Миф: «Усама бин Ладен – ваххабит».

Миф «ваххабизма».


Автор: Ханиф Джеймс Оливер.


Опровергая распространенные заблуждения и вымышленную связь салафитов с Бин Ладеном.

Содержание:


В СТУПЛЕНИЕ. Стр.: 3.

1 НЕОБОСНОВАННОЕ ПРОЗВИЩЕ.
· Что значит «ваххабит»? Стр.: 4.

2 КОЛЛЕКЦИЯ НЕБЫЛИЦ.
· Миф: «Усама бин Ладен - ваххабит». Стр.: 7.
· Связь Бин Ладена с суфизмом. Стр.: 7.
· Абсолютная приверженность Бин Ладена кутбизму. Стр.: 9.
· Кутбизм как идеология. Стр.: 9.
· Основы кутбизма. Стр.: 10.
· Кутбисты – это хариджиты нашего времени. Стр.: 14.
· Угроза в лице хариджитов. Стр.: 18.

3 ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ УЧЕНЫХ- «ВАХХАБИТОВ» ОБ ОПАСНОСТИ ХАРИДЖИТОВ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.
· Особое упоминание о Бин Ладене. Стр.: 19.
· Неспособность понять разницу между истинным исламом и современными революционными идеологиями. Стр.: 21.

4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ САЛАФИЗМА.
· Серьезные размышления. Стр.: 23.
· Доказательства существования Аллаха. Стр.: 24.
· Познание Аллаха посредством Его имен и атрибутов. Стр.: 26.
· Уверенность в том, что только Аллах достоин поклонения. Стр.: 26.
· Что противоречит истинному единобожию? Стр.: 28.
· Приверженцев истинного единобожия в наше время называют «ваххабитами». Стр.: 29.
· Непоколебимая приверженность истинному единобожию. Стр.: 32.
· Пророческий принцип наставления. Стр.: 33.
· Ясный путь пророков и посланников. Стр.: 34.
· Бин Ладен, а также исламские группы и движения далеки от этого ясного пути. Стр.: 37.

5 РАССЕИВАЯ ЛОЖНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
· Универсальный путь, не подлежащий изменениям. Стр.: 38.
· Салафизм – это ясное богооткровенное учение. Стр.: 39.
· Заблуждение: Человечество должно постоянно стремиться к усовершенствованию
религии. Стр.: 40.
· Совершенный и последний путь, указанный нам Творцом. Стр.: 41.

6 ПРИЗЫВ К ОБЪЕДИНЕНИЮ РЕЛИГИЙ.
· Заблуждение: Салафиты создали свое собственное понимание относительно.
сегодняшних людей Писания. Стр.: 44.
· Кто же в действительности неверно толкует аяты Корана? Стр.: 45.
· Мнение правоверных касательно людей Писания. Стр.: 46.
· Отношения с людьми Писания. Стр.: 49.
· Салафиты отвергают вероломное поведение. Стр.: 51.
· Салафиты не придерживаются радикальных убеждений. Стр.: 52.
· Правда не всегда соответствует нашим желаниям. Стр.: 52.
· Единый истинный Бог мог ниспослать людям только одну религию. Стр.: 53.
· Имя этой универсальной религии. Стр.: 53.

7 МЕЖДУНАРОДНЫЙ «КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ».
· Отклоняя людей от призыва посланников. Стр.: 54.
· Возрождение прежнего пути. Стр.: 55.
· Мусульманские группы и движения отворачиваются от этого правдивого призыва. Стр.: 57.
· Последствия событий 11 сентября. Стр.: 59.
· Справедливое высказывание. Стр.: 59.
· Откровенные попытки понять суть терроризма. Стр.: 60.
· Точное определение терроризма. Стр.: 61.
· Ученые-салафиты всегда осуждали терроризм. Стр.: 62.
· Ищем не там, где надо. Стр.: 63.
· Салафизму чуждо то, что ему приписывают. Стр.: 64.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: ПОЗНАНИЕ АЛЛАХА ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ИМЕН И АТРИБУТОВ. Стр.: 65.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНА АЛЬ-КАИДА? Стр.: 67.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ПРОТИВ ЧЕСТНОСТИ. Стр.: 70.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: ЕСТЬ ЛИ В ИРАКЕ ВОЮЮЩИЕ «ВАХХАБИТЫ»? Стр.: 71.
ГЛОССАРИЙ. Стр.: 74.

Сестра Н.Алиева перевела книгу на русский язык, да вознаградит ее Аллах.

ВСТУПЛЕНИЕ.


После событий 11 сентября я натолкнулся на множество статей, затрагивающих тему ислама, и, в частности, вопрос «ваххабизма»/салафизма*. Я был в шоке от количества идеологических нападок в прессе, в которой ложно утверждалось, что Усама бин Ладен и его последователи из аль-Каиды являются приверженцами салафизма. Чтобы опровергнуть эти утверждения, я написал письмо, в котором в общих чертах обрисовал все упущения, неточности и бесстыдную ложь, содержащиеся в некоторых статьях. Письмо я отправил своей христианской семье.

*[Салафийа (салафизм) – следование пути пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, его сподвижников и двух последующих поколений, известных как таби’ин (последователи
сподвижников) и атба-ут-таби’ин (последователи последователей сподвижников). Доказательством превосходства этих трех поколений является достоверное высказывание Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Лучшими людьми являются мои современники, после них – те, что придут вслед за ними, после них – те, что придут вслед за ними…». (Сахих аль-Бухари, № 2652) «Салафиты» – мусульмане, следующие их путем в вопросах, касающихся религии].

Некоторые пункты из этого личного письма легли в основу опровержения множества лживых обвинений. Однако это не означает, что я пытаюсь ложно защищать кого-либо или что-либо недостойное. Ислам призывает мусульманина говорить правду, даже если она
будет против него самого или против других мусульман. Я не защищаю действия сегодняшних «исламских» групп и движений, которые только помогли тем, кто жаждет нанести вред исламской умме. Моя цель – рассмотреть несправедливые обвинения в адрес
ислама и в частности салафизма.

После событий 11 сентября многие немусульмане, прежде знавшие очень мало об исламе, ознакомились с некоторыми его предписаниями. Несмотря на то, что бóльшая часть сообщений об исламе имела достаточно негативный характер, отдельные журналисты все же просветили читателей, упомянув о некоторых истинных достоинствах ислама. Возможно, сейчас уже больше людей осознают тот факт, что ислам не какая-то далекая, восточная, мистическая и идолопоклонническая религия. Напротив, это религия истинного единобожия, призывающая людей к благонравию и запрещающая лишь все плохое. И этот факт не вызывает реальной полемики. Именно по этой причине я не намерен обсуждать вышеперечисленное, а лишь хочу проникнуть в истинную суть возникших разногласий и дать читателям то, чего они ранее были лишены - возможность взглянуть на все другими глазами.

Я сделал все возможное для того, чтобы эта книга не оказалась очередным отражением субъективного мнения автора с отсутствием документальных доказательств. Напротив, я стремился написать книгу, прочитав которую как мусульмане, так и немусульмане смогли
бы задуматься об указаниях Корана и преданиях (хадисах)* Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха**. По этой причине для ознакомления читателя, а также обоснования всего написанного в книгу включено большое количество текстов Корана и хадисов. Я также признаю, что те читатели, которые судят об исламе, не принимая во внимание вышеуказанные источники, не будут в восторге от этой книги.

*[Хадис – сообщение о Сунне (пути) Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Хадис состоит из цепочки рассказчиков, ведущей от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и завершающейся ученым, записавшим этот хадис. Существует две основные категории хадисов: достоверные и недостоверные. Ученый, специализирующийся в области хадисов, тщательно исследует и изучает историю жизни, характер, степень надежности каждого передатчика хадиса, а также его способность к запоминанию. На этой базе собраны целые тома книг. Исходя из вышеприведенных углубленных и тщательных исследований, ученые-хадисоведы различают достоверные и недостоверные хадисы, оберегая, таким образом, ислам от всяческого рода искажений. Ни одна другая система религиозной или исторической схоластики не обладает подобной тщательной системой исследований и их сохранности].

**[Мольба, которую мусульманин должен добавлять каждый раз после произнесения имени Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Мусульмане произносят подобную мольбу за всех пророков и посланников. Отдельная мольба произносится за сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха].


Приводя аяты Корана, я не использовал архаический английский язык, который обычно используется в некоторых библейских и коранических переводах, что только делает их неясными. Более того, необходимо отметить, что мусульмане не верят в то, что Коран может быть переведен. Исходя из этого, мы склонны называть эту попытку «переводом смыслов» аятов, что не равнозначно обычному переводу.

Чтобы читателю было интересно, я включал в определенные места книги строки из Ветхого и Нового Завета. Мусульмане верят в писания, ниспосланные посланникам и пророкам, которые жили до Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Однако они не верят в то, что нынешние тексты людей Писания (иудеев и христиан) в точности соответствуют писаниям, ниспосланным Богом первоначально. Поэтому мусульманин может быть уверен в правдивости содержания писания лишь в том случае, если оно подтверждено аятом Корана или достоверным хадисом.

Читатель заметит, что слово «ваххабит» всегда приводится в кавычках. Люди, на которых навесили этот ярлык, сами это прозвище не употребляют, поскольку оно используется как средство умаления их достоинства. В книге ясно изложено, почему необходимо прекратить употреблять это прозвище. Единственным правильным обращением к этим людям является слово «салафит» - приверженец пути салафов (Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников).

Книга содержит основной обзор монотеистического учения салафизма, его соответствие убеждениям всех ранее живших пророков и посланников. В ней также приведены основные принципы этого учения, показывающие, что салафизм – это путь, следование которому предписывает Коран. Принимая во внимание то, что для многих читателей тема ислама является новой, я старался разъяснять некоторые спорные моменты как можно более доступно. Чтобы книга была более понятной для всех читателей, к тексту прилагаются сноски. Сноски оформлены по методу, которым мусульманские ученые пользовались на протяжении веков, что придает книге особый характер.

Книга опровергает утверждения различных людей касательно «ваххабитов».
Опровержение того, что аль-Каида является группой салафитов, занимает в книге особое место. Я разъяснил, что аль-Каида – это всего лишь современные последователи хариджитов*, одной из самых ранних и наиболее опасных заблудших исламских сект.

*[Секта, которая согласно своим новаторским принципам обвиняет других мусульман в неверии и
восстает против властей, создавая, таким образом, беспорядки и смуту в государстве].

И, что самое главное, я постарался опровергнуть ложь критиков, которые пытались опорочить
величие ислама и манхадж салафов.

Я искренне надеюсь, что эта книга опровергнет ложь и устранит все недоразумения, в особенности те, которые возникли после событий 11 сентября. И пусть истина станет очевидной.

Ханиф Джеймс Оливер

______________________________________

1. НЕОБОСНОВАННОЕ ПРОЗВИЩЕ.

Что значит «ваххабит»?


К сожалению, сегодня многие люди пребывают в заблуждении по вине некоторых мусульман, называющих «ваххабитами» всех, кто не придерживается их местных обычаев, верований, выдуманных суеверий и религиозных обрядов. В зависимости от того, когда и где слово «ваххабит» употреблялось, оно приобретало различные значения.

Употребление слова «ваххабит» изначально связывают с именем теолога Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, который предположительно начал распространение новой религии, противоречащей нормам ислама. Но кем же в действительности был этот человек? О чем он писал?

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб родился в 1703 году (1206 г.х.*) в городе аль-Уйейна.
Люди, отошедшие в то время от предписаний истинного ислама, исповедовали политеизм, поклонялись святым и могилам, были суеверны. Все это беспокоило ученого, который в своих трудах призывал народ вернуться к истинному таухиду (единобожию)** и следованию Сунне (пути)*** Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Возрождая послания пророков, он столкнулся со многими препятствиями и трудностями. Ответом на его призыв была лишь суровая непреклонность и противостояние народа.

*[По мусульманскому летоисчислению аббревиатура г.х. обозначает год после хиджры – переселения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Медину (622 год по христианскому летоисчислению)].

**[Таухид (истинный монотеизм) – признание единственности Аллаха в поклонении, господстве и
обладании прекрасными именами и качествами].

***[Сунна состоит из сообщений о поступках Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его
высказываниях и невысказанном одобрении поступков или слов других людей, а также о его
качествах. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…тот, кто не желает (следовать)
моей Сунне, не имеет ко мне отношения!» (Сахих аль-Бухари, № 5063)].

До сих пор во многих частях мусульманского мира Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба считают диссидентом, единственной целью которого была изменение ислама. Это является необоснованной ложью. Любой объективный наблюдатель признает, что основу
большинства книг этого ученого составляют священные тексты Корана и Сунны с небольшим количеством дополнений самого автора. В действительности, ислам был искажен самими предками людей, которые сегодня осуждают Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.
Реформа этого ученого состояла лишь в том, что он стремился вернуть исламу его подлинную, аутентичную форму.

Посланник Аллаха*, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В каждом поколении будут надежные люди, которые будут передавать это знание дальше; они будут оберегать его от нововведений, придуманных излишествующими, от ложных заявлений
лжецов и ошибочных толкований невежд».[Достоверность хадиса подтверждена шейхом аль-Албани в книге аль-Мишкат (№ 248)].

*[Впервые слово «Аллах» многие люди услышали лишь после событий 11 сентября. Европейцам
более привычно английское «God», немецкое «Gott», скандинавское «Gudd» и «Got» на языке
африкаанс. Слово «Аллах» им чуждо, обычно именно по этой причине понятие божества в Исламе
как таковое они отвергают, считая его чуждым богом чужой религии. Даже государственные
служащие, работающие в сфере образования, проявляют свое невежество, когда речь заходит о
значении слова «Аллах». В качестве примера можно привести сообщение САИО (Совет по
американо-исламским отношениям, CAIR) о служащем Комитета по образованию Южной Каролины Докторе Генри Джордане. Этот человек заявил, что ислам – это «культовая религия», призывающая людей поклоняться «Люциферу». С тех пор повсеместно цитируются его слова «убивайте мусульман». После своего «извинения» за сказанное, Генри Джордан в письме за 2 сентября 1997 года, адресованном обеспокоенному мусульманину из Южной Каролины, написал следующее: «Если у вас не хватает ума, чтобы увидеть истинную суть прочитанной газетной статьи, то неудивительно, что вы верите в спасение посредством хороших поступков и веры в Аллаха … Лучше помолитесь…библейскому Богу, Иегове, а не Аллаху, или Богу, Сыну, Христосу, чтобы он убрал пелену с ваших глаз, раскрыл ваши сердца и показал вам правду, пока не поздно». Доктору Генри Джордану не помешало бы узнать, что в действительности Аллах и «библейский Бог» - одно и то же, а также, что слова «Бог» и «Иегова» не встречаются ни в одном подлиннике Писаний. [Слово «Иегова» («Jehovah») является измененной версией буквосочетания Y.H.W.H., которое встречается в Ветхом Завете. В Новом Завете эти буквы не встречаются нигде.] Истинное имя Бога мы встречаем в богооткровенных писаниях на семитических языках, таких как древнееврейский и арабский. На древнееврейском слово «Бог» часто транслитерируется как Эл, Эллах, Элох или Элоах. Во множественном числе, для выражения величия, как, например, в случае с употреблением слова «Мы» вместо слова «Я», в писаниях употреблена форма Элохим. На арабском слово «Бог» транслитерируется как Илах. В «Новом и улучшенном издании английской Библии» С.И.Скофильд в сноске к книге Бытия 1:1 слово «Эллах» заменяет альтернативным «Аллах». После перевода Нового Завета с греческого на английский, мы все еще можем обнаружить в нем элементы его первоначальных семитических корней. В Евангелии от Матфея 27:46 слово «Бог» употреблено как «Эли», и как «Элои» в его стихе-двойнике, Евангелии от Марка 15:34. Мусульмане считают, что подлинным именем Бога является слово «Аллах», что означает (Единственный) Бог (Достойный поклонения). С лингвистической точки зрения это слово не может быть видоизменено так же, как изменяются слова «боги», «богиня» или «глиняный бог», и только неправильный перевод может исказить настоящее значение, смысл этого слова. Эл, Эли, Эли, Элох, Элоах, Алле, Эллах, Алах, Эл-лах или Аллах – все эти транслитерации обозначают общее имя одного Бога евреев, арабов и всего человечества].


Салафиты признают, что Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, как и тысячи предшествующих ему ученых, был выдающимся теологом. Вероубеждения имама Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба – это вероубеждения приверженцев Сунны и их общины. Известным этот ученый стал лишь потому, что, в сущности, он был единственным защитником правды, в то время, когда среди людей были широко распространены ложные нововведения. Тем не менее, убеждения, поступки и утверждения Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, как и тысячей его предшественников, должны подвергаться проверке. Недопустимо слепо следовать за каким-то определенным ученым до такой степени, что это может привести к отрицанию истины, содержащейся в Коране и хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь* Аллаха, ибо Аллах – Слышащий, Знающий». [Комнаты: 1]. [Примечание переводчика: при переводе Коранических аятов за основу взят перевод Кулиева Э.Р., «Коран. Перевод смыслов и комментарии» (Баку, 2006)].

*[Слово, использованное здесь, это – тагва. В исламе понятие тагва основано на сбалансированном соотношении между любовью к Аллаху и одновременным страхом перед Ним. Любовь дает верующему надежду на Его безграничную милость, страх же удерживает его от совершения проступков и грехов. Тагва защищает верующего от гнева Аллаха. Всевышний сказал: «Бегите же к Аллаху».[Рассеивающие: 50] Аллах повелевает верующему избегать всего скрытого и явного, что Ему ненавистно, и стремиться к тому, что Ему угодно. Он также велит нам сторониться невежества, здраво понимать и осознавать цель нашего существования, познавать нашего Творца, религию, которую Он избрал для нас, наши мирские дела. Мы должны сторониться куфра (неверия), беспечности, стремясь при этом к иману (истинной вере) и постоянному осознанию величия нашего Творца. Обычно человек сторонится чего-то по причине чрезмерного страха. Это является негативной, разрушительной формой страха. Страх перед Аллахом, напротив, побуждает верующего избегать тщетных, бесполезных дел, служит причиной стремления к Аллаху. Именно поэтому нам велено бежать к Аллаху. В исламе страх перед Аллахом приближает раба к его Создателю].

«Внезапно, мгновенные «эксперты», обнаружили, что «ваххабизм», официальная государственная религия нашего давнего союзника, является эквивалентом нацизма*, и, если не сказать хуже – идолопоклонничеством».**

*[15 октября журнал Нэшнл Ревью распространил статью Стефана Шварца, в которой говорилось,
что «разница между сектой ваххабитов и аль-Каидой такая же, как между партией нацистов и СС, не больше и не меньше». (Стефан Шварц, «В поисках умеренности; слишком много доверия
ваххабитам, The National Review, 25 октября, 2001). Примечание: именно Нэшнл Ревью 3 марта 2002 г. предложил использовать ядерное оружие для разрушения Мекки, святыни всех мусульман].


**[Джастин Раймондо, «Война против саудовцев: Что стоит за расколом между Вашингтоном и Эр-Риядом?» Behind the headlines, 23 января 2002 г].

КОЛЛЕКЦИЯ НЕБЫЛИЦ.

Кутбизм как идеология.

В статье «Террор, ислам и демократия» Ладан и Ройя Боруманд (Ladan and Roya Boroumand) абсолютно точно отмечают тот факт, что «на сегодняшний день большинство молодых исламистов являются прямыми идейными и духовными последователями кутбистского крыла организации Братьев–мусульман».
Они отмечают, что после того, как президент Джамаль Абдель Нассер пресек деятельность организации «Братьев-мусульман» (в результате чего Сайид Кутб в 1966 г. был повешен), многие из них были сосланы в Алжир, Саудовскую Аравию, Ирак, Сирию и Марокко. Там они начали распространять революционные исламистские идеи, в том числе организационные методы и идеологические средства, заимствованные у европейского тоталитаризма». [Ладан и Ройя Боруманд, «Террор, ислам и демократия», The Journal of Democracy, апрель 2002г. Примечание: Боруманды абсолютно точно провели связь между кутбизмом и европейским
тоталитаризмом, и называть кутбистов «исламистами» неверно. Более подходящим обращением
является «мусульманские активисты». Несмотря на то, что они являются мусульманами, их
революционная идеология не может быть приписана исламу].


Джон Грей (John Gray) из газеты Индэпэндэнт, проводит связь между европейскими революционными идеологиями и догмой кутбизма. В статье «Как Маркс стал мусульманином» он утверждает, что кутбизм это скорее прозападная идеология, его корни не уходят в традиционный ислам.
Джон Грей отмечает, что Сайид Кутб «включил в свое учение множество элементов европейской идеологии*», и кутбизм как таковой следует рассматривать как «экзотический гибрид, полученный в результате скрещивания групп исламской интеллигенции с радикальными западными идеологиями»**.

*[Касательно европейского влияния на формирование кутбизма, Роберт Ворт из газеты Нью Йорк Таймс отметил следующее: «Фатхи Якан, один из последователей Кутба, писал в 1960-х г.г:
«Фундамент Французской Революции заложили Руссо, Вольтер и Монтескье; Коммунистическая
Революция воплотила в жизнь планы Маркса, Энгельса и Ленина…. То же самое абсолютно
справедливо можно сказать и про нас». (Роберт Ворт, «Глубокие интеллектуальные корни
исламского террора», The New York Times, 13 октября 2001г.)].

**[После долгого проживания на западе такие революционные мыслители как Абу Аля Маудуди, Сайид Кутб, Хасан Тураби из Судана и иранский философ Али Шариати подверглись сильному идеологическому влиянию запада. Несмотря на то, что они отвергали западный образ жизни, все они при разработке своих радикальных реформаторских идеологий, так или иначе, были подвержены его непосредственному влиянию. Будучи несведущими в области ислама и его ценностей, они брали собственные политические идеи и исследования за основу своих доктрин, в дальнейшем стараясь подогнать последние под ислам].


Грей поясняет, что кутбизм является современным революционным течением, и не имеет никакого отношения к истинному традиционному исламу: «Кутб руководствовался не столько Кораном, сколько популярной западной философией Ницше, Киркегарда и Хайдеггера. Идея Кутба, образец для всех последующих радикальных исламистских политических течений, является в такой же степени ответом на «смерть Бога»* в Европе 20 века, как и ответом на что-либо в исламской традиции. Кутбизм совершенно не традиционен. Как и все фундаменталистские** идеологии, кутбизм – это абсолютно современное течение». [Джон Грей, «Как Маркс стал мусульманином», The Independent, 27 июля 2002г].

*[Концепция, по которой Творцу приписывается возможность умирать. Говорить так прямо или в переносном смысле - полный абсурд. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Уповай на Живого,
Который не умирает, и прославляй Его хвалой» Различение: 58].

**[Вместо двусмысленного слова «фундаменталистские», Грею следовало бы сказать: «Как и все экстремистские идеологии, кутбизм – это абсолютно современное течение»].


Говоря о неоспоримой связи Бин Ладена с кутбизмом, Амир Тахери (Amir Taheri), журналист из Эрэб Ньюс, сказал: «Со временем маудудо-кутбизм* создал благоприятную идеологическую среду, в которой мог развиваться бинладенизм». [Амир Тахери, «Бин Ладена больше нет, и вот почему», Arab News, 29 августа, 2002 г].

*[Тахери ссылается на связь между Сайидом Кутбом и Абу Аля Маудуди, южно-азиатским
мусульманским мыслителем, чьи работы оказали очень сильное влияние на Кутба. В подтверждение этому газета Телеграф отметила следующее касательно Кутба: «Египетский писатель и мыслитель. Подхватил идею Абу Аля Маудуди о том, что большая часть мусульманского мира перешла в состояние безбожного невежества (джахилийа)» («Ислам от A до Я», The Telegraph, 15 ноября 2001г.)].


Шейх Раби ибн Хади аль-Мадхали, знаменитый ученый-салафит, написавший несколько книг о несостоятельности доктрин Кутба и всех его ошибках, делает следующий вывод о кутбизме: «Кутбисты – последователи Сайида Кутба… бедствия, кровопролития, все проблемы исламского мира порождены учением (этого человека)». [Шейх Раби ибн Хади аль-Мадхали об имаме аль-Албани и ирджа (источник: теле-мост из Великобритании, www.salafipublications.com (номер статьи: MSC060014))].

Основы кутбизма.

Каким же образом Усама бин Ладен стал тем, кем он является? Если в действительности он был движим не салафизмом, что же руководило им? На самом деле, Усама во многом похож на своего истинного наставника, египетского писателя Сайида Кутба. Как и Усама, Кутб никогда не был ученым*, а всего лишь обычным египтянином, который пришел к религии в тяжелые для Египта времена.

*[Шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани, выдающийся албанский ученый-хадисовед, живший в Иордании, отмечал, что: «Сайид Кутб несведущ ни в основных, ни во второстепенных вопросах ислама» Взято из рукописного письма, книги Бара’а уляма-иль-умма мин тазкийа ахлиль-бид’а Исамы ибн Абдуллаха ас-Синани].


Cайид Кутб (1906-1966) родился в маленьком городке Верхнего Египта. Будучи подростком с целью продолжения образования он переехал в Каир. В поздних 20-х он пробовал себя как поэт и литературный критик, в политических и социальных проблемах
занимал светскую позицию. К 1948 г. Кутб поменял манеру письма, и опираясь на те ограниченные познания об исламе, которые у него имелись, начал писать больше в духе ислама. В 1949 году была опубликована его первая исламская книга под названием
«Социальная справедливость». В 1950 г. после двух лет учебы в США, Сайид Кутб присоединяется к аль-Ихван аль-Муслимун («Братья-мусульмане»)* и становится одним из лидеров этой организации.

*[Организация аль-Ихваан аль-Муслимун («Братья-мусульмане») была образована в 1928 г.
суфийским мыслителем и активистом Хасаном аль-Банна (1906-1949). После английской оккупации Египта, с последующей экономической и культурной эксплуатацией страны, негативное отношение аль-Банна к западному империализму возросло еще больше. Необходимо было создать исламскую группировку, которая смогла бы противостоять секуляризации Египта, коррупции в стране, и призывала бы к возврату к ценностям ислама и исламскому образу жизни. При помощи своих старых связей, Хасану аль-Банна удалось внедрить вновь созданную организацию в египетское общество. К группировке постепенно примыкало все больше и больше людей, был создан свой собственный бизнес, клиники, школы. Аль-Банна обращался к различным спонсорам. Делая упор на такие понятия как колониализм, общественное здоровье, политика образования, управление природными ресурсами, марксизм, социальное неравенство, арабский национализм, слабость исламского мира, растущий палестинский конфликт, ему удалось привлечь большое количество сторонников.
Однако аль-Банна не начинал свой призыв с таухида (единобожия), как это делали все посланники
Аллаха. Организация «Братья-мусульмане» игнорировала принципиальные аспекты призыва к
исламу, такие как единобожие, запрет политеизма, так как все это требует времени и усилий; людям не легко принять это сразу. «Братьев-мусульман» больше заботило число их сторонников, нежели призыв к Сунне (пути Пророка, мир ему и благословение Аллаха). Таким образом, любой
религиозный новатор мог попасть в ряды этой организации, получить свою платформу и открыто
призывать людей к своим противоречивым верованиям. Среди «Братьев-мусульман» встречались
последователи суфизма, джахмиты (секта, отрицающая качества Аллаха, несмотря даже на то, что
Всевышний Сам говорит о них в Священном Коране), шииты, му’тазилиты (представители
философского направления, также отрицающие качества Аллаха), хариджиты (считающие
неверующими мусульман, которые совершают тяжкие грехи), агланийун (модернисты) и многие
другие. Эта политически выгодная методология заменила ясность и чистоту ислама на нечто
запутанное и непонятное. Аллах говорит о подобной ситуации в Священном Коране:
«Ты полагаешь, что они едины, но сердца их разобщены. Это – потому, что они являются
людьми неразумеющими» [Собрание: 14].
В 30-х гг., группировка, по мере расширения, быстро превратилась в организацию, играющую не
последнюю роль в политической жизни Египта. Открыто выступающая против правительства
организация стала подпольной. Это религиозное новшество подпольности и скрытности теперь
можно заметить на примере таких джамаатов (групп) как аль-Каида и Джамаат-уль-джихад. В
декабре 1948 года, после серии взаимных убийств членов группировки и членов правительства,
организация «Братья-мусульмане» была распущена премьер-министром Нуграши Пашой. Начиная с 70-х гг., несмотря на то, что призыв «Братьев» уже преследовал более мирные цели, они снова
подхватили эстафету в создании очередной кутбистской организации. Именно эти организации
(«Братья-мусульмане» и др.) руководствуются принципом дозволенности имущества, земель и крови мусульман, как если бы они были неверными. Чтобы получить власть они приносят в жертву поколение за поколением. Несмотря на то, что в достоверных источниках ислама ясно изложены методы установления религии ислама, эти люди считают позволительным применять другие средства для достижения этой цели. Однако тем, кто отходит от учения пророков и их призыва к Аллаху, далеко до успеха].


С 1954 года, после открытого выступления организации против правительства Джамаль Абдель Нассера, Сайид Кутб был заключен в тюрьму и провел там оставшуюся часть жизни. После временного освобождения в период с 1964 по 1965 гг., Сайида Кутба снова арестовали и судили. В 1966 году он был казнен за государственную измену.
Под влиянием обстоятельств (недостаток знаний вкупе с тюремным заключением) Кутб начал понимать ислам по-другому. Со временем его работы становятся все более радикальными. Со временем его революционная идеология такфира (обвинение в неверии) прочно укоренилась в умах и сердцах молодежи, которой требовалось что-то большее, чем неудавшиеся «Братья-мусульмане». По сегодняшний день Сайид Кутб считается идеологом всех повстанческих группировок.
Новомодное понимание ислама привело Кутба к попытке создать собственный тафсир (толкование) Корана под названием Фи зилял-иль-Гур’ан («В тени Корана»). Кутб не придерживался традиционного метода толкования. Этот традиционный метод состоит в том,
что для объяснения смысла одного аята в первую очередь необходимо обращаться к другим аятам Корана, затем к хадисам (рассказам) Пророка, мир ему и благословение Аллаха, поясняющим их, если же таких хадисов нет, то к объяснениям сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Если толкование не отвечает этим требованиям, оно считается несостоявшимся.
Ислам допускает обращение к разъяснениям сподвижников пророка для толкования аятов, ведь эти люди были непосредственными свидетелями ниспослания Корана. Сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, учил их правильному пониманию Корана и применению его заповедей в жизни. Таким образом, сподвижникам была доверена миссия передачи текстов Корана и хадисов, которые сегодня мы можем читать сами. Также они должны были помнить толкование аятов и причины их ниспослания. Однако Кутб не утруждал себя обращением к этим важным источникам и толковал Коран по-своему. В итоге его тафсир содержал множество ошибок, которые сегодня ученые-салафиты уже разъяснили.
Кутб, невежественный в вопросах традиционного ислама, смешал убеждения различных ранних исламских сект. Далекий от пути «ваххабитов», он находился под влиянием му’тазилитов* и суфиев, чьи вероучения широко распространены на Ближнем Востоке. Эта система вероучений абсолютно противоположна убеждениям «ваххабитов».

*[Му’тазилиты (букв. «обособившиеся», «отделившиеся») являются последователями Василя ибн Ата, который обособился (отсюда и название этого направления) от кружка аль-Хасана аль-Басри, известного ученого, который учился у самих сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Наряду с другими идеями му’тазилиты отрицают божественные качества Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха].


Сбитый с пути истинного знания, Кутб начал выискивать грехи и проступки у своего окружения, в особенности у египетских властей.
В то время как исламские группировки, в частности «Братья-мусульмане», стремились узурпировать власть в государстве, правительство, зачастую насильственно, подавляло их деятельность. В такой обстановке у Кутба формируется определенное мировоззрение, а отсутствие нужных знаний манхаджа (методология)* салафов (Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников) привело к тому, что Кутб начал обвинять в неверии всех мусульман, совершающих грехи.

*[Манхадж салафов буквально означает путь, образ действия, метод либо методология, которому следовали ранние поколения мусульман в различных вопросах вероучения и действий. У салафов была методология в вере в Аллаха, познании Его посредством Его имен и атрибутов, методология в призыве к Аллаху, методология в праве, методология в поклонении, и.т.д. В основе этой методологии лежал Священный Коран и Сунна Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Сегодня в большинстве случаев манхадж используют для корректировки ошибок в верованиях и действиях мусульман, а также их сообществ].


Не зная основ ислама, Кутб делал крайне рискованные заявления: «Сегодня мы живем в джахилийи (времена невежества)*, словно мы вернулись в тяжелые доисламские времена…все вокруг нас – джахилийа…».

*[Этим термином обозначают эпоху после Иисуса Христа, мир ему, до пришествия Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, когда было искажено истинное послание всех пророков. Синонимами понятия джахилийа являются неверие, политеизм, отсталость и невежество].


Шейха Салиха аль-Фаузана, одного из величайших ученых нашего времени, спросили о правомерности применения термина джахилийа (времена невежества) применительно к сегодняшнему мусульманскому обществу. Он ответил следующее: «Времена джахилийи закончились с пришествием Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому сейчас недопустимо говорить о том, что все мусульманское общество пребывает в состоянии джахилийи. Однако можно сказать, что какие-то элементы джахилийи встречаются у отдельных лиц, группировок или организаций. Так Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал одному из своих сподвижников: ‘Поистине, в тебе сохранились остатки джахилийи (невежества)’*.

*[Это произошло во время спора двух сподвижников, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упрекая одного из них за манеру разговора, сказал: «О, Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки джахилийи (невежества)!» (Сахих Аль-Бухари, №30). Заметьте разницу между выражением «поистине, в тебе сохранились остатки невежества» и, например, «Ты полный невежда. Все в тебе говорит о твоей джахилийи (невежестве)»].

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: ‘Мой народ никогда не перестанет делать четырех вещей, которые свойственны временам джахилийи: гордиться своим благородным происхождением, проклинать свое потомство, просить дождя у звезд и причитать над усопшими’». [Передано Муслимом (3/45). Ответ Шейха Салиха аль-Фаузана взят из книги аль-Ад<

Наши рекомендации