Абсолютная приверженность Бин Ладена кутбизму.

Семейные деньги корпорации «Бин Ладен» Усама растрачивал на роскошную беззаботную жизнь. Именно по этой причине он никогда не утруждал себя общением с кем-либо из ученых-салафитов, не стремился к знаниям или изучению основ исламской веры.
Даже после того как он стал более религиозным и поехал в Афганистан для борьбы с советскими войсками, Усама бин Ладен, по-прежнему, оставался невежественным. Упустив свой шанс обучаться под руководством старейших ученых Саудовской Аравии, он связался с внезапно появившимися кутбистами. [Кутбисты – люди, придерживающиеся идеологии Сайида Кутба, современного пропагандиста революционных идей. Эта специфическая идеология получила название аль-Кутбийа (кутбизм)].
В итоге он окончательно отвергнул учение «ваххабитов», объявив многих из них неверными. Так как же после этого можно называть Усаму бин Ладена «ваххабитом»? В действительности, Усама бин Ладен и движение аль-Каида являются вовсе не «ваххабитами», а кутбистами.

В подтверждение этому можно привести слова Роберта Ворта (Robert Worth), написавшем в Нью-Йорк таймс следующее:«…Если кто и заслуживает звания идейного дедушки Усамы бин Ладена и его дружков террористов, так это не кто иной, как египетский писатель и активист Сайид Кутб».[Роберт Ворт, «Глубокие интеллектуальные корни исламского террора», The New York Times, 13 октября 2001 г].

Кутбизм как идеология.

В статье «Террор, ислам и демократия» Ладан и Ройя Боруманд (Ladan and Roya Boroumand) абсолютно точно отмечают тот факт, что «на сегодняшний день большинство молодых исламистов являются прямыми идейными и духовными последователями кутбистского крыла организации Братьев–мусульман».
Они отмечают, что после того, как президент Джамаль Абдель Нассер пресек деятельность организации «Братьев-мусульман» (в результате чего Сайид Кутб в 1966 г. был повешен), многие из них были сосланы в Алжир, Саудовскую Аравию, Ирак, Сирию и Марокко. Там они начали распространять революционные исламистские идеи, в том числе организационные методы и идеологические средства, заимствованные у европейского тоталитаризма». [Ладан и Ройя Боруманд, «Террор, ислам и демократия», The Journal of Democracy, апрель 2002г. Примечание: Боруманды абсолютно точно провели связь между кутбизмом и европейским
тоталитаризмом, и называть кутбистов «исламистами» неверно. Более подходящим обращением
является «мусульманские активисты». Несмотря на то, что они являются мусульманами, их
революционная идеология не может быть приписана исламу].


Джон Грей (John Gray) из газеты Индэпэндэнт, проводит связь между европейскими революционными идеологиями и догмой кутбизма. В статье «Как Маркс стал мусульманином» он утверждает, что кутбизм это скорее прозападная идеология, его корни не уходят в традиционный ислам.
Джон Грей отмечает, что Сайид Кутб «включил в свое учение множество элементов европейской идеологии*», и кутбизм как таковой следует рассматривать как «экзотический гибрид, полученный в результате скрещивания групп исламской интеллигенции с радикальными западными идеологиями»**.

*[Касательно европейского влияния на формирование кутбизма, Роберт Ворт из газеты Нью Йорк Таймс отметил следующее: «Фатхи Якан, один из последователей Кутба, писал в 1960-х г.г:
«Фундамент Французской Революции заложили Руссо, Вольтер и Монтескье; Коммунистическая
Революция воплотила в жизнь планы Маркса, Энгельса и Ленина…. То же самое абсолютно
справедливо можно сказать и про нас». (Роберт Ворт, «Глубокие интеллектуальные корни
исламского террора», The New York Times, 13 октября 2001г.)].

**[После долгого проживания на западе такие революционные мыслители как Абу Аля Маудуди, Сайид Кутб, Хасан Тураби из Судана и иранский философ Али Шариати подверглись сильному идеологическому влиянию запада. Несмотря на то, что они отвергали западный образ жизни, все они при разработке своих радикальных реформаторских идеологий, так или иначе, были подвержены его непосредственному влиянию. Будучи несведущими в области ислама и его ценностей, они брали собственные политические идеи и исследования за основу своих доктрин, в дальнейшем стараясь подогнать последние под ислам].


Грей поясняет, что кутбизм является современным революционным течением, и не имеет никакого отношения к истинному традиционному исламу: «Кутб руководствовался не столько Кораном, сколько популярной западной философией Ницше, Киркегарда и Хайдеггера. Идея Кутба, образец для всех последующих радикальных исламистских политических течений, является в такой же степени ответом на «смерть Бога»* в Европе 20 века, как и ответом на что-либо в исламской традиции. Кутбизм совершенно не традиционен. Как и все фундаменталистские** идеологии, кутбизм – это абсолютно современное течение». [Джон Грей, «Как Маркс стал мусульманином», The Independent, 27 июля 2002г].

*[Концепция, по которой Творцу приписывается возможность умирать. Говорить так прямо или в переносном смысле - полный абсурд. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Уповай на Живого,
Который не умирает, и прославляй Его хвалой» Различение: 58].

**[Вместо двусмысленного слова «фундаменталистские», Грею следовало бы сказать: «Как и все экстремистские идеологии, кутбизм – это абсолютно современное течение»].


Говоря о неоспоримой связи Бин Ладена с кутбизмом, Амир Тахери (Amir Taheri), журналист из Эрэб Ньюс, сказал: «Со временем маудудо-кутбизм* создал благоприятную идеологическую среду, в которой мог развиваться бинладенизм». [Амир Тахери, «Бин Ладена больше нет, и вот почему», Arab News, 29 августа, 2002 г].

*[Тахери ссылается на связь между Сайидом Кутбом и Абу Аля Маудуди, южно-азиатским
мусульманским мыслителем, чьи работы оказали очень сильное влияние на Кутба. В подтверждение этому газета Телеграф отметила следующее касательно Кутба: «Египетский писатель и мыслитель. Подхватил идею Абу Аля Маудуди о том, что большая часть мусульманского мира перешла в состояние безбожного невежества (джахилийа)» («Ислам от A до Я», The Telegraph, 15 ноября 2001г.)].


Шейх Раби ибн Хади аль-Мадхали, знаменитый ученый-салафит, написавший несколько книг о несостоятельности доктрин Кутба и всех его ошибках, делает следующий вывод о кутбизме: «Кутбисты – последователи Сайида Кутба… бедствия, кровопролития, все проблемы исламского мира порождены учением (этого человека)». [Шейх Раби ибн Хади аль-Мадхали об имаме аль-Албани и ирджа (источник: теле-мост из Великобритании, www.salafipublications.com (номер статьи: MSC060014))].

Основы кутбизма.

Каким же образом Усама бин Ладен стал тем, кем он является? Если в действительности он был движим не салафизмом, что же руководило им? На самом деле, Усама во многом похож на своего истинного наставника, египетского писателя Сайида Кутба. Как и Усама, Кутб никогда не был ученым*, а всего лишь обычным египтянином, который пришел к религии в тяжелые для Египта времена.

*[Шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани, выдающийся албанский ученый-хадисовед, живший в Иордании, отмечал, что: «Сайид Кутб несведущ ни в основных, ни во второстепенных вопросах ислама» Взято из рукописного письма, книги Бара’а уляма-иль-умма мин тазкийа ахлиль-бид’а Исамы ибн Абдуллаха ас-Синани].


Cайид Кутб (1906-1966) родился в маленьком городке Верхнего Египта. Будучи подростком с целью продолжения образования он переехал в Каир. В поздних 20-х он пробовал себя как поэт и литературный критик, в политических и социальных проблемах
занимал светскую позицию. К 1948 г. Кутб поменял манеру письма, и опираясь на те ограниченные познания об исламе, которые у него имелись, начал писать больше в духе ислама. В 1949 году была опубликована его первая исламская книга под названием
«Социальная справедливость». В 1950 г. после двух лет учебы в США, Сайид Кутб присоединяется к аль-Ихван аль-Муслимун («Братья-мусульмане»)* и становится одним из лидеров этой организации.

*[Организация аль-Ихваан аль-Муслимун («Братья-мусульмане») была образована в 1928 г.
суфийским мыслителем и активистом Хасаном аль-Банна (1906-1949). После английской оккупации Египта, с последующей экономической и культурной эксплуатацией страны, негативное отношение аль-Банна к западному империализму возросло еще больше. Необходимо было создать исламскую группировку, которая смогла бы противостоять секуляризации Египта, коррупции в стране, и призывала бы к возврату к ценностям ислама и исламскому образу жизни. При помощи своих старых связей, Хасану аль-Банна удалось внедрить вновь созданную организацию в египетское общество. К группировке постепенно примыкало все больше и больше людей, был создан свой собственный бизнес, клиники, школы. Аль-Банна обращался к различным спонсорам. Делая упор на такие понятия как колониализм, общественное здоровье, политика образования, управление природными ресурсами, марксизм, социальное неравенство, арабский национализм, слабость исламского мира, растущий палестинский конфликт, ему удалось привлечь большое количество сторонников.
Однако аль-Банна не начинал свой призыв с таухида (единобожия), как это делали все посланники
Аллаха. Организация «Братья-мусульмане» игнорировала принципиальные аспекты призыва к
исламу, такие как единобожие, запрет политеизма, так как все это требует времени и усилий; людям не легко принять это сразу. «Братьев-мусульман» больше заботило число их сторонников, нежели призыв к Сунне (пути Пророка, мир ему и благословение Аллаха). Таким образом, любой
религиозный новатор мог попасть в ряды этой организации, получить свою платформу и открыто
призывать людей к своим противоречивым верованиям. Среди «Братьев-мусульман» встречались
последователи суфизма, джахмиты (секта, отрицающая качества Аллаха, несмотря даже на то, что
Всевышний Сам говорит о них в Священном Коране), шииты, му’тазилиты (представители
философского направления, также отрицающие качества Аллаха), хариджиты (считающие
неверующими мусульман, которые совершают тяжкие грехи), агланийун (модернисты) и многие
другие. Эта политически выгодная методология заменила ясность и чистоту ислама на нечто
запутанное и непонятное. Аллах говорит о подобной ситуации в Священном Коране:
«Ты полагаешь, что они едины, но сердца их разобщены. Это – потому, что они являются
людьми неразумеющими» [Собрание: 14].
В 30-х гг., группировка, по мере расширения, быстро превратилась в организацию, играющую не
последнюю роль в политической жизни Египта. Открыто выступающая против правительства
организация стала подпольной. Это религиозное новшество подпольности и скрытности теперь
можно заметить на примере таких джамаатов (групп) как аль-Каида и Джамаат-уль-джихад. В
декабре 1948 года, после серии взаимных убийств членов группировки и членов правительства,
организация «Братья-мусульмане» была распущена премьер-министром Нуграши Пашой. Начиная с 70-х гг., несмотря на то, что призыв «Братьев» уже преследовал более мирные цели, они снова
подхватили эстафету в создании очередной кутбистской организации. Именно эти организации
(«Братья-мусульмане» и др.) руководствуются принципом дозволенности имущества, земель и крови мусульман, как если бы они были неверными. Чтобы получить власть они приносят в жертву поколение за поколением. Несмотря на то, что в достоверных источниках ислама ясно изложены методы установления религии ислама, эти люди считают позволительным применять другие средства для достижения этой цели. Однако тем, кто отходит от учения пророков и их призыва к Аллаху, далеко до успеха].


С 1954 года, после открытого выступления организации против правительства Джамаль Абдель Нассера, Сайид Кутб был заключен в тюрьму и провел там оставшуюся часть жизни. После временного освобождения в период с 1964 по 1965 гг., Сайида Кутба снова арестовали и судили. В 1966 году он был казнен за государственную измену.
Под влиянием обстоятельств (недостаток знаний вкупе с тюремным заключением) Кутб начал понимать ислам по-другому. Со временем его работы становятся все более радикальными. Со временем его революционная идеология такфира (обвинение в неверии) прочно укоренилась в умах и сердцах молодежи, которой требовалось что-то большее, чем неудавшиеся «Братья-мусульмане». По сегодняшний день Сайид Кутб считается идеологом всех повстанческих группировок.
Новомодное понимание ислама привело Кутба к попытке создать собственный тафсир (толкование) Корана под названием Фи зилял-иль-Гур’ан («В тени Корана»). Кутб не придерживался традиционного метода толкования. Этот традиционный метод состоит в том,
что для объяснения смысла одного аята в первую очередь необходимо обращаться к другим аятам Корана, затем к хадисам (рассказам) Пророка, мир ему и благословение Аллаха, поясняющим их, если же таких хадисов нет, то к объяснениям сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Если толкование не отвечает этим требованиям, оно считается несостоявшимся.
Ислам допускает обращение к разъяснениям сподвижников пророка для толкования аятов, ведь эти люди были непосредственными свидетелями ниспослания Корана. Сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, учил их правильному пониманию Корана и применению его заповедей в жизни. Таким образом, сподвижникам была доверена миссия передачи текстов Корана и хадисов, которые сегодня мы можем читать сами. Также они должны были помнить толкование аятов и причины их ниспослания. Однако Кутб не утруждал себя обращением к этим важным источникам и толковал Коран по-своему. В итоге его тафсир содержал множество ошибок, которые сегодня ученые-салафиты уже разъяснили.
Кутб, невежественный в вопросах традиционного ислама, смешал убеждения различных ранних исламских сект. Далекий от пути «ваххабитов», он находился под влиянием му’тазилитов* и суфиев, чьи вероучения широко распространены на Ближнем Востоке. Эта система вероучений абсолютно противоположна убеждениям «ваххабитов».

*[Му’тазилиты (букв. «обособившиеся», «отделившиеся») являются последователями Василя ибн Ата, который обособился (отсюда и название этого направления) от кружка аль-Хасана аль-Басри, известного ученого, который учился у самих сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Наряду с другими идеями му’тазилиты отрицают божественные качества Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха].


Сбитый с пути истинного знания, Кутб начал выискивать грехи и проступки у своего окружения, в особенности у египетских властей.
В то время как исламские группировки, в частности «Братья-мусульмане», стремились узурпировать власть в государстве, правительство, зачастую насильственно, подавляло их деятельность. В такой обстановке у Кутба формируется определенное мировоззрение, а отсутствие нужных знаний манхаджа (методология)* салафов (Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников) привело к тому, что Кутб начал обвинять в неверии всех мусульман, совершающих грехи.

*[Манхадж салафов буквально означает путь, образ действия, метод либо методология, которому следовали ранние поколения мусульман в различных вопросах вероучения и действий. У салафов была методология в вере в Аллаха, познании Его посредством Его имен и атрибутов, методология в призыве к Аллаху, методология в праве, методология в поклонении, и.т.д. В основе этой методологии лежал Священный Коран и Сунна Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Сегодня в большинстве случаев манхадж используют для корректировки ошибок в верованиях и действиях мусульман, а также их сообществ].


Не зная основ ислама, Кутб делал крайне рискованные заявления: «Сегодня мы живем в джахилийи (времена невежества)*, словно мы вернулись в тяжелые доисламские времена…все вокруг нас – джахилийа…».

*[Этим термином обозначают эпоху после Иисуса Христа, мир ему, до пришествия Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, когда было искажено истинное послание всех пророков. Синонимами понятия джахилийа являются неверие, политеизм, отсталость и невежество].


Шейха Салиха аль-Фаузана, одного из величайших ученых нашего времени, спросили о правомерности применения термина джахилийа (времена невежества) применительно к сегодняшнему мусульманскому обществу. Он ответил следующее: «Времена джахилийи закончились с пришествием Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому сейчас недопустимо говорить о том, что все мусульманское общество пребывает в состоянии джахилийи. Однако можно сказать, что какие-то элементы джахилийи встречаются у отдельных лиц, группировок или организаций. Так Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал одному из своих сподвижников: ‘Поистине, в тебе сохранились остатки джахилийи (невежества)’*.

*[Это произошло во время спора двух сподвижников, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упрекая одного из них за манеру разговора, сказал: «О, Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки джахилийи (невежества)!» (Сахих Аль-Бухари, №30). Заметьте разницу между выражением «поистине, в тебе сохранились остатки невежества» и, например, «Ты полный невежда. Все в тебе говорит о твоей джахилийи (невежестве)»].

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: ‘Мой народ никогда не перестанет делать четырех вещей, которые свойственны временам джахилийи: гордиться своим благородным происхождением, проклинать свое потомство, просить дождя у звезд и причитать над усопшими’». [Передано Муслимом (3/45). Ответ Шейха Салиха аль-Фаузана взят из книги аль-Аджвибат-уль муфида ’ан ас’илат-иль-манахидж-иль-джадида (стр.148-149) Джамаля ибн Фарихана аль-Харизи. (Перевод с арабского – T.R.O.I.D.)].


В другом месте Кутб сказал следующее: «Время повернулось вспять, люди вновь стали такими, какими они были в день ниспослания ислама и слов ‘ля иляхя иллаллах’*. Человечество отступилось от своей веры и начало поклоняться слугам». [Сайид Кутб, «Фи зилял-иль-Гур’ан» («В тени Корана») (2/1057). (Перевод с арабского: Salafi Publications)].

*[ «Ля иляхя иллаллах» – основная часть свидетельства веры, что в переводе означает «нет божества,
достойного поклонения, кроме Аллаха»].


Эти экстремальные убеждения приводят Кутба к следующему заключению: «(Исламская) умма уже очень давно прекратила свое существование». [Сайид Кутб, «Ма’алим фит-тарик» («Вехи»), стр.8, 17-ое издание, 1991 г. (Перевод с арабского: Salafi Publications)].


Кутб дошел до такой крайности, что перестал посещать обязательную пятничную молитву. Без халифа, управляющего землями мусульман, Кутб считал эту молитву необязательной. Али Ашмави в своей книге «Тайная история Братьев-мусульман» пишет: «И когда пришло время джум’а (обязательная пятничная молитва), я сказал ему ‘пойдем, помолимся’, и как же сильно я был удивлен, когда впервые узнал, что он не совершает пятничную молитву». [Из книги ат-Тариху-с-сирри ли-джама’ат-иль-ихван-иль-муслимин (стр.112). (Перевод с арабского: Salafi Publications)].


Даже д-р Юсуф аль-Гарадави, один из лидеров Братьев-мусульман, признает, что Кутб и его последователи несут опасность для общества: «Именно тогда появились книги шахида* Кутба, в которых он изложил свои последние мысли (идеология Кутба, незадолго до его смерти). Книги, оправдывающие такфир (обвинение в неверии) всего общества…отход от общества, разрыв связей с другими людьми, провозглашение разрушительного джихада против всего человечества…Он с презрением относился ко всем, кто призывал к терпимости и мягкости, называя их слабоумными и пораженцами. Самым ясным образом он дает понять это в своем тафсире (толковании Корана) «Фи зилял-иль-Гур’ан», во втором издании и в «Ма’алим фит-тарик» («Вехи»). Большая часть взята из книг ‘Зиляль’ и ‘аль-ислам ва мушкилат-иль-хадара’ и др.». [Юсуф аль-Гарадави, «Приоритеты исламского движения», стр.110. (Перевод с арабского: Salafi Publications)].

*[Аль-Гарадави называет Кутба шахидом (мучеником). Был он мучеником или нет - известно одному
лишь Аллаху, поэтому недопустимо именовать конкретного человека мучеником без
соответствующих текстов, доказывающих этот факт].


Выдающиеся ученые-салафиты не раз предупреждали мусульман о вышеописанных ошибках, намного более серьёзных, нежели такфир. Известный йеменский ученый шейх Мугбиль ибн Хади аль-Вади’и (скончался в 1421 г.х.) сказал следующее относительно хранения в домах толкования Корана, сделанного Кутбом: «Что касается книги ‘аз-Зиляль’ и других работ Сайида Кутба, да смилостивится над ним Аллах, мы не советуем их читать вообще, так как эти книги породили некоторых людей из Джамаат-ут-такфир [Группировка, которая объявляла неверными всех без исключения] и их последователей среди молодежи. Сайид Кутб - всего лишь писатель, но никак не муфассир (человек, толкующий Коран)». [Абу Абдур-Рахман Мугбиль ибн Хади аль-Вади’и, «Фада’и ва наса’и» (стр.63-67). (Перевод с арабского: T.R.O.I.D.)].


Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин (скончался в 1421 г.х.), один из ведущих ученых 20 века, сказал следующее касательно книг «Фи Зилял-иль-Гур’ан» и «Ма’алим фит-тарик» («Вехи»): «Мое мнение таково: если человек искренне стремится к Аллаху, Его посланнику и своим братьям мусульманам, он должен поощрять людей читать книги и тафсир Корана предшествующих поколений. В этих книгах больше блага и пользы, чем в более поздних работах. А толкование Сайида Кутба, да смилостивится над ним Аллах,
является очень пагубной книгой. Тем не менее, мы надеемся, что Аллах простит его. Очень пагубная книга…». [Слова взяты из кассетной записи «Агвал-уль-уляма фи ибта-ль-гава’ид ва магалат Аднан Арур».
(Перевод с арабского: Salafi publications)].


Главные ученые–салафиты указали на огромное количество серьёзных ошибок, содержащихся в книгах Сайида Кутба. Они говорили о содержании книг Кутба, а также указывали на ошибочность его вероубеждения. Любой человек, следующий доктрине таких исламских «мыслителей», как Сайид Кутб, Абу Аля Маудуди* и Хасан аль-Банна, и считающий путь современных группировок и движений** правильным, хоть и причисляет себя к салафитам, в действительности далек от этого учения. Как сказал арабский поэт: «Всяк твердит “Любовь Лейли моя”, Но знать не знает никого из них она в глаза».

*[Маудуди был пакистанским мыслителем-возрожденцем, основателем «исламской» партии
Джама’ати-ислами].

**[Хузайфа ибн аль-Йаман, один из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, как-то
раз спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, что случится с уммой (мусульманской
нацией) после того, как он, мир ему и благословение Аллаха, умрет. Пророк, мир ему и
благословение Аллаха, сказал, что неизбежно наступят времена, когда умма разделится и не будет
единого правителя, который будет вести мусульман. Он, мир ему и благословение Аллаха, также
отметил, что всвязи с этим появится множество различных сект и неверных путей. Пророк, мир ему и
благословение Аллаха, наказал всем, кто станет этому свидетелем, держаться от них подальше:
«Я (Хузейфа ибн аль-Йаман) спросил: «Что ты прикажешь делать мне, если я доживу до этого?». Он
ответил: «Не расставайся с группой мусульман и их предводителем». Далее я спросил: «А если не
будет среди людей ни мусульман, ни их предводителя?» Он ответил: «Тогда держись подальше от
всех этих сект, даже если тебе придется для этого вцепиться зубами в корни деревьев, и оставайся в
подобном положении, пока не придет к тебе смерть». (передал Муслим, №4761)].

Наши рекомендации