V. Формирование новых знаний.
1. Придумайте предложения со следующими словами:
окуни – окуни
капель – капель
2. Наш давний друг Антон просит у Вас помощи. Его попросили в домашнем задании исправить ошибки, а он не может их найти.
Работа в группах.
(На карточках записаны предложения. Ребята ищут ошибки и исправляют их.)
(Ученики доказывают правильность своих предположений.)
Вывод: Нельзя повторять в предложении одинаковые по смыслу слова.
Пальчиковая гимнастика
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
(Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его сильно и сжимают. Затем меняют руки, после чего опускают их и слегка ими трясут.)
3. Самостоятельная работа.
– Также необходимо правильно подбирать слова и в предложениях, чтобы текст получился красивым.
Запись на доске:
Все лето листья (что делали?) солнцу свои (что?). Подул (какой?) ветер и полетели (кем?) листочки по ветру. Понеслись (кем?) по земле. Зашумел в лесу (какой?) дождь.
– Проверка текстов, обсуждение наиболее понравившихся.
VI. Итог урока.
– Какую цель мы поставили перед собой?
– Все ли получилось?
– Какой вывод для себя сделали?
& Домашнее задание: упр. 12.
– Оставляйте «окошки» на месте главных опасностей письма.
Урок 4
какие есть значения у слова
Цель: развивать умение сопоставлять слова, разбирать их по составу, выделять основу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие опасности письма встретились в тексте?
– Сможете ли их решить во время «Орфографической минутки»?
III. Орфографическая минутка.
Д..ловой, к..рмить, лё..чик, сл..нёнок, д..ла, б..ковой, голу..ь, шу..ка, м..стить, сл..жить.
– На какие две группы можно разделить слова? (Гласные и согласные.)
– Попробуйте разделить на три группы. (Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.)
IV. Актуализация опорных знаний.
– Скажите, из каких слов можно составить пару? (Деловой – дела.)
– Почему? (Это родственные слова.)
– Какие слова называются родственными?
– Где кроется «секрет» родственных слов?
– Выделите «корень».
– А наш Антон тоже нашел пару:
– Прав ли он?
(Рассуждения ребят.)
Вывод: Корень слова – значимая часть,
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
– Что значит подобрать однокоренные слова?
Игра «Найди родственника».
Запись на доске: белка, беленький, белить
водяной, вода, водить
лист, лиса, лисёнок
– Выполните упр. 16, 17.
– Разберите эти слова по составу.
– Только ли в корне скрывается смысл слова?
– Какие еще части слова помогают понять смысл?
V. Изучение нового материала.
1. Знакомство с правилом на с. 10 учебника.
– Что в этом сообщении для вас новое? (Основа слова.)
– Так что же такое основа слова?
Мы шли, шли, шли
И грибок нашли.
Раз – грибок, два – грибок,
Положили в кузовок.
2. Игра «Помоги Антону вставить основу».
– Какой смысл у каждой из основ?
VI. Итог урока.
– Что составляет основу?
– Как вы понимаете выражение «значение основы слова»?
& Домашнее задание: упр. 21.
– Понаблюдайте за основами. Изменилось ли в парах слов значение основы?
Урок 5
какие есть значения у слова
Цель: развивать умение находить основу в словах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
– Составим «чепушину» из словарных слов.
– Одно слово мы никак не можем подобрать. Но вы его попробуйте отгадать:
Дождем умыто, росами,
Во всей своей красе,
Укатано колесами,
Раскинулось…
(Шоссе.)
Лексическая работа:
Шоссе – дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. Это слово заимствовано из французского языка.
– Подберите однокоренные слова. (Шоссейка, шоссейный.)
Скороговорка:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
– Найдите основу этих слов.
– Вспомните, что такое основа и ее значение.