VI. Обряды, завершающие свадьбу
164. Устраивался ли пир в доме жениха на следующий день свадьбы (после брачной ночи)? Как он назывался? Какие особые кушанья приготовляли специально для этого угощения? Участвовали ли в нем родители невесты?
165. Устраивалась ли обрядовая баня для жениха и невесты после дня свадьбы и когда? Как это происходило (совместное или раздельное мытье в бане или умывание)? Мылись только молодые или также другие лица? Какими обрядовыми действиями, песнями и приговорами это сопровождалось?
166. Исполняла ли молодая первые домашние работы в доме жениха, имевшие характер испытания (например, мела пол, ходила по воду, пряла шерсть, доила коров и т.д.)? Как это происходило, где и когда? Какие песни и приговоры при этом исполнялись? Какие диалоги велись?
167. Как мать невесты угощала молодых после дня свадьбы (когда?): присылала угощение в дом жениха, привозила его сама или молодые приезжали к родителям невесты на угощение? Как называется это угощение? Кто в нем участвовал? Кто кого угощал и чем? Какими обрядовыми действиями, песнями, приговорами это сопровождалось? В это время или в другое (когда и где?) угощались яичницей или блинами? Кто кого угощал?
168. Устраивались ли после этого еще какие-либо угощения? Где (в чьем доме?) и когда (через какое время после дня свадьбы?)? Кто в них участвовал и как они происходили? Как эти визиты или угощения называются? Какие фольклорные произведения при этом исполнялись?
169. Принимали ли молодую в круг замужних женщин? Как это происходило, где и когда? Какие песни, приговоры исполнялись при этом?
ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ
1. Какие приметы, по мнению информанта, предвещали смерть: сновидения; поведение домашних животных; пение и полет лесных птиц; поведение детей; необычные звуки; разрушение личных вещей; ощущения в теле; горение светильников и т.д.?
2. Существовал ли обычай, по которому старики, предчувствуя смерть, прощались с землей (в поле, во дворе)?
3. Как и когда происходило прощание умирающего с родными и соседями?
4. Кого звали к умирающему?
5. Что происходило, по мнению информантов, во время предсмертной агонии? Как называется агония?
6. Какие действия, по мнению информантов, облегчали агонию: открытые двери, окна; разобранная крыша; переложение умирающего на пол, к дверям, на солому; покрытие чем-либо; горящая свеча, вложенная в руки умирающему, и т.д.? Как называется смертный исход?
7. Как, по поверьям, можно было узнать, что человек умер: колышется вода в чашке у изголовья; прилетела птица? Каковы другие приметы смерти?
8. Кто сидел при умирающем? Зажигали ли свечи после кончины? Кто это делал? Зачем? Как называют покойника после кончины?
9. Когда происходило обряжение и обмывание покойника? Причитали ли при этом? Кто?
10. Кто обмывал и обряжал покойного (женщину, мужчину)? Как называются эти действия и их исполнители? Что получал обмывальщик за работу?
11. Кто закрывал глаза покойному? Каким образом? Почему? Причитали ли при этом? Кто?
12. Какой должна быть одежда покойного: традиционная для погребения или та, в которой он завещал похоронить? Каков цвет ее? Каковы особенности обуви? Заготавливали ли ее при жизни или шили после смерти? Какие особенности одежды у стариков, детей, холостых? Завязывали ли узлы, застегивали ли пуговицы одежды покойного? В какую сторону?
13. Кто шил одежду покойного? Каков способ шитья? («от себя»)?
14. Кто и когда изготовлял гроб? Как называется изготовитель гроба? Как ему платят? Были ли случаи похорон без гроба?
15. Из какого дерева изготовляется гроб? Заготавливают ли доски при жизни? Каков способ изготовления (стругать наоборот)? Где готовят (в доме, на дворе, на улице)? Как называется гроб? Были ли в старину гробы из цельного куска дерева?
16. Куда перекладывали тело после обмывания? Различались ли места положения взрослых и детей? Причитали ли при положении умершего в гроб? Кто?
17. Можно ли при покойном убирать дом; работать (домашним, соседям)?
18. Что делают с одеждой и постелью покойного; остатками обмывания (водой, мылом); стружками от гроба; меркой покойного? Сохраняют ли что-нибудь из этих вещей? Зачем?
19. Как оповещают о смерти? Кто и когда приглашает на поминки?
20. Кто приходит в дом после кончины? Что приносят с собой приглашенные (свечи, деньги, зерно)? Каким образом входят в дом покойного? Как называется это действие? Причитают ли при этом? Кто?
21. Существуют ли (или раньше существовали) наемные плакальщицы? Как они называются? Чем им платят?
22. Можно ли было причитать по умершим детям? По первому ребенку? Если нет, то почему?
23. Что значило, если родные мало плакали по покойному? Кто из семьи и в каком порядке причитал? Когда учились причетам?
24. Когда начинали причитать? После какого обрядового акта кончали (можно ли плакать после погребения)? Когда плач был сильнее всего?
25. Кто оставался на ночь при покойном?
26. Что делают в 1-ю и 2-ю ночи в доме покойного? Как называются ночи при покойном? Различалось ли поведение в эти ночи замужних и холостых? Причитали ли? Кто?
27. Оставляли ли на ночь поминальное блюдо, хлеб, воду, вино на окне, на столе? Зачем?
28. Как искали утром следы присутствия «души» (по рассыпанной муке, золе, по убыванию воды в чашке)? Означало ли наличие следов, что покойник был грешный? Причитали ли? Кто?
29. Кто кладет покойника в гроб? Когда? Причитают ли при этом? Кто? В какое время дня погребают?
30. Что клали в гроб женщине, мужчине, холостым, ребенку, старику?
31. Как прощаются с покойным? Целуют ли его? Каким образом касаются тела? Причитают ли при этом? Кто?
32. Что делает семья при выносе гроба (выходит из дома; запирается; глядит в окно; касается хлеба, стола, окна)?
33. Что делают с местом, где лежал покойный? Какие предметы туда кладут?
34. Как выносят гроб? Стучат ли гробом о порог при выносе? Что означает этот стук? Как называется вынос? Причитают ли? Кто?
35. Угощают ли после выноса? Где? Какими кушаньями?
36. Кто выносит гроб умерших; женатых, холостых, незамуних, детей?
37. Везут или несут покойного? Чем объясняют необходимость того или иного транспорта?
38. Как движется погребальная процессия: прямым или окольным путем; медленно или быстро; с остановками или без остановок? Причитают ли при этом? Кто?
39. Кто идет за гробом холостых, замужних? Может ли мать идти за гробом первого ребенка? Если нет, то почему? В каком
порядке идут провожающие?
40. В чем выражается траур участников погребальной процессии?
41. Существует ли обычай жертвовать первому встречному? Что ему дают?
42. Что делают с дорогой, по которой везут или несут покойного (устилают ветками и т.д.)?
43. Кто и когда роет могилу? Что за это платят? Как называются люди, копающие могилу?
44. Бросают ли до опущения гроба в яму что-либо? Передают ли что-нибудь через вырытую яму? Как это называется?
45. Как опускают гроб (детей; взрослых; холостых): на полотне, на веревках и т. д.? Причитают ли? Кто?
46. Кто бросает на гроб горсть земли? Зачем? Берут ли с собой могильную землю? Для чего?
47. Бывает ли угощение на могиле? Чем угощают? Как называют поминки на могиле? Причитают ли? Кто?
48. Что делают после погребения с лошадью, телегой, носилками?
49. Поминают ли покойного раздачей еды? Какой? Каковы другие способы поминания?
50. Как возвращаются с кладбища (другой дорогой и т.д.)? Причитают ли?
51. Как «очищаются» участники погребальной процессии (умываются, глядят в печь, касаются камня, хлеба)?
52. Кто остается дома на время погребения? Запирают ли дом?
53. Кто и когда убирает дом? Есть ли какие-то особые действия при уборке дома после выноса? Что получает убирающий дом?
54. Кто готовит поминальную еду? Когда? Пекут ли в день смерти особый хлеб? Какой? Как он называется?
55. Каков состав поминального стола: постный или скоромный; четное или нечетное количество блюд? Почему?
56. Как называется поминальный обед? Кто на него приходит? Можно ли пить вино на поминках? Чем объясняется разрешение или запрет?
57. Какое блюдо считается поминальным (кутья, канун, сыта и т.д.)? Из чего его готовят? Когда подают?
58. Как ведут себя на поминках: сдержанно или шумно? Причитают ли? Кто?
59. Ставят ли на стол прибор для умершего? Как и куда отливают от поминальных блюд (на стол, под стол, в отдельную миску)? В начале обеда или на всем протяжении? Все кушанья или только поминальные? Можно ли детям есть кутью?
60. Что делают с остатками поминального обеда?
61. Готовят ли на ночь постель для покойного? Где?
62. Должен ли в доме ночью после погребения гореть свет? Почему?
63. Сколько времени, по мнению информантов, душа «ходит» вокруг дома? По каким приметам можно узнать о ее присутствии?
64. Что оставляли для покойного в течение этого времени (полотенце, хлеб, вода)? Где (в кути, на столе, на окне, снаружи дома)?
65. Существует ли обычай в течение 40 дней «кормить» могилу (носить и оставлять на кладбище еду)? Причитают ли при этом? Кто?
66. Есть ли обычай на 2-й день после похорон ходить на могилу? Что там делают (плачут, причитают и т.д.)?
67. Когда в течение 40 дней справляются поминки с угощением: на 3, 9, 12, 20-й день? Как они называются? Что причитают во время поминок?
68. Готовили ли накануне поминок 40-го дня баню? Как называется эта баня?
69. «Приглашали» ли умершего на поминки 40-го дня? Как это делалось?
70. Как назывались поминки 40-го дня? Как они проходят? Кого на них зовут?
71. Как «участвует» душа в поминках 40-го дня (см. № 59)?
72. «Провожали» ли умершего после поминок 40-го дня? Как проходили эти проводы (до двери, до околицы, до кладбища)? Как они назывались?
73. Где справляли годичные поминки: в доме, на кладбище? Как оформляется могила? Как проходит обед на годичных поминках? Как они называются? Что причитают?
74. В чем выражается траур семьи? Кто должен носить траур? В течение какого времени? Какая одежда считается траурной, ее цвет, покрыта ли голова и т.д.? Может ли плясать носящий траур? Можно ли петь? Какие песни можно петь? Можно ли справлять праздники в доме, где был покойный? Можно ли колядовать? Можно ли стричь волосы? Сколько времени нельзя мыться? Сколько времени нельзя выходить замуж вдове, жениться вдовцу, вступать в брак детям?
75. Что будет, по преданию, если не исполнить воли покойного относительно одежды, вещей, которые должны быть положены в гроб? Можно ли исправить это, закопав вещи в могилу? Можно ли «передать» умершему вещи, вложив в гроб другого покойника?
II
76. Сколько в году соблюдалось поминальных дней? Как они назывались? Когда справлялись?
77. Можно ли было работать в поминальные дни?
78. Где праздновали их: в доме, на кладбище?
79. «Приглашали» ли умерших на календарные поминки? Как приглашали: сидя за столом; выходя на крыльцо? Есть ли традиционные слова приглашения? Причитали ли?
80. Как именуются умершие?
81. Как можно, по поверьям, «узнать» о присутствии покойных на поминках?
82. Ходили ли на кладбище в поминальный день перед угощением? Когда?
83. Что делали на могилах: пили, ели, плакали, причитали, «кормили» могилу; опахивали могилу веткой; обметали особым веником; обливали водой, киселем; раздавали милостыню, угощали друг друга; жгли огни, готовили на огне кушанья и т.д.? Как объясняют эти действия?
84. Украшали ли могилу: вешали ли на кресты ленты и т.д.? Всем или только родным? Зависела ли величина, форма этих украшений от пола и возраста покойного? Украшали ли могилу цветами и ветками? Сажали ли на могилах деревья, цветы, кусты? Какие? Всем или только детям и девушкам?
85. Открывали ли кладбищенские ворота в поминальный день? Почему?
86. Как долго продолжались поминки (1, 2 дня)? Как назывались эти поминальные дни? Приглашали ли на поминки дальнюю родню, посторонних?
87. Какие блюда готовились на 1-й и 2-й день?
88. В чем выражалось «участие» души в угощении (см. № 59)? Оставляли ли угощение на ночь на столе после поминок? Зачем?
89. Можно ли было в поминальный день гадать о будущем урожае? О жизни и смерти хозяина и членов семьи? Каким образом?
90. Кто мог «видеть» умерших на поминках: безгрешный человек, ребенок; колдун; тот, кто скоро умрет?
91. «Провожали» ли покойных после обеда? Как совершались эти проводы: выметали избу; спускали из окна полотенце; провожали до порога, до околицы, до погоста?
92. Что делали с остатками поминального обеда?
93. Готовили ли баню для умерших? Как называется эта баня?
94. Стлали ли постель для умерших в ночь поминального дня?Где?
95. Справляли ли поминки на могилах самоубийц?
96. Оставляли ли на могилах еду, водку, ложку, стакан, миску?
III
97. Где располагается погост: рядом с селом или в отдалении? В лесу, на холме, в лугах?
98. Огорожен ли погост?
99. Какие деревья растут на погосте?
100. Как ориентирован вход на погост с точки зрения сторон света?
101. Как ориентировано положение тел в могилах (головой на запад, на восток)?
102. Какова высота могильных насыпей?
103. Как оформляется могила в день погребения?
104. Какой промежуток времени проходит от погребения до окончательного оформления могилы?
105. Остается ли временный памятник после установления постоянного?
106. Из какого материала изготовляется памятник? Каковы его форма и высота?
107. Кладутся ли на могилу дубовые колоды, каменные плиты и т. д.? Когда? Каковы их форма, размер, расположение?
108. Сажают ли на могилах деревья? Какие? Кому?
109. Где раньше хоронили некрещеных детей, висельников, самоубийц, опойц (вне кладбища; в кладбищенском рву; у ограды; как всех)?
110. Ставились ли какие-либо знаки на могилах покойников, которых нельзя было хоронить на кладбище? Связаны ли были с этими покойниками дорожные кресты?
111. Почему опасно было хоронить первого покойника на новом кладбище или на новой части кладбища? Как поступали в таком случае?
112. Можно ли ночью, по преданию, проходить мимо клабища? Почему это «опасно»? Какие действия могли «помочь» человеку, минующему кладбище?
113. Какими свойствами, по словам информанта, «обладает» кладбище: ворожили ли на нем; использовалось ли кладбище во врачебной магии; можно ли было брать какие-либо предметы с кладбища? Какие? Зачем?
114. Как использовалось кладбище в других обрядах: родильном или свадебном (если невеста — сирота)?
115. Известны ли рассказы об окликании мертвых на могиле и разговорах с ними?
116. В каких случаях разрывали могилу?