Во время питья воды Зам-зам.
Сообщают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вода Зам-зам для того, для чего она пьётся[102]».
11. Во время земного поклона:
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами (в такие моменты). (Муслим[103])
12. Мольба в день Арафата:
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучшая мольба – мольба в день Арафата[104]».
13. Мольба после завершения омовения:
Передают со слов Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет:
أَشْهدُ أَنْ لا إِله إِلاَّ اللَّه وحْدَه لا شَريكَ لهُ، وأَشْهدُ أَنَّ مُحمَّدًا عبْدُهُ وَرسُولُه
«Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник» (Ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан 'абду-ху ва расулю-ху), - обязательно откроются восемь врат Рая, и войдёт он, через какие пожелает». (Муслим)
В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал:
اللَّهُمَّ اجْعلْني من التَّوَّابِينَ واجْعلْني مِنَ المُتَطَهِّرِينَ
«О Аллах, сделай меня (одним) из кающихся и сделай меня (одним) из очищающихся». (Аллахумма-дж'аль-ни мин ат-таввабина ва-дж'аль-ни мин аль-мутатаххирина.[105])
14. Во время внимательного чтения суры «Фатиха»:
Сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Я разделил молитву раба моего на две части: половину ему и половину мне. Если же раб сказал: «Хвала Аллаха Господу миров», говорит Аллах: «Раб мой похвалил меня». Если же раб говорит: «Милостивому и Милосердному», то говорит Аллах: «Раб мой воздал мне должные почести». Если же раб произнёс:«Царю в День Суда», Говорит Аллах: «Раб мой восславил меня». Когда же раб говорит: «Тебе мы только поклоняемся и у Тебя только просим помощи», тогда говорит Аллах: «Это то, что между мной и моим рабом, и рабу моему то, что он попросил». Когда же раб произносит: «Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших» Говорит Аллах: «Это моему рабу, а рабу моему то, что попросил»[106].
14. После поднятия головы с земного поклона и слов:«Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракaн фи-хи!/».
Сообщается, что Рифа‘а бин Рафи‘ аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды мы совершали молитву(, находясь) позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует . Поднимая голову после поясного поклона, он говорил: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, а один человек, находившийся позади него, сказал: “Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракaн фи-хи!/” Закончив молиться, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) спросил: “Кто сказал это?” (Тот человек) ответил: “Я”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) сказал: “Я видел более тридцати ангелов, каждый из которых старался записать эти слова первым[107]”».
15. При слове «Амин» в молитве:
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если имам произнёс «Амин», то вы тоже произнесите его, если кто-либо из вас произнесёт «Амин» одновременно с ангелами, то простятся ему прежние грехи[108]».(Бухари и Муслим).
15. После благословения пророку в последнем ташаххуде молитвы:
Передают от ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Однажды я молился вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует), с Абу Бакром и Умаром. Когда я сидел (на ташаххуде), я восхвалил Аллаха, затем совершил мольбу за пророка, а потом совершил мольбу за себя. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Проси, ибо дастся тебе, проси, ибо дастся тебе[109]».
18. В месяц Рамадан:
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда наступает Рамадан, открываются врата милости, закрываются врата ада, а шайтанов заковывают в цепи[110]».
Он также сказал: «В Рамадан принимается мольба каждого мусульманина[111]».
20. Во время собрания мусульман для поминания Аллаха:
Сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине у Аллаха есть ангелы, которые ходят по дорогам и ищут поминающих Аллаха людей».
В другой версии хадиса Всевышний Аллах говорит: «Я призываю вас в свидетели, что я простил им[112]».
20. Во время крика петуха: в хадисе говорится: «Если вы услышали крик петуха, то просите у Аллаха Его милости, т.к. петух увидел ангела».
21. В моменты порыва сердца и усиления искренности: как это случилось с людьми пещеры[113].
22. В моменты смягчения сердца: как об этом говорится в хадисе: «Используйте момент смягчения (сердца) для мольбы, ведь это милость».
23. При произношении мольбы:
لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
«Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (21:87) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мольбой обитателя рыбы (Йунуса), когда он был в животе у рыбы было:
لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
«Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!». И если какой-нибудь мусульманин попросит у Аллаха посредством этой мольбы, Аллах обязательно ответит ему![114]»
Обитатель рыбы – это пророк Аллаха Йунус (мир ему).
Всевышний Аллах сказал:
وَذَا النُّونِ إِذْ ذَهَبَ مُغَاضِبًا فَظَنَّ أَنْ لَنْ نَقْدِرَ عَلَيْهِ فَنَادَى فِي الظُّلُمَاتِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَنَجَّيْنَاهُ مِنَ الْغَمِّ وَكَذَلِكَ نُنْجِي الْمُؤْمِنِينَ
Помяни также человека в рыбе (Иону), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих. (21:87-88)
Аль Хаким сообщил, что Пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, сказал : '' Не сообщить ли мне вам о том , что , если какое-либо несчастье или бедствие коснется человека и он прочтет (в это время мольбу), избавит его от горя . Это мольба Зуль-Нуна : «Нет божества, кроме Тебя! Хвала Тебе! Поистине, неправедным я был»
الظَّـلِمِينَ لاَّ إِلَـهَ إِلاَّ أَنتَ سُبْحَـنَكَ إِنِّى كُنتُ مِنَ
Ля иляха илля антя , субханака , инни кунту миназ-залимин)[115]'' (Сахих аль Джами' , 2605 )
Ибн Кас'ир в своём тафсире рассказывает нам о ду'а пророка Йунуса, когда тот был проглочен рыбой.
الظَّـلِمِينَ لاَّ إِلَـهَ إِلاَّ أَنتَ سُبْحَـنَكَ إِنِّى كُنتُ مِنَ
Ляа илаха илла Анта, Субханака иннии кунту мин аз - з'алимин
Нет Бога, кроме Тебя, хвала Тебе! Поистине, я был неправедным.
Итак, читаем о самом ду'а :
أَن الظَّـلِمِينَ لاَّ إِلَـهَ إِلاَّ أَنتَ سُبْحَـنَكَ إِنِّى كُنتُ مِنَ
(Но он молил сквозь глубины мрака (произнося): "Нет Бога, кроме Тебя, хвала Тебе! Воистину, я был неправедным".) Ибн Мас`уд сказал в отношении "глубин мрака": "Темнота внутренностей рыбы, темнота моря и темнота ночи". Это же передали от Ибн `Абаса, `Амра бин Маймуна, Са`ида бин Джубейра, Мухаммада бин Ка`ба, Ад-Дахака, Аль-Хасана и К'атадаха. Салим бин Абу Аль-Джа`д сказал: "Темнота рыбы в животе другой рыбы во мраке моря". Ибн Мас`уд, Ибн `Абас и другие сказали: "Это было оттого, что рыба проносила его через море, рассекая его, пока не достигла морского дна. Йунус слышал, как рифы на дне моря произносили прославление Аллаху, в этот момент он сказал:
الظَّـلِمِينَ لاَّ إِلَـهَ إِلاَّ أَنتَ سُبْحَـنَكَ إِنِّى كُنتُ مِنَ
(Нет Бога, кроме Тебя, хвала Тебе! Воистину, я был неправедным)"`Ауф Аль-А`раби сказал: "Когда Йунус оказался в животе рыбы, он думал, что умер. Затем он подвигал ногами. Когда он пошевелил ногами, он сделал простирание там, где находился, затем возвал: "O Господь, я занял место поклонения Тебе, до которого не добирался ни один человек"".
فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَنَجَّيْنَـهُ مِنَ الْغَمِّ
(Таким образом, "Мы ответили на его зов и освободили его от бедствия") означает "Мы вынесли его из живота рыбы и из той темноты".
وَكَذلِكَ نُنجِـى الْمُؤْمِنِينَ
(И таким образом Мы поистине спасаем верующих.)означает когда они в затруднении, и они взывают к Нам и приносят Нам покаяние, особенно если они взывают к Нам с этими словами во время бедствия. Лидер Пророков побуждал нас призывать к Аллаху с этими словами.
Имам Ахмад записал, что Са`д бин Аби Уак'к'ас, ради- аллаху 'анху, рассказал: "Я проходил мимо `Ус'мана бин `Аффана, pади- аллаху 'анху, в Мечети и поприветствовал его. Он пристально смотрел на меня, но не вернул мой Салам. Я пошёл к `Умару бин Аль- Xатабу и сказал: "O Вождь правоверных не случилось ли что в Исламе?" Я произнёс это дважды. Он сказал, "Нет, почему ты спрашиваешь?" Я сказал: "Недавно в Мечети я проходил мимо `Ус'мана и приветствовал его, а он пристально смотрел на меня, но не вернул мой Салам". `Умар послал за `Ус'маном и спросил его: "Почему ты не возвратил Салам своего брата?" Он сказал: "Это не правда". Са`д сказал: "Правда". Дошло до стадии, что оба поклялись. Потом `Ус'ман вспомнил и сказал: "Да, ты прав, ищу прощения Аллааха и приношу Ему своё покаяние. Недавно ты проходил мимо, но я был поглощён мыслями кое о чём, что слышал от Посланника Аллаха, о чём я никогда не думаю, без того чтобы пелена не опускалась на мои глаза и моё сердце". Са`д сказал: "И я скажу вам, что это было. Посланник Аллаха рассказал нам первую часть ду'а , затем пришёл бедуин и занял его, потом Посланник Аллаха поднялся, и я последовал за ним. Когда я забеспокоился, что он войдет в свой дом, я топнул ногой. Я повернулся к Посланнику Аллаха, который сказал:
مَنْ هَذَا، أَبُو إِسْحَاقَ؟
(Это Абу Исхак?)Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха".Он сказал:
فَمَه
(В чём дело) Я сказал: "Ни в чём, клянусь Аллахом, кроме того, что ты рассказал нам первую часть ду'а , затем пришёл этот бедуин и занял тебя".Он сказал:
نَعَمْ دَعْوَةُ ذِي النُّونِ إِذْ هُوَ فِي بَطْنِ الْحُوتِ
(Да, ду'а З'ун-Нун, когда он был в животе рыбы:
الظَّـلِمِينَ لاَّ إِلَـهَ إِلاَّ أَنتَ سُبْحَـنَكَ إِنِّى كُنتُ مِنَ
(Нет бога, кроме Тебя, хвала Тебе! Воистину, я был неправедным.)
فَإِنَّهُ لَمْ يَدْعُ بِهَا مُسْلِمٌ رَبَّهُ فِي شَيْءٍ قَطُّ إِلَّا اسْتَجَابَ لَه
Всякий раз, когда мусульманин молится своему Господу с этими словами, Он ответит на его молитву.) " Это было также записано Тирмизи и Ан-Нассаи в Аль-Йаом уаль-Лайлаh. Ибн Аби Хатим записал, что Са`д рассказал, что Посланник Аллаха сказал:
مَنْ دَعَا بِدُعَاءِ يُونُسَ اسْتُجِيبَ لَه
«Тому, кто делает ду'а словами ду'а Йунуса, будет отвечено». Абу Са`ид сказал: "Он имел в виду:
وَكَذلِكَ نُنجِـى الْمُؤْمِنِينَ
(И таким образом Мы поистине спасаем верующих.)"
24. Мольба во время беды со словами:“Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах, вознагради меня в несчастии моём и дай мне взамен нечто лучшее!”
Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Если кого-либо из рабов (Аллаха) постигнет несчастье, а он скажет:
إِنَّا للَّهِ وَإِنَّا إِليهِ رَاجِعُونَ : اللَّهمَّ أجرني في مُصِيبَتي ، وَاخْلُف لي خَيْراً مِنْهَا، إِلاَّ أَجَرَهُ اللَّهُ تعَالى في مُصِيبتِهِ وَأَخْلَف له خَيْراً مِنْهَا
“Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах, вознагради меня в несчастьи моём и дай мне взамен нечто лучшее!” /Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджи`уна! Аллахумма-джур-ни фи мусыбати ва-хлюф ли хайран мин-ха!/, - Аллах Всевышний непременно вознаградит его в его беде и даст ему взамен нечто лучшее.[116]” (Муслим)
Всевышний Аллах сказал:
﴿وَلَنَبْلُوَنَّكُم بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوفْ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الاٌّمَوَالِ وَالاٌّنفُسِ وَالثَّمَرَتِ وَبَشِّرِ الصَّـبِرِينَ - الَّذِينَ إِذَآ أَصَـبَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُواْ إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّـآ إِلَيْهِ رَجِعونَ - أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَتٌ مِّن رَّبْهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ ﴾
Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, отнятием имущества, душ и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем. (2:155-157)
Ибн Кассир (да смилуется над ним Аллах) в своем тафсире сказал по поводу слова Аллаха:
﴿أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَتٌ مِّن رَّبْهِمْ وَرَحْمَةٌ﴾
Они удостаиваются благословения своего Господа и милости -
Умар ибн Хаттаб сказал: «Т.е. какое благо, что они заслужили две справедливости и величие:
﴿أُولَـئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَتٌ مِّن رَّبْهِمْ وَرَحْمَةٌ﴾
Они удостаиваются благословения своего Господа и милости –две справедливости.
﴿وَأُولَـئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ﴾
Они следуют прямым путем – а это величие, которое помещено между двумя справедливостями. Это же является дополнением к их наградам. Они получили свои награды и дополнение к ним[117]».
25. Мольба мусульманина за отсутствующего брата:
Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- (Когда) любой раб (Аллаха), исповедующий ислам, обращается к Аллаху с мольбой за своего отсутствующего брата, ангел(, который находится рядом с ним,) всегда говорит: “И тебе (да будет) то же![118]” (Муслим)
26. Мольба людей после смерти человека:
Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:
- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вошёл к Абу Саламе,[119] когда взор его уже угас. Он закрыл ему глаза, а потом сказал: “Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним.” Близкие (покойного) стали громко причитать, и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Не призывайте на себя ничего, кроме блага,[120] ибо после любых ваших слов ангелы станут говорить: “Амин”.” А потом он сказал:
اللَّهُمَّ اغْفِر لأبي سَلَمَة ، وَارْفَعْ درَجَتهُ في المَهْدِيِّينَ ، وَاخْلُفْهُ في عَقِبِهِ في الْغَابِرِين، واغْفِرْ لَنَا ولَه يَاربَّ الْعَالمِينَ ، وَافْسحْ لَهُ في قَبْرِهِ ، وَنَوِّرْ لَهُ فيه
“О Аллах, прости Абу Саламе, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех,[121] кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!” /Аллахумма-гфир ли-Аби Салама, ва-рфа` дараджата-ху фи-ль-махдийина, ва-хлюф-ху фи `акыби-хи фи-ль-габирина, ва-гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба-ль-`алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи ва наввир ля-ху фихи!/ (Муслим)
27. Мольба утеснённого: Всевышний Аллах принимает мольбу утеснённого, даже если тот – многобожник, и тем более, если он мусульманин, грешник, нарушивший права Аллаха. А как же по поводу богобоязненного праведного мусульманина?
Всевышний Аллах сказал:
أَمْ مَنْ يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ
Тот ли, кто отвечает утесненному, когда он взывает к Нему, и удаляет зло? (27:62)
Ибн Касир сказал по поводу толкования этого аята: «Т.е. кто же Тот, лишь к которому обращается утеснённый, и кто может отвести зло от попавших в беду, кроме Него?[122]»
Аль-Багави сказал: «Утеснённый – это попавший в беду или в затруднительное положение[123]».
Аз-Замахшири сказал: «Это тот, кого вынудила болезнь, бедность или любое другое бедствие к обращению к Аллаху Всевышнему[124]».
Аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Аллах гарантировал ответить на мольбу утеснённого и сообщил об этом сам. Дело в том, что необходимость в обращении к Нему порождает искренность и сердце устремлено только к Нему одному. На искренность в таких случаях Аллах отвечает заботой, неважно от кого она исходит – от верующего или неверного, от праведника или грешника[125]».
28. Мольба притеснённого: посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Муазу ибн Джабалу, когда отправлял его в Йемен: «Остерегайся мольбы притеснённого, т.к. между ним и Аллахом нет преграды[126]».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мольба притеснённого принимается, даже если он грешник, а его грехи против него же[127]».
Свидетельств о том, что мольба притеснённого множество. Вот, например, рассказ Сада ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) с одним из жителей Куфы, который пожаловался на него Умару ибн аль-Хаттабу:
Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Когда) жители Куфы[128] пожаловались Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, на Са`да[129], да будет доволен им Аллах, он сместил его и назначил правителем над ними Аммара.[130] Принося свои жалобы, они (среди прочего) упомянули и о том, что он не совершал молитв должным образом, и тогда (Умар, да будет доволен им Аллах,) послал за ним(, а когда Са`д, да будет доволен им Аллах, явился к нему,) он сказал: “О Абу Исхак, эти (люди) утверждают, что ты (проводишь) молитвы не так как надо!” (В ответ на это) он сказал: “Что касается меня, то клянусь Аллахом, поистине, я молился с ними именно так, как делал это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и не сокращал молитву! (Так,) во время вечерней молитвы я удлинял два первых раката и облегчал два последних.”[131] (Умар, да будет доволен им Аллах,) сказал: “Я так и думал о тебе, о Абу Исхак!” А потом он послал вместе с ним в Куфу одного человека /или:…нескольких людей…/, чтобы тот расспросил о нём жителей (города, и там) не осталось ни одной мечети, где бы он не расспрашивал (людей о Са`де, да будет доволен им Аллах, и все) они хвалили его. (Так продолжалось до тех пор,) пока он не зашёл в мечеть (племени) бану абс, где один из них по имени Усама бин Катада, которого по его кунье называли также Абу Са`да, встал и сказал: “Поскольку ты спрашиваешь нас, (то я скажу, что) Са`д не принимал участия в походах ни с одним боевым отрядом, не делил (военную добычу) поровну и не придерживался справедливости в решении судебных дел.” (Услышав это,) Са`д воскликнул: “Тогда, клянусь Аллахом, я молю Аллаха о трёх вещах: О Аллах, если этот раб Твой является лжецом и если он поднялся (со своего места только) для того, чтобы показать себя и прославиться, то продли жизнь его, и продли бедность его и подвергни его испытаниям!” (И всё это сбылось,) а когда впоследствии этого человека спрашивали (о его положении), он отвечал: “(Я -) испытывающий лишения старец, и меня настигло проклятие Са`да.”
Абд аль-Малик бин Умайр, передавший (этот хадис) со слов Джабира бин Самуры, сказал:
- И потом я видел (этого человека), брови которого от старости нависали на глаза и который преграждал дорогу молодым служанкам, (пытаясь) хватать их за руки[132]. (Аль-Бухари; Муслим)
Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) рассказывает, что некий человек стал обвинять Бисра ибн Саида перед аль-Валидом ибн Абдуль-Маликом (халифа), что тот якобы ругает его (халифа). Когда тот вызвал Бисра и спросил его об этом, он сказал: «Я не говорил такого, о, Аллах, если я правдив, то покажи мне знамение в нём, и тогда тот человек упал и умер[133]».
30. Слова мольбы родителя против своего ребенка, т.к. посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Три мольбы будут приняты: мольба угнетённого, мольба путника и мольба родителя против своего ребёнка[134]».
31. Мольба путника. (из вышеприведённого хадиса).
32. Мольба родителя за своего ребёнка. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Три мольбы не будут отвергнуты: мольба родителя за своего ребёнка, мольба постящегося и мольба путника[135]».
33. Мольба постящегося (из вышеприведенного хадиса).
34. Мольба праведного отрока своему родителю:
Сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Деяния человека прекращаются после его смерти, кроме трёх дел: продолжающаяся милостыня, праведный отрок, молящийся за него, или знание, которым пользуются[136]».
Доказательством этому также служит история с тремя людьми, которым камень преградил выход из пещеры. Один из них возвёл мольбу, где упомянул свои благодеяния по отношению к родителям, и Аллах принял его мольбу[137].
35. Мольба во время солнечного зенита до молитвы зухр:
Передают со слов Абдуллаха бин ас-Са'иба, да будет доволен им Аллах, что обычно перед обязательной полуденной молитвой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал (молитву) в четыре раката, как только солнце начинало клониться к закату, и он говорил:«Поистине, это такое время, когда открывают небесные врата, и я хочу, чтобы в это время благое дело(, совершённое) мной, возносилось (к этим вратам). (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис»[138].)
35. Мольба на холме Сафа:
В длинном хадисе от Джабира (да будет доволен им Аллах) Сообщается, что когда пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), приблизился к холму ас-Сафа, он прочитал следующий аят:
"Инна-с-Сафа ва-ль Марва мин ша'а'ири Лляхи".
Перевод: "Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа знаков Аллаха" (имеется в виду, что эти холмы относятся к тем местам, где следует совершать определённые религиозные обряды). ("Корова", 158.)
Затем он, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
"Начну с того же, с чего начал Аллах"-, и он начал с холма ас-Сафа, на который он поднялся так, что его взору открылась Кааба. Там посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), произнес слова: "Ля иляха илля-Ллаху" ("Нет бога, кроме Аллаха") и "Аллаху акбару!" ("Аллах велик"), после чего сказал:
لا إله إلا الله وحده لا شريك لهُ ، لهُ الملك ولهُ الحمد وهو على كل شيءٍ قدير ، لا إله إلا الله وحده ، أنجز وعده ، ونصر عبده ، وهزم الأحزاب وحده
"Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля ша-рикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа 'аля купли шайин кадирун! Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху, анджаза ва'да-ху, ва на-сара 'абда-ху ва хазама-ль-ахзаба вахда-ху!"
Перевод: Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество. Ему хвала, Он всё может! Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, который выполнил Своё обещание, помог Своему рабу и один разбил племена.
В этом хадисе сообщается, что, произнося эти слова, Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), обращался к Аллаху со своими мольбами и что он произнёс эти слова трижды[139].
36. Мольба на холме Марва:
В вышеприведённом хадисе говорится: «Затем он спустился к Марва, когда он полностью спустился, он побежал, когда снова стал подниматься, пошёл шагом, и он сделал тоже самое на холме Марва, что сделал на Сафа[140]».
37. Мольба, в "Аль-Маш'ару-ль-харам" ("Аль-Маш'ару-ль-харам" - так называется долина Муздалифа, второй после Арафата пункт при совершении хаджжа, где останавливаются паломники.)
Сообщается, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сел верхом на аль-Касву (кличка верблюдицы Пророка) и добрался на ней до Аль-Маш'ару-ль-харам, где он повернулся лицом к кибле и стал обращаться к Аллаху со словами мольбы, произносить слова: "Аллаху акбару!" (Аллах велик!), прославлять Аллаха и произносить слова "Ля иляха илля-Ллаху" (Нет бога, кроме Аллаха), и Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), продолжал делать это, пока не стало совсем светло, после чего двинулся в Мину до восхода солнца[141].
37. Мольба во время бросания камней в малом и среднем джамарате:
В Сахих аль-Бухари сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда бросал семь камешков в ближний столб[142], произнося слова: “Аллах велик” /Аллаху акбар/ после каждого броска, а затем он продвигался вперёд, пока не выходил на ровное место, становился лицом к кибле и долго стоял так, обращаясь с мольбами к Аллаху и воздевая руки к небу. Затем он бросал камешки в средний (столб), после чего сворачивал налево, выходил на ровное место, становился лицом к кибле и долго стоял так, обращаясь с мольбами к Аллаху и воздевая руки к небу. Затем он бросал камешки в большой столб из внутренней части вади, не задерживаясь возле него, после чего уходил, и он говорил: «Я видел, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поступал так же[143]».
В Сахих аль-Бухари также сообщается, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сел верхом на аль-Касву (кличка верблюдицы Пророка) и добрался на ней до Аль-Маш'ару-ль-харам, где он повернулся лицом к кибле и стал обращаться к Аллаху со словами мольбы, произносить слова: "Аллаху акбару!" (Аллах велик!), прославлять Аллаха и произносить слова: "Ля иляха илля-Ллаху" (Нет бога, кроме Аллаха), и Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), продолжал делать это, пока не стало совсем светло, после чего двинулся в Мину до восхода солнца.
Сообщается также, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), произносил слова: "Аллаху акбару!" ("Аллах велик!"), бросая камешек в каждый из трёх столбов, после чего подходил, останавливался и взывал к Аллаху, обратившись к кыбле и воздевая руки к небу, что он делал после бросания камешков в первый и второй столб. Что же касается третьего столба, то, бросая в него камешки, он также каждый раз произносил слова: "Аллаху акбару!" ("Аллах велик!"), после чего удалялся, не останавливаясь возле него[144].