Распространенные ошибки в молитвах и возгласах при произношении церковно-славянских слов
НЕПРАВИЛЬНО | ПРАВИЛЬНО |
«Честнейшую Херувим и славнењйшую без сравнения Серафим» | «Слањвнейшую» |
«Премудрость, прóстим» | «Премудрость, прóсти» |
«Свете тихий…петь быти» | «Пет быти» |
«Господь воцарится» | «Господь воцарися» |
«Хвалите Его во утверждении силы Его» | «Хвалите Его во утвержении силы Его» |
«Хвалите Его всеАнгелы Его» | «Хвалите Его всиАнгелиЕго» |
«Честна пред Господом смерть преподобных Его» | «Честна пред Господем смерть преподобных Его» |
«Воскресение Христово… придите вси верныи» | «Воскресение Христово… придите вси вернии» |
«Блажены милостивыи… чистыи… изгнáны…» | «Блажени милостивии… чистии… изгнáни…» |
«Приидите, поклонимся…Спаси нас, Сыне Божий» | «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий» |
«Соединит их Святей Своей Соборней и Апостольской Церкви» | «Соединит их Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви» |
«Горé имéем сердцá» | «Горé имéим сердцá» |
«Преподобный отче… моли Бога о нас» | «Преподобне отче… моли Бога о нас» |
«Представшагося… представшуюся… представшихся… представшияся…» | «Преставльшагося… преставльшуюся… преставльшихся… преставльшыяся…» |
ànããёлъ – ангел но ànããgёлъ | Аггел ангел |
«…и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных /». | «…и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, / православных /». |
«Вознесийся на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» | «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» |
«патриархе Кирилле» | «патриарсе Кирилле» |
«о всем притче и людех» | «о всем причте и людех» |
«Пресвяту́ю, пречи́стую… со все́ми святы́ми помяну́вше, са́ми себе́ и друг дру́га, / и весь живо́т наш Христу́ Бо́гу предади́м». | «Пресвяту́ю, пречи́стую… со все́ми святы́ми помяну́вше, / са́ми себе́ и друг дру́га, и весь живо́т наш Христу́ Бо́гу предади́м». |
ОТПУСТЫ[288]
Отпу,сты[289]бывают великие и малые. Великие отпусты делятся на дневные и праздничные.Согласно Уставу, великими (дневными и праздничными) отпустами завершаются т. н. «большие» службы: вечерня (кроме малой), утреняилитургия. Эти отпусты произносятся и после 1-го часа,если утреняперед ним не заканчиваетсяотпустом.
«Малые», или часовые службы (малая вечерня, повечерие, полунощница, 1-й час,присоединяемый кутрене с великим славословиеми выше,изобразительны)заканчиваются всегда обычныммалым отпустом. Малый отпуст имеет следующую форму: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец»[290].
Иногда функцию отпуста выполняет молитва литии:«Владыко Многомилостиве…».
Порядок совершения отпуста
При произнесении отпуста священник обращается лицом «на запад к людем»(см.:Служебник,Последование вечерни).
Отпуст великой вечерни,славословнойиполиелейной утрении литургиипроизносится в открытых царских вратах. Отпусты малой и вседневной вечерни, вседневной утрени (после 1-го часа), повечерия, полунощницы, великопостных часов с изобразительными произносятся при закрытых царских вратах на солее, для чего священник выходит из алтаря серной дверью.
На словах отпуста: «Христос истинный Бог наш» священник осеняет себя крестным знамением, а в конце отпуста на словах: «помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец»творит в сторону молящихся малый поклон (по другой традиции сначала благословляет молящихся крестообразно благословляющей рукой (имясловными перстами), а затем творит малый поклон)[291].
Отпуст литургии, по традиции, совершается с напрестольным Крестом в руках, который священник держит двумя руками на уровне своего лица, а в конце отпуста осеняет им верующих.
На Пасху и в течение Светлой седмицы отпуст великой вечерни, утрении литургии,а такжепасхальногомолебнасовершается с Крестом и трисвещником, а отпуст «малых служб» –с Крестом без трисвещника. На отдание Пасхи с крестом, и по традиции, с трисвещником произносится только пасхальныйотпуст литургии.Остальные службы этого дня имеют не пасхальный, а воскресный отпуст,который и произносится без Креста[292].
Дневные отпусты
Дневные отпусты находятся в главе Служебника:«Отпусты дневнии во всю седмицу, по обычаю Святыя Восточныя Церкви».
Произносятся они во все дни седмицы при совершении службы малым праздникам месяцеслова (см.: Типикон, гл. 47):
1) на службе малому святому «без знака»;
2) на службе шестеричному святому, отмеченной знаком @ – «три точки несовершенно окружены» чёрного цвета;
3) на службе славословномусвятому, отмеченной знаком @ – «три точки несовершенно окружены» красного цвета[293].
Исключения:
– период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников;
– период от Лазаревой субботы до Фомина воскресенья.
На воскресном богослужении службы суточного круга, которые совершается по Уставудо полуночи (9-й час, малая вечерня, великая вечерня (при богослужении в воскресенье по 7-й главе Типикона (без бдения)),заканчиваются отпустом: «Христос, истинный Бог наш…». Отпуст служб, которые по Уставусовершаются после полуночи (1-й час, утреня и литургия)начинается словами воскресного отпуста: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…».
Порядок дневного отпустаследующий:
1) вводные слова воскресного отпуста (на службе в воскресенье, которая совершается по Уставупосле полуночи): «Воскресый из мертвых»;
2) начальные слова: «Христос, истинный Бог наш, молитвами…»;
3) призывание имени Богородицы: «Пречистыя Своея Матере»;
4) воспоминание дневной памяти Октоиха(в четверг и субботу – после призывания Апостолов см. п. «5»):
– в понедельник Небесных Сил: «предстательствы Честных Небесных Сил Безплотных»;
– во вторник св. Иоанна Предтечи: «Честнаго Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна»;
– в среду и пятницу св. Креста: «силою Честнаго и Животворящего Креста»;
– в четверг (кроме апостолов) свят. Николая: «иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца»;
– в субботу всех святых (в лице мучеников и преподобных): «святых славных и допропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших»;
5) воспоминание апостолов: «святых славных и всехвальных апостол»;
6) на литургии – призывание имени её составителя (на Преждеосвященной литургии – перед воспоминанием всех святых (см. п. «11»)): «иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоýстаго»(или «Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския», или «Григория Двоеслова, папы Римскаго»);
7) поминовение святого храма[294];
8) воспоминание святого дня[295];
9) призывание местночтимых святых[296];
10) обращение к Богоотцам[297]: «святых праведных Богоотец Иоакима и Анны»;
11) воспоминания всех святых: «и всех святых»[298];
12) окончание: «помилует и спасéт нас, яко Благ и Человеколюбец».