Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха.

Урок четвёртый.

Хвала Аллаху, Который привел нас к Исламу! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников, нашему пророку Мухаммаду, его семье и его благочестивым сподвижникам!

Слова «Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха» — это слова свидетельства, слова единобожия, слова искренности и очищения веры. Это первый столп Ислама и самая высокая ветвь имана (веры). Данное утверждение — наиболее важное, самое первое и последнее, что возлагается на человека. Ему нужно знать значение этих слов и жить в соответствии с ними. А как же иначе? Ведь они являются самыми важными и необходимыми для каждого верующего.

Смысл этих слов: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».Именно поэтому язычники курайшиты, зная значение этих слов, сказали: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!» (Сод, 5).

Ведь то, что Аллах — Творец и Дающий пропитание, они прекрасно знали. Аллах Всевышний сказал:«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» — они непременно скажут: «Аллах»»(Аз-Зумар).

Человек станет истинным мусульманином только тогда, когда он произнесет эти слова и будет поступать в соответствии с ними, не делая ширк (не придавая сотоварищей Аллаху) и подтверждая единственность Всевышнего, будучи твёрдо убежденным во всём, что заключают в себе эти слова, живя согласно им.

Тот, кто поступает согласно значению этих слов, но без убеждённости в сердце — является лицемером. Кто же поступает вопреки им — является неверным язычником, даже если и он произносит эти слова языком.

Слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» — великие слова. Это надежная рукоять, слово богобоязненности и искренности. Благодаря им существуют небеса и земля, для их довершения узаконены фард (повеления Аллаха) и сунна (путь Посланника). Того, кто произнёс эти слова и правдиво, искренне, с согласием и любовью поступал в соответствии с ними, Аллах введёт в Рай независимо от того, какими были его дела. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кто засвидетельствует, что нет бога, (достойного поклонения), кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, что ‘Иса — раб Аллаха, и Его посланник, и Его слово, которое Он послал Марьям (Марии), и дух сотворенный Им, и что рай — истина и ад — истина, Аллах введёт в рай независимо от того, какими были его дела» [Передали Бухари (3435) и Муслим (28)].

Учёные приводят следующие семь условий свидетельства «Нет божества, (достойного поклонения), кроме Аллаха», без полного воплощения которых оно не считается действительным:

Знание.

Верующий должен знать значение этих слов, к каким действиям они обязывают и что отвергают. Человек считается знающим смысл этих слов, если ему ведомо, что Аллах Всевышний является единственным, кому поклоняются. А также он должен знать, что поклонение кому-либо, помимо Аллаха, является ложью и многобожием.

Противоположность знания – неведение. Человек не знает о том, что поклоняться нужно только одному Аллаху и считает дозволенным поклонение другим, помимо Него. Аллах Всевышний сказал:«Знай же, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха» (Мухаммад, 19).

Убеждённость.

Это произнесениеверущим слов свидетельства с убеждением, твёрдой уверенностью в сердце, без малейших намёков на сомнение, веруя в истинность того, что он произносит. А также, будучи убежденным в том, что божественной сущностью обладает лишь один Аллах, а божественность всего остального, кроме Него, является ложью; веруя при всем этом в то, что нельзя направлять какой-либо из видов обожествления или поклонения кому-нибудь кроме Аллаха. Но если человек сомневается в своём свидетельстве или же колеблется относительно недействительности поклонения кому-либо, помимо Аллаха, то его свидетельство бесполезно и не принесёт ему никакой пользы. Например, он говорит: «Я убеждён в божественной сущности Аллаха, но не совсем уверен в несостоятельности обожествления других». Аллах Всевышний, хваля верующих, сказал: «…которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни»(Бакара, 2).

Также Он похвалил их следующими словами: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений»(Аль-Худжурат, 15).

Муслим в своём «Сахихе» передал со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!» [Передал Муслим (27)].

Абу Хурайра также передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Кого бы ты не встретил за этой стеной, свидетельствующего, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, будучи убежденным в этом своим сердцем, обрадуй его Раем!» [Передал Муслим (31)].

Принятие.

Это значит принятие языком и сердцем всего, к чему обязывают эти слова. А также принятие всего того, что пришло от Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), не отрицая ничего и не возводя напраслину на ясные тексты Корана и Сунны, неправильно толкуя и искажая их смысл.

Противоположность принятия – отвержение. Есть люди, которые понимают смысл этого свидетельства и знают, на что оно указывает, но, тем не менее, отвергают его из-за высокомерия или зависти. Таково положение иудейских и христианских учёных, как сказал об этом Аллах Всевышний: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада или Каабу), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину».(Бакара, 146).

Также к отвержению и неприятию относятся противодействие и непризнание постановлений шариата или системы наказаний, основанных на нем. Примером этому может быть возражение против способа наказания вора или прелюбодея, или протест против многожёнства. Всё это есть отвержение и неприятие.

Наши рекомендации