Мы непременно расскажем им об их деяниях на основании знания. Мы никогда не отсутствовали.
Сура 7 «Ограды», аяты 6-7
Вот что сказал Ибн Касир, комментируя первый аят: «Это сообщение о том, что Аллах обратится к посланникам в Судный день с вопросом о том, что сказали им их народы, к которым они были посланы. А о словах посланников "Нет у нас знания"Муджахид, аль-Хасан аль-Басри и ас-Судди сказали: "Они сказали это под воздействием ужаса этого Дня". А Ибн Аббас сказал: "То есть — нет у нас такого знания, которого не было бы у Тебя" Это мнение передаёт Ибн Джарир, и это его выбор. И это, несомненно, прекрасные слова — проявление благовоспитанности по отношению к Всевышнему Аллаху: то есть по сравнению с Твоим знанием, которое объемлет всякую вещь, у нас нет никакого знания, и даже если бы мы и ответили, и знали, что ответить, всё же среди этих людей были такие, о которых мы судили по тому, что видели, не зная при этом, что у них в сердцах. А Ты знаешь всё и ведаешь обо всём, и знание наше — ничто в сравнении с Твоим знанием» [Ибн Касир. Тафсир].
Потом каждая община скажет, что посланники лгут и к ним не приходил увещеватель. Тогда придёт община Мухаммада и
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 412
засвидетельствует, что посланники действительно донесли до своих народов послание Всевышнего. Всевышний сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины154, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих»(сура 2 «Корова», аят 143).
Абу Са'ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «В День Воскрешения будет призван Нух, и он скажет: "Я здесь,о Господь мой, и готов служить Тебе!" Аллах спросит: "Донёс ли ты послание до своего народа?" Он скажет: "Да!" Тогда его соплеменников спросят: "Донёс ли он до вас послание?" Они ответят: "Не приходил к нам увещеватель!" Аллах спросит Нуха: "Кто засвидетельствует в твою пользу?" Он скажет: "Мухаммад и его община". И они засвидетельствуют, что он действительно донёс послание. А Посланник станет свидетельствовать о вас, и это смысл слов Всевышнего: "Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих"»[Бухари].
Ибн Хаджар говорит, что у Ахмада, ан-Насаи и Ибн Маджи этот хадис звучит так: «Придёт в Судный день пророк, с которым будет один человек, и придёт пророк, с которым будут два человека, и придёт пророк, с которым будет больше людей... И им будет сказано: "Донесли ли до вас это?" Они ответят: "Нет". Тогда пророку будет сказано: "Донёс ли ты до них послание?" Он скажет: "Да". Тогда ему будет сказано: "Кто засвидетельствует в твою пользу?"...» Ибн Хаджар также сказал, что в некоторых версиях хадиса имеется добавление: «И будет сказано: "Откуда вы знаете?" Они ответят: "Наш Пророк сообщил нам о том, что посланники донесли до людей послание, и мы поверили ему"»[Фатх Аль-Бари, т. 8, с. 172].
К свидетелям относится также земля, дни и ночи. Они будут свидетельствовать о том, что человек делал в них. Богатство человека также будет свидетельствовать о том, как распоряжался им его обладатель. Аль-Куртуби отвёл для этой темы отдельную главу. В этой главе он привёл хадис Абу Хурайры: «Однажды Посланник Аллаха прочитал аят: "В тот День[земля] расскажет свои вести..." —а потом спросил людей: "Знаете ли вы, какими будут её вести?"
154 Иначе говоря, умеренности, «золотой середины», ни вчём не впадая в крайности.
ГЛАВА 10. РАСЧЁТ И ВОЗДАЯНИЕ 413
Они сказали: "Аллах и Его Посланник знают лучше". Тогда он сказал: "Поистине, её вести будут таковы: она станет свидетельствовать против каждого раба и рабы Аллаха относительно того, что каждый из них делал на ней, и она скажет: <Ты сделал mo-mo и mo-mo в такой-то день>. Это и будут её вести"» [Тирмизи].
Ангелы Милосердного, которые записывали все благие и дурные дела человека, тоже будут свидетельствовать. Всевышний сказал: «И каждая душа придёт вместе с погонщиком и свидетелем»(сура 50 «Каф», аят 21).
Здесь имеются в виду два ангела, приставленные к человеку.
Ангелы будут свидетельствовать о том, что мы делали в этом мире:«Свидетели скажут: "Это они оболгали своего Господа"»(сура 11 «Худ», аят 18).
Когда раб Всевышнего начнёт препираться и спорить и дойдёт до того, что он начнёт обвинять своего Господа и свидетелей во лжи, Всевышний Аллах возьмёт свидетеля от самого человека: против него начнут свидетельствовать части его собственного тела. Об этом мы уже упоминали ранее.