V. Формирование новых знаний.

1. Придумайте предложения со следующими словами:

окуни – окуни

капель – капель

2. Наш давний друг Антон просит у Вас помощи. Его попросили в домашнем задании исправить ошибки, а он не может их найти.

Работа в группах.

(На карточках записаны предложения. Ребята ищут ошибки и исправляют их.)

(Ученики доказывают правильность своих предположений.)

Вывод: Нельзя повторять в предложении одинаковые по смыслу слова.

Пальчиковая гимнастика

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его сильно и сжимают. Затем меняют руки, после чего опускают их и слегка ими трясут.)

3. Самостоятельная работа.

– Также необходимо правильно подбирать слова и в предложениях, чтобы текст получился красивым.

Запись на доске:

Все лето листья (что делали?) солнцу свои (что?). Подул (какой?) ветер и полетели (кем?) листочки по ветру. Понеслись (кем?) по земле. Зашумел в лесу (какой?) дождь.

– Проверка текстов, обсуждение наиболее понравившихся.

VI. Итог урока.

– Какую цель мы поставили перед собой?

– Все ли получилось?

– Какой вывод для себя сделали?

& Домашнее задание: упр. 12.

– Оставляйте «окошки» на месте главных опасностей письма.

Урок 4
какие есть значения у слова

Цель: развивать умение сопоставлять слова, разбирать их по составу, выделять основу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие опасности письма встретились в тексте?

– Сможете ли их решить во время «Орфографической минутки»?

III. Орфографическая минутка.

Д..ловой, к..рмить, лё..чик, сл..нёнок, д..ла, б..ковой, голу..ь, шу..ка, м..стить, сл..жить.

– На какие две группы можно разделить слова? (Гласные и согласные.)

– Попробуйте разделить на три группы. (Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.)

IV. Актуализация опорных знаний.

– Скажите, из каких слов можно составить пару? (Деловой – дела.)

– Почему? (Это родственные слова.)

– Какие слова называются родственными?

– Где кроется «секрет» родственных слов?

– Выделите «корень».

– А наш Антон тоже нашел пару:

– Прав ли он?

(Рассуждения ребят.)

Вывод: Корень слова – значимая часть,

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

– Что значит подобрать однокоренные слова?

Игра «Найди родственника».

Запись на доске: белка, беленький, белить

водяной, вода, водить

лист, лиса, лисёнок

– Выполните упр. 16, 17.

– Разберите эти слова по составу.

– Только ли в корне скрывается смысл слова?

– Какие еще части слова помогают понять смысл?

V. Изучение нового материала.

1. Знакомство с правилом на с. 10 учебника.

– Что в этом сообщении для вас новое? (Основа слова.)

– Так что же такое основа слова?

Мы шли, шли, шли

И грибок нашли.

Раз – грибок, два – грибок,

Положили в кузовок.

2. Игра «Помоги Антону вставить основу».

– Какой смысл у каждой из основ?

VI. Итог урока.

– Что составляет основу?

– Как вы понимаете выражение «значение основы слова»?

& Домашнее задание: упр. 21.

– Понаблюдайте за основами. Изменилось ли в парах слов значение основы?

Урок 5
какие есть значения у слова

Цель: развивать умение находить основу в словах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

– Составим «чепушину» из словарных слов.

– Одно слово мы никак не можем подобрать. Но вы его попробуйте отгадать:

Дождем умыто, росами,

Во всей своей красе,

Укатано колесами,

Раскинулось…

(Шоссе.)

Лексическая работа:

Шоссе – дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. Это слово заимствовано из французского языка.

– Подберите однокоренные слова. (Шоссейка, шоссейный.)

Скороговорка:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

– Найдите основу этих слов.

– Вспомните, что такое основа и ее значение.

Наши рекомендации