Родословная славянских богов и их праздники

Как же в целом выглядит генеалогия славянских божеств? Не столь уж сложно, если учесть их много-ликость и многоименность.

В изначальные времена, ког­да (согласно колядкам) лишь Мировой Дуб стоял посреди предвечного моря, в мире было лишь четыре божества: Лада (Мокошь, Жива и т.д.), ее сестpa Яга48, Велес-Месяц и Стрибог. Кроме того, в глубине моря обитали Змей (Ящер) и, видимо, Морской Царь. Ла­да была духом-дриадой Мирового Дерева и в то же время воплощением солнца. От брака ее и Велеса-Месяца роди­лись Белбог (Род) и Чернобог. Соперничая, они создали (под присмотром Велеса) мир: землю, светила, растения, животных и человека. Между богами разгорелась борьба за Вселенную. В конце концов Лада, Белбог и Белее уда­лились в верхний мир, Яга и Чернобог — в нижний, а сред­ний мир стал полем их вечной борьбы. Стрибог (в ипоста­си Вия) также стал подземным обитателем; но он может выступать и вместе с небесными богами.

Потомство Лады разделилось на два племени: Белбо-га и Чернобога. Яга с Чернобогом наплодили множество бесов и бесовок49, в том числе Мару. Лада же родила от Белбога Сварога. Он принадлежит не только небесному, но и земному миру: бог неба — и в то же время первоче-ловек50, первый пахарь и кузнец. Затем Лада вступила в брак со Сварогом (своим сыном-внуком) и родила трех Сварожичей — Перуна, Ярилу и Даждьбога. Четвертый Сварожич — Огонь. Три дочери Лады — Летница (До-дола), Леля и Морана,— видимо, также рождены от Сварога.

В поколении Сварожичей инцест совершается лишь между братьями и сестрами. Перун женится на Маре, не раз гибнет и воскресает из-за нее, пока не меняет эту дочь Чернобога на свою сестру Летницу. Ярила вступа­ет в брак с Лелей, спасенной им от Змея. Даждьбог же­нится на Моране, но ее похищает Чернобог, и Солнцу -Сварожичу приходится спуститься в преисподнюю, что­бы отбить свою сестру-жену. Ярила соперничает с Даждьбогом из-за Лели, а Перун, возможно, из-за Мары.

Из трех Сварожичей старший — Перун, средний — Ярила, младший — Даждьбог. С древней индоевропей­ской парой близнецов-всадников соотносятся Перун и Даждьбог или Даждьбог и Ярила. Последним двум у поляков соответствуют Лель и Полель, дети Лады. При этом Лель (Даждьбог) оказывается старше Полеля (Ярилы).

О следующем поколении богов — детях Сварожи­чей — известно мало. Миф о детях Мары, изменявшей Перуну со Змеем, у славян прослеживается слабо. Дочь Перуна и Летницы — Девана. В русском заговоре упо­минаются сыновья Георгия Храброго — лучники Симеон и Герасим. Вероятно, это дети Ярилы, языческих имен ко­торых мы не знаем. (День Герасима-Грачевника — 4 марта, Симеона-Летопроводца — 1 сентября; между двумя этими праздниками умещается весь весенне-летний сезон.) Сын и дочь Ивана-царевича, ценой жизни кото­рого он оживил Булата-молодца (то есть Перуна) — ра­зумеется, дети Даждьбога и Мораны. Имен их мы, опять-таки, не знаем. Трех сыновей Колаксая, не называя их имен, упоминает Геродот. Внуком же (то есть потомком) Даждьбога считался русский народ.

Свой род был у Стрибога. Сын его — Соловей-Раз­бойник, а внуки — ветры, женатые (подобно Сварожи-чам) только на своих сестрах.

В песнях южных славян нередко описывается родо­словная светил — Солнца, Месяца, Денницы (Венеры) и др., но варианты ее слишком расходятся между собой, чтобы сравнивать их с другими данными о генеалогии сла­вянских богов. Древнейшим, видимо, был миф о браке Месяца (Велеса) и Солнца (Лады) и о любовной связи его с Денницей.

Вне прослеженной здесь родословной оказываются лишь некоторые божества, о которых известно слишком мало (Прове, Ругевит, Поревит, Климба и др.).

Обобщим теперь то, что удалось узнать о годовом цикле праздников славянских богов.

Старый год соединяли с новым 12 дней святок. 24 декабря, около времени зимнего солнцеворота, Лада рожала Даждьбога (Божича) и Морану (Коляду), а также, вероятно, и Перуна с Ярилой. (Судя по сказке «Три царства», все три Сварожича рождались в одну ночь.) Озлобленная этим нечисть бесновалась все двенадцать дней, а люди, вопреки ей, справляли обряды, обеспечи­вавшие обилие и благополучие на весь год. В Новогод­нюю ночь встречали Овсеня, а 6 января очищались свя­щенной водой и праздновали день Велеса.

С 1 по 7 марта шла широкая Масленица. Провожали Морану — богиню зимы и смерти, и встречали ее же — богиню весны, а также ее супруга — Даждьбога. С этих дней начинали петь песни в честь Лады-Весны. Именно тогда Даждьбог, победив Чернобога-Кощея, выводил из-под земли трех богинь — царевен золотого, серебря­ного и медного царств — Морану, Летницу и Лелю, ко­торые и становились супругами трех Сварожичей. Око­ло времени весеннего равноденствия, 25 марта, Земля-Лада рожала,— видимо, кого-то из весенних богов (Перуна? Ярилу? Лелю?), зачатого ею в Купальскую ночь. Примерно тогда же, вероятно, отмечался празд­ник, перекрытый позднее Пасхой: день воскресения Пе­руна, погубленного было Марой. Вскоре после него пра­здновались Красная горка и Радуница, посвященные со­ответственно чествованию молодоженов и поминовению предков.

22 апреля в мир приходила Леля, а 27 апреля — Ярила. Веселый бог, восстав из могилы, побеждал Чер-нобога, освобождал трех своих сестер, спасал Лелю от Змея и женился на ней. И тогда земля и деревья покры­вались зеленью. 1 мая западные славяне чествовали Живу-кукушку, Ладу (ту же Живу), таинственного Во­ду и Лелю. Восточные же славяне 2 мая почитали близ­нецов-всадников (позднее Бориса и Глеба) и, вероятно, их мать Ладу.

4 июня чествовали Ярилу и Лелю (троицких «коро­ля» и «королеву»). А затем провожали-хоронили Яри­лу (Коструба) и Ладу (Весну, Кострому). Чествование и проводы Ярилы могли и разделяться несколькими днями (молодой и старый Ярила). Проводам русалок была посвящена Русальная неделя, предшествовавшая дню Ярилы или Купалы31. Западные славяне в Ярилин день чествовали, помимо Ярилы и Лели, Иешу-Перу-на, Ладу, Лелю, Ныю (Боду?) и Ладо-Даждьбога, а также Летницу.

Обряды погребения Германа (Калояна) и вождения Додолы или Перуна справлялись в разные дни, когда нужно было вызвать или прекратить дожди.

В ночь на 24 июня (около времени летнего солнцеворо­та) уходили в подземный мир Морана, похищенная Черно-богом, Лада-Купала и Даждьбог. Нечисть, обрадованная этим, бесчинствовала. Чтобы остановить ее, исполнялись обряды, связанные с силами воды, огня и растений.

20 июля, дабы уберечь выращенный урожай от гро­зы, отмечался день Громовника (Рода, Перуна). Жерт­вы для него (в том числе человеческие) отбирались 12 июля. Около 20 июля праздновались также дни Лет-ницы и Стрибога.

7 августа (по ромашковскому календарю) справля­лись обжинки. Чествовали Ладу (Золотую Бабу, Бере­гиню, Талаку), последний пучок колосьев оставляли «Волосу на бородку». 8 сентября приносились жертвы Роду и Рожаницам (Ладе и Леле). 14 сентября, как счи­талось, уходили под землю на зиму змеи и медведи. Ве­роятно, тогда же, около времени осеннего равноденст­вия, погибал Колаксай-Даждьбог, убитый завистливыми братьями.

1 октября, видимо, отмечался праздник Лады (позд­нее — Покров Богоматери), справлялись свадьбы. День 26 октября (Юрьев день осенний, установленный не в Греции, а на Руси) мог быть древним праздником Ярилы.

Новые исследования могут дополнить или уточнить реконструированную в этой главе картинку. Лишь бы это были именно исследования, основанные на внимательном изучении и сопоставлении источников, а не на произволь­ных фантазиях или «ославянивании» чужих мифов, не род­ственных славянским.


Славянские Индийские Иранские Армянские Греческие
Лада Адити Анахита, Армаити, Алы, Табити Анахит, Нанэ Тея, Рея, Деметра
Вел ее Варуна, Сома, Пушан, Шива Мах, Зерван Тир Пан, Гермес
Яга Дити, Кали Артимпаса Геката
Род Дьяус, Брахма, Рудра Ахурамазда, Папай Арамазд Уран, Зевс
Чернобог Шива Ангра-майнью Ахриман Аид
Стрибог Ваю Ваю Эол, Борей
Сварог Тваштар, Вишвакар- ман Курдалагон, Каве, Хушенг, 1 айомард Гефест
Перун Индра Веретрагна, «Арес», Кересаспа, Рустам Вахагн Зевс
Даждьбог Митра. Вишну, Яма Митра, Гойтосир, Иима Михр, Мгср, Арэв Аполлон
Хоре Сурья Хвар Арэв Гелиос
Ярила Шива Сиявуш, Уастырджи Ара Гехецик Дионис

Римские Кельтские Германские Балтские Хеттско-малоазий- ские
Теллус, Церера, Фортуна Дану Нерта, Фригг, Фрейя Жемина, Лайма, Мильда Кибела, Камрусепа
Фавн, Меркурий, Сатурн Огма, Эзус, Цериуннос Один Пушкайтис Алалу
Морриган (Маха, Бадб, Неман) Хель, Перхта Лаума Лельвани
Юпитер Тевтатес, Дагда Один, Тюр (Циу) Диевс Ану
Плутон Тетра, Испаддаден Лежи Поклус Лельвани
Балор Один Бангпутис, Вейопатис
Вулкан Гоибниу, Луг, Сукцелл Велунд Телявель, Кальвис Хасамиль
Юпитер Тараннис Тор (Донар) Перкунас Бог Грозы (Тархунт)
Аполлон Луг, Белен Бальдр Свайкстикс, Сотвар Бог Солнца (Истану, Тияз)
Соль  
Марс Кромм Круайх Фрейр Рагутис Телепин, Ярри Аттис

Славянские Индийские Иранские Армянские Греческие
Лель и Полель Ашвины Хаурватат, Амеретат Аманор, Ванатур Диоскуры
Огонь Сварожич Агни Атар Гефест
Морана Кали, Лакшми, Сита Артимпаса Персефона, Афина
Леля Анахита Астхик Афродита, Ариадна
Летница Шачи Гера
Девана Артемида
Симаргл Гаруда Симург (сэнмурв) Паскудж Грифон
Заря Ушас Эос
Морской Царь Варуна, Апам, Напат Апам Напат Посейдон, Нерей, Океан

Римские Кельтские Германские Балтские Хеттско- малоазий- ские
Диоскуры Алки, Бальдр, Хедр Сыновья Бога
Вулкан Локи Панике
Прозерпина, Беллона Морриган Нанна Дочь Солнца Шавушка
Венера Фрейя Рагутене
Юнона Сиф Перкунател е Вурунсему
Диана Лайма
Грифон
Аврора Остара Аушра
Нептун Ньерд, Эгир Потримпс, Аутримпс

Словарь - указатель славянских богов52

Авдотья Лиходеевна (рус.) — колдунья, жена Михаилы Поты-ки. См. Мара.

Александр(др.-рус.,болг.) — царь, летящий на грифонах (со­лярная черта). См. Даждьбог.

Анастасия (рус.) — а) мор­ская красавица, в которую влюб­лено Солнце, см. Морана; б) вто­рая жена Михаилы Потыка, спа­сающая его от колдуньи Марьи (Авдотьи). См. Летнхща.

Баба Коризма (черногор.) — воплощение Великого поста. См. Баба-Яга.

Баба-Яга — богиня смерти, войны, колдовства, хо­зяйка леса.

Балачко (серб.) — трехглавый воевода-чудовище. См. Чернобог.

Белбог — верховный бог добра. См. Род.

Беллона (чеш.) — богиня войны, сестра «Марса». См. Морана.

Белун (белорус.) — добрый бог, помогающий путни­кам. См. Белбог.

Берегиня (др.-рус, рус.) — богиня земли, воды, уро­жая, женщина-рыба. См. Лада.

Бог — верховный добрый бог, творец мира. См. Род.

Богоматерь — мать Белбога и Христа (Даждьбога), покровительница матерей и др. См. Лада.

Бода (польск.) — неизвестное божество (Водан? Ныя?), почитавшееся вместе с Аадой и Аелей.

Божич (юж.-слав.) — бог, родившийся на Рождест­во (Христос, Даждьбог). См. Даждьбог.

Бориси Глеб(рус.) — святые всадники. См. Близне­цы-всадники.

Буенек и Булка (болг.) — «жених» и «невеста», глав­ные участники весеннего обряда. См. Ярила, Леля.

Буняка (зап.-укр.) — великан с губительным взгля­дом. См. Стрибог (Вий).

Ванда (полъск.) — легендарная княгиня с чертами богини воды и Вселенной. См. Лада.

Вела (др.-рус.) — богиня, близкая к Велесу.

Велес (Волос) — бог скотоводства, земледелия, тор­говли, магии, поэзии, луны, животных; праотец богов.

Великая Богиня (усл. назв.) — богиня растений, жи­вотных, плодородия, мать и жена богов-всадников (на вост.-слав. вышивках и украшениях). См. Лада.

Венера (полаб., полъск.) — богиня любви, почитав­шаяся в Магдебурге и Торуни. См. Лада.

Весна (рус.) — богиня весны. См. Лада.

Вий (укр.) — бог смерти, подземного мира и ветра. См. Стрибог.

Власий — святой, покровитель скотоводства. См. Велес.

Волос — см. Велес.

Волх (рус.) — былинный герой, князь-оборотень. См. Велес.

Волховская коровница (рус.) — водная богиня, же­на Перуна. См. Мара.

Генниль (полаб.) — бог зари, защитник скота. См. Заря.

Георгий (Егорий, Юрий) — святой, покровитель ско­та (особенно коней), земледелия, охоты, войны и др. См. Ярила.

Герман (болг.) — обрядовый персонаж, бог дождя и плодородия. См. Ярила.

Гладолет (чеш.) — планета Сатурн. См. Чернобог.

Годраг (Гонодраг) (бодриц.) — малоизвестный бог.

Дабог (серб.) — бог смерти и нижнего мира. См. Даждъбог.

Даждьбог — бог солнца, сын Сварога.

Дан-Богдан (болг.) — герой с солярными чертами. См. Даждъбог.

Дева (полаб., словац., пол.) — богиня, соответству­ющая Венере, почитавшаяся в Магдебурге и Торуни. См. Лада.

Девана (чеш.) — богиня охоты, дочь Перуна и Лет-ницы.

Дедко (чеш.) — воплощение зимы в обряде выноса смерти. См. Чернобог.

Джурило (укр.) — см. Ярила.

Дзевана (полъск.) — богиня охоты. См. Девана.

Дзевоя (белорус.) — богиня девичества. См. Девана.

Дзивица (луж.) — богиня охоты. См. Девана.

Дзидзилеля ( полъск.) — богиня любви. См. Леля.

Див (др.-рус, юж.-слав.) — злое божество (грифон). См. Чернобог.

Дивия (др.-рус.) — богиня, вероятно, супруга Дыя. См. Лада.

Дирцея (чеш.) — малоизвестная богиня. См. Морана.

Добропан (чеш..) — планета Меркурий. См. Даждъ­бог.

Добрыня(рус.) — богатырь-змееборец. См. Перун.

Додола(юж.-слав.) — главная участница обряда вы­зывания дождя. См. Летница.

Дриван(болг.) — небесный герой, создатель земле­делия. См. Сварог.

Дый(др.-рус.) — верховный небесный бог. См. Род.

Егорий(вост.-слав.) — см. Георшй, Ярила.

Ежибабель(чеш.) — муж Ежибабы (Яги). См. Чер-нобог.

Еньова буля(болг.) — «жена Ивана (Солнца)», главная участница обряда гадания 24 июня. См. Морана.

Еруслан Лазаревич(рус.) — богатырь-змееборец. См. Ярила.

Желя(др.-рус.) — богиня войны и смерти.

Жива— богиня плодородия, главная вила, планета Венера. См. Лада.

Живе(польск.) — бог жизни, герой, супруг Ныи. См. Сварог.

Жубрило(рус.) — см. Ярила.

Жыж(белорус.) — бог подземного огня. См. Огонь.

Жыцень(белорус.) — бог осени. См. Белее.

Заря(вост.-слав.) — богиня зари (утренней и вечерней).

Зелу(чеш.) — бог растительности, солнца, смерти; планета Меркурий (Зелон). См. Даждьбог.

Змей-Деспот-Вук(серб.) — герой-змееборец с чер­тами змея, волка и орла. См. Перун.

Змей Огненный Волк(серб.) — герой с чертами змея, волка и птицы. См. Перун.

Золотая Баба— богиня урожая, судьбы, материнст­ва. См. Лада.

Зоревик(вост.-слав.) — сказочный герой (третий брат), добывающий трех царевен подземного мира. См. Даждьбог.

Зюзя(белорус.) — бог зимы. См. Чернобог.

Зять Цереры(чеш.) — бог смерти и подземного ми­ра. См. Чернобог.

Иван(Ян, Ясь) — персонаж купальских песен и об­рядов, брат и супруг Марьи. См. Даждьбог.

Иван Быкович— см. Иван Сучич.

Иван Годинович(рус.) — богатырь, победитель Ко­щея. См. Даждьбог.

Иван Кобылий Сын— см. Иван Сучич.

Иван Кухарчич(вост.-слав.) — брат Ивана Сучи­ча в сказке «Бой на калиновом мосту».

Иван Попялов(вост.-слав.) — см. Иван Сучич.

Иван Сучич(Быкович, Кобылий Сын и др.) — глав­ный герой сказки («Бой на калиновом мосту»). См. Даждьбог.

Иван Царевич(вост.-слав.) — сказочный герой, победитель Кощея («Марья Моревна») или брат Ивана Сучича («Бой на калиновом мосту»). См. Даждьбог.

Илья Муромец(рус.) ника. См. Перун.

Илья-пророк— святой громовник.

Ипабог— бог охоты (вымышлен).

Иеша(польск.) — верховный бог-громовник. См. Перун.

Калоян(болг.) — см. Герман, Ярила.

Карна(др.-рус.) — богиня смерти и войны.

Касьян(рус.) — злой святой (29 февраля) с губи­тельным взглядом. См. Стрибог (Вий), Чернобог.

Кигала(чеш.) — малоизвестная богиня.

Кирт(чеш., хоре., словен.) — верховный бог неба, дед Радигоста. См. Род.

Климба(чеш.) — богиня ночи и войны. Малоизвестна.

Клювина(чеш.) — богиня войны. Малоизвестна.

Колодий(укр.) — злой бог, похититель женщин, пер­сонаж масленичного обряда. См. Чернобог.

Коляда(рус, белорус.) — олицетворение Рождества. См. Даждьбог, Морана.

Корольи Королева(польск., чеш.) — главные уча­стники троицкого обряда. См. Ярила, Леля.

Кострома(рус.) — воплощение весны в обряде. См. Лада.

Коструб(укр.) — умирающий и воскресающий пер­сонаж в весеннем обряде. См. Ярила.

Кощей(вост.-слав., польск.) — злой подземный царь в сказке. См. Чернобог.

Краломоц(чеш..) — планета Юпитер. См. Перун.

Кральи Кралица(серб., хоре.) — главные участни­ки троицкого обряда. См. Ярила, Леля.

Красатина(чеш.) — малоизвестная богиня. См. Ла­да (Красопани).

Красопани(чеш.) — богиня любви, планета Венера. См. Лада.

Кривда(рус.) — воплощение зла. См. Баба-Яга.

Кродо(полаб., сакс.) — верховный бог плодородия и Вселенной. См. Род (Кирт).

Крулевна(польск.) — главная участница троицкого обряда. См. Леля.

Кузьма-Демьян(вост.-слав.) — святой, первочело-век, первый пахарь и кузнец. См. Сварог.

Купала(вост.-слав.) — богиня весны, мать Мораны. См. Лада.

Курент(словен.) — добрый бог, связанный со свят­ками и масленицей (Даждьбог? Ярила?).

Лада— верховная богиня-мать, богиня весны, брака и любви.

Ладо(польск.) — бог войны и солнца. См. Даждьбог.

Лазарьи Лазарица(серб., мак.) — главные участни­ки весеннего обряда. См. Ярила, Леля.

Лель( польск.) — бог брака, покровитель знати, сын Лады, брат Полеля. См. Боги-близнецы.

Леля— юная богиня любви и весны.

Летница(чаи.) — жена Перуна, мать Деваны.

Любмел(белорус.) — юный бог брака и любви. См. Боги-близнецы (Лель).

Мара(имя условно) — злая богиня нижнего мира, первая жена Перуна.

Марена(укр.) — см. Морана (Марья).

Маржак(чеил., словац.) — спутник Мораны. См. Даждьбог.

Маржана(польск.) — см. Морана.

Маринка(рус.) — колдунья, возлюбленная Добры-ни. См. Мара.

Марс(чеил.) — бог войны, брат «Беллоны». См. Даждьбог.

Марья(вост.-слав.) — персонаж купальских песен, сестра и жена Ивана (Даждьбога). См. Морана.

Марья Белая Лебедь(рус.) — колдунья, жена Ми­хаилы Потыка. См. Мара.

Марья Моревна(рус.) — амазонка, супруга Ивана Царевича. См. Морана.

Масленик(рус.) — спутник Масленицы. См. Даждьбог.

Масленица(рус.) — главный персонаж обряда про­водов зимы. См. Морана.

Мать СыраЗемля (рус.) — воплощение земли. См. Лада.

Мерот(чеил.) — бог — проводник душ на тот свет. См. Велес.

Месяц— воплощение луны, небесный пастух. См. Велес.

Микула Селянинович(рус.) — богатырь-пахарь. См. Сварог.

Михаил— архангел, громовник. См. Перун.

Михайло Потык(рус.) — богатырь, погубленный колдуньей Марьей (Авдотьей). См. Перун, Мара.

Мокошь— богиня воды, прядения, овцеводства. См. Лада.

Морана— богиня весны и смерти, сестра и жена Даждьбога, дочь Купалы (Весны, Лады).

Мороз(рус.) — бог зимы. См. Чернобог.

Мужичок с ноготок(вост.-слав.) — хозяин нижне­го мира в сказке. См. Чернобог.

Настасья(рус.) — невеста Ивана Годиновича, похи­щенная Кощеем. См. Морана.

Неделя(вост.-слав., юж.-слав.) — воплощение вос­кресенья, дочь Пятницы, богиня прядения. См. Морана.

Несреча(серб.) — богиня злой судьбы. См. Баба-Яга.

Никола— святой, наследник Бога, покровитель зем­леделия, скотоводства, мореплавания. См. Велес, Сварог, Стрибог.

Ный(польск.) — бог загробного мира. См. Велес.

Ныя(пол.) — богиня нижнего мира, супруга Геркуле­са, мать Скифа. См. Лада.

Обида(др.-рус.) — крылатая богиня нижнего мира и несчастья.

Облупа(рус.) — бог обжорства, спутник Ярилы. См. Ярила.

Овсень(рус.) — воплощение Нового года, первона­чально — бог зари. См. Заря.

Огненная Мария(серб.) — святая-громовница, сес­тра Ильи. См. Летница.

Огонь Сварожич(др.-рус.) — бог огня.

Пантелеймон(серб.) — святой, хозяин ветра. См. Стрибог.

Пеперуда(юж.-слав.) — главная участница обряда вызывания дождя. См. Летница.

Переплут(др.-рус.) — бог плодородия, птицечело-век. См. Симаргл.

Перун— громовник, бог войны.

Пизамар(балт.-слав.) — малоизвестный бог.

Пинай(рус.) — бог пьянства (?), спутник Ярилы. См. Ярила.

Погода(польск.) — божество погоды, ветра.

Подага(балт.-слав.) — малоизвестное божество (Погода?).

Позвизд(польск., др.-рус.) — бог ветра. См. Стрибог.

Покладня Баба(хоре.) — воплощение Великого по­ста. См. Баба-Яга.

Полель(польск.) — бог брака и веселья, покровитель простого народа, брат Леля, сын Лады. См. Боги-близнецы.

Поревит(балт.-слав.) — бог осени и зимы.

Поренут(балт.-слав.) — бог Вселенной, праотец богов. См. Белее.

Посвистан(укр.) — см. Позвизд.

Похвист(польск.) — см. Позвизд.

Прабог(словац.) — верховный бог. См. Род.

Правда(рус.) — воплощение добра. См. Лада.

Припегала(полаб.) — бог плодородия, солнца и вой­ны. См. Ярила.

Прове(балт.-слав.) — бог правосудия.

Пятница— святая, покровительница материнства, прядения и др. Мать Недели. См. Лада.

Радамаш(чеш.) — бог загробного мира. См. Белес.

Радигост— бог солнца и войны; сын Сварога, внук Кирта (Рода). См. Даждьбог.

Род(др.-рус.) — верховный небесный бог, гро­мовник.

Рожаницы— богини плодородия и судьбы. См. Ла­да, Леля.

Ругевит(балт.-слав.) — бог весны, лета, войны.

Сатанаил— бог зла, брат Бога, творец мира (совме­стно с ним). См. Чернобог.

Сатурн (вост.-слав.) — бог смерти, почитавшийся на Черной горе. См. Чернобог.

Сатурн (балт.-слав.) — бог, почитавшийся в виде медного идола (Велес? Чернобог?).

Сварог — бог-кузнец, отец Даждьбога и Огня.

Святовит (балт.-слав., чеш.) — верховный небес­ный бог. См. Род.

Семик и Семичиха (рус.) — главные персонажи ве­сеннего обряда. См. Ярила, Леля.

Середа (вост.-слав.) — олицетворение среды; боги­ня прядения. См. Мара.

Симаргл (др.-рус, болг.) — крылатый пес, бог рас­тительности и плодородной земли.

Скалоян(болг.) — см. Герман.

Смертонош (чеш.) — планета Марс. См. Даждъбог.

Солнце — обожествленное светило. См. Лада, Даждьбог, Хоре.

Соловей-Разбойник (рус.) — демон ветра, отец вет­ров (?). См. Стрибог.

Среча (серб.) — богиня доброй судьбы. См. Лада.

Стрибог — бог ветра и моря.

Сытиврат (чеш.) — бог плодородия (?). См. Велес.

Талака (белорус.) — богиня урожая. См. Лада.

Тригла (балт.-слав.) — богиня луны. См. Чернобог, Баба-Яга.

Триглав — бог Вселенной с чертами бога тьмы. См. Чернобог.

Троян(юж.-слав., др.-рус.) — злой бог ночи. См. Чернобог.

Тур (вост.-слав.) — зооморфный бог весны и плодо­родия. См. Ярила.

Турупит (балт.-слав.) — малоизвестный бог. См. Поренут.

Усуд (серб.) — бог судьбы. См. Род.

Флинц(луж.) — бог смерти. См. Даждьбог.

Флор и Лавр (вост.-слав.) — святые всадники, по­кровители коневодства. См. Боги-близнецы.

Хаммон (полаб.) — верховный бог-громовник. См. Перун.

Хоре — бог солнца. См. Даждьбог.

Царица-Молния (рус.) — богиня-громовница. См. Летница.

Царь-Девица (вост.-слав.) — амазонка, хозяйка «живой» воды и др., супруга Ивана Царевича. См. Мо-рана.

Царь Морской (рус.) — бог моря и рек.

Цеця (белорус.) — богиня лета.

Цица (луж., герм.?) — малоизвестное божество (бо­гиня-мать).

Чернобог — бог тьмы и зла.

Черноглав(балт.-слав.) — бог войны. См. Перун.

Черный Арапин (юж.-слав.) — главый воин. См. Чернобог.

Черт — см. Чернобог, Сатанаил.

Числобог (полаб.) — вымышленный бог (бог времени).

Юлий (балт.-слав.) — бог, чье копье почиталось в Юлине (Волине). См. Ярила.

Юпитер (чеш.) — верховный бог-громовник. См. Перун.

Юрий — см. Георгий.

Ютробог (луж.) — бог солнца и зари. См.Даж.

Ярила — бог весны, солнца, плодородия, войны

Ярилиха (рус.) — спутница Ярилы. См. Леля

Яровит (балт.-слав., полаб.) — см. Ярила

Ярун (рус.) — см. Ярила.

Ясонь (чеш.) — бог солнца. См. Даждъб<

--

III, 14, 22. Эти племена, сла­вяне и анты <...>, считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие свя­щенные обряды.

Прокопий из Кесарии. Война с готами. Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950. С. 297.

Лев Диакон. История (990 г.).

X, 6. И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы (русы) вышли на равнину и начали под­бирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед сте­ной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задуши­ли несколько грудных младенцев и петухов, топя их в во­дах Истра.

Лев Диакон. История. Пер. М. М. Копыленко. М., 1988. С. 78.

Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (X в.). Промываль-ни золота и копи драгоценных камней.

62. У славян есть дома, которые они почитают. Среди них есть один (что стоит) на тех горах, о которых говорят философы, что они принадлежат к высоким горам мира. Есть известия о том, каким образом построен этот дом, о размещении разных сортов камня в нем и разнообразии их цветов, об отверстиях, проделанных в нем в самой высо­кой его части, и что в этих проделанных отверстиях проис­ходило с восхода солнца; и какие в нем были положены (на сохранение) драгоценные камни, и о начертанных в нем знаках, что указывали на будущие явления; и от каких со­бытий, до того, как они произойдут, предостерегают эти драгоценные камни; и о появлении звуков к ним с высот его (дома), и что происходит с ними во время слушания этого.

И есть у них дом, который создал один из их царей на Черной горе, которую окружают удивительные воды, от­личающиеся разными цветами и вкусами, все очень полез­ные. И у них в нем есть огромный идол в образе Сатурна, сделанный в виде старца с посохом в руке, которым он шевелит кости мертвых в могилах. Под правой его ногой есть изображения чего-то наподобие насекомых, а под другой (его ногой) — вороно-черные изображения грачей и других (птиц) и удивительные изображения чего-то по­добного абиссинцам и неграм.

У них есть еще иной дом на горе, которую окружает залив моря, (дом), сооруженный из камней красного мра­мора и камней зеленого изумруда. В середине его огром­ный купол, а под ним идол, части тела которого (сделаны) из четырех сортов драгоценного камня: зеленого хризоли­та, красного карбункула, желтого корналина и белого хру­сталя (берилла), а голова его — из червонного золота. Против него — другой идол в виде девушки. Ему обыч­но приносят жертвы и воскурения (ладана).

Происхождение этого дома связывают с одним мудре­цом, который был у них в давние времена. Мы уже раньше рассказывали его историю и о том, что он сделал в зем­ле славян, какие он сотворил у них фокусы и хитрости, и о сооруженных им огромных отверстиях, которыми он привлекал к себе их сердца и овладел их душами, и с по­мощью которых он подчинил их умы, несмотря на суро­вость обычаев славян и на разнообразие природных ка­честв (отдельных племен).

Абу-л-Хасан A\i ал-Масудь 3 книги «Промивалым золота

та родовища дорогоцшного камшня».

Пер. А. П. Ковал1вського//Антолопя лггератур Сходу.

X., 1961. С. 364.

Георгий Младший. Житие Георгия Святогорского53.

[В с. Ливиздия (Ливадия?) на Афоне] жили болгары, именуемые славянами. <...> В том владении <...> с давних времен и до наших дней стоял один идол, мра­морный, изображавший женщину. Эти неразумные люди служили ей и говорили: «Солнце, и дождь, и всякое бла­го дается нам от нее, которая имеет власть даровать смерть и жизнь кому пожелает. <...> Помолись нашей богине, чтобы она помогла тебе перед царем».

Герасимова Т. Сведения за един мраморен идол у българите

в Солунско//Езиковедско-етнолошки изследвания в памет

на академик Стоян Романски. София, 1960. С. 88*.

Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, перевод сделан Д. М. Дудко.

В лето 6415 (907). <...> Цари же Леон с Алексан­дром мир сотворили с Олегом, дали дань и клятву принес­ли между собой, поцеловав крест, а Олега — приведя к присяге и мужей его по русскому закону: клялись ору­жием своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скоть­им богом, и утвердили мир.

В лето 6453 (945). <...> Кто помыслит из страны Русской разрушить такую любовь и сколько их священие приняло из страны Русской, да примут месть от Бога Все­держителя, осуждение на погибель в сей век и в будущий; а сколько их не крещено, да не имеют помощи от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, да иссече­ны будут мечами своими, и от стрел, и от иного оружия своего, да будут рабами в сей век и в будущий. <...> И наутро призвал Игорь послов, и пришел на холм, где стоял Перун, и положили оружие свое, и щиты, и золото, и приведены были к присяге Игорь и мужи его, и сколько было язычников Руси; а христианскую Русь приводили к присяге в церкви святого Ильи <...>.

В лето 6479 (971). <...> Как клялся я царям грече­ским и со мной бояре и Русь вся, да сохраним правый до­говор; если же, из тех самых прежде указанных, не сохра­ним, я и (те, что) со мной и подо мной, да имеем клятву от Бога, в которого веруем, в Перуна и в Волоса, скотьего бога, да будем золоты, как золото, и своим оружием да иссечены будем.

В лето 6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиров на холм вне двора те­ремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а ус злат, и Хорса-Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И поклонялись им, называя их богами, и при­водили сынов своих и дочерей, и служили бесам, и осквер­няли землю требами своими. И осквернялась кровью зем­ля Русская и холм тот. <...> И пришел Добрыня к Нов­городу, поставил кумира над рекой Волховом, и поклоня­лись ему люди новгородские как богу.

В лето 6622 (1114). Начал царствовать первым Ме-стром от рода Хамова, по нем Еремия. По нем Феоста34, которого и Сварогом называли египтяне. Когда царство­вал сей Феоста, во время царствования его упали клещи с небес, и начали [люди] ковать оружие, ведь прежде то­го палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон ус­тановил: женам за одного мужа выходить и ходить го­вея55. А кто прелюбодействовал, казнить повелевал. Из-за этого прозвали его богом Сварогом. Прежде того ведь жены блудили, с кем хотели, и были словно скот блудя­щий. Если рожала ребенка, то давала тому, кто ей люб был: «Это твое дитя». Он же, устроив празднество, при­нимал. Феоста же этот закон разрушил и постановил од­ному мужу одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит — пусть бросят его в печь ог­ненную. Из-за этого прозвали его Сварогом, и благосло­вили его египтяне.

И по нем царствовал сын его по имени Солнце, кото­рого называют Даждьбогом, семь тысяч четыреста семь­десят дней, что составляет двенадцать лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне счи­тали, а другие днями годы считали. Двенадцати же меся­цам число после узнали, с тех пор, как начали люди дань давать царям. Солнце-царь, сын Сварогов, который есть Даждьбог, был муж сильный. Услышал от некого о жене некой из египтян, богатой и замужней. И некто захотел блудить с ней. И не хотя отца своего закон Сварожий разрушить, взял с собой мужей несколько своих, узнав время, когда та прелюбодействует, ночью подстерег ее и не застал мужа с ней, а ее нашел лежащей с другим, с кем хотела. Взял же ее, и мучил, и велел ее водить по земле в укоризну, а того прелюбодея обезглавил. И была чистая жизнь по всей земле Египетской, и хвалить стали.

Повесть временных лет. Т. I. М.-Л., 1950. С. 25, 35, 39, 52, 56, 400—401.

Новгородская первая летопись.

В лето 6497 (988).

И пришел к Новгороду архиепископ Аким Корсуня-нин, и требища разрушил, и Перуна изрубил, и повелел тащить в Валхов. И повернув, веревками тащили его по грязи, ударяя жезлами. И велел никому и нигде не прини­мать [идола]. И шел пидьблянин56 рано на реку, чтобы горшки везти в город. Тут Перун приплыл к берегу, и от­толкнул [он] его шестом: «Ты, — сказал,— Перунище, досыта пил и ел, а ныне поплыви прочь».

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.

М.-Л., 1950. С. 159—160.

Новгородскаячетвертая летопись.

В лето 6497 (988). <...> И в то время вошел бес в Перуна и начал кричать: «О горе! Ох мне! Достался не­милостивым этим рукам!»; и бросили его в Волхо

Наши рекомендации