Подарки и вещи, отданные в пожизненное пользование
920. Передают, что ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды его отец привел его к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Я подарил моему сыну принадлежащего мне раба». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Сделал ли ты такой же подарок всем своим сыновьям?» Он сказал: «Нет». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тогда возьми его назад». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
В одной из версий этого хадиса сообщается, что Хусайн ибн ‘Амир рассказывал, что ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет доволен им всевышний Аллах, стоя на кафедре, сказал: «Мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха сказала, что она не одобрит это, пока Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не засвидетельствует поступок моего отца. Когда же он явился к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: “О Посланник Аллаха! Я сделал подарок своему сыну, который родился от ‘Умры бинт Равахи, но она захотела, чтобы ты стал свидетелем этого”. Он спросил его: “Сделал ли ты такой же подарок всем своим сыновьям?” Он сказал: “Нет”. Тогда он сказал: “Бойтесь Аллаха и относитесь к своим детям справедливо!” Тогда мой отец вернулся и взял назад свой подарок».
А в одной из версий Муслима сообщается, что ан-Ну‘ман ибн Башир рассказывал: «Однажды мой отец отвел меня к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: “О Посланник Аллаха, будь свидетелем того, что я подарил ан-Ну‘ману такую-то часть своего имущества”. Он спросил: “Сделал ли ты такой же подарок всем своим сыновьям?” Он сказал: “Тогда пусть свидетелем этого будет кто-нибудь другой”. Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “Хотелось бы тебе, чтобы твои дети одинаково хорошо относились к тебе?” Он ответил: “Конечно”. Тогда он сказал: “Не поступай же таким образом”».
921. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто берет назад преподнесенный им подарок, тот уподобляется собаке, которая сначала рвет, а затем возвращается к своей блевотине». Этот хадис передал аль-Бухари и Муслим, причем в версии аль-Бухари говорится: «К нам не должны относиться скверные сравнения, а тот, кто берет назад преподнесенный им подарок, уподобляется собаке, которая сначала рвет, а затем возвращается к своей блевотине».
922-923. Передают, что Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими всевышний Аллах, рассказывали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делать подарок, а затем брать его назад не позволяется ни одному мусульманину, кроме отца, который сделал подарок своему сыну». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.
924. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принимал подарки и отдавал что-нибудь взамен. Этот хадис передал аль-Бухари.
925. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что некий муж подарил Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, верблюдицу. В знак благодарности он сделал ему ответный подарок, а затем спросил: «Ты доволен?» Мужчина ответил: «Нет». Он подарил ему еще кое-что и снова спросил: «Ты доволен?» Мужчина ответил: «Нет». Он подарил ему еще кое-что и опять спросил: «Теперь ты доволен?» Мужчина ответил: «Да». Этот хадис передал Ахмад, и Ибн Хиббан назвал его достоверным.
926. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вещи, отданные в пожизненное пользование, принадлежат тому, кому они дарованы». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего говорится: «Берегите свое имущество для себя и не расточительствуйте, ибо если кто-нибудь отдает свое имущество на пожизненное пользование, то оно становится собственностью нового хозяина не только при его жизни, но и после смерти, потому что переходит к его потомкам».
В одной из версий Муслима также сообщается, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил отдавать вещи на пожизненное пользование и говорить: “Отныне это принадлежит тебе и твоим потомкам”. Если же хозяин вещи говорит: “Это будет принадлежать тебе до тех пор, пока ты жив”, – то после его смерти вещь должна быть возвращена».
А в версии Абу Давуда и ан-Насаи говорится: «Не заключайте соглашений, по которым вещь станет собственностью того, кто проживет дольше, и не отдавайте вещи в пожизненное пользование. А если какая-нибудь вещь попадет к вам на этих условиях, то она перейдет к вашим наследникам».
927. Передают, что ‘Умар, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Однажды я подарил одному из сподвижников породистого скакуна, но он плохо смотрел за конем, и я решил, что он продаст его мне по низкой цене. Когда же я спросил об этом Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: “Не покупай его и не возвращайся к своему пожертвованию, потому что тот, кто берет назад свое пожертвование, уподобляется собаке, которая сначала рвет, а затем возвращается к своей блевотине”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в одной из его версий говорится: «Не покупай его, даже если он продаст его тебе за один дирхем, потому что тот, кто берет назад свое пожертвование, уподобляется собаке, которая сначала рвет, а затем возвращается к своей блевотине».
928. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делайте друг другу подарки, и вы возлюбите друг друга». Этот хадис передал аль-Бухари в сборнике «аль-Адаб аль-Муфрад», а также Абу Йа‘ла с хорошей цепочкой рассказчиков.
929. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делайте друг другу подарки, потому что подарок изгоняет из сердец затаенную вражду». Этот хадис передал аль-Баззар со слабой цепочкой рассказчиков.
930. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О мусульманки! Делайте подарки своим соседям и не пренебрегайте даже бараньим копытом». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
931. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек, который сделал подарок, имеет на него больше прав до тех пор, пока ему не подарят что-нибудь взамен». Этот хадис передал аль-Хаким, и он же назвал его достоверным. В другом хадисе Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, передал эти же слова от имени своего отца.
Глава 19
Находка
932. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прошел мимо фиников, которые лежали на дороге, и сказал: «Если бы я не опасался того, что это окажется пожертвованием, то непременно съел бы их». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
933. Передают, что Зейд ибн Халид аль-Джухани, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел некий муж и спросил, как следует поступить с найденной вещью. Он сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затем разыскивай ее хозяина в течении одного года. Если владелец утерянной вещи найдется, то отдай ее ему; если же нет, то может распоряжаться ею по собственному усмотрению». Мужчина спросил: «А как следует поступить с заблудившейся овцой?» Он сказал: «Она может достаться тебе, твоему брату или волку». Затем мужчина спросил: «А как следует поступить с заблудившимся верблюдом?» Он сказал: «А какое тебе дело до заблудившегося верблюда? У него есть желудок и копыта, и он будет пить воду, есть деревья и бродить до тех пор, пока его не встретит хозяин». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
934. Передают, что Зейд ибн Халид аль-Джухани, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто присвоил найденную вещь, сам попал в заблуждение и пребудет в нем до тех пор, пока не объявит о находке». Этот хадис передал Муслим.
935. Передают, что ‘Ийад ибн Химар, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто нашел утерянную кем-то вещь, тот должен призвать в свидетели двух справедливых мужей и запомнить, в чем находилась найденная вещь и чем она была перевязана. Он не должен скрывать ее или прятать, и если объявится владелец утерянной вещи, то он должен знать, что у владельца больше прав на нее. Если же он не объявится, то любое добро все равно принадлежит Аллаху, который одаряет им, кого пожелает». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма, Ибн аль-Джаруд и Ибн Хиббан назвали его достоверным.
936. Передают, что ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Усман ат-Тейми, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил подбирать то, что потерял паломник. Этот хадис передал Муслим.
937. Передают, что аль-Микдам ибн Ма‘дикариб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Запрещается есть мясо хищников и домашнего осла и присваивать имущество, утерянное неверным, с которым было подписано мирное соглашение, если только нашедший его не нуждается в нем». Этот хадис передал Абу Давуд.
Глава 20
Распределение наследства
938. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отдавайте соответствующие части наследства тем, кому они полагаются, а все оставшееся после распределения имущество должно достаться мужчине, который является ближайшим родственником покойного». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
939. Передают, что Усама ибн Зейд, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин не может наследовать имущество неверного, и неверный не может наследовать имущество мусульманина». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
940. Передают, что Шурахбиль рассказывал, что Абу Мусу аль-Аш‘ари, да будет доволен им всевышний Аллах, спросили о том, как следует распределить наследство между дочерью, дочерью сына и сестрой. Он сказал: «Половина наследства должна достаться дочери, а вторая половина – сестре. Ступайте к Ибн Мас‘уду, и он скажет вам то же самое». Однако когда люди спросили ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им всевышний Аллах, он сказал: «Неужели я впал в заблуждение и сбился с прямого пути? Я сообщу вам решение, которое вынес по этому вопросу Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Половина наследства должна достаться дочери, шестая часть – дочери сына, и вместе обе доли составляют две трети всего имущества. А оставшаяся часть должна перейти к сестре». Люди пришли к Абу Мусе и сообщили ему обо всем, что сказал Ибн Мас‘уд, после чего Абу Муса сказал: «Не спрашивайте меня ни о чем, пока среди вас есть этот ученый муж». Этот хадис передал аль-Бухари.
941. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди, исповедывающие различные религии, не могут наследовать имущество друг друга». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ан-Насаи передал этот хадис со слов Усамы ибн Зейда, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, а аль-Хаким передал хадис Усамы ибн Зейда в несколько иной форме.
942. Передают, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что некий муж пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Сын моего сына скончался. Полагается ли мне часть его наследства?» Он сказал: «Одна шестая». Когда мужчина собрался уйти, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, подозвал его и сказал: «Тебе полагается еще одна шестая часть». Когда он снова собрался уйти, он опять подозвал его и сказал: «Вторая одна шестая – это добавка». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал его достоверным. Со слов ‘Имрана ибн аль-Хусайна этот хадис пересказывал аль-Хасан аль-Басри, однако существует мнение, что последний не слышал хадисов из уст этого славного сподвижника.
943. Передают, что Ибн Бурейда, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов своего отца, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предписал отдавать бабушке покойного шестую часть наследства, если матери покойного нет в живых. Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а Ибн Хузейма и Ибн аль-Джаруд назвали его достоверным. Ибн ‘Адий назвал этот хадис сильным.
944. Передают, что аль-Микдад ибн Ма‘дикариб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дядя со стороны матери наследует имущество в том случае, если у покойного нет других наследников». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Абу Зур‘а ар-Рази назвал хадис хорошим, а аль-Хаким и Ибн Хиббан назвали его достоверным.
945. Передают, что Абу Умама ибн Сахль, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что присутствовал, когда ‘Умар, да будет доволен им всевышний Аллах, написал Абу Убейде, да будет доволен им всевышний Аллах, послание, в котором сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах и Его Посланник покровительствуют тому, у кого нет других покровителей, а дядя со стороны матери наследует имущество того, у кого нет других наследников». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а Ибн Хиббан – достоверным.
946. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если новорожденный закричал, то он становится наследником». Этот хадис передал Абу Давуд, а Ибн Хиббан назвал его достоверным.
947. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Убийца не имеет права на наследство убитого». Этот хадис передали ан-Насаи и ад-Даракутни. Ибн ‘Абд аль-Барр назвал хадис сильным, а ан-Насаи сообщил, что хадис имеет скрытые недостатки. Согласно наиболее достоверному мнению, эти слова принадлежат славному сподвижнику ‘Амру ибн аль-‘Асу, да будет доволен им всевышний Аллах.
948. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Рибаб ибн Хузейфа женился на Умм Ваиль бинт Ма‘мар, которая родила ему трех сыновей. Когда она скончалась, сыновья унаследовали ее земли и права на наследство освобожденных ею рабов. ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им всевышний Аллах, отправился вместе с ними в Шам, где они скончались от чумы, распространившейся в местечке ‘Амвас. ‘Амр ибн аль-‘Ас был их родственником по отцовской линии и унаследовал их имущество. Когда он вернулся из поездки, сыновья Ма‘мара ибн Хабиба предъявили свои претензии на права на наследство рабов, освобожденных их сестрой, и написали прошение ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им всевышний Аллах. Получив прошение, он сказал: «Мое решение будет опираться на услышанное мною от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: “Имущество отца или сына переходит к родственникам по отцовской линии”». Он велел, чтобы права на наследство рабов перешли к братьям Умм Ваиль, и написал послание, в котором были свидетельства ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа и Зейда ибн Сабита. Этот хадис передал Ибн Маджа, и похожий хадис также передали Абу Давуд и ан-Насаи. Ибн аль-Мадини и Ибн ‘Абд аль-Барр назвали его достоверным.
949. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Право на наследство подобно кровному родству: его нельзя продать или подарить». Этот хадис передал аль-Хаким со слов аш-Шафи‘и, который услышал его от Мухаммада ибн аль-Хасана, который услышал его от Абу Йусуфа. Ибн Хиббан назвал хадис достоверным, но аль-Бейхаки сообщил, что в хадисе есть скрытые недостатки.
950. Передают, что Абу Килаба рассказывал со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им всевышний Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым осведомленным среди вас о распределении наследства является Зейд ибн Сабит». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. Однако многие богословы называли хадис отосланным.
Глава 21
Завещание
951. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин, который хочет завещать нечто из своего имущества, не поступает благоразумно, если по прошествии двух ночей он так и не составил завещание». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
952. Передают, что Са‘д ибн Абу Ваккас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал о том, что однажды он спросил: «О Посланник Аллаха! Я обладаю большим состоянием, которое унаследует моя единственная дочь. Не раздать ли мне две трети моего состояния в качестве пожертвования?» Он ответил: «Нет». Он спросил: «Не раздать ли мне тогда половину моего состояния?» Он ответил: «Нет» Он спросил: «Не роздать ли мне тогда треть его?» Он сказал: «Ты можешь раздать треть, но даже треть – это слишком много. Оставить своих наследников богатыми лучше, чем оставить их нищими и просящими милостыню у людей». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
953. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что некий муж пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О Посланник Аллаха! Моя мать скоропостижно скончалась и не оставила завещание, но я думаю, что если бы она заговорила перед смертью, то непременно велела бы раздать милостыню. Получит ли она вознаграждение, если я раздам милостыню от ее имени?» Он ответил: «Да». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.
954-955. Передают, что Абу Умама аль-Бахили, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Аллах предписал должное для каждого, кто этого заслуживает, и поэтому нельзя завещать имущество в пользу наследника». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ахмад и ат-Тирмизи назвали его хорошим, а Ибн Хузейма и Ибн аль-Джаруд – сильным. Ад-Даракутни передал похожий хадис со слов Ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, и в нем также сказано: «…если только на это не согласятся остальные наследники». Цепочка рассказчиков хадиса хорошая.
956-957. Передают, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Аллах смилостивился над вами и разрешил вам распоряжаться третью вашего имущества перед смертью, дабы умножить ваши благодеяния». Этот хадис передал ад-Даракутни. Ахмад и аль-Баззар передали его со слов Абу ад-Дарда’, а Ибн Маджа – со слов Абу Хурейры. Все эти хадисы являются слабыми, но каждый из них усиливает другой. Однако лучше всего об этом известно Аллаху.
Глава 22