Шестой вопрос из фетвы № 18637.

Вопрос: Суть длинного вопроса: бабушка человека пропускала некоторые дни поста по причине месячных и болезни, а по незнанию она не возмещала пропущенные дни. Узнала о религиозном положении этого вопроса уже в старости, когда была не в состоянии поститься. Она так и умерла, не возместив пропущенные дни. Теперь этот человек спрашивает: если внук будет поститься от её имени, то засчитается ли его пост за бабушку? При этом он будет намереваться, чтобы награда за его пост помогла ей. Кроме того, зачтётся ли искупление за её пропущенные дни? При этом расчёт пропущенных дней приблизительный.

Ответ: Если вы точно знаете, что ваша мать не возмещала пост за пропущенные дни, как, например, она сообщила вам об этом в преклонном возрасте, то вы можете возмещать за неё пост. При этом, вы должны постараться узнать количество пропущенных дней. Кроме того, вы должны за каждый день поста, который не был возмещён ею в течение года до следующего Рамадана, накормить бедняка размером в полтора килограмма продуктами питания вашей страны. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если за умершим человеком остался пост, то за него постится его родственник». «Сахих Аль-Бухари», (1952), «Сахих Муслим», (1147).

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!

Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/54-55. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

Вопрос: Человек умер в день праздника розговенья, а в первый или второй день месяца рамадан его сразила болезнь, в результате чего он не соблюдал пост целый месяц. Должны ли его наследники совершить за него пост после его кончины, либо накормить нуждающихся или же умершему и его наследникам ничего такого не предписано?

Ответ Постоянного комитета ученых КСА:

Если этот больной не соблюдал пост по причине своей неспособности поститься и оказался не в состоянии совершить возместительный пост из-за собственной смерти в день праздника розговенья. То он не обязан был поститься из-за невозможности сделать это по болезни, а его возмещение стало невозможным по причине его смерти в день праздника розговенья. Его наследники не должны поститься или кормить нуждающихся за него.(Конец ответа).

Источник: "Религиозно-правовые решения вопросов, касающихся поста". Подготовил к изданию: Мухаммад Аль Муснад.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Его родственнику желательно возместить пост вместо него, если же он не сделает этого, то мы скажем, чтобы он кормил за каждый день бедняка. В этом проводится сравнение по аналогии с обязательным постом».

Источник: Аш-шарх аль-мумти‘. Т. 6. С. 450 — 452.

Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «За того, кто умер, не возместив поста, должен поститься его опекун». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Комментарий:

Этот хадис свидетельствует о том, что если человек умер, не возместив пропущенный или обещанный пост, то поститься за него должен его близкий родственник. Это предписание носит обязательный характер и распространяется на любые обязательные виды поста. Тем не менее большинство мусульманских богословов считало, что предписание возмещать пост за покойника является желательным. Абу Ханифа, Малик и некоторые другие богословы считали, что нельзя поститься за другого человека. Они также считали, что родственники покойного должны совершить за него искупительные действия. Это мнение опирается на хадис, переданный ат-Тирмизи со слов Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек умрет, не возместив пост месяца рамадан, то его родственник должен накормить за каждый пропущенный день одного бедняка». Этот хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Однако цепочка рассказчиков хадиса является слабой. Достоверно известно, что этого мнения придерживался Ибн ‘Умар. Также известно, что Ибн ‘Аббас и ‘Аиша считали, что родственники покойного должны накормить за каждый пропущенный им день поста одного бедняка. Однако эти доводы являются неубедительными, потому что не могут противостоять достоверному хадису Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Богословы ханбалитского толка считали, что родственники покойного должны накормить бедняков, если покойный не успел возместить пропущенный пост в месяце рамадан. Если же человек дал обет поститься в течение нескольких дней и не успел сделать этого, то его родственники должны поститься за него. Однако достоверных хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о необходимости кормить бедняков при данных обстоятельствах не существует. Поэтому Абу Саур, некоторые богословы шафиитского толка и большинство знатоков хадисов справедливо считали, что родственники покойного должны поститься за него при любых обстоятельствах. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 242.

Передают, что Бурейда рассказывал, что однажды он сидел возле Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и некая женщина подошла к нему и спросила: «Я подарила своей матери рабыню, а она умерла».Он сказал: «Ты непременно получишь за это вознаграждение, а рабыня достается тебе в наследство».Она сказала: «О Посланник Аллаха! Она должна была поститься в течение месяца. Могу ли я поститься вместо нее?» Он сказал: «Постись вместо нее».Она сказала: «Она никогда не совершала паломничества. Могу ли я совершить паломничество за нее?»Он сказал: «Соверши паломничество за нее». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи. В версии Муслима говорится о посте в течение двух месяцев. Этот хадис также свидетельствует о том, что родственники покойного должны поститься за него, если он скончался и не успел возместить пропущенный или обетованный пост.

См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, стр. 544-545.

[Конец примечания].

Наши рекомендации