Покаяние, если человек не творит добрые, праведные деяния.

Аш-шейх д. Салех ибн Ганиб ас-Садлани
Профессор факультета аш-Шариа в Эр-Риаде

Некоторые люди думают, что раскаяться только грешники и неповинующиеся Аллаху. Это неправильно. Поистине, должны тоже раскаяться те, которые не творят добрые и праведные деяния и не соблюдают науафаль (дополнительные, добровольные религиозные обязанности).

Некоторые улемы сказали, что если человек по нежеланию не соблюдал науафиль и не творил угодные Аллаху благочестивые деяния, то он сделал макрух ("недостойное" и "неприемлемое").

Шейха аль-Ислам ибн Таймийа - да смилуется над ним Аллах - спросили о том, кто не следуя пророку - да благословит его Аллах и приветствует -, не регулярно творит угодные Аллаху благочестивые деяния. Он ответил: "Если человек намеренно отказался от совершения добрых деяний, то это - свидетельство неполной и недостаточной веры и согласно мазхабу Ахмада и аш-Шафии и др., (мазхаб: богословско - правовое течение) его шахада (свидетельское показание, даваемое в удостоверение какого-либо факта) - недействительна. (1).

Ибн Таймийа - да смилуется Аллах над ним - был в этом совершенно прав, ведь заметно: когда человек, не следуя пророку - да благословит его Аллах и приветствует -, мало творит добрые деяния, он уже близок к тому, чтобы совершить грехи, в отличие от того , кто следуя пророку - да благословит его Аллах и приветствует - регулярно соблюдает науафиль и творит благочестивые деяния, которые предохраняют и удерживают его от совершения грехов.

Поэтому мусульманину следует раскаяться в том, что он не творил добрые деяния,. небрежно совершал их, или пренебрегал ими, и ему надо постоянно, по мере возможности, делать праведные, добрые, угодные Аллаху деяния.

Шейх аль-Ислам ибн Таймийа - да смилуется над ним Аллах - сказал: "Не только грешники должны обратиться к Аллаху с покаянием, как это думают многие невежественные люди, которые считают, что человек должен раскаяться только, совершив грехи и притеснив людей. Ведь покаяние, когда человек не творит благочестивые добрые деяния, которые Аллах и Его пророк повелели ему сделать, важнее покаяния, если он совершает грехи и запретные поступки. Большинство людей не соблюдают многое из того, что Аллах им приказал сказать и делать своим сердцем и телом. Они, может быть, не знают что, Аллах приказал им это делать или знают истину, но не следует за ней . Они , или заблудшие, которые не знают то, что полезно для своей жизни и религии, или находятся под гневом Аллаха, поскольку знают истину, но упорствуют и не следуют за ней. Аллах приказал своим верующим рабам обращаться к Нему во время каждой молитвы с следующей мольбой:

"Веди нас прямым путем, путем истины, добра и счастья, путем твоих рабов которых Ты облагодетельствовал, не путем тех, которые находятся под Твоим гневом и сбились с пути истины и не повиновавшись Тебе" (аль-фатиха 6-7) (2)"

Дело не ограничивается этим, но есть еще ступень, которой достигают только самые праведные верующие. Это - покаяние, когда человек совершает добрые благочестивые деяния, но боится, что он не творил их должным образом. Поэтому, прочитав то, что Всевышний сказал в следующем аяте:

"и которые подают то, что положено, а сердца их страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу" (верующие - 60).

Айша - да будет доволен ей Аллах - сказала: "Имеется ввиду здесь тот,. кто совершает прелюбодеяние, пьет вино и ворует? Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - ответил ей: "Нет, о бент ас-Сыдык, имеется в виду мужчина (человек), который соблюдает пост, совершает молитву, подает милостыню, но страшится того, что Аллах, может быть, не примет от него его деяния." (3)

"Это они делают из опасения и предосторожности, они боятся и страшатся того, что Аллах, может быть не примет их деяния, потому что они небрежно выполнили то, что Аллах повелел им" (4)

Поэтому аль-Хасан аль-Басри - да смилуется над ним Аллах - сказал: "Поистине, верующим - присущи благодеяние и сострадание".(5)

Коментарии:

1) Книга "Маджму' аль-Фатви" - сборник богословско-правовых заключений для разъяснения практического применения предписаний шариата или истолкования какого-либо казуса с позиции шариата. 23/127.

2) Ибн Таймийа; книга "ат-Тауба (покаяние), стр. 42.

3) Этот хадис передал аль-Имам Ахмад 6/159, 205 и ат-Термизи (3175), в "Толкований": глава из суры "Верующие", Ибн Маджа (4/95) в книги "аз-Зухд" (воздержание), глава "Страх за деяния".

4) См. Тафсир Ибн-Касир,. 3/248, изд "Дар ад-Да'уа", Турция.

5) См. Тафсир Ибн-Джарир, 18/32.

>> >>

Покаяние

Имам Аш-Шафии

Аль-Музни, кто есть Абу Ибрахим Исмаил ибн Яхйа сказал: "Я зашёл к аш-Шафии, во время его болезни, которая была причиной его смерти, и спросил его: "Как ты себя чувствуешь?" Он ответил: "Я нахожусь в пути из этого мира, и разлучаюсь с моими братьями, пью чашу смерти и прибываю к Аллаху - да возвеличится Его поминание. Но нет! Клянусь Аллахом, я не знаю,шествует ли моя душа к Раю или к Огню!" Затем он начал плакать и говорить:

"Тебе, Создатель, я обращаю свою тоску, и пусть даже я, О Обладатель доброты и великодушия, есть грешник,

Когда моё сердце становится сжатым, и мои пути становятся узкими,

Я черпаю свою надежду в Твоём снисхождении и прощении, как в начале и в конце,

Мои грехи видятся мне огромными, но когда я сравниваю их с Твоим прощением,

Я нахожу Твоё прощение большим,

Ты есть и продолжаешь оставаться единственно Тем, кто может простить грехи,

Ты одариваешь и прощаешь Своей добротой и щедростью,

Возможно, Тот, кто источник всей доброты, простит меня и будет снисходительным к моим ошибкам,

И покроет грехи и бремя, которые я собрал,

Мои грехи видятся мне огромными, поэтому я обратился (к Тебе) со смирением,

Если бы не было моего удовлетворения Тобой, я бы не смог, О Господи, обрести никакого успокоения,

Поэтому, если бы ты простил меня, Ты бы простил грешника, непокорного, гнетущего тирана, всё ещё грешащего,

Поэтому, моё преступление слишком велико, в прошлом и настоящем, но Твоё прощение, которое объемлет Твоего раба - больше и выше,

Поэтому, кто крепко держится за Аллаха, воистину спасённый из людей, и кто надеется на Него, вскоре ни о чём не пожалеет".

>> >>

Покаяние

(Сифат салат ин наби стр. 49-51)

Покаяние означает обращение назад от неповиновения к Аллаху к повиновению Ему.

Покаяние возлюблено Аллахом, так как Он говорит:

"Воистину, Аллах любит тех, кто кается и тех, кто очищает себя". (аль-Бакара: 222).

Покаяние - это обязанность каждого правоверного. Аллах говорит:

О те, которые уверовали! Обратитесь к Аллаху в искреннем покаянии!". (ат-Тахрим:8).

Покаяние - одно из средств обретения счастья. Аллах говорит:

"Обратитесь все к Аллаху, о верующие, - может быть, вы окажетесь счастливыми!". (Нур:31).

Счастье это когда кто-то получает то, чего он ищет и находится в безопасности от того, от чего он бежит.

Через искреннее покаяние Аллах прощает грехи, какими бы они ни были, и сколько бы их ни было. Аллах говорит:

"О мои рабы, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи. Поистине, Аллах - Всепрощающ, Всемилостивый". (аз-Зумар:53).

О мой брат, впавший в грехи, не отчаивайся в милости твоего Господа, ведь, воистину, дверь раскаяния открыта, пока солнце не взойдёт с запада. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, Аллах простирает Свою руку ночью, чтобы принять раскаяние грешника дня. И Он простирает Свою руку в течение дня, чтобы принять раскаяние грешника ночи, пока (не придёт день), когда солнце взойдёт с запада". (передал Муслим).

А сколько людей покаялись Аллаху во многочисленных и огромных грехах, и Аллах принял их покаяние? Аллах говорит:

"И те, которые не призывают с Аллахом другого божества, и не убивают душу, запрещенную Аллахом, иначе как по праву, и не прелюбодействуют. А кто творит это, тот встретит воздаяние. Удвоено будет ему наказание в день воскресения, и будет пребывать в нём он вечно униженным, кроме тех, кто обратился, и уверовал, и творил дело доброе, - этим Аллах заменит их злые деяния благими, поистине, Аллах - Прощающ, Милосерд". (аль-Фуркан: 68-70).

Искреннее покаяние должно отвечать пяти условиям (чтобы быть принятым), которые:

1. Искренность к Аллаху, Всевышнему: это делается человеком, совершающим его только ради Аллаха и добивающимся Его награды и спасения от Его наказания.

2. Сожаление: за совершённый грех, такое, что он опечален тем, что совершил и желает никогда больше не совершать этого.

3. Прекращение: совершать грех немедленно. Если грех был против Аллаха, тогда он должен (1) прекратить делать его, если это было запретным действием, или (2) поспешить сделать его, если это было обязанностью, которую он забросил. И если грех был против создания (такого как человек), тогда он должен поспешить освободиться от него, возвратив ли что-нибудь ему или прося у него прощения и извинения.

4. Решимость: не возвращаться к совершению греха снова в будущем.

5. Раскаяние должно произойти перед временем, когда его принятие теряет силу, во время смерти или к тому моменту, когда солнце будет всходить на западе. Аллах говорит:

"Нет пользы в раскаянии для тех, кто постоянно совершает грехи, пока не столкнётся лицом к лицу со смертью один из них, и он говорит: Поистине, я раскаиваюсь сейчас".

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто раскается до того, как солнце взойдёт на западе, Аллах примет его раскаяние". (передал Муслим).

О Аллах, надели нас искренним покаянием, и прими его от нас, воистину, Ты - Всеслышащий, Всезнающий!

Написано Мухаммадом Ас-Салихом аль-Усеймином.

>> >>

Наши рекомендации