ГЛАВА 3 Поступки и деяния, совершаемые во время хаджа и умры, требующие искупления

Существуют правилаотносящиеся к выполнению предписаний хаджа и умры, а также правила пребывания в ихраме, за нарушение которых существуют искупления.

Эти искупления делятся на две группы:

I. Искупления за невыполнение ваджибов хаджа или умры;

II. Искупление за нарушение запретов ихрама.

Следует отметить, что хадж в котором не выполнен какой – либо предписанный в Коране фард, будь то рукн или шарт, недействителен. Невыполненные любые фарды искупить невозможно, кроме как совершить их вновь, если при этом не упущено время.

Если люьой из ваджибов хаджа или умры не выполнен, то хадж или умра не портятся, но их не выполнение без уважительной причине является крайне порицаемым – тахриман макрух – близким к запретному.

За каждый не выполненный или выполненный не в установленное время ваджиб, искуплением будет жертвоприношение – дем. Если не выполнён один ваджиб, относящийся либо к хаджу или только к умре, то за него требуется одно искупление. А если ваджиб не выполнен по уважительной причине, то это не требует искупления.

Искупления за самостоятельные ваджибы хаджа

К этим ваджибам относятся: сай, пребывание в долине Муздалифа, бросание камней. Сбривание или укорачивание волос, фардовый таваф.

Сай, сбривание или укорачивание волос в то же время являются ваджибами умры. Тому, кто без уважительной причины не выполнит любой из этих ваджибов, следует совершить жертвоприношение – дем на территории Харама.

Искупления связанные с микатами

Любой, кто пожелает посетить Мекку для совершения хаджа или умры, а также отдельно посетить мечеть «Аль - Харам», родных, друзей или по торговли, то должен в микате войти в ихрам. Это ваджиб, за его невыполнение следует совершить курбан – дем. Но если человек вернётся в любой микат и войдёт в ихрам. То искупление не требуется.

Искупления, связанные с тавафом

– Если на одежде или теле паломника присутствует «наджас» - это не чистоты типа крови, гноя, кала, мочи, рвоты то его таваф действителен (в случае если он не знал об этом). Если он не очистился зная о присутствии наджаса, то становится грешником, искупление за это не предусмотренно.

– Если паломник совершит таваф с неприкрытым ауратом, то его обход будет действительным, но по причине не выполнения ваджиба, он должен совершить жертвоприношение – дем.

– Если паломник совершит обходы повторно, как положено, то искупления не требуется.

– Совершение тавафа в противоположную сторону требует искупления – дем. Если совершить обходы Каабы как положено, то искупление не требуется.

– Намаз тавафа является самостоятельным ваджибом, его невыполнение после обходов не требует искупления, но паломник будет считаться грешником, подобно не выполнившему ваджиб молитву – витр.

– Кто совершит таваф или большую часть его кругов без полного омовения, например, по забывчивости или узнав об этом позже, то должен искупить это жертвоприношение – дем. Тот , кто совершит фардовый таваф или большую часть его шавтов без частичного омовения, должен раздать милостыню фитр – садака. Если он совершит таваф вновь с омовением, то искупление снимается.

– Совершение тавафа умры или даже одного его круга без гусля или без малого тахарата уду, в состоянии месячного или послеродового очищения в сорок дней, требуется жертвоприношение – дем. Если совершить таваф повторно в ритуальной чистоте, то искупление снимается.

– Совершение фардового тавафа или большей части его кругов без гусля, в состоянии месячного или родового очищения требуется искупление в виде жертвоприношения бадана (крупное животное). Если совершить таваф повторно как положено, то искупление снимается.

Искупление связанные с сайем

Для того чтобы сай был действителен, его надо выполнять после тавафа, иначе сай не будет действителен.

– Невыполнение сая или большей части его циклов (шавтов) без уважительной причины или при наличии сил для совершения бега при этом использование посторонней помощи требует искупления – курбана дем.

– Если сай не выполнен по причине того, что паломнику приносит боль при совершении его даже на специальном кресле, то искупление снимается.

– Если не выполнены три и менее цикла сая, то за каждый невыполненный шавт следует отдать одну милостыню в размере фитры.

– Если не совершены четыре и более шавтов, то искупление – курбан дем, так как это ваджиб. Если довести число шавтов до семи, искупление снимается.

Искупление связанные с пребыванием в Арафате

Если паломник находящийся в Арафате покинет его до заката солнца, то искупление за это – дем. Если повторно вернётся в Арафат до заката, то искупления не требуется. А если вернётся в Арафат после заката то искупление остаётся в силе.

Искупление связанные с пребыванием в Муздалифе

Если паломник не прибудет ночью хоть за один час до рассвета праздника Курбан – Байрам в Муздалифу без уважительной причины, то это требует жертвоприношения – дем.

Уважительными причинами могут быть тяжёлая болезнь, бессилие т.д.

Искупления, связанные с побиванием шайтана

Невыполнение обряда бросание камней, или бросание меньше половины установленного для этого дня колличество камешков требует искупления – жертвоприношения – дем.

Бросание больше половины установленного для этого дня колличества камней требует раздачи по одной милостыне – садака, в размереодной фитры за каждый неброшенный камешек. Если не брошенные камни будут брошены в цель в любое время до заката солнца последнего дня праздника, то искупления не нужно.

Искупления связанные со сбриванием или укорачиванием волос

Пребывающий в состояни ихрама выходит из него укорачивая волосы в нескольких местах головы или сбривая волосы на голове полностью.

Сбривать или укорачивать волосы в дни праздника является сунной.

Сбривание голос на голове предписанно только мужчинам, женщины выходят из состояния ихрамасостригая концы волос на толщину пальца. Если состричь меньше этого, то требуется жертвоприношение – дем.

Жертвоприношения, связанные с хаджем и умрой

Жертвоприношения хаджа и умры, а также жертвоприношение адак, не могут быть принесены зха границей территории Харам. Иначе они должны быть повторно совершены на территории Харам

Искупления, связанные с нарушение запретов ихрама

На паломника вошедшего в состояние ихрама налагаются определённые запреты, называемые запретами ихрама.

За нарушение запретов предусмотренно четыре вида искупления:

– Жертвоприношение крупного рогатого скота – бадана, это верблюд, корова, буйвол.

– Жертвоприношение мелкого рогатого скота – дем.

– Фитр садака в размере обной фитры, достаточно для одного человека по объёму пищи на завтрак и ужин, либо его денежный эквивалент.

– Для тех кто совершает вид хаджа – кыран полагается два одинаковых искуплени, одно искупление за ихрам умры, другое за ихрам хаджа.

Искупления, связанные с нарушение запретов на одежду в состоянии ихрама

Тому кто надевает любую одежду или обувь, кроме дозволенной и непрошитой, наматывает чалму, одевает тюбетейку или шапку, накладывает медицинскую повязку на голову, закрывающую одну четверть головы или закрывает лицо в течении всего дня или всей ночи , тому положено искупление – жервоприношение дем.

– Если же время ношения меньше одного дня или одной ночи, то даётся милостыня в размереодной фирты.

– Тому кто носил повязку закрывающую более четверть головы на протяжении одного дня или ночи требуется искупление – дем, это три дня поста или раздать садака шести неимущим по одной фитре каждому.

– Если повязка накладываеся на другие части тела, то это не требует искупления.

– Женщины, входя в состояние ихрама, не меняют одежду и обувь, но должны лицо и кисти рук держать открытыми. За закрытие лица, кисти рук одеждой , вуалью или перчатками, в течении всего дня и всей ночи, положено искупление – дем, а если лицо или кисти рук закрыты меньше положенного времени, то за это нужно раздать садака в размере одной фирты.

Искупления, связанные с нарушением запретов на использование благовония

За нанесение на тело или благовоний в состоянии ихрама положено искупление.

– Если запах веществ продолжался в течении дня и ночи, то требуется совершать жертвоприношение – дем, если же меньшее время - милостыня в размере обной фитры.

– Если благовония нанесены на всю часть тела, например, руку руку или ногу или еслиобщая площадь мест нанесения благовония состовляет площадь одной части тела, то требуется совершить жертвоприношение – дем. Если площадь меньше этого, то раздать милостыню в размере одной фитры.

– Если благовония нанесены на разные части тела одновременно, то нужно совершить жертвоприношение – дем.

– Троекратное использование ароматизированной сурьмы требует жертвоприношение – дем, если использовать дважды – то милостыню в размере одной фитры.

– Если общая площадь нанесённого благовония равна или больше 20см2 , примерно с ладонь, то искупление – дем, если меньше то милостыня в размере фитры.

– Закрашивание волос хной находясь в ихраме полагается жертвоприношение – дем.

Искупления, связанные с нарушением запрета на удаление волос в ихраме

За сбривание или удаление всех волос на голове, а также удаление волос с бороды, усов, подмышек, носа, паха и других частей тела в состоянии ихрама полагается искупление.

– Бритьё волос всей головы или бороды, а также их укорачивание на площади менее, чем обной четверти головы, требуется возмещение – дем. Если площадь меньше – то садака в арзмере фитры.

– Если сбрить волосы сразу на голове, в помышках и паху, то это требует одно жертвоприношение – дем. А если брить по отдельности, в разное время, необходимое искупление – дем за каждое бритьё.

– Бритьё затылка требует жертвоприношение – дем, а часть затылка и усов полностью искуплением является размер одной фитры.

– Бритьё одной или обеих подмышек, за это нарушение требуется жерствоприношение - дем, а часть одной подмышки, груди, ноги или руки – милостыня в размере фитры.

– Если находясь в ихраме, постричь, или побрить вне ихрама, то это требует раздачи милостыни в размеретполовины фитры.

Искупления связанные с нарушение запрета на обрезание ногтей

Обрезание ногтей на руках и ногах в состоянии ихрам требует искупления.

– Подстригание сразу всех ногтей на руках и ногах требует искупления – жертвоприношение – дем, если отдельно на руке , то за каждую часть тела отдельное жертвоприношение – дем.

– Если подстрижено четыре и менее ногтей на руке или ноге, то за каждый ноготь даётся одна садака в размере одной фитры.

– Если находясь в ихраме, подстричь ногти человеку, неважно при этом в ихраме тот или нет, это требует искупления – милостыня в размере одной фитры.

Искупления, связанные с нарушением интимных отношений

Если кто – либо, находясь в ихраме, вступил в интимные отношения с супругой или супругом от миката до пребывания в Арафате, то хадж этого года нарушается, но его доводят до конца. Он или она должны на следующий год повторно совершить хадж, а за нарушение запретов ихрама накладывается искупление – жертвоприношение дем.

– Тому кто вступил в интимную близость после прибывания в Арафате, после захода солнца дня Арафата, но для частичного или полного выхода из ихрама , стрижкой или бритьё волос головы , полагается совершить жертвоприношение крупного скота. Хадж при этом не нарушается.

– Тому, кто после бритья или укорочивания волос в дни праздника «Курбан – Байрам» вступил в интимные отношения, не выполнив фардовый таваф, полагается искупление – дем. Если такое нарушение совершит паломник , совершающий вид хаджа - Кыран, то на него накладывается два искупления . одно за умру, другое за хадж.

Искупления. связанные с нарушением запретов на порчу зелённых насаждений

Тому, кто сломает дикорастущее дерево или кустарник на территории Харама полагается искупление. Должна быть учтена стоимость этого растения другими людьми, которую нужно раздать беднякам

Искупления. связанные с нарушением запрета на охоту

Охота на животных в состоянии ихрам требует искупления, при этом учитывается стоимость животного, эту стоимость делят на стоимость одной фитры садака и полученное колличество фитр раздаётся нуждающимся на территории харама.

– Или за каждую фитру держать один день поста.

– Если стоимость животного равна стоимости жертвоприношения – дем или бадана, то на территории харама следует совершить это жертвоприношение.

Не запрещено паломнику в состояни ихрама убивать ядовитых или опасных животных, змей, скорпионов, а также ломать сухие деревья и кустарники.

Выбор искуплений

Кто нарушил несколько запретов ихрама, касающихся одежды, благовоний, стрижки, бритья волос, подстригание ногтей – тот должен совершить одно жертвоприношение – дем.

Влияние неосведомлённости, забывчивости и уважительных причин на степень искупления

Нарушение запретов ихрама, даже имеющие уважительную причину, требует искупления. И вних нет разницы как они были совершены: по знанию или незнанию, умышленно или нет, вынужденно или добровольно, либо по – забывчивости. Кроме этого умышленное нарушение запретов является грехом и требует покаяния.

Место и время искупления

Для искупления за нарушения прендписаний хаджа или умры, или ихрама конкретное время не установлено. Эти нарушения должны быть искуплены с момента их совершения и до конца жизни. Совершить искупление как можно быстрее – лучше. Тот, кто не совершил искупления при жизни и не завещал его исполнения наследникам, будет считаться грешником.

Если наследники совершат искупления по своей доброй воле , даже если их об этом не просили, то это будет считаться принятым искуплением. Пост и милостыня могут быть выполнены в любом месте.

Искупления жертвоприношение, как и другие жертвоприношения связанные с хаджем и умрой производятся только на территории Харама. Милостыня и мясо этих животных могут быть разданы и за пределы территории Харама.

Действия нейтральные (мубах) для находящегося в состоянии ихрам

– Ловить рыбу, резать птицу;

– Использовать не ароматизированное мыло, сурьму;

– Делать обрезание;

– Использовать зонт, укрываться в тени, носить поясную или наплечную сумку, ранец, рюкзак, оружие, кольца, часы;

– Убивать змею, скорпиона, волка или других опасных животных и насекомых;

– Снимать, стирать и менять полотна ихрама;

– Чистить зубы, обрезать сломанные ногти;

– Сдавать кровь;

– Удалоять зубы, принимать инъекции;

– Закрывать поверхность раны повязкой;

– Оборачиваться одеялом, накидывать на плечи пальто не продевая рук;

– Принимать в пищу мясо животного, убитого охотником;

– Заходить в парфюмерную лавку.

Наши рекомендации