Ругевит и Поревит — боги лета и зимы
В Коренице на Руяне стояли храмы трех богов — Ругевита (Руевита), По-ревита и Поренута. Ругевит имел семь лиц; у пояса же семь мечей, а восьмой — в руке. Он почитался как бог войны («Марс»), а в его святилище стенами служили пурпурные занавески. По-ревит имел пять голов и был безоружен. О Поренуте (видимо, Велесе — праотце богов) уже говорилось. В саге о Книтлингах эти три бога именуются Рунвит, Турупит и Пурувит.
По остроумной догадке историка XIX в. К. Швенка, семь голов и семь мечей Ругевита означают семь весенне-летних месяцев (с марта по сентябрь), а пять голов Пореви-та — пять месяцев осенне-зимних (с октября по февраль). Поэтому первый бог активен и воинствен, а второй — пассивен.
Киевский археолог Н. А. Чмыхов на большом материале доказывал, что племена бронзового века (в том числе и праславяне) придавали особое значение периоду от весеннего до осеннего равноденствия, охватывавшему все основные сельскохозяйственные работы. Во II—I тыс. до н. э. этот период включал семь знаков зодиака, от Тельца до Скорпиона. Именно с этим исследователь связывает се-мичастные композиции на керамике того времени. В частности, на селище Таценки тшинецкой (праславянской) культуры найдено пряслице (глиняный кружок, надевавшийся на конец веретена) с семью выступами. На выступах этих изображены те самые семь созвездий!
Имя Ругевита, видимо, родственно чеш. rugny — «жаркий» и означает «жаркий (солнечный) свет». Возможна также связь с названием месяца сентября (цер-ковн. «руень», серб, «pyjan») или октября (чеш. rijen), если седьмой и восьмой мечи бога соответствуют двум этим месяцам. «Поревит» же может означать просто «следующий за Ругевитом» (ср. Лель и Полель).
Или же быть связанным с чеш. рога — «зима», рус. «пора».
Датчане, разрушавшие в 1168 г. кореницкие храмы, потешались над тем, что борода Ругевита была засижена ласточками. Вряд ли, однако, славяне ленились чистить своего бога. Скорее, ласточек не сгоняли с изваяния бога весны, потому что это были священные весенние птицы. Украинцы встречали весну, нося чучело ласточки.
Если верить саге о Книтлингах, кореницкие боги творили такое «чудо»: когда мужчина с женщиной совокуплялись перед ними, то не могли разъединиться, пока не покидали священный город. Не приняли ли, однако, христиане за чудо обряд, связанный с магией плодородия? Обряд, по современным понятиям, безнравственный и непристойный, но однако же не сравнимый с порнографическим шоу. На Святки, например, у восточных славян ряженые валяли вместе парней и девушек, заставляли девок целовать в «срамное место» парня, изображавшего мертвеца, и т. д. А после сева супруги совокуплялись прямо на поле — ради хорошего урожая. Все это делалось не в угоду животным инстинктам и не ради наживы, а чтобы обеспечить, как искренне верили люди, благополучие семьи или общины. Во имя этого они делали то, что в обычное время считалось грехом и стыдом.
Поздний саксонский хронист Д. Хитреус сообщает, что в Юлине (Волине) до 1170 г. почитались боги Харвит и Баровит, соответствующие Марсу и Меркурию. Это, несомненно, Яровит и Поревит. Воинственный бог весны здесь противопоставляется мирному (очевидно, зимнему) богЦ торговли и магии.
Трудно отождествить Ругевита и Поревита с другим славянскими богами. Ругевит весьма близок к Яриле-Яровиту, но так же и к Перуну и Даждьбогу — ко всея трем воинственным Сварожичам, происходящим в мир вф-] ной и несущим ему жизнь и обилие. Поревит отчасти поминает Велеса — мирного бога колдовства и торговл связанного и с зимой (церковь, поставленная на месте ка пища Велеса в Ростове, посвящена Богоявленью).
Но с Меркурием отождествлялся и чешский Зелу, т. е. Даждьбог-Радигост, рождавшийся зимой. А с Зелу-Меркурием в славянской (чешской) астрологии соседствовал Смертонош-Марс (вероятно, другой лик Даждьбога). Быть может, Ругевит и Поревит — две ипостаси одного и того же бога (Даждьбога? Ярилы?): весенняя, воинственная, и зимняя, мирная. Вспомним также пару богов на Збручском идоле: воитель Перун и мирный Даждьбог.
Так или иначе, два кореницких бога составляли диалектическую пару. А объединял их третий бог — Поренут, то есть Велес, праотец всех богов.
Вся кореницкая триада — явление локальное. Ругеви и Поревит, помимо Руяна, видимо, почитались лишь в соседнем Волине. Но в этих образах отразились и общее вянские мифологические представления.
Курент — веселый бог
Курент известен только по словенскому фольклору. Этот веселый бог ходил со скрипкой или дудкой. Его игра может исцелить, а может заставить плясать. Он свистит в уши безнадежно влюбленным парням. Крадет у богачей еду и одежду и отдает беднякам. Одного человека он спас во время Всемирного потопа, протянув тонувшему с неба виноградную гроздь.
Курент связан со Святками и Масленицей. С и хорваты на Масленицу носили, поили, судили и казнили (топили, сжигали, закапывали, расстреливали) чучело. В Далмации его именовали Карнавал, в Славонии -— По-кладна баба, в Словении — Пуст, Соломенный муж или Курент. Курентами называли также масленичных ряженых. Они ходили в рогатых, усатых и длинноносых масках, с палками, к которым были привешены шкурки ежей. В болгарской легенде еж уговаривает Солнце не жениться, чтобы дети того не сожгли весь мир. Иранские же народы почитали ежа как борца со змеями. Среди курентов были «черт», «тур», «лошадь» и другие маски.
Связь Курента со Святками и Масленицей, явная близость его к Маржаку-Масленику заставляет видеть в нем Даждьбога. В то же время веселым и беззаботным нравом он скорее напоминает Ярилу. Возможно, на образ Курента повлиял Дионис — как античный бог, так и средневековы карнавальный Бахус (известный, как уже сказано, и западным славянам).