Правило совершения ночной молитвы, как в Рамадан, так и в другое время
Имам Ибн Хузайма, приведя некоторые хадисы, в которых описывается ночная молитва пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказал: “Дозволено человеку совершать молитву в любое количество рак’атов, которое он желает, из того, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он совершал. Пусть совершает в той форме, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха). И никто не заслуживает порицания за это”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 2/194.
Есть много видов совершения ночных молитв в соответствии с Сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), однако мы ограничимся упоминанием самого распространенного вида ночной молитвы. Имам ан-Науауи сказал: “Желательно совершать приветствие (таслим) после каждых двух рак’атов, поскольку подобное совершение молитвы было распространено пророком (мир ему и благословение Аллаха), и он сам велел так поступать, сказав: «Ночная молитва совершается попарно, попарно»”. См.“Шарх Сахих Муслим” 5/432.
О затягивании и укорачивании молитвы тарауих
Затягивание молитвы тарауих зависит от джама’ата, молящегося позади имама. Если известно, что некий имам в какой-то мечети совершает тарауих довольно долго и люди, зная это, приходят на намаз, то, несомненно, затягивание молитвы похвально и соответствует Сунне и поступку сподвижников. Саиб ибн Язид рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб повелел Убай ибн Ка’бу и Тамиму ад-Дари совершать в Рамадан молитву с людьми в одиннадцать рак’атов. И чтец читал по двести аятов, что нам приходилось опираться на посох из-за долгого стояния. И мы расходились только незадолго до рассвета”. Малик 1/248.
Однако это не означает, что поступать следует именно таким образом в любом случае, не обращая внимания на состояние молящихся мусульман, поскольку есть и другие тексты в Сунне, которые нужно смотреть в совокупности.
Имам аль-Касани говорил: “То, что велел делать ‘Умар, это из благих дел – завершать чтение Корана несколько раз. Но это было в их время, а что касается нашего времени, то лучше для имама читать в соответствии с положением молящихся.[8] Пусть он читает столько, сколько не будет отталкивать людей от коллективной молитвы, поскольку многочисленный джама’ат лучше, чем удлинение чтения в намазе![9]” См. “Маусуатуль-фикъхия” 27/148.
А что касается веления ‘Умара читать по двести аятов во время тарауиха, то есть и другие сообщения от него на эту тему. Например, также сообщается, что “Умар созвал в Рамадан чтецов Корана и велел тому, кто читал быстро читать по тридцать аятов, тому, кто средне – по двадцать пять аятов, а тому, кто медленно – по двадцать”. Ибн Абу Шейба 2/89. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Имаму необходимо учитывать состояние молящихся мусульман и не забывать о наставлении пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорил: «Когда кто-либо из вас совершает молитву с людьми, то пусть облегчает молитву! Поистине, среди молящихся могут быть дети, старики, слабые, больные или те, у кого есть дела. А кто совершает молитву один, то пусть затягивает свою молитву, насколько пожелает!» аль-Бухари 703, Муслим 467.
Шейх Ибн Баз сказал: “Это является необходимым во всех намазах, будь то в тарауихе или же обязательных молитвах. Имам обязан учитывать состояние молящихся и проявлять мягкость в ночных выстаиваниях Рамадана!” См. “Фатауа Ибн Баз” 11/336.
Имам Ахмад говорил: “Следует имаму читать в месяц Рамадан так, чтобы не обременять людей”. См. “аль-Мугъни” 2/169.
Когда имама Ахмада спросили об имаме, который прочитывает Коран дважды во время тарауиха в Рамадан, он сказал: “Для меня это зависит от усердия молящихся, ведь среди них могут быть работники!”
Хафиз Ибн Раджаб о его словах сказал: “Слова Ахмада указывают на то, что имам должен учитывать состояние молящихся и не обременять их”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 18.
Если имам затягивает чтение Корана, а также поясные и земные поклоны, то будет желательным отдыхать после каждых двух или четырех рак’атов. Имам ас-Сархаси говорил: “Отдых после каждых двух рак’атов тарауиха является желательным, и это мнение Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах. Ведь название «тарауих» – эта молитва получила по причине отдыха, и это передается от саляфов”. См. “аль-Мабсут” 2/146.
Также говорил имам аль-Мардауи: “Следует отдыхать после каждых четырех рак’атов небольшим сидением, как это делали саляфы. Однако нет проблем в том, чтобы этого не делать”. См. “аль-Инсаф” 2/182.