Вопрос: 1763. Разрешается ли держать уразу за день или за два дня до Рамадана.

https://youtu.be/poWQFzXCdZg

Ответ:

Перед месяцем Рамадан – месяц Шаабан (месяц может состоять из 29 и из 30 дней). Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, в одном из хадисов*, который у нас в главе запретил держать пост за день или за два дня до Рамадана, отсюда мы понимаем, что речь идет о запрете поста 28-ом и 29-ом числе Шаабана. (Либо 29 и 30 Шаабана, если месяц Шаабан будет 30 дней).

*[Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не предваряйте Рамадан соблюдением однодневного или двухдневного поста. Однако, если человек соблюдает[в эти дни свой привычный] пост, то пусть соблюдает его». Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Наса’и, ат-Тирмизи и Ибн Маджах].

В этом вопросе есть разногласия: большинство ученых считает, что держать уразу в 28-ой и 29-ый день месяца Шаабан является не желательным.

Ат-Тирмизи сказал: “Таким образом поступают обладатели знания. Они запрещали начинать пост раньше, чем начнётся месяц Рамадан, ради сохранения Рамадана. Если же кто-то держит свой регулярный пост, и он совпадает с последним или предпоследним днём Шаабана, то учёные считали, что в этом не ничего плохого“. Сунан ат-Тирмизи (684).

(То есть имам ат-Тирмизи говорит: «если это на всякий случай, то нельзя держать уразу 28-го, 29-го числа»).

Слова от ат-Тирмизи, то, что это из-за Рамадана. Этим самым имам ат-Тирмизи ограничил запрет на одной причине. Значит, отсюда получается, что если человек просто хочет держать уразу не из-за Рамадана, как например, просто добровольная ураза или хочет дать обет в эти дни или тому подобное, получается, что это разрешено.

(Мы говорим, что человек не имеет право ограничивать хадис, который не ограничен аятом или другим хадисом, исходя из своих предположений, на которых нет довода).

И то же самое Ибн Хаджар (т.е. согласился с имамом ат-Тирмизи), что причина запрета именно в этом.

Но сказал Имам Санаани: из этого понимается, что человек может 28-ой 29-ий день Шаабана держать любой пост, какой он захочет, если у него нет неправильного намерения, которые указаны в словах имама ат-Тирмизи, но это противоречит внешнему смыслу запрета который пришел в этом хадисе. Потому что этот хадис общий, и в нем не пришло никаких исключений, кроме того поста, которую человек держит обычно в течение года, и это его постоянный пост, попал на этот последний день Шаабана, а если бы Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, хотел запретить именно тот пост, на который указывает имам ат-Тирмизи и ибн Хaджар,то он бы сказал-не держите уразу в такие-то дни, кроме как добровольно - если хотите добровольно, то можете держать. Т.е. не в том смысле, что это обязательная ураза из-за Рамадана, тогда держите или привел бы подобные слова.

(Имам ас-Санаани указывает, что у нас приходит общий запрет в хадисе. Мы знаем из правил усуль аль-фикх, что общий запрет нельзя конкретизировать, кроме как конкретным аятом или конкретным хадисом. Что касается мнениями людей и их предположениями, то мнения и предположения людей не ограничивают, общие контексты, тем более общие запреты).

И сказал также имам аш-Шаукани после того как привёл то ограничение, о котором говорит имам ат-Тирмизи. Сказал: «и это противоречит внешнему запрету, который пришел в хадисе, потому что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, не исключил из этого своего запрета ничего, кроме того поста, который человек держит постоянно».

Значит, первое мнение: что ураза в 28-ой 29-ий день не желательна. Второе мнение: что она запрещена, а не просто нежелательна. Имам ас-Санаани в своей книге «Субулю-Ссалям» назвал тех ученых, которые придерживались этого мнения.

И упомянул Хафиз ибн Хаджар в своей книге «Аль Фатх» то, что это мнение принадлежит ар-Руваяни.

И это мнение выбрал имам ас-Санани в своей книге Субулю-Ссалям, и имама аш-Шаукани в своей книге “ад-Дураруль-мудыя” явно заявил то, что пост в эти два последних дня Шаабана являются запретными. Это мнение является более правильным ин шаа Аллах.

(Потому что мы должны ограничиваться словами Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, и следовать только лишь за ним).

И приверженцы первого мнения привели хадис Имрана ибн Хусейна, о том, что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сказал одному из людей: «Держал ли ты пост из середины или из конца этого месяца что-либо». Т.е пришел у нас хадис о том, что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, обратился к одному из людей и спросил его: «Держал ли ты пост в конце (или в другом риваяте – в середине месяца Шаабан)» Т.е. это зависит от того какой риваят более правильный. Если ты скажешь «саррар» - это конец месяца Шаабан, а «суррар» – это середина месяца Шаабан. Исходя из первого риваята, получается, что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, спрашивал этого человека – «Держал ли ты пост в конце месяца Шаабан», то есть если не держал то, почему не держал, это является желательным. А если и мы скажем сурар, то имеется в виду держал ли ты пост в середине месяца Шаабан. Так как является желательным держать пост в середине (лунного) месяца 13-го 14-го 15-го числа, т.е. приверженцы первого мнения указали, что этот хадис противоречит запрету, и что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сам спрашивал этого человека «держал ли ты пост в конце месяца Шааабан» Значит, получается, что держать пост в конце месяца Шаабан не является запретным.

Тогда этот человек сказал: «Нет, я не держал пост в эти дни». Тогда Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сказал: «Когда завершишь держать месяц Рамадан, тогда продержи два дня вместо тех дней, которые ты упустил».Этот хадис достоверный, приходит у Бухари и Муслима. И слово саррар у большинства ученых арабского языка под ним подразумевается конец месяца. Почему они названы днями саррар? Потому что луна в эти ночи – скрывается и её невидно, так происходит 28-ую, 29-ую, 30-ую ночь каждого месяца. Но приверженцы второго мнения, которые говорят о запрете держать пост в конце месяца Шаабан, ответили на этот хадис несколькими ответами. Из этих ответов следующие: слово суррар – это множественное число слова сурра, а сурра (т.е. пупок), а пупок каждой вещи – это середина. И укрепляет это мнение, что в риваяте у имама Муслима пришел явный риваят сурра, а не сарра, и также это подтверждается тем, что наверно в этом хадисе имеется в виду середина месяца, а не конец, потому что известно в шариате о желательности держать пост в середине месяца (лунного), то что называется белыми днями. А это происходит именно в середине месяца, т.е. в 13-ый, 14-ый, 15-ый день. А некоторые ответили, что запрещено держать пост в конце месяца Шаабан только, если человек делает это на всякий случай, (т.е. это мнение имама ат-Тирмизи и тех кто с ним согласился). Сказали, а кто не желает и не имеет такого намерения, то его не касается запрет. И мы уже говорили, что это мнение является неправильным.

Сказал аль-Куртуби в своей книге “аль-Муфхим”: Нет никакого противоречия в этих хадисах. Потому что возможно у человека была привычка держать пост, например, каждые последние дни месяца, поэтому последние дни Шаабана для него оказались соответствующими его привычке, поэтому Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, задал ему этот вопрос.

Если мы скажем, что риваят сарар правильный, более правильный «почему ты не продержал пост в конце месяца Шаабан». Значит, у кого есть привычка держать пост в определенные дни, то может держать пост в конце Шаабана, а если нет такой привычки, то он не должен ее держать. И это пришло в конце хадиса, потому что сам же Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сказал:«…кроме как, если один из вас держит постоянно пост, то пусть продержит в эти дни».

И таким же ответом на этот хадис ответил ан-Назири, а также и это мнение выбрал ан-Навави и аш-Шаукани.

Значит, более правильное мнение в вопросе, что в 28-ое, а также 29-ое число месяца Шаабан пост держать запрещено, без разницы с каким намерением он ее держит, кроме исключения из этого запрета - если человек держит постоянно пост (в определенные дни). Как например, по понедельникам и четвергам, или через день или каждые 3 дня в месяц, но эти три дня не смог продержать и остались только эти числа, тогда тоже может их продержать.

[Примечание редактора стенограммы]:

Говорит имам Ас-Санаани: Из этого хадиса (который приходит у нас в главе) следует, что запрещается поститься за день или за два до наступления рамадана, если только мусульманин не соблюдает пост регулярно. Например, если мусульманин регулярно постится по понедельникам, и понедельник попал на последний день месяца ша‘бан, то ему разрешается поститься в этот день. Согласно другому толкованию, запрещается поститься до наступления рамадана, если постящийся поступает таким образом, опасаясь пропустить начало священного месяца. Однако такое толкование не объясняет того, почему оговорка сделана не для тех, кто соблюдает добровольный пост, а только для тех, кто постится регулярно. Поэтому большинство мусульманских богословов считало, что поститься за два дня до наступления рамадана запрещается. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 218.

Из книги «Кашфу-ль-Лисам»:

[Виды соблюдения поста в конце Ша’бана]

Хафиз Ибн Раджаб говорит:

“Соблюдение поста в конце Ша’бана бывает трёх видов:

Первый – это когда пост соблюдается с намерением, что он относится к Рамадану, боясь [пропустить начало] Рамадана.

На это действие имеется запрет. Однако так поступали некоторые сподвижники, вероятно по причине того, что до них не дошел запрет на это.

Ибн ‘Умар (да будет Аллах доволен им и его отцом!) делал разницу между облачным и ясным небом в 30-й день Ша’бана. За ним последовал имам Ахмад. [Это мнение заключается в том, что если в ночь на 30-й день месяца Ша’бан на небе будут облака, либо что-то иное, что воспрепятствует возможности видеть луну, то в 30-й день Ша’бана надо будет из предосторожности соблюдать пост с намерением, что он относится к Рамадану; если же в эту ночь небо будет ясным, то поститься из предосторожности нельзя].

Второй – это когда пост соблюдается с намерением на обетованный пост (назр), либо [с намерением на пост,] возмещающий [тот, что был пропущен в] Рамадане, либо [с намерением] на искупительный пост (кафара), и т.п.

Большинство ученых разрешает это. Запрещают это те, кто категорически велят делать промежуток между Ша’баном и Рамаданом в виде одно дня без поста, а это – группа предшественников (салафов).

Сообщается также, что это считали нежелательным Абу Ханифа и аш-Шафи’и. Это спорный момент.

Третий вид – это когда пост соблюдается с намерением на простой дополнительный пост.

Его посчитали неодобряемым те, кто велел ставить границу между Ша’баном и Рамаданом в виде несоблюдения поста, даже если это будет соблюдением того поста, который человек привык соблюдать постоянно. Среди них аль-Хасан аль-Басри.

Разрешили это Малик и те, кто согласился с ним.

Аш-Шафи’и, аль-Ауза’и, имам Ахмад и другие в данном случае делают разницу между соблюдением привычного поста и непривычного”.

Точно так же делают разницу между тем, кто соблюдает пост более двух дней и соединяет его с Рамаданом. Таковое не является нежелательным в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха!): «Однако, если человек — то есть мужчина или женщина — соблюдает пост, — то есть привычный пост, как например, если он привык поститься ежедневно, либо через день, либо по определённым дням: по понедельникам и четвергам, например — то пусть соблюдает его» — по своему обычаю, ибо ему в эти дни разрешается его соблюдать.

Из этого хадиса понимается, что разрешается соблюдать пост в течение более чем двух дней предшествующих Рамадану.

В «аль-Фуру’» говорится:

“Нежелательно соблюдать пост за день или за два до начала Рамадана. Об этом сообщает ат-Тирмизи со слов обладателей знания. Это также утверждают последователи имама Ахмада, когда упоминают то, что приходит относительно дня сомнения [То есть дня, в котором неясно – наступил ли Рамадан].

Не является нежелательным соблюдение поста в течение более чем двух дней предшествующих началу Рамадана, в соответствии со смыслом этого хадиса.

Есть мнение, что нежелательно соблюдать пост во второй половине Ша’бана, а шафииты считают, что это запрещено, основываясь на хадисе, переданном со слов Абу Хурайры: «Не поститесь, если пройдёт половина Ша’бана» (Абу Дауд, ан-Наса’и и др.). Ахмад и другие имамы признали этот хадис недостоверным”.

Однако его сочли достоверным ат-Тирмизи и другие.

‘Абду-р-Рахман б. Махди сказал: “Это отвергаемый (мункар) хадис”. Так же сказали имам Ахмад, Абу Зур’а ар-Рази и аль-Асрам.

Имам Ахмад говорит: “Аль-‘Аля’ [один из передатчиков этого хадиса – аль-‘Аля б. ‘Абду-р-Рахман (ум. 138 г.х.] не передал хадиса более отвергаемого, чем этот”, — и опровергает его хадисом: «Не предваряйте Рамадан соблюдением однодневного или двухдневного поста», — из которого можно понять, что перед началом Рамадана разрешается соблюдать более чем двухдневный пост.

Ат-Тахави сказал, что это отменённый хадис и что имеется единогласное мнение (иджма’) на его неприменение.

Большинство ученых придерживается того, что этот хадис не подлежит применению.

Аш-Шафи’и и его последователи приняли этот хадис и запрещали начинать соблюдать дополнительный пост со второй половины Ша’бана тому, кто не имеет привычки [соблюдать дополнительные посты]. В этом с ними согласились и некоторые наши поздние ученые, как говорится в «аль-Лятаиф».

Главная же позиция нашего мазхаба:

— нет нежелательности в том чтобы соблюдать пост в течение трёх или более дней предшествующих Рамадану;

— точно так же нет нежелательности соблюдать его в течение одного или двух дней предшествующих Рамадану, если [это такой дополнительный пост, который] человек привык соблюдать постоянно, — в соответствии с содержанием этого хадиса и его пониманием.

А Аллах же оказывает содействие!

Источник: Имам Мухаммад ас-Сафарини «Кашфу-ль-Лисам».

[Конец примечания].

Наши рекомендации