Вопрос: 1765. Что такое день сомнения и можно ли держать уразу в нем.

https://youtu.be/XTJTdMUCdew

Ответ:

День сомнения – это если 29-ый день (Шаабана) когда прошел, наступила ночь, и люди смотрят на небо, не могут увидеть новую луну, потому что небо затянуто облаками, или дым или что-то подобное, не смогли увидеть луну. Следующий день либо 30-ый Шаабан, либо 1-ый Рамадан, потому что месяц может быть 29 дней. Вот это день сомнения, потому что, не понятно, то ли следующей день, 1 день Рамадана, то ли 30 Шаабан.

А если после 29-го дня, ночью небо не было затянуто облаками (то есть была ясная погода), люди посмотрели на небо и не увидели луну, это не называется днем сомнения, и следующий день будет 30-ым днем Шаабана. День сомнения будет только тогда, когда не смогли увидеть луну из-за облаков (или другого препятствия), и не знают точно завтра Шаабан или завтра уже 1-ый Рамадан. Это правильное мнение относительного того, что такое день сомнения.

Это менее известный риваят от имама Ахмада, о том, что день сомнения именно этот день. И большинство ученых считают, что в этот день запрещено держать пост. Из-за хадиса Аммара ибн Ясира, который у нас в главе под номером 633, а также из-за хадиса ибн Умара и Абу Хурейры - тоже у нас в главе. Также этого мнения придерживался (то, что день сомнения – это 30-ый день Шаабана, если не смогли посмотреть в ночь на 30-ый день Луну) этого мнения придерживались Шейх Ибн Теймия, а также Ибн Каййм, ибн Абдуль Хади, хафиз ибн Хаджар, ас-Санани и аш-Шаукани, а также другие из обладателей знания. И это мнение более правильное.

Сказал Ибн Джаузи в своей книге Ат Тахкик: «У имама Ахмада есть другое мнение в этом вопросе, а это вопрос: «Если в 30-ую ночь Шаабана (т.е. после 29-го дня наступает 30-ая ночь, а после нее идет 30-ый день) произошло затягивание облаками (неба), или пыль, или что-либо подобное, то от имама Ахмада есть сразу три риваята.

Первый риваят: Обязательно держать пост в этот день, потому что возможно, что это 1-ый день Рамадана (это известное мнение у Ханбалитов).

Второй риваят: В этот день нельзя держать пост, ни обязательный, ни добровольный, но можно держать пост, как къада (возмещение) обязательного поста, который ты не смог продержать, или каффара, как искупление какого-либо проступка, или если ты дал обет, или добровольный пост, если у тебя есть привычка держать добровольную пост (в эти дни постоянно).

(Второе мнение правильное, оно соответствует мнению большинства ученых. Что 30-го Шаабана, если в 30-ую ночь не смогли увидеть Луну из-за облаков, то нельзя держать пост (ни обязательный, ни желательный), кроме 4-ех видов поста: пост къада (как возмещение обязательной поста, который ты не смог продержать ранее); либо пост по обету; либо пост (каффара) возмещение какого-либо проступка; либо пост добровольный, если он соответствует твоей привычки, например понедельник или четверг и этот день получился как раз или понедельник или четверг).

Третье мнение то, что в этом вопросе нужно вернуться к мнению правителя. Если правитель скажет держим пост завтра, то все держат пост, если скажет не держать, то никто не держит. Эти три мнения пришли от имама Ахмада».

Более известный риваят от имама Ахмада – это риваят 1-ый, что обязательно держать уразу в этот день, т.к. это может быть день Рамадана. И за него в этом вопросе привели довод и сказали, что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сказал: «Если вы не смогли увидеть Луну, тогда посчитайте». (Т.е. думайте, что Шаабан 30 дней, но приверженцы этого мнения поняли этот хадис по-другому: т.е. сожмите месяц Шаабан до 29-ти дней. Потому что слово «кадр» в арабском языке несет значение «сжимание»). Как Всевышний Аллах сказал: «Он думает, что Мы не способны сжать его» (т.е. имеется в виду сжать его пропитание). А также слова Всевышнего: «он расширяет удел кому захочет, а кому захочет сжимает». (Отсюда следует сказали: «Если вы не смогли увидеть Луну из-за облаков, тогда сказали, что имеется в виду «сожмите его», т.е. сожмите месяц Шаабан до 29-ти дней и считайте, что завтра 1-ый день Рамадана. Они поняли этот хадис таким образом). И сжимание не бывает, кроме как взять минимальное количество восхода Луны или минимальное количество дней месяца, а это 29 дней. Подкрепляет это мнение имама Ахмада, что пришло от некоторых сподвижников, а это ибн Умар, а также Айша и Асма бинт Абу Бакр, то что они постились в день сомнения и это является достоверным от них, (т.е. эти иснады до этих сподвижников являются достоверными).

Но большинство ученых на это сказали: Нет, слова Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, имеется в виду - отсчитаете месяц Шаабан 30-ть дней, не имеется в виду сожмите его до 29-ти. Сказал ибн Хаджар: «Посмотрите когда начался 1-ый Шаабана и посчитайте 30-ть дней». Сказал Ибн Каййм: «Под «кадром» здесь имеет в виду довести до полноты, а не сжимать, как сказал Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям: «Доведите число до конца», и под доведением до конца имеется в виду доведение количества дней месяца Шаабан».

И подтверждает это мнение двух имамов (Ибн Хаджар и Ибн Каййма) риваят имама Муслима: «посчитайте его 30-ть дней». А еще более явный риваят у имама аль-Бухари: «доведите количество месяца Шаабан до 30-ти дней», т.е. явный риваят, с которым невозможно поспорить. А также пришло множество хадисов, в которых приходит явный приказ довести количество дней Шаабана до 30-ти дней, и Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, делал сам точно также.

И многие из этих хадисов привел шейх уль Ислам Ибн Теймияв своей книге «Шарх Умда», а что касается того, что приверженцы мнения, о том, что нужно сократить Шаабан до 29-ти дней, привели мнение сподвижников на это. То мы смотрим на то, что они передавали, а не на то, как они считали. И к тому же от других сподвижников пришло противоположное мнение, что в этот день пост держать нельзя, как пришло от Аммара ибн Ясира, ибн Масуда, Анаса ибн Малика и др. И это тоже является установленным от них. Что касается асара ибн Ясира, то он у нас пришел в главе. (Что касается асара ибн Масуда у ибн Аби Шайбы и Байхаки с хорошим иснадом, что касается асара Анаса ибн Малика то он пришел у Абду Раззака, а также у ибн аби Шейба с достоверным иснадом).

Сказал имам аш-Шаукани: «В итоге, получается, что сподвижники разногласили в этом вопросе, и поэтому нельзя говорить, что одни правы, а другие не правы просто потому, что один на такой-то стороне, а другой на такой-то. А истина в том, что пришло в шариате».

(Значит, если два сподвижник разногласят, мы не можем сказать: «Но это же сподвижник Аммар ибн Ясир, а этот всё-таки Умар ибн Хаттаб». Нет! Мы должны посмотреть чье мнение подтверждается доводом, то мнение мы и берем).

Сказал имам Санаани: «В этом вопросе сподвижники разногласили, некоторые сказали, что держать пост в этот день разрешено, а некоторые сказали, что запрещено. Более того некоторые сказали, что держать пост в этот день является ослушанием Пророка, сала Ллаху алейхи в салям. А доводы подтверждают мнение тех, которые запрещают держать пост в этот день. Но вместе с тем, что мы говорим, что ибн Умар придерживался мнения, что нужно держать пост в этот день, пришло от него же с хорошим иснадом у ибн аби Шейба, о том, что он сказал: «Если бы я держал весь год пост, то в это день сомнения обязательно прекратил бы(держать) пост».А также от всех других сподвижников, которые говорили, что в этот день нужно держать пост, пришло мнение, что в этот день держать пост нельзя».

Сказал Хафиз ибн Хаджар соединяем между двумя асарами от ибн Умара: «Собрать между этими доводами можно, что, когда ибн Умар говорил, что в этот день нужно держать пост имеется в виду, если это не является днем сомнения в прямом смысле. (Т.е. это 30-ый день Шаабана, но это не день сомнения. Т.е. небо было чистым и люди не увидели Луну, поэтому этот день точно 30-ый день Шаабана). И это также более известное мнение от имама Ахмада, что он сказал, что день сомнения -- это только тогда, когда люди поленились посмотреть на Луну и не посмотрели на нее, или засвидетельствовал, что видел луну человек от которого не принимается свидетельство (как например нечестивец и т.п.), а если же не смогли посмотреть на Луну из-за того, что были облака, то это не называется днем сомнения. (Это мнение не правильное. Наоборот, такой именно день и называется днем сомнения)».

Также шейх уль Ислам Ибн Теймия так понял слова этих сподвижников, что те, которые держали пост в этот день, это не был день сомнения, но был день, который был известен, что это 30-ый день Шаабана. А потом шейх уль ислам упомянул другой ответ. (И этот ответ не правильный заранее скажем). А это то, что раз сподвижники держали пост в этот день, то это является разрешенным и желательным, а в хадисах, в которых пришло то, что нужно разговляться указывается на то, что не обязательно держать пост в этот день.

(Т.е. шейхуль Ислам Ибн Теймия сказал, в этот день (день сомнения) желательно держать пост. Потому что может это 1-ый день Рамадана. А как же быть с теми контекстами, в которых пришло, что не надо держать пост. Имеется в виду, что не обязательно, держать пост в эти дни. Так собрал шейхуль Ислам Ибн Теймия между этими хадисами).

И что касается суровости в этих хадисах, то она направлена к людям, которые явно заявляют, что это день рамадана точно. (Шейхуль Ислам Ибн Теймия говорит, что нельзя так точно утверждать, но на всякий случай нужно пост подержать). И говорит, порицается в этих хадисах человек, который считает, что в этот день обязательно держать пост, потому что это месяц Рамадан. Также как обязательно держать сам месяц Рамадан, при этом человек не убежден, что это день Рамадана, т.к. Луну не видели, а затем сам же сказал и аналогия указывает на правильность этого мнения. (Т.е. шейхуль Ислам Ибн Теймия защищает свое мнение), потому что обязать держать пост в день, обязательство которого не точно для людей – это противоречит аналогии. И что порицать того, кто на всякий случай держит пост, тоже противоречит основам. (Т.е. говорит можно держать пост на всякий случай, это желательно, но говорить что это обязательно – нельзя. Потому что нет довода на обязательность. Так собрал между этими мнениями шейхуль Ислам Ибн Теймия. Но в нашем случае пришел конкретный контекст от Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, и в данном вопросе различные аналогии не принимаются. Нет места аналогии тогда, когда пришел явный контекст от Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям). И это мнение шейх шейхуль Ислам Ибн Теймия также выбрал ибн Каййм в своей книге «Заду Маад».

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: То, что кажется более правильным, а Аллах знает лучше, то что запрещено держать пост в день сомнения, даже если человек хочет продержать пост на всякий случай, и даже если не считать, что этот день держать пост обязательно, все равно не нужно держать пост в этот день из-за доводов, которые приведены выше. А что касается действия некоторых сподвижников, которые держали пост в этот день, то им противоречат другие сподвижники, а в этом случае нужно вернуться к доводам, (уже не смотрим на то, что сказали сподвижники). Как мы уже говорили в словах имама ас-Санани и аш-Шаукани.

(Значит, правильное мнение в этом вопросе, то, что если у нас день сомнения, то в этот день держать пост запрещено.

А день сомнения это тот день, который приходит после 30-ой ночи Шаабан, т.е. был день 29-ый, потом пришла ночь – это ночь 30-го и люди не смогли увидеть Луну, потому что небеса были затянуты облаками. И есть сомнения: завтрашний день – все еще 30-ый Шаабана или уже 1-ый Рамадан. Вот следующий день называется днем сомнения. В нем нельзя держать пост. И нужно воспринимать этот день как 30-ый день Шаабана, исходя из явного хадиса Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям: «Если небо было затянуто облаками, тогда доведите число месяца Шаабан до 30-ти дней». Даже, если в действительности там была Луна, но ее не смогли увидеть из-за облаков, то все равно мы считаем, что это месяц Шаабан. Потому что так приказал Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям. А если же у нас 30-ый день Шаабана и не является днем сомнения, небеса были чистыми, мы смотрели на облака и не увидели Луны и мы уверены, что завтра 30-ый день Шаабан, а не 1-ый день Рамадана, тогда в этот день пост держать тоже нельзя. Но не из-за того что это день сомнения, а из-за того, что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, в другом хадисе запретил держать пост за день или за два дня до месяца Рамадан. Т.е. здесь уже используется другой запрет. Значит, в любом случае 30-ое Шаабана пост не держится, день это сомнения или не день сомнения, но запрет различный.

А что касается наших слов о том, что разрешено держать в этот день пост возмещения (кадда), или как каффара, или как обет, то разрешено держать пост, в том смысле, что если это ни день сомнения, но все равно держать запрещено такой вид поста, потому что это последний день Шаабана. А Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, запретил держать пост последний или предпоследний день Шаабана, запретил опережать Рамадан постом за два дня, поэтому эти виды поста также держать запрещено. Но разрешено держать пост в 30-ый день Шаабана с двумя условиями: если это ни день сомнения; если это пост, который человек держит по привычке, постоянно, например, понедельник и четверг или день через день).

[Примечание редактора стенограммы]:

Вопрос: Будет ли достоверным пост, соблюдаемый тридцатого числа месяца Ша’бан (месяц, предшествующий месяцу Рамадан), при этом никто не видел появление молодого месяца (предзнаменующего наступление месяца Рамадан)? Поясните ответ с доводами.

Ответ постоянного комитета по фатвам КСА: «Если никто не видел молодого месяца (предзнаменующего наступление месяца Рамадан) в тридцатую ночь месяца Ша’бан, то мусульманину нельзя поститься в этот день, если только этот день не совпадёт с днём, когда он обычно постился. Как, например, его обычным делом был пост в понедельник или четверг, который совпал с тридцатым числом месяца Ша’бан, то он может поститься в этот день вместе с предшествующими днями месяца Ша’бан. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) по этому поводу сказал: «Не поститесь за день или за два дня до месяца Рамадан, Но если кто-то постился обычно в этот день(т.е. его пост совпал с предшествующим Рамадану днём),то может поститься»». (Хадис привёл Ахмад, (1/367; 2/234, 347, 408, 438, 477, 497, 513, 521); Аль-Бухари, (2/230); Муслим, (2/762, номер хадиса (1082)), Абу Дауд, (2/745, 750, номера хадисов (2327) и (2335), Ат-Тирмизи, (3/68-69, номер хадиса (684)), Ан-Насаи, (4/149-154, номера: (2172-2174) и (2190), Ибн Маджа, (1/528, номер хадиса (1650), Ад-Дарими, (2/4), Ибн Абу Шейба, (3/23), Аль-Байхакый, 4/207). Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/92-93. Четвёртый вопрос из фетвы номер 4442. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

Вопрос: Если небо закрыто облаками или пылью (в ночь после 29 шаабана), обязательно ли, или узаконено ли в шариате держать пост в (следующий день) день сомнения (яуму аш-шакк) из осторожности, что может быть месяц рамадан уже начался?

Ответ:Не разрешается держать пост в день сомнения, даже если закрыто небо. Таково правильное мнение, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поститесь, увидев его (новолуние), и прерывайте пост, увидев его. А если скрыто небо от вас, то отсчитайте для шаабана 30 дней».(Муслим 1081.) И сказал так же: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». (Муслим 1082.)

А что касается того, что передается про Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он держал пост в 30 день, если небо было закрыто — то это его иджтихад, да будет доволен им Аллах, но правильное мнение — обратное этому: обязательно не поститься в этот день. Ибн Умар совершил иджтихад, но этот его иджтихад противоречит сунне, да простит его Аллах. Правильно в этом вопросе то, что мусульмане должны не держать пост в 30 день, если не видели новолуния и если небо было закрыто. И не разрешен пост (рамадана) до тех пор, пока не увидят люди новолуние, или же пока не будет завершен отсчет дней шаабана. Такова обязанность мусульман, и не разрешается никому отклоняться от ясного указания из текста (Корана или Сунны), следуя словам кого-либо из людей. Ни словам Ибн Умара, ни кого-либо другого. Потому что указание из текста Корана и Сунны первостепенно относительно всего остального в соответствии со словами Всевышнего Аллаха: «Берите же то, что дал вам посланник Аллаха, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура «Собрание», аят 7.) И в соответствии со словами Его, Высочайшего и Великого: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания».(Сура «Свет», аят 63.)

Источник: «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15. Фатауа нурун аля ддарб».

Вопрос: Разрешено ли держать пост в последний день месяца шаабан?

Ответ шейха Ибн База: Если ты обычно держишь пост в понедельник и четверг, и последний день месяца шаабан получился понедельник или четверг, то держи в него пост в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». Если кто-то держит пост через день, или держит пост по понедельникам и четвергам, и этот день выпал на 30 шаабана, то пусть держит пост, потому что он постится по обычаю (из сунны). Это не запрещено, даже перед началом рамадана.

Источник: https://youtu.be/E5zPyDUGF10

Вопрос: Жители одной из африканских стран разошлись во мнениях относительно начала поста в месяц Рамадан. Так, одни считают, что начинать и заканчивать поститься нужно после того, как будет замечен новый месяц, поступая в соответствии с хадисом пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте тридцать дней» (Аль-Бухари, Муслим).

Другие постятся за день до наступления месяца Рамадан, т.е. в тот день, когда должен появиться новый полумесяц, противореча тем самым смыслу хадиса. Нам не ясен этот момент, дайте, пожалуйста, фетву.

Ответ постоянного комитета по фатвам КСА:Если человек постился тридцатого числа Ша’бана, не получив подтверждения о наступлении Рамадана с помощью зрительной фиксации, и этот день совпал с первым днём месяца Рамадан, то его пост в этот день не будет засчитан в качестве поста месяца Рамадан. Причина этого в том, что такой пост не основывался на вескую с точки зрения религии причину, но соблюдался в так называемый «день сомнения». Достоверные хадисы указывают на запрет поститься в день сомнения. Таким образом, этому человеку нужно будет восполнить пост взамен того, что соблюдался в «день сомнения».

Учёный Ибн Кудама (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал по этому поводу: «У имама Ахмада есть третье мнение, гласящее, что пост в этот день не обязателен и не засчитывается за пост месяца Рамадан, если человек будет поститься в этот день. Этого мнения придерживалось большинство учёных, среди них – Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафи’и и другие. Все они опирались на хадис, передаваемый со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то доводите число Ша’бана до тридцати дней» [Аль-Бухари. Муснад Ахмада ибн Ханбаля, 2/92]». Также они опираются на хадис, передаваемый от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте тридцать дней» [Муслим. Ат-Тирмизи, 2777; Абу Дауд, 2149].

Кроме того, сообщается в достоверных хадисах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься в день сомнения (Аль-Бухари, Муслим). День, о котором идёт речь в вопросе, и есть день сомнения, ведь в своей основе Ша’бан ещё не закончился, и мы не оставляем эту основу по причине сомнения». Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/117-118. Фетва номер 2763. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

Вопрос: Рамадан в этом году наступил в пятницу, однако некоторые люди постились уже в четверг. Вы издали фетву, в которой говорится, что необходимо восполнить недостающий день (если человек по тем или иным причинам постился на один день меньше). Нужно ли тому, кто начал поститься в четверг, восполнить недостающий день от месяца Рамадан или пост в четверг в начале месяца будет достаточным для него? Ответьте, пожалуйста, да воздаст вам Аллах благом.

Ответ постоянного комитета по фатвам КСА:Этому человеку необходимо будет восполнить пост за недостающий день, потому что он пропустил день из месяца Рамадан, а его пост в четверг был постом в день сомнения. Нельзя поститься в день сомнения, и этот пост не засчитывается в качестве поста за Рамадан, если даже позднее стало известно, что в этот день действительно наступил месяц Рамадан. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/118-119. Пятый вопрос из фетвы номер 7956.

Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

Вопрос: Каково религиозное положение поста тех, кто постился в последний (по календарю) день месяца Ша’бан, учитывая тот факт, что учёные страны не были единогласны в вопросе наступления месяца Рамадан? Более того, в дальнейшем подтвердилось, что месяц Рамадан наступил именно в этот день, когда постились лишь некоторые люди, как это произошло в Саудовской Аравии в 1404 году по хиджри. В этот год некоторые постились, потому что либо сами лично видели новый полумесяц, либо надёжные люди сообщили им об этом, и при этом в дальнейшем достоверность их зрительной фиксации была подтверждена. Некоторые шейхи тогда сказали о недействительности поста тех, кто сам лично не видел луну, обосновывая это тем, что они противоречили общине, если даже эта община ошиблась. Также они объяснили недействительность поста тем, что только учёные каждой страны имеют право выносить решения по вопросу наступления месяца Рамадан, не ссылаясь на фетвы о зрительной фиксации учёных из другой местности. И поэтому некоторые шейхи сказали, что необходимо восполнить пост за этот день.

Ответ постоянного комитета по фатвам КСА:Если кто-то постился, опираясь на зрительную фиксацию или основываясь на сообщение надёжного человека о том, что он действительно видел новый полумесяц, то его пост считается действительным и не нужно возмещать его. Однако, если кто-то постился, не опираясь ни на зрительную фиксацию, ни на сообщение надёжного человека, а затем подтвердилось, что этот день был первым днём месяца Рамадан, то его пост в этот день не засчитывается в качестве поста месяца Рамадан, поэтому он должен восполнить недостающее количество дней Рамадана и не может учитывать этот день. Также он должен покаяться, ведь он постился в день сомнения, в который пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься.

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!

Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/119-120. Первый вопрос из фетвы номер 8035.Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

Вопрос: Мы, мусульмане Франции, находимся в замешательстве из-за постоянного разногласия между арабскими странами относительно наступления месяца Рамадан. Так, Саудовская Аравия объявила о начале благословенного месяца в четверг, а Кувейт – в пятницу, и в результате продолжительность месяца Ша’бан для саудийцев стала 29 дней, а для жителей Кувейта – 30 дней. Что касается астрономических расчётов, проведённых в Париже, то они показали, что новый полумесяц родился в среду в 19:49, 30 мая, 1984 года.

Просим вас разъяснить нам, на что опиралась Саудовская Аравия, объявляя начало месяца Рамадан в четверг 31 мая 1984 года? Также просим вас дать нам разъяснения к священным аятам: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». [Сура «Аль-Бакара», 185.]

Ответ постоянного комитета по фатвам КСА:Во-первых, разногласие среди учёных по поводу того, нужно ли учитывать разницу появления полумесяца в зависимости от местности или нет, существует уже давно.

Во-вторых, в 1404 году по Хиджри ответственные лица в Саудовской Аравии подтвердили появление нового полумесяца только в ночь на четверг и издали указ о том, чтобы довести месяц Ша’бан до тридцати дней в соответствии с достоверными хадисами. Также было объявлено, что месяц Рамадан начнётся в четверг. Затем, наблюдая за появлением нового полумесяца, знаменующего наступление следующего месяца Шаууаль, ответственные лица объявили о том, что праздник Разговения будет в пятницу, тем самым общее количество дней составило 28 дней. Однако лунный месяц в соответствии с достоверной Сунной бывает либо 29 дней, либо 30 дней. Отсюда стало ясно, что произошла ошибка: начало месяца Рамадан состоялось на один день раньше общепризнанного, поэтому ответственные лица объявили об этой ошибке и повелели всем возместить за пропущенный день поста в начале следующего месяца, дабы снять с себя обязательство и восстановить должное. Отсюда видно, что ответственные лица в Саудовской Аравии в любом случае поступили в соответствии с законом Шариата.

В-третьих, что касается тафсира, разъяснения священного аята: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься», [Сура «Аль-Бакара», 185.] то Всевышний Аллах повелевает каждому здоровому человеку, не находящемуся в пути, поститься в течение месяца Рамадан. Что же касается человека, заболевшего такой болезнью, при которой тяжело поститься или эта болезнь может причинить вред его организму, а также путника, то они не постятся и должны будут возместить в другое время пропущенные дни. В этом проявляется облегчение и милость от Всевышнего Аллаха к своим рабам. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/120-122. Фетва номер: 7882.Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

Сказал ан-Навави в своей книге "аль-Маджмуа" 6\399: "Сказали наши соратники (шафииты): "Не считается действительным пост в "сомнительный день" без разногласий… Но если кто-то постился в этот день, возмещая пропущенный пост или из-за дачи обета или постом за искупление клятвы, то он засчитывается, потому что, если засчитывается пост того кто постится желательный пост, то обязательный тем более будет засчитан. Это как время, в которое порицается совершать молитву. Таким же образом с возмещением поста прошлого Рамадана. Ему обязательно следует возместить именно сейчас, т.к. другого времени не осталось". Конец цитаты.

[Конец примечания].

Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1766-1769.

Определение начала месяца.

https://youtu.be/ijOfY5b7xZU

Рассматриваемые вопросы в уроке:

•1766 Как определяется начало месяца Рамадан.

•1767 Каково постановление определения начала месяца Рамадан по астрономическим расчетам.

•1768 Каково постановление использования телескопов и биноклей при смотрении луны.

•1769 Если луну увидели в одной стране, обязательно ли поститься всем остальным странам.

____________________________________

Наши рекомендации