Если мольба содержит в себе некоторые виды нововведённого тавассуля.
Избрание посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в силу его высокого положения средством приближения к Аллаху, например, в словах: «О Господь, ради авторитета Мухаммеда, исцели меня», является бидъа (нововведением). Сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) этого не делали, а Омар просил помолиться за себя Аль-Аббаса, не обращаясь к посредничеству в своей молитве к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после его смерти. Использование такого средства может привести к греху язычества, если человек будет убежден, что Аллаху нужен посредник из людей, как какому-нибудь эмиру или правителю. Это будет означать уподобление Творца Его творению. Абу Ханифа сказал: «Ненавистно мне взывать к Аллаху через кого-то, кроме Аллаха». (Об этом упомянул автор «Ад-Дурр аль-Мухтар»).
3. Желание смерти и просьба у Аллаха об этом:
Некоторые люди, когда на них сыплются бедствия и усиливаются их несчастья, начинают желать смерти и просить у Аллаха, дабы Он умертвил их. Это неправильно.
Сообщается, что Кайс бин Абу Хазим сказал:
«(Однажды) мы зашли навестить (заболевшего) Хаббаба бин аль-Аратта, да будет доволен им Аллах. Ему сделали прижигания тела в семи местах, и он сказал: «У тех наших товарищей, которые ушли раньше нас, мир этот (не смог отнять ничего, что же касается нас), то, поистине, досталось нам (такое) богатство, что мы не можем найти для него никакого (иного) места, кроме земли! Если бы Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не запретил нам желать смерти, то, поистине, я пожелал бы её!»(Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари[149])
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья, а если уж это станет для него неизбежным, пусть скажет»:
اللَّهُمَّ أَحْيني ما كَانَت الْحياةُ خَيراً لِي وتوفَّني إِذَا كَانَتِ الْوفاَةُ خَيْراً لِي
«О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь будет для меня лучше, и дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше!» (Аллахумма, ахййи-ни ма кянат аль-хаййату хайран-ли, ва таваффа-ни иза кянат аль-вафату хайран ли) (Аль-Бухари; Муслим[150])
Шейх Абдур-Рахман ибн Саади (да смилуется над ним Аллах) при комментарии этого хадиса сказал: «Таким образом, запрещается желать себе смерти из-за неприятностей, которые могут постичь раба Аллаха, будь то болезнь, бедность, страх, губительное бедствие или иные подобные вещи, поскольку желание смерти в таких случаях приводит к пагубным последствиям.
К числу их относится то, что это позволяет человеку выражать своё недовольство и раздражение в связи с тем, что его постигает, тогда как ему велено проявлять терпение и вести себя подобающим образом, с чем несовместимо желание смерти.
И к числу этих пагубных последствий относится то, что это ослабляет душу, приводит к нерадению и ввергает человека в отчаяние. От раба Аллаха требуется оказывать сопротивление подобным вещам, по мере своих возможностей стремиться к их ослаблению и обладать достаточной силой сердца и силой желания устранить то, что его постигло. Всё вышеупомянутое приводит к двум вещам: оказанию милости Аллаха человеку, поступающему так, как было ему велено, и формированию полезной устремлённости, порождаемой силой сердца и той надеждой, которую оно питает.
И к числу этих пагубных последствий относится то, что желание смерти является проявлением невежества и глупости, так как человек не знает, что произойдёт с ним после смерти, ведь может получится и так, что он попадёт из огня да в полымя и окажется в худшем положении, связанном с возможными мучениями и ужасами могилы.
И к числу этих пагубных последствий относится то, что смерть прекращает благие дела раба Аллаха, которыми он занимался при жизни, так как же он может желать прекращения того, малейшая часть чего лучше мира этого и всего того, что в нём есть ?!
Всё вышеупомянутое носит общий характер, но в особой мере относится к терпеливому перенесению постигающих человека неприятностей, ибо Аллах сполна и без счёта вознаградит терпеливых.
Вот почему в конце этого хадиса пророк, (да благословит его Аллах и да приветствует), говорит:
«...а если уж это станет для (человека) неизбежным, пусть скажет: "О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь будет для меня лучше, и упокой меня, если смерть будет для меня лучше!"»
Таким образом, раб Аллаха должен вручить себя своему Господу, Который знает, в чём состоит благо Его раба и что пойдёт ему на пользу. Ему известно о том, что пойдёт на пользу Его рабу и о чём не знает сам раб, и Он желает ему того блага, которого не желает и сам раб, и Он проявляет к нему доброту как в дни испытаний, так и в благоденствии.
В другом хадисе сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и да приветствует), сказал:
«Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: "О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь"1, но проявляет решительность в просьбах, ибо, поистине, никто не в силах принудить (Аллаха к чему бы то ни было!»2