Урок №5 Толкование Корана. (Желательный к изучению урок).

Урок №5 Толкование Корана. (Желательный к изучению урок).

Толкование Корана часть 3.

Содержание:

Разделение Корана на суры и аяты.

Хронология Корана.

Обстоятельства ниспослания аятов.

_______________________________________

Хронология Корана.

Период пророческого служения делится на две части хиджрой – переселением пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), вместе с небольшой группой единоверцев из Мекки в расположенный неподалеку город Ясриб, который впоследствии стал называться Мединой – городом пророка. Как отмечают историки, хиджра стала важной вехой в истории Ислама. Она отделяет период Ислама слабого и гонимого от Ислама торжествующего, и не случайно, что именно хиджра стала началом мусульманского летоисчисления. Она же разделила историю ниспослания Корана на два больших периода – мекканский и мединский.

Согласно наиболее распространенному мнению, мекканским является то, что было ниспослано до переселения в Медину, а мединским – все, что было ниспослано после переселения, независимо от того, где это произошло, даже если это произошло в самой Мекке в год ее покорения или во время прощального паломничества.

Усман б. Саид ар-Рази передал слова Йахйи б. Салламы: «Ниспосланное в Мекке или по пути в Медину до того, как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), прибыл туда, считается мекканским, а ниспосланное пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), во время его поездок после того, как он прибыл в Медину, считается мединским».

Согласно другому мнению, мекканским считается ниспосланное в Мекке, даже если это произошло после переселения, а мединским – ниспосланное в Медине. В таком случае выделяется еще и группа аятов, ниспосланных в пути, которая не относится ни к мекканским, ни к мединским аятам. Эти откровения были ниспосланы в аль-Джухфе, Таифе, Иерусалиме, Худейбийе, Мине, Арафате, Усфане, Табуке, Бадре, Ухуде, Хире и Хамра аль-Асаде.

Согласно третьему мнению, мекканским является то, что было обращено к мекканцам, а мединским – то, что обращено к мединцам. В пользу этого свидетельствуют слова, переданные от Ибн Масуда.

Предания о том, где и при каких обстоятельствах были ниспосланы коранические откровения, передавались сподвижниками пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), многие из которых были свидетелями этого.

Аль-Бухари, например, передал слова Ибн Масуда: «Клянусь Тем, кроме Кого нет иного божества, в Писании Всевышнего Аллаха нет аята, о котором я не знал бы, о ком и где он ниспослан». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 59.

Имам ас-Суйути в книге «аль-Иткан фи Улум аль-Куран» привел восемь списков, в которых коранические суры поделены на мекканские и мединские. В одних списках перечисляются суры обеих групп, а в других упоминаются только мединские суры.

В хронологической последовательности эти списки располагаются следующим образом:

1) список Абу Убейда (умер в 838 г.) из книги «Фадаил аль-Куран» от Али б. Абу Тальхи, ученика Ибн Аббаса;

2) список Ибн ад-Дурейса (умер в 906 г.) из книги «Фадаил аль-Куран» от Ибн Аббаса;

3) список Абу Бакра б. аль-Анбари (умер в 940 г.) от Катады;

4) список Абу Джафара ан-Наххаса (умер в 950 г.) из книги «ан-Насих ва аль-Мансух» через Муджахида от Ибн Аббаса;

5) список аль-Байхаки (умер в 1066 г.) из книги «Далаил ан-Нубувва» от Икримы;

6) список Ибн аль-Хассара (умер в 1214 г.) из книги «ан-Насих ва аль-Мансух»;

7) список аль-Бурхана аль-Джабари (умер в 1332 г.) из его касыды от Джабира б. Зейда;

8) список Абу Бакра Мухаммада б. аль-Хариса б. Абьяда от Джабира б. Зейда.

Последний список – неполный, в нем всего 18 мединских сур. В остальных списках число мединских сур варьирует от 24 до 28.

Особый интерес представляет один из наиболее поздних списков – список Ибн аль-Хассара. Он делит мединские суры на двадцать тех, относительно которых все согласны, и двенадцать тех, о которых существуют разногласия. Пятнадцать из двадцати безусловных, по его мнению, мединских сур присутствуют во всех списках, упомянутых имамом ас-Суйути. Остальные пять отсутствуют только в одном списке из семи оставшихся: одна (№ 8) – в списке Ибн аль-Анбари; одна (№ 24) – в списке аль-Джабари, три (№ 49, 62, 63) – в самом раннем списке Абу Убейда, который относится к тому времени, когда мусульманская традиция находилась еще на стадии формирования.

Из двенадцати спорных, по мнению Ибн аль-Хассара, мединских сур, выделяются еще восемь сур, которые стоят примерно на том же уровне, что и вышеупомянутые пять:

Сура 99 – есть во всех семи списках;

Сура 61 – есть в шести списках;

Сура 64 – есть в шести списках:

Сура 13 – есть в пяти списках;

Сура 22 – есть в пяти списках;

Сура 55 – есть в пяти списках;

Сура 98 – есть в четырех списках;

Сура 76 – есть только в трех списках.

В настоящее время практическое значение имеет список каирского печатного издания Корана, в котором мединскими считаются 28 сур. Состав этого списка почти полностью совпадает с составом списка аль-Джабари, и только вместо суры 71 в нем появляется сура 24, которая встречается во всех остальных списках, кроме списка аль-Джабари.

Еще одной проблемой, связанной с коранической хронологией, является линейная последовательность хронологии ниспослания. В списках Ибн ад-Дурейса, аль-Бейхаки и аль-Джабари мекканские и мединские суры перечисляются в порядке их ниспослания. Сравнение этих списков показывает, что, несмотря на большое сходство, между ними имеются незначительные разногласия.

Используя данные всех трех списков, можно расположить суры в следующем хронологическом порядке:

Урок №5 Толкование Корана. (Желательный к изучению урок).

Толкование Корана часть 3.

Содержание:

Наши рекомендации