Сунна делит основные предписания на второстепенные.

Известно, что шариатские предписания делятся на основные и второстепенные. Многие второстепенные предписания, имеющие отношение к основным кораническим заповедям, упоминаются в Сунне. Например, в кораническом аяте говорится: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества». Сура «аль-Бакара», аят 188. Шейх ас-Саади в толковании этого аята писал: «Аллах запретил мусульманам незаконно пожирать чужое имущество, однако назвал его их собственным имуществом, поскольку мусульманину полагается желать своему брату то, что он желает себе самому, и относиться к его имуществу так, как он относится к своему собственному имуществу. Кроме того, если человек незаконно присваивает чужое имущество, то угнетенные люди впоследствии не упустят возможности посягнуть на его собственность. Приобретать имущество можно либо законным, либо незаконным путем, однако запрещено только незаконное присвоение чужого имущества, и поэтому Всевышний Аллах конкретизировал этот запрет. Он распространяется на вымогательство силой, воровство, присвоение имущества, вверенного на хранение или взятого на временное пользование, и прочие формы покушения на чужую собственность. Этот запрет также распространяется на ростовщичество, азартные игры и другие виды запрещенных сделок, поскольку при таких сделках человек приобретает имущество недозволенным образом. Этот запрет также распространяется на мошенничество при купле или продаже, сдачи имущества в аренду и других подобных сделках. Он также распространяется на использование рабочих и незаконное присвоение их заработка или получение материального вознаграждения за работу, которая не выполнена надлежащим образом. Он также распространяется на получение материального вознаграждения за совершение обрядов поклонения, которые считаются недействительными, если они не посвящены одному Всевышнему Аллаху. Он также распространяется на присвоение обязательных и необязательных пожертвований, вакуфного имущества или наследства людьми, которые не имеют право на это имущество или имеют на него право в меньших размерах. Все перечисленные случаи являются различными проявлениями незаконного присвоения чужого имущества, каждое из которых категорически запрещено при любых обстоятельствах». Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 70.

Большинство из приведенных примеров нашло отражение в хадисах, что является ярким примером того, как Сунна делит основные коранические предписания на множество второстепенных.

Сунна дополняет Коран.

Эта функция хадисов посланника, (да благословит его Аллах и приветствует), еще раз доказывает важность Сунны как второй части божественного откровения. Некоторые из коранических предписаний дополняются изречениями пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), повиновение которому равносильно повиновению Самому Аллаху. В качестве примера можно привести слова Всевышнего: «Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не прои­зошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сынов, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. И замужние женщинызапретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы(если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас». Сура «ан-Ниса», аяты 22-24. После перечисления всех женщин, с которыми мужчинам запрещается вступать в брак, Аллах сказал: «Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая». Сура «ан-Ниса», аят 24. Несмотря на это, посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), дополнил кораническое предписание и запретил жениться одновременно на женщине и ее тете по отцовской или материнской линии. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Нельзя одновременно быть супругом женщины и ее тети по отцовской или материнской линии». [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ибн Хаджар, «Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право», стр. 378]. Примеров тому, как пречистая Сунна дополняет Коран, можно привести еще очень много.

Хотя священные тексты, здравый смысл и объективная реальность однозначно свидетельствуют в пользу важной роли Сунны в понимании Корана, некоторые заблудшие полагают, что они могут понять Коран, размышляя над его смыслом и не опираясь на пророческие хадисы. При этом они обосновывают свою позицию аятами о том, что Коран ниспослан на ясном арабском языке и содержит исчерпывающее разъяснение всего, в чем нуждаются творения.

Всевышний сказал: «Всякой вещи Мы дали исчерпывающее разъяснение». Сура «аль-Исра», аят 12. Из этого аята действительно следует, что Аллах разъяснил нам все необходимое самым совершенным образом. Однако разъяснение может быть изложено в сжатой форме, в виде общих правил, охватывающих бесчисленное множество конкретных второстепенных предписаний. Именно такие общие правила вытекают из многих текстов Корана и Сунны. Разъяснение также может быть подробным, до мелочей и деталей. В такой форме многие религиозные предписания разъяснены в пречистой Сунне. В хадисе сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Я не упустил ничего из того, что Аллах приказал вам, и уже приказал вам это, и не упустил ничего из того, что Аллах запретил вам, и уже запретил вам это». Аль-Албани, «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (1803). Иногда подробные изложения религиозных предписаний встречаются и в Коране, примером чего могут служить правила распределения наследства.

Многие правила, распространяющиеся на множество второстепенных предписаний и подчеркивающие совершенство и универсальность мусульманского законодательства, были сформулированы богословами и законоведами на основании коранических аятов и хадисов. Однако некоторые из них были сформулированы самим пророком Мухаммадом, (да благословит его Аллах и приветствует). В достоверном хадисе говорится: «Недопустимо причинять вред первым или причинять вред в ответ». [Этот хадис передали Ахмад и Ибн Маджа со слов Ибн Аббаса, а также Ибн Маджа со слов Убады б. ас-Самита. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (7517)]. В другом хадисе говорится: «Все, что пьянит, является вином, и любое вино запрещено, и если человек пил вино в этом мире и умер, имея к нему пристрастие, так и не раскаявшись, то он не будет пить его в последней жизни». [Этот хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См. Аль-Албани, «Ирва аль-Галил», (4553)]. Еще один хадис гласит: «Всякая ересь является заблуждением, а всякое заблуждение приводит в Огонь». Аль-Албани, «Сахих ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (1/92/34).

Каждое из этих правил, несмотря на краткий и лаконичный текст, распространяется на целый ряд второстепенных предписаний или даже на весь шариат целиком. Именно такие правила лежат в основе коранического законодательства и дают исчерпывающее разъяснение всему мусульманскому шариату. Они не только не отвергают Сунну, но и неизбежно обращаются к ней, и поэтому утверждения тех, кто пытается ограничиться Кораном в понимании откровений Аллаха, лживы и беспочвенны. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Наши рекомендации