Принятие мнения женщины при выдачи ее замуж.

У женщины, выдаваемой замуж, может быть три состояния: либо она является несовершеннолетней девушкой, либо совершеннолетней, либо же она уже была замужем. Для каждого из этих состояний существуют особые положения.

1– Что касается несовершеннолетней, то нет разногласия в том, что отец может выдать ее замуж без ее разрешения, так как Абу Бакр ас-Сиддик выдал свою дочь Аишу, да будет доволен ею Аллах, за Посланника Аллаха когда ей было шесть лет, а вошел он к ней, когда ей исполнилось девять лет.[111] Имам аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (6/128-129) сказал: «Хадис указы­вает на то, что отец имеет право выдать замуж свою дочь до наступления ее совершеннолетия». Он также сказал: «В хадисе содержится доказательство того, что можно выдавать девушку замуж за чело­века старше нее. Поэтому аль-Бухари так и оза­главил одну из своих глав и упомянул в ней хадис Аиши. В «аль-Фатхе» отмечается, что это общее мнение всех ученых». В «аль-Мугни» (6/487) гово­рится: «Ибн аль-Мунзир сказал: «Все известные нам ученые единодушны в том, что выдача отцом замуж своей несовершеннолетней дочери разрешена, если он выдает ее за достойного человека».

В выдаче Абу Бакром Аишы, да будет доволен ею Аллах, замуж в возрасте шести лет за Пророка содержится наиболее глубокий ответ тем, кто отрицает брак молодой женщины со старым человеком и считают это плохим и неодобряемым поступком. Это всего лишь из-за их невежества или предубежденности.

2– Что касается совершеннолетней девушки, то ее выдают замуж только с ее разрешения. Ее разрешением считается молчание, так как Пророк сказал: «Девушку не выдают замуж до тех пор, пока не спросят ее разрешения». Его спросили: «О Послан­ник Аллаха! Каково же ее разрешение?» Он сказал: «Молчание».[112] Ее разрешение необходимо, даже если ее выдает замуж отец, – в соответствии с наиболее достоверным мнением ученых. Ибн аль-Кайим в «аль-Хадй» (5/96) сказал: «Этого мнения придержи­ваются большинство ранних ученых, а также это является мнением Абу Ханифы и одним из мнений Ахмада. Этого же мнения придерживаемся и мы в нашей вере и не принимаем иного – это мнение соответствует повелению Посланника Аллаха ».

3– Что же касается женщины, ранее бывшей за­мужем, то ее выдают только лишь с ее разрешения. Ее разрешение устное, в отличие от девушки, разре­шением которой является молчание. В «аль-Мугни» (6/493) говорится: «Что касается женщины, бывшей ранее замужем, то мы не слышали, чтобы среди ученых было бы какое-либо противоречие по поводу того, что ее разрешением является речь, чтобы она могла сообщить о своем решении и потому, что язык выражает то, что у человека в сердце и потому является необходимым всегда, когда нужно дать разрешение на что-либо».

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, в «Маджму’ аль-Фатава» (32/39-40) сказал: «Никто не должен выдавать женщину замуж без ее разрешения, как это приказал Пророк . В случае, если она не хочет выходить замуж, то ее нельзя принуждать к браку, если только она еще является несовершен­нолетней, так как в этом случае отец может выдать дочь без ее разрешения. Что касается женщины, бывшей ранее замужем, то ее не может выдать замуж без ее разрешения ни отец, ни кто-либо другой, – по всеобщему мнению мусульман. То же самое относится и к совершеннолетней девушке, то есть никто, кроме отца и деда не может выдать ее замуж без ее разрешения, – по всеобщему мнению мусульман. Что же касается отца и деда, то они должны просить у нее разрешения. Но ученые разошлись во мнении: обязательно ли нужно спрашивать ее разрешения или просто желательно, но не обязательно? В действительности же это обя­зательно. Поэтому опекун женщины должен бояться Аллаха в том, за кого он выдает ее, и смотреть, – достоин ли этот человек ее или нет. Ведь он выдает ее ради ее, а не ради своей выгоды».

Условие наличия опекуна при выдачи жен­щины замуж.

Право женщины выбирать себе подходящего суп­руга не означает, что она вольна выходит замуж за кого хочет, даже если это вредит ее семье и близ­ким. Напротив, она должна быть связана с опеку­ном, наблюдающим за ее выбором, наставляющим ее и заключающим ее брачный договор. Поэтому она не может сама заключать свой брачный договор. Если же она его заключит, то этот договор недей­ствителен, – в соответствии с хадисом Аишы, да будет доволен ею Аллах, в «ас-Сунан»: «Если женщина выдаст себя замуж без разрешения ее опекуна, то ее брак недействителен, ее брак – недействителен, ее брак – недействителен…».[113] Также в четырех книгах «ас-Сунан» есть хадис: «Нет брака без опекуна». Оба хадиса, а также и многие другие указывают на то, что брак недействителен без опекуна, так как отрицание по своей сути является отрицанием действительности того или иного дела. Ат-Тирмизи сказал: «В соответствии с этим действовали ученые из числа сподвижников, среди которых Омар, Али, Ибн Аббас, Абу Хурейра и другие. Тоже самое сообщается и от ученых из среды учеников сподвижников Пророка, что они сказали: «Нет брака без опекуна». Этого же мнения придерживаются аш-Шафии, Ахмад и Исхак».[114]



Наши рекомендации