всех своей накидкой (рида), произнёс: "О, Господь мой! Это моё семейство, отдали от них скверну, и очисти их полным очищением!"
Ибн Таймийя считает вышеупомянутый хадис правильным, однако его суждения далеко не совпадают с действительностью. Никаких привилегий у Ахл аль Байта на основе данного аята по его мнению быть не может. Он пишет: "В этом аяте Аллах лишь пожелал очистить Ахл аль Байт, не более. А тот хадис – всего лишь молитва Пророка за свою семью, и в данном случае Аллах не очистил их в действительности"[34].
Ибн Таймийя отклоняет все сказанное Всевышним Аллахом и Великим Пророком о семействах божественных Пророков, в особенности семейства Пророка Мухаммада (ДБАР). Ещё он отрицает такие аяты, как: "Они кормят едой, несмотря на любовь к ней бедняка, сироту и пленника"[35], "Ваш покровитель только Аллах и его посланник и те, которые уверовали, те которые простаивают молитву, дают милостыню и они преклоняются"[36], единогласно приемлемые комментаторами, как аятами, ниспосланными в честь Ахл аль Байта и его светлости Али (ДБМ).
Он не принимает благородные качества Али (ДБМ), в особенности, приведенные в достоверных источниках, считая вымышленным хадис "Мувахат" – заключение братства между Пророком и имамом (в первые дни после переселения в Медину), который получил в истории неоднократное подтверждение в пересказе и единую точку зрения летописцев в достоверности события[37].
Ибн Таймийя говорит: "Хадис "Мувахат" необоснован", и "Пророк не связывал себя узами братства с Али"[38].
Подобным образом он рассматривает и все остальные достоинства имама Али (ДБМ), без подтверждения своих слов или приведения достоверного предания от имамов четырёх мазхабов. Что признак тупого фанатизма и эмоциональности натуры!
в) Клевета на семейство Пророка (ДБАР)
Ибн Таймийя всегда выступал в защиту врагов семейства Пророка, отрицая высокое положение Ахл аль Байта, более того злословил в их адрес. Ранее исламская умма уже сталкивалась с клеветой со стороны враждебно настроенных против семейства Пророка - насибитов.
В этом разделе мы приведём лишь некоторые из высказываний Таймийи, как: "От Ахл аль Байта не исходило никакой пользы и блага".
В то время как Пророк изволил сказать: "Поистине, я оставляю среди вас то, за что если вы будете крепко держаться, не впадёте в заблуждение после меня – это Книга Аллаха и род мой, моё семейство. Они не отделятся друг от друга до тех пор, пока не встретятся у источника (Кавсар)[39]. В другом предании гласится: "Поистине, я оставляю среди вас две очень ценные вещи первая из которых – Книга Аллаха, в которой (для вас) руководство и свет… и моё семейство. Помните Аллаха в отношении моего семейства, помните Аллаха в отношении моего семейства, помните Аллаха в отношении моего семейства!…"[40]
Ибн Таймийя в поразительно смешной форме объясняет значение следующих хадисов, которая рассмешит и простака. Он пишет: "Предание, повествующееся в Сахих Муслиме, если даже признать то, что Пророк говорил подобный хадис, прежде всего указывает на следование Корану. Ибо он не приказывал следовать его семейству, только говоря: "Помните Аллаха в отношении моего семейства"[41].
Невероятно! Разве его светлость не сказал ясно: "я оставляю среди вас две ценные вещи, первая – это Книга Аллаха", а в продолжении назвал своё семейство? Если Пророк призвал лишь к строгому следованию Корана, то где же та вторая ценная вещь соответственно суждениям Ибн Таймийи? Действительно, насколько может ослепить человека нерассудительность и следование душевным прихотям.
Ибн Таймийя, пытаясь оклеветать имама Али, приводит выдуманную историю о его сватовстве к дочери Абу Джахля, когда он уже был женат на Фатиме (ДБМ). Для этой цели он неоднократно упоминает эту небылицу в книге "Минхадж ас-сунна". Необходимо подчеркнуть, этот хадис измыслили два насибита – Мусаввир ибн Мухрама и Карабиси, прославленные своей враждебностью и отклонением от линии имама Али (ДБМ). Между тем, эти двое, в особенности Карабиси, известны как, почитающие врагов имама Али и семейства Пророка (ДБАР). Всякий раз, когда кто-либо произносил в присутствии Мусаввира имя Муавии, он незамедлительно прославлял его! Более того, он был ярым союзником оппозиционеров–хавариджев, которые собирались у него и внимали его речам. Хариджиты нередко относили свою группировку к нему, называя его своим предводителем.
Разве не вызывает удивление и сомнение приведение хадисов от личностей, пользующихся не самой лучшей репутацией, чтобы несправедливо оклеветать его светлость Повелителя правоверных имама Али? Ибн Таймийя, полагая, что повествованием именно таких небылиц ему удастся принизить положение имама, или хотя бы успокоить внутреннюю злобу, прилагал на этом пути все усилия и старания.
Следовательно, о сражениях, в которых его светлость принимал участие, Ибн Таймийя пишет так: "Али воевал, дабы вынудить людей повиноваться ему, а не Аллаху". В продолжении он говорит: "Всякий, считающий Муавию тираном, является насибитом. Али же был угнетателем, т.к. сражался за власть. А тот, кто убивает ради власти и повиновения народов – посеял смуту на земле, именно то, что делал Фараон. Всевышний отмечает: "Ибо сеющий смуту на земле не будет счастлив в мире загробном".
Таким образом Ибн Таймийя во многих случаях в книге "Минхадж ас-сунна" выступает против пророческого семейства и их положения. Большинство страниц его сатанинской книги переполнены ересью и подобными вещами, то, что мы вкратце привели здесь, всего лишь малая часть.
В достоверных преданиях, войны, которые вел имам Али (ДБМ) констатируются вполне законными (с точки зрения шариата) и содействие ему считается религиозным долгом.
В том числе Великий Пророк изволил сказать: "Среди вас существует человек, который будет сражаться во имя (истинного) толкования Корана, подобно тому, как я боролся во имя его ниспослания". Небольшая группа людей пришла к его светлости, Абу Бакр и Умар также присутствовали там. Абу Бакр вопросил: "О, Посланник Аллаха! Являюсь ли я тем человеком?" Ответ был отрицательным. Тогда Умар обратился к Пророку с тем же вопросом. – Нет, - сказал он, - он тот, кто сейчас занят зашиванием (обуви). В этот момент имам Али чинил обувь Пророка.
Абу Саид Худри говорит: "Мы пошли к его светлости Али (ДБМ) сообщить столь радостную весть. При этом он поднял голову, словно Пророк оповестил его заранее"[42].
Также Пророк сказал Али, Фатиме, Хасану и Хусейну (ДБМ): "Со всяким враждующим с вами, я во вражде, и с любым ведущим дружбу – в дружбе".
Естественно и здесь Ибн Таймийя не изменяет своему обыкновению, отрицая данный хадис, не имея достоверного повествования или научного исследования в пользу лживости предания. Подобно страстному любителю поспорить, даже если это слово божье и Пророка, он выступает против вышеприведенного хадиса.
О знаниях имама Али Ибн Таймийя рассуждает так, как не рассуждает даже ни один ученый, наделенный хоть какими-то знаниями.
Согласно его мнению: "Ни один из предводителей четырех мазхабов и другие правоведы не обращались за мнениями Али в области фикха. Малик обретал знания у жителей Медины, а они уж никоим образом не у Али. Абу Ханифа, Шафии и Ахмад ибн Ханбал обращались к фетвам Ибн Аббаса, он же был независимым муджтахидом, который ни за чем не обращался к Али".
Да, таков образ действий человека, идущего на поводу собственной плоти. Именно она заставила его болтать разные пустяки. В итоге, он затонул в волнах упрямства, не ведая о чём говорит, став предметом насмешек ученых и исследователей стремящихся к истине. Тем временем последователи Ибн Таймийи придерживаются его слов крепче Корана и Сунны.
Имам Шафии доказал в своей книге, что знания жителей Медины в конечном счете сводятся к Ибн Аббасу. Ибн Кудама в книге Мугни, ссылаясь на Ибн Аббаса, который говорит: "Когда выяснялось, что какое-либо высказывание принадлежит Али, мы придерживались его, не уклоняясь к речам других людей".
Также он говорит: "Наука состоит из десяти частей, девять из которых даны Али, и в оставшейся части – он сведущее всех"[43].
У Ибн Таймийи есть высказывание о внуке дорогого Пророка имаме Хусейне, подобное которому нельзя отыскать даже в самых лестных словах придворных проповедников, пытавшихся приблизить себя к Язиду. О восстании имама он говорит: "Выступление и восстание Хусейна против Язида было решением неправильным, нецелесообразность которого превышает его благоразумность. В большинстве случаев, акты тех, кто восстает против правителей, ведут к гибели и смуте, не принося благоденствия"[44].
Отныне, сторонники свободы и независимости, знайте – что всякий, кто думает о борьбе против зла, есть угнетатель и бунтовщик, и всё, что мы должны делать – это предаться унижениям со стороны правителей. Вы должны приготовить себя к плетям грозных палачей, и преклонить головы пред мечами. Ведь Ибн Таймийя говорит, что разного вида освободительские движения ни к чему, они бесполезны и приводят лишь к гибели.
Невероятно, как большой мыслитель Малик ибн Наби мог упустить из вида исключительное в своем роде новаторство Ибн Таймийи, и не использовать его в известной теории называемой "Принятие колонизации"?!
Икад имеет очень красиво сделанное замечание по этому поводу в тафсире: "Убежденность в правильности (восстания) Хусейна – означает некомпетентность власти (Язида)… Мотивирование восстания Хусейна, означает, что Язид в таком случае грешен".
Не составляет секрета, как некоторые, не стыдясь, оправдывая правящих халифов, и пороча прежних, предают забвению достойных правления и истинных руководителей.
Ибн Таймийя, выискивая доводы в пользу Язида, говорит: "Не правильно считать преступление и грех, совершенные Язидом, равными злодеяниям бани Исраил (иудеев), которые убивали Пророков, а убиение Хусейна не может сравниться с убиением Пророков".
Можно ли придумать хуже, чем эти мотивы?
Будучи краткими, здесь мы переходим к рассмотрению других убеждений Ибн Таймийи.