Родословная славянских богов и их праздники
Как же в целом выглядит генеалогия славянских божеств? Не столь уж сложно, если учесть их много-ликость и многоименность.
В изначальные времена, когда (согласно колядкам) лишь Мировой Дуб стоял посреди предвечного моря, в мире было лишь четыре божества: Лада (Мокошь, Жива и т.д.), ее сестpa Яга48, Велес-Месяц и Стрибог. Кроме того, в глубине моря обитали Змей (Ящер) и, видимо, Морской Царь. Лада была духом-дриадой Мирового Дерева и в то же время воплощением солнца. От брака ее и Велеса-Месяца родились Белбог (Род) и Чернобог. Соперничая, они создали (под присмотром Велеса) мир: землю, светила, растения, животных и человека. Между богами разгорелась борьба за Вселенную. В конце концов Лада, Белбог и Белее удалились в верхний мир, Яга и Чернобог — в нижний, а средний мир стал полем их вечной борьбы. Стрибог (в ипостаси Вия) также стал подземным обитателем; но он может выступать и вместе с небесными богами.
Потомство Лады разделилось на два племени: Белбо-га и Чернобога. Яга с Чернобогом наплодили множество бесов и бесовок49, в том числе Мару. Лада же родила от Белбога Сварога. Он принадлежит не только небесному, но и земному миру: бог неба — и в то же время первоче-ловек50, первый пахарь и кузнец. Затем Лада вступила в брак со Сварогом (своим сыном-внуком) и родила трех Сварожичей — Перуна, Ярилу и Даждьбога. Четвертый Сварожич — Огонь. Три дочери Лады — Летница (До-дола), Леля и Морана,— видимо, также рождены от Сварога.
В поколении Сварожичей инцест совершается лишь между братьями и сестрами. Перун женится на Маре, не раз гибнет и воскресает из-за нее, пока не меняет эту дочь Чернобога на свою сестру Летницу. Ярила вступает в брак с Лелей, спасенной им от Змея. Даждьбог женится на Моране, но ее похищает Чернобог, и Солнцу -Сварожичу приходится спуститься в преисподнюю, чтобы отбить свою сестру-жену. Ярила соперничает с Даждьбогом из-за Лели, а Перун, возможно, из-за Мары.
Из трех Сварожичей старший — Перун, средний — Ярила, младший — Даждьбог. С древней индоевропейской парой близнецов-всадников соотносятся Перун и Даждьбог или Даждьбог и Ярила. Последним двум у поляков соответствуют Лель и Полель, дети Лады. При этом Лель (Даждьбог) оказывается старше Полеля (Ярилы).
О следующем поколении богов — детях Сварожичей — известно мало. Миф о детях Мары, изменявшей Перуну со Змеем, у славян прослеживается слабо. Дочь Перуна и Летницы — Девана. В русском заговоре упоминаются сыновья Георгия Храброго — лучники Симеон и Герасим. Вероятно, это дети Ярилы, языческих имен которых мы не знаем. (День Герасима-Грачевника — 4 марта, Симеона-Летопроводца — 1 сентября; между двумя этими праздниками умещается весь весенне-летний сезон.) Сын и дочь Ивана-царевича, ценой жизни которого он оживил Булата-молодца (то есть Перуна) — разумеется, дети Даждьбога и Мораны. Имен их мы, опять-таки, не знаем. Трех сыновей Колаксая, не называя их имен, упоминает Геродот. Внуком же (то есть потомком) Даждьбога считался русский народ.
Свой род был у Стрибога. Сын его — Соловей-Разбойник, а внуки — ветры, женатые (подобно Сварожи-чам) только на своих сестрах.
В песнях южных славян нередко описывается родословная светил — Солнца, Месяца, Денницы (Венеры) и др., но варианты ее слишком расходятся между собой, чтобы сравнивать их с другими данными о генеалогии славянских богов. Древнейшим, видимо, был миф о браке Месяца (Велеса) и Солнца (Лады) и о любовной связи его с Денницей.
Вне прослеженной здесь родословной оказываются лишь некоторые божества, о которых известно слишком мало (Прове, Ругевит, Поревит, Климба и др.).
Обобщим теперь то, что удалось узнать о годовом цикле праздников славянских богов.
Старый год соединяли с новым 12 дней святок. 24 декабря, около времени зимнего солнцеворота, Лада рожала Даждьбога (Божича) и Морану (Коляду), а также, вероятно, и Перуна с Ярилой. (Судя по сказке «Три царства», все три Сварожича рождались в одну ночь.) Озлобленная этим нечисть бесновалась все двенадцать дней, а люди, вопреки ей, справляли обряды, обеспечивавшие обилие и благополучие на весь год. В Новогоднюю ночь встречали Овсеня, а 6 января очищались священной водой и праздновали день Велеса.
С 1 по 7 марта шла широкая Масленица. Провожали Морану — богиню зимы и смерти, и встречали ее же — богиню весны, а также ее супруга — Даждьбога. С этих дней начинали петь песни в честь Лады-Весны. Именно тогда Даждьбог, победив Чернобога-Кощея, выводил из-под земли трех богинь — царевен золотого, серебряного и медного царств — Морану, Летницу и Лелю, которые и становились супругами трех Сварожичей. Около времени весеннего равноденствия, 25 марта, Земля-Лада рожала,— видимо, кого-то из весенних богов (Перуна? Ярилу? Лелю?), зачатого ею в Купальскую ночь. Примерно тогда же, вероятно, отмечался праздник, перекрытый позднее Пасхой: день воскресения Перуна, погубленного было Марой. Вскоре после него праздновались Красная горка и Радуница, посвященные соответственно чествованию молодоженов и поминовению предков.
22 апреля в мир приходила Леля, а 27 апреля — Ярила. Веселый бог, восстав из могилы, побеждал Чер-нобога, освобождал трех своих сестер, спасал Лелю от Змея и женился на ней. И тогда земля и деревья покрывались зеленью. 1 мая западные славяне чествовали Живу-кукушку, Ладу (ту же Живу), таинственного Воду и Лелю. Восточные же славяне 2 мая почитали близнецов-всадников (позднее Бориса и Глеба) и, вероятно, их мать Ладу.
4 июня чествовали Ярилу и Лелю (троицких «короля» и «королеву»). А затем провожали-хоронили Ярилу (Коструба) и Ладу (Весну, Кострому). Чествование и проводы Ярилы могли и разделяться несколькими днями (молодой и старый Ярила). Проводам русалок была посвящена Русальная неделя, предшествовавшая дню Ярилы или Купалы31. Западные славяне в Ярилин день чествовали, помимо Ярилы и Лели, Иешу-Перу-на, Ладу, Лелю, Ныю (Боду?) и Ладо-Даждьбога, а также Летницу.
Обряды погребения Германа (Калояна) и вождения Додолы или Перуна справлялись в разные дни, когда нужно было вызвать или прекратить дожди.
В ночь на 24 июня (около времени летнего солнцеворота) уходили в подземный мир Морана, похищенная Черно-богом, Лада-Купала и Даждьбог. Нечисть, обрадованная этим, бесчинствовала. Чтобы остановить ее, исполнялись обряды, связанные с силами воды, огня и растений.
20 июля, дабы уберечь выращенный урожай от грозы, отмечался день Громовника (Рода, Перуна). Жертвы для него (в том числе человеческие) отбирались 12 июля. Около 20 июля праздновались также дни Лет-ницы и Стрибога.
7 августа (по ромашковскому календарю) справлялись обжинки. Чествовали Ладу (Золотую Бабу, Берегиню, Талаку), последний пучок колосьев оставляли «Волосу на бородку». 8 сентября приносились жертвы Роду и Рожаницам (Ладе и Леле). 14 сентября, как считалось, уходили под землю на зиму змеи и медведи. Вероятно, тогда же, около времени осеннего равноденствия, погибал Колаксай-Даждьбог, убитый завистливыми братьями.
1 октября, видимо, отмечался праздник Лады (позднее — Покров Богоматери), справлялись свадьбы. День 26 октября (Юрьев день осенний, установленный не в Греции, а на Руси) мог быть древним праздником Ярилы.
Новые исследования могут дополнить или уточнить реконструированную в этой главе картинку. Лишь бы это были именно исследования, основанные на внимательном изучении и сопоставлении источников, а не на произвольных фантазиях или «ославянивании» чужих мифов, не родственных славянским.
Славянские | Индийские | Иранские | Армянские | Греческие |
Лада | Адити | Анахита, Армаити, Алы, Табити | Анахит, Нанэ | Тея, Рея, Деметра |
Вел ее | Варуна, Сома, Пушан, Шива | Мах, Зерван | Тир | Пан, Гермес |
Яга | Дити, Кали | Артимпаса | — | Геката |
Род | Дьяус, Брахма, Рудра | Ахурамазда, Папай | Арамазд | Уран, Зевс |
Чернобог | Шива | Ангра-майнью | Ахриман | Аид |
Стрибог | Ваю | Ваю | — | Эол, Борей |
Сварог | Тваштар, Вишвакар- ман | Курдалагон, Каве, Хушенг, 1 айомард | — | Гефест |
Перун | Индра | Веретрагна, «Арес», Кересаспа, Рустам | Вахагн | Зевс |
Даждьбог | Митра. Вишну, Яма | Митра, Гойтосир, Иима | Михр, Мгср, Арэв | Аполлон |
Хоре | Сурья | Хвар | Арэв | Гелиос |
Ярила | Шива | Сиявуш, Уастырджи | Ара Гехецик | Дионис |
Римские | Кельтские | Германские | Балтские | Хеттско-малоазий- ские |
Теллус, Церера, Фортуна | Дану | Нерта, Фригг, Фрейя | Жемина, Лайма, Мильда | Кибела, Камрусепа |
Фавн, Меркурий, Сатурн | Огма, Эзус, Цериуннос | Один | Пушкайтис | Алалу |
— | Морриган (Маха, Бадб, Неман) | Хель, Перхта | Лаума | Лельвани |
Юпитер | Тевтатес, Дагда | Один, Тюр (Циу) | Диевс | Ану |
Плутон | Тетра, Испаддаден | Лежи | Поклус | Лельвани |
— | Балор | Один | Бангпутис, Вейопатис | — |
Вулкан | Гоибниу, Луг, Сукцелл | Велунд | Телявель, Кальвис | Хасамиль |
Юпитер | Тараннис | Тор (Донар) | Перкунас | Бог Грозы (Тархунт) |
Аполлон | Луг, Белен | Бальдр | Свайкстикс, Сотвар | Бог Солнца (Истану, Тияз) |
Соль | — | — | — | |
Марс | Кромм Круайх | Фрейр | Рагутис | Телепин, Ярри Аттис |
Славянские | Индийские | Иранские | Армянские | Греческие |
Лель и Полель | Ашвины | Хаурватат, Амеретат | Аманор, Ванатур | Диоскуры |
Огонь Сварожич | Агни | Атар | — | Гефест |
Морана | Кали, Лакшми, Сита | Артимпаса | — | Персефона, Афина |
Леля | — | Анахита | Астхик | Афродита, Ариадна |
Летница | Шачи | — | — | Гера |
Девана | — | — | — | Артемида |
Симаргл | Гаруда | Симург (сэнмурв) | Паскудж | Грифон |
Заря | Ушас | — | — | Эос |
Морской Царь | Варуна, Апам, Напат | Апам Напат | — | Посейдон, Нерей, Океан |
Римские | Кельтские | Германские | Балтские | Хеттско- малоазий- ские |
Диоскуры | — | Алки, Бальдр, Хедр | Сыновья Бога | — |
Вулкан | — | Локи | Панике | — |
Прозерпина, Беллона | Морриган | Нанна | Дочь Солнца | Шавушка |
Венера | — | Фрейя | Рагутене | — |
Юнона | — | Сиф | Перкунател е | Вурунсему |
Диана | — | — | Лайма | — |
— | — | — | — | Грифон |
Аврора | — | Остара | Аушра | — |
Нептун | — | Ньерд, Эгир | Потримпс, Аутримпс | — |
Словарь - указатель славянских богов52
Авдотья Лиходеевна (рус.) — колдунья, жена Михаилы Поты-ки. См. Мара.
Александр(др.-рус.,болг.) — царь, летящий на грифонах (солярная черта). См. Даждьбог.
Анастасия (рус.) — а) морская красавица, в которую влюблено Солнце, см. Морана; б) вторая жена Михаилы Потыка, спасающая его от колдуньи Марьи (Авдотьи). См. Летнхща.
Баба Коризма (черногор.) — воплощение Великого поста. См. Баба-Яга.
Баба-Яга — богиня смерти, войны, колдовства, хозяйка леса.
Балачко (серб.) — трехглавый воевода-чудовище. См. Чернобог.
Белбог — верховный бог добра. См. Род.
Беллона (чеш.) — богиня войны, сестра «Марса». См. Морана.
Белун (белорус.) — добрый бог, помогающий путникам. См. Белбог.
Берегиня (др.-рус, рус.) — богиня земли, воды, урожая, женщина-рыба. См. Лада.
Бог — верховный добрый бог, творец мира. См. Род.
Богоматерь — мать Белбога и Христа (Даждьбога), покровительница матерей и др. См. Лада.
Бода (польск.) — неизвестное божество (Водан? Ныя?), почитавшееся вместе с Аадой и Аелей.
Божич (юж.-слав.) — бог, родившийся на Рождество (Христос, Даждьбог). См. Даждьбог.
Бориси Глеб(рус.) — святые всадники. См. Близнецы-всадники.
Буенек и Булка (болг.) — «жених» и «невеста», главные участники весеннего обряда. См. Ярила, Леля.
Буняка (зап.-укр.) — великан с губительным взглядом. См. Стрибог (Вий).
Ванда (полъск.) — легендарная княгиня с чертами богини воды и Вселенной. См. Лада.
Вела (др.-рус.) — богиня, близкая к Велесу.
Велес (Волос) — бог скотоводства, земледелия, торговли, магии, поэзии, луны, животных; праотец богов.
Великая Богиня (усл. назв.) — богиня растений, животных, плодородия, мать и жена богов-всадников (на вост.-слав. вышивках и украшениях). См. Лада.
Венера (полаб., полъск.) — богиня любви, почитавшаяся в Магдебурге и Торуни. См. Лада.
Весна (рус.) — богиня весны. См. Лада.
Вий (укр.) — бог смерти, подземного мира и ветра. См. Стрибог.
Власий — святой, покровитель скотоводства. См. Велес.
Волос — см. Велес.
Волх (рус.) — былинный герой, князь-оборотень. См. Велес.
Волховская коровница (рус.) — водная богиня, жена Перуна. См. Мара.
Генниль (полаб.) — бог зари, защитник скота. См. Заря.
Георгий (Егорий, Юрий) — святой, покровитель скота (особенно коней), земледелия, охоты, войны и др. См. Ярила.
Герман (болг.) — обрядовый персонаж, бог дождя и плодородия. См. Ярила.
Гладолет (чеш.) — планета Сатурн. См. Чернобог.
Годраг (Гонодраг) (бодриц.) — малоизвестный бог.
Дабог (серб.) — бог смерти и нижнего мира. См. Даждъбог.
Даждьбог — бог солнца, сын Сварога.
Дан-Богдан (болг.) — герой с солярными чертами. См. Даждъбог.
Дева (полаб., словац., пол.) — богиня, соответствующая Венере, почитавшаяся в Магдебурге и Торуни. См. Лада.
Девана (чеш.) — богиня охоты, дочь Перуна и Лет-ницы.
Дедко (чеш.) — воплощение зимы в обряде выноса смерти. См. Чернобог.
Джурило (укр.) — см. Ярила.
Дзевана (полъск.) — богиня охоты. См. Девана.
Дзевоя (белорус.) — богиня девичества. См. Девана.
Дзивица (луж.) — богиня охоты. См. Девана.
Дзидзилеля ( полъск.) — богиня любви. См. Леля.
Див (др.-рус, юж.-слав.) — злое божество (грифон). См. Чернобог.
Дивия (др.-рус.) — богиня, вероятно, супруга Дыя. См. Лада.
Дирцея (чеш.) — малоизвестная богиня. См. Морана.
Добропан (чеш..) — планета Меркурий. См. Даждъбог.
Добрыня(рус.) — богатырь-змееборец. См. Перун.
Додола(юж.-слав.) — главная участница обряда вызывания дождя. См. Летница.
Дриван(болг.) — небесный герой, создатель земледелия. См. Сварог.
Дый(др.-рус.) — верховный небесный бог. См. Род.
Егорий(вост.-слав.) — см. Георшй, Ярила.
Ежибабель(чеш.) — муж Ежибабы (Яги). См. Чер-нобог.
Еньова буля(болг.) — «жена Ивана (Солнца)», главная участница обряда гадания 24 июня. См. Морана.
Еруслан Лазаревич(рус.) — богатырь-змееборец. См. Ярила.
Желя(др.-рус.) — богиня войны и смерти.
Жива— богиня плодородия, главная вила, планета Венера. См. Лада.
Живе(польск.) — бог жизни, герой, супруг Ныи. См. Сварог.
Жубрило(рус.) — см. Ярила.
Жыж(белорус.) — бог подземного огня. См. Огонь.
Жыцень(белорус.) — бог осени. См. Белее.
Заря(вост.-слав.) — богиня зари (утренней и вечерней).
Зелу(чеш.) — бог растительности, солнца, смерти; планета Меркурий (Зелон). См. Даждьбог.
Змей-Деспот-Вук(серб.) — герой-змееборец с чертами змея, волка и орла. См. Перун.
Змей Огненный Волк(серб.) — герой с чертами змея, волка и птицы. См. Перун.
Золотая Баба— богиня урожая, судьбы, материнства. См. Лада.
Зоревик(вост.-слав.) — сказочный герой (третий брат), добывающий трех царевен подземного мира. См. Даждьбог.
Зюзя(белорус.) — бог зимы. См. Чернобог.
Зять Цереры(чеш.) — бог смерти и подземного мира. См. Чернобог.
Иван(Ян, Ясь) — персонаж купальских песен и обрядов, брат и супруг Марьи. См. Даждьбог.
Иван Быкович— см. Иван Сучич.
Иван Годинович(рус.) — богатырь, победитель Кощея. См. Даждьбог.
Иван Кобылий Сын— см. Иван Сучич.
Иван Кухарчич(вост.-слав.) — брат Ивана Сучича в сказке «Бой на калиновом мосту».
Иван Попялов(вост.-слав.) — см. Иван Сучич.
Иван Сучич(Быкович, Кобылий Сын и др.) — главный герой сказки («Бой на калиновом мосту»). См. Даждьбог.
Иван Царевич(вост.-слав.) — сказочный герой, победитель Кощея («Марья Моревна») или брат Ивана Сучича («Бой на калиновом мосту»). См. Даждьбог.
Илья Муромец(рус.) ника. См. Перун.
Илья-пророк— святой громовник.
Ипабог— бог охоты (вымышлен).
Иеша(польск.) — верховный бог-громовник. См. Перун.
Калоян(болг.) — см. Герман, Ярила.
Карна(др.-рус.) — богиня смерти и войны.
Касьян(рус.) — злой святой (29 февраля) с губительным взглядом. См. Стрибог (Вий), Чернобог.
Кигала(чеш.) — малоизвестная богиня.
Кирт(чеш., хоре., словен.) — верховный бог неба, дед Радигоста. См. Род.
Климба(чеш.) — богиня ночи и войны. Малоизвестна.
Клювина(чеш.) — богиня войны. Малоизвестна.
Колодий(укр.) — злой бог, похититель женщин, персонаж масленичного обряда. См. Чернобог.
Коляда(рус, белорус.) — олицетворение Рождества. См. Даждьбог, Морана.
Корольи Королева(польск., чеш.) — главные участники троицкого обряда. См. Ярила, Леля.
Кострома(рус.) — воплощение весны в обряде. См. Лада.
Коструб(укр.) — умирающий и воскресающий персонаж в весеннем обряде. См. Ярила.
Кощей(вост.-слав., польск.) — злой подземный царь в сказке. См. Чернобог.
Краломоц(чеш..) — планета Юпитер. См. Перун.
Кральи Кралица(серб., хоре.) — главные участники троицкого обряда. См. Ярила, Леля.
Красатина(чеш.) — малоизвестная богиня. См. Лада (Красопани).
Красопани(чеш.) — богиня любви, планета Венера. См. Лада.
Кривда(рус.) — воплощение зла. См. Баба-Яга.
Кродо(полаб., сакс.) — верховный бог плодородия и Вселенной. См. Род (Кирт).
Крулевна(польск.) — главная участница троицкого обряда. См. Леля.
Кузьма-Демьян(вост.-слав.) — святой, первочело-век, первый пахарь и кузнец. См. Сварог.
Купала(вост.-слав.) — богиня весны, мать Мораны. См. Лада.
Курент(словен.) — добрый бог, связанный со святками и масленицей (Даждьбог? Ярила?).
Лада— верховная богиня-мать, богиня весны, брака и любви.
Ладо(польск.) — бог войны и солнца. См. Даждьбог.
Лазарьи Лазарица(серб., мак.) — главные участники весеннего обряда. См. Ярила, Леля.
Лель( польск.) — бог брака, покровитель знати, сын Лады, брат Полеля. См. Боги-близнецы.
Леля— юная богиня любви и весны.
Летница(чаи.) — жена Перуна, мать Деваны.
Любмел(белорус.) — юный бог брака и любви. См. Боги-близнецы (Лель).
Мара(имя условно) — злая богиня нижнего мира, первая жена Перуна.
Марена(укр.) — см. Морана (Марья).
Маржак(чеил., словац.) — спутник Мораны. См. Даждьбог.
Маржана(польск.) — см. Морана.
Маринка(рус.) — колдунья, возлюбленная Добры-ни. См. Мара.
Марс(чеил.) — бог войны, брат «Беллоны». См. Даждьбог.
Марья(вост.-слав.) — персонаж купальских песен, сестра и жена Ивана (Даждьбога). См. Морана.
Марья Белая Лебедь(рус.) — колдунья, жена Михаилы Потыка. См. Мара.
Марья Моревна(рус.) — амазонка, супруга Ивана Царевича. См. Морана.
Масленик(рус.) — спутник Масленицы. См. Даждьбог.
Масленица(рус.) — главный персонаж обряда проводов зимы. См. Морана.
Мать СыраЗемля (рус.) — воплощение земли. См. Лада.
Мерот(чеил.) — бог — проводник душ на тот свет. См. Велес.
Месяц— воплощение луны, небесный пастух. См. Велес.
Микула Селянинович(рус.) — богатырь-пахарь. См. Сварог.
Михаил— архангел, громовник. См. Перун.
Михайло Потык(рус.) — богатырь, погубленный колдуньей Марьей (Авдотьей). См. Перун, Мара.
Мокошь— богиня воды, прядения, овцеводства. См. Лада.
Морана— богиня весны и смерти, сестра и жена Даждьбога, дочь Купалы (Весны, Лады).
Мороз(рус.) — бог зимы. См. Чернобог.
Мужичок с ноготок(вост.-слав.) — хозяин нижнего мира в сказке. См. Чернобог.
Настасья(рус.) — невеста Ивана Годиновича, похищенная Кощеем. См. Морана.
Неделя(вост.-слав., юж.-слав.) — воплощение воскресенья, дочь Пятницы, богиня прядения. См. Морана.
Несреча(серб.) — богиня злой судьбы. См. Баба-Яга.
Никола— святой, наследник Бога, покровитель земледелия, скотоводства, мореплавания. См. Велес, Сварог, Стрибог.
Ный(польск.) — бог загробного мира. См. Велес.
Ныя(пол.) — богиня нижнего мира, супруга Геркулеса, мать Скифа. См. Лада.
Обида(др.-рус.) — крылатая богиня нижнего мира и несчастья.
Облупа(рус.) — бог обжорства, спутник Ярилы. См. Ярила.
Овсень(рус.) — воплощение Нового года, первоначально — бог зари. См. Заря.
Огненная Мария(серб.) — святая-громовница, сестра Ильи. См. Летница.
Огонь Сварожич(др.-рус.) — бог огня.
Пантелеймон(серб.) — святой, хозяин ветра. См. Стрибог.
Пеперуда(юж.-слав.) — главная участница обряда вызывания дождя. См. Летница.
Переплут(др.-рус.) — бог плодородия, птицечело-век. См. Симаргл.
Перун— громовник, бог войны.
Пизамар(балт.-слав.) — малоизвестный бог.
Пинай(рус.) — бог пьянства (?), спутник Ярилы. См. Ярила.
Погода(польск.) — божество погоды, ветра.
Подага(балт.-слав.) — малоизвестное божество (Погода?).
Позвизд(польск., др.-рус.) — бог ветра. См. Стрибог.
Покладня Баба(хоре.) — воплощение Великого поста. См. Баба-Яга.
Полель(польск.) — бог брака и веселья, покровитель простого народа, брат Леля, сын Лады. См. Боги-близнецы.
Поревит(балт.-слав.) — бог осени и зимы.
Поренут(балт.-слав.) — бог Вселенной, праотец богов. См. Белее.
Посвистан(укр.) — см. Позвизд.
Похвист(польск.) — см. Позвизд.
Прабог(словац.) — верховный бог. См. Род.
Правда(рус.) — воплощение добра. См. Лада.
Припегала(полаб.) — бог плодородия, солнца и войны. См. Ярила.
Прове(балт.-слав.) — бог правосудия.
Пятница— святая, покровительница материнства, прядения и др. Мать Недели. См. Лада.
Радамаш(чеш.) — бог загробного мира. См. Белес.
Радигост— бог солнца и войны; сын Сварога, внук Кирта (Рода). См. Даждьбог.
Род(др.-рус.) — верховный небесный бог, громовник.
Рожаницы— богини плодородия и судьбы. См. Лада, Леля.
Ругевит(балт.-слав.) — бог весны, лета, войны.
Сатанаил— бог зла, брат Бога, творец мира (совместно с ним). См. Чернобог.
Сатурн (вост.-слав.) — бог смерти, почитавшийся на Черной горе. См. Чернобог.
Сатурн (балт.-слав.) — бог, почитавшийся в виде медного идола (Велес? Чернобог?).
Сварог — бог-кузнец, отец Даждьбога и Огня.
Святовит (балт.-слав., чеш.) — верховный небесный бог. См. Род.
Семик и Семичиха (рус.) — главные персонажи весеннего обряда. См. Ярила, Леля.
Середа (вост.-слав.) — олицетворение среды; богиня прядения. См. Мара.
Симаргл (др.-рус, болг.) — крылатый пес, бог растительности и плодородной земли.
Скалоян(болг.) — см. Герман.
Смертонош (чеш.) — планета Марс. См. Даждъбог.
Солнце — обожествленное светило. См. Лада, Даждьбог, Хоре.
Соловей-Разбойник (рус.) — демон ветра, отец ветров (?). См. Стрибог.
Среча (серб.) — богиня доброй судьбы. См. Лада.
Стрибог — бог ветра и моря.
Сытиврат (чеш.) — бог плодородия (?). См. Велес.
Талака (белорус.) — богиня урожая. См. Лада.
Тригла (балт.-слав.) — богиня луны. См. Чернобог, Баба-Яга.
Триглав — бог Вселенной с чертами бога тьмы. См. Чернобог.
Троян(юж.-слав., др.-рус.) — злой бог ночи. См. Чернобог.
Тур (вост.-слав.) — зооморфный бог весны и плодородия. См. Ярила.
Турупит (балт.-слав.) — малоизвестный бог. См. Поренут.
Усуд (серб.) — бог судьбы. См. Род.
Флинц(луж.) — бог смерти. См. Даждьбог.
Флор и Лавр (вост.-слав.) — святые всадники, покровители коневодства. См. Боги-близнецы.
Хаммон (полаб.) — верховный бог-громовник. См. Перун.
Хоре — бог солнца. См. Даждьбог.
Царица-Молния (рус.) — богиня-громовница. См. Летница.
Царь-Девица (вост.-слав.) — амазонка, хозяйка «живой» воды и др., супруга Ивана Царевича. См. Мо-рана.
Царь Морской (рус.) — бог моря и рек.
Цеця (белорус.) — богиня лета.
Цица (луж., герм.?) — малоизвестное божество (богиня-мать).
Чернобог — бог тьмы и зла.
Черноглав(балт.-слав.) — бог войны. См. Перун.
Черный Арапин (юж.-слав.) — главый воин. См. Чернобог.
Черт — см. Чернобог, Сатанаил.
Числобог (полаб.) — вымышленный бог (бог времени).
Юлий (балт.-слав.) — бог, чье копье почиталось в Юлине (Волине). См. Ярила.
Юпитер (чеш.) — верховный бог-громовник. См. Перун.
Юрий — см. Георгий.
Ютробог (луж.) — бог солнца и зари. См.Даж.
Ярила — бог весны, солнца, плодородия, войны
Ярилиха (рус.) — спутница Ярилы. См. Леля
Яровит (балт.-слав., полаб.) — см. Ярила
Ярун (рус.) — см. Ярила.
Ясонь (чеш.) — бог солнца. См. Даждъб<
--
III, 14, 22. Эти племена, славяне и анты <...>, считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.
Прокопий из Кесарии. Война с готами. Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950. С. 297.
Лев Диакон. История (990 г.).
X, 6. И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы (русы) вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра.
Лев Диакон. История. Пер. М. М. Копыленко. М., 1988. С. 78.
Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (X в.). Промываль-ни золота и копи драгоценных камней.
62. У славян есть дома, которые они почитают. Среди них есть один (что стоит) на тех горах, о которых говорят философы, что они принадлежат к высоким горам мира. Есть известия о том, каким образом построен этот дом, о размещении разных сортов камня в нем и разнообразии их цветов, об отверстиях, проделанных в нем в самой высокой его части, и что в этих проделанных отверстиях происходило с восхода солнца; и какие в нем были положены (на сохранение) драгоценные камни, и о начертанных в нем знаках, что указывали на будущие явления; и от каких событий, до того, как они произойдут, предостерегают эти драгоценные камни; и о появлении звуков к ним с высот его (дома), и что происходит с ними во время слушания этого.
И есть у них дом, который создал один из их царей на Черной горе, которую окружают удивительные воды, отличающиеся разными цветами и вкусами, все очень полезные. И у них в нем есть огромный идол в образе Сатурна, сделанный в виде старца с посохом в руке, которым он шевелит кости мертвых в могилах. Под правой его ногой есть изображения чего-то наподобие насекомых, а под другой (его ногой) — вороно-черные изображения грачей и других (птиц) и удивительные изображения чего-то подобного абиссинцам и неграм.
У них есть еще иной дом на горе, которую окружает залив моря, (дом), сооруженный из камней красного мрамора и камней зеленого изумруда. В середине его огромный купол, а под ним идол, части тела которого (сделаны) из четырех сортов драгоценного камня: зеленого хризолита, красного карбункула, желтого корналина и белого хрусталя (берилла), а голова его — из червонного золота. Против него — другой идол в виде девушки. Ему обычно приносят жертвы и воскурения (ладана).
Происхождение этого дома связывают с одним мудрецом, который был у них в давние времена. Мы уже раньше рассказывали его историю и о том, что он сделал в земле славян, какие он сотворил у них фокусы и хитрости, и о сооруженных им огромных отверстиях, которыми он привлекал к себе их сердца и овладел их душами, и с помощью которых он подчинил их умы, несмотря на суровость обычаев славян и на разнообразие природных качеств (отдельных племен).
Абу-л-Хасан A\i ал-Масудь 3 книги «Промивалым золота
та родовища дорогоцшного камшня».
Пер. А. П. Ковал1вського//Антолопя лггератур Сходу.
X., 1961. С. 364.
Георгий Младший. Житие Георгия Святогорского53.
[В с. Ливиздия (Ливадия?) на Афоне] жили болгары, именуемые славянами. <...> В том владении <...> с давних времен и до наших дней стоял один идол, мраморный, изображавший женщину. Эти неразумные люди служили ей и говорили: «Солнце, и дождь, и всякое благо дается нам от нее, которая имеет власть даровать смерть и жизнь кому пожелает. <...> Помолись нашей богине, чтобы она помогла тебе перед царем».
Герасимова Т. Сведения за един мраморен идол у българите
в Солунско//Езиковедско-етнолошки изследвания в памет
на академик Стоян Романски. София, 1960. С. 88*.
Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, перевод сделан Д. М. Дудко.
В лето 6415 (907). <...> Цари же Леон с Александром мир сотворили с Олегом, дали дань и клятву принесли между собой, поцеловав крест, а Олега — приведя к присяге и мужей его по русскому закону: клялись оружием своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом, и утвердили мир.
В лето 6453 (945). <...> Кто помыслит из страны Русской разрушить такую любовь и сколько их священие приняло из страны Русской, да примут месть от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в сей век и в будущий; а сколько их не крещено, да не имеют помощи от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, да иссечены будут мечами своими, и от стрел, и от иного оружия своего, да будут рабами в сей век и в будущий. <...> И наутро призвал Игорь послов, и пришел на холм, где стоял Перун, и положили оружие свое, и щиты, и золото, и приведены были к присяге Игорь и мужи его, и сколько было язычников Руси; а христианскую Русь приводили к присяге в церкви святого Ильи <...>.
В лето 6479 (971). <...> Как клялся я царям греческим и со мной бояре и Русь вся, да сохраним правый договор; если же, из тех самых прежде указанных, не сохраним, я и (те, что) со мной и подо мной, да имеем клятву от Бога, в которого веруем, в Перуна и в Волоса, скотьего бога, да будем золоты, как золото, и своим оружием да иссечены будем.
В лето 6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиров на холм вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а ус злат, и Хорса-Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И поклонялись им, называя их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и служили бесам, и оскверняли землю требами своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот. <...> И пришел Добрыня к Новгороду, поставил кумира над рекой Волховом, и поклонялись ему люди новгородские как богу.
В лето 6622 (1114). Начал царствовать первым Ме-стром от рода Хамова, по нем Еремия. По нем Феоста34, которого и Сварогом называли египтяне. Когда царствовал сей Феоста, во время царствования его упали клещи с небес, и начали [люди] ковать оружие, ведь прежде того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон установил: женам за одного мужа выходить и ходить говея55. А кто прелюбодействовал, казнить повелевал. Из-за этого прозвали его богом Сварогом. Прежде того ведь жены блудили, с кем хотели, и были словно скот блудящий. Если рожала ребенка, то давала тому, кто ей люб был: «Это твое дитя». Он же, устроив празднество, принимал. Феоста же этот закон разрушил и постановил одному мужу одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит — пусть бросят его в печь огненную. Из-за этого прозвали его Сварогом, и благословили его египтяне.
И по нем царствовал сын его по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, семь тысяч четыреста семьдесят дней, что составляет двенадцать лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие днями годы считали. Двенадцати же месяцам число после узнали, с тех пор, как начали люди дань давать царям. Солнце-царь, сын Сварогов, который есть Даждьбог, был муж сильный. Услышал от некого о жене некой из египтян, богатой и замужней. И некто захотел блудить с ней. И не хотя отца своего закон Сварожий разрушить, взял с собой мужей несколько своих, узнав время, когда та прелюбодействует, ночью подстерег ее и не застал мужа с ней, а ее нашел лежащей с другим, с кем хотела. Взял же ее, и мучил, и велел ее водить по земле в укоризну, а того прелюбодея обезглавил. И была чистая жизнь по всей земле Египетской, и хвалить стали.
Повесть временных лет. Т. I. М.-Л., 1950. С. 25, 35, 39, 52, 56, 400—401.
Новгородская первая летопись.
В лето 6497 (988).
И пришел к Новгороду архиепископ Аким Корсуня-нин, и требища разрушил, и Перуна изрубил, и повелел тащить в Валхов. И повернув, веревками тащили его по грязи, ударяя жезлами. И велел никому и нигде не принимать [идола]. И шел пидьблянин56 рано на реку, чтобы горшки везти в город. Тут Перун приплыл к берегу, и оттолкнул [он] его шестом: «Ты, — сказал,— Перунище, досыта пил и ел, а ныне поплыви прочь».
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.
М.-Л., 1950. С. 159—160.
Новгородскаячетвертая летопись.
В лето 6497 (988). <...> И в то время вошел бес в Перуна и начал кричать: «О горе! Ох мне! Достался немилостивым этим рукам!»; и бросили его в Волхо