Сунна комментирует обстоятельства ниспослания.

Знание обстоятельств ниспослания аятов крайне важно для правильного понимания текста, однако это совершенно невозможно без обращения к хадисам посланника, (да благословит его Аллах и приветствует). Примеров этому можно привести много, но мы ограничимся упоминанием лишь одного из них. Господь запретил верующим подвергать себя опасности и сказал: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель». Сура «аль-Бакара», аят 195. Мусульмане, не знавшие обстоятельств ниспослания этого аята, сделали из него неправильный вывод, несмотря на то, что они обучались у сподвижников и прекрасно владели арабским языком. Передают, что Аслам б. Йазид рассказывал, что во время сражения за Константинополь римские воины выстроились в огромный ряд и двинулись на мусульман. Один из мусульман набросился на римских воинов и оказался посреди них, после чего, не оборачиваясь, вернулся в строй мусульман. Люди закричали: «Пречист Аллах! Да ведь он подверг себя опасности!» Тогда Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им всевышний Аллах, сказал: «О люди! Вот как вы поняли этот аят, а ведь он был ниспослан по поводу нас, ансаров. Когда Аллах прославил свою религию и приумножил число ее сторонников, мы начали втайне говорить друг другу: «Мы лишились былого богатства. Неплохо было бы остаться дома и привести в порядок упущенные дела!» Тогда Всевышний Аллах ниспослал этот аят. Опасность для нас представляло желание отсидеться дома». [Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, причем ат-Тирмизи, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. См. Ибн Хаджар, «Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право», стр. 509-510].

Сунна разъясняет изложенное сжато.

Многие коранические аяты изложены сжато и нуждаются в разъяснении. Эти разъяснения могут касаться указания на одно из возможных толкований, на определение качественных или количественных характеристик предписания. Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), разъяснил своим последователям все основные и второстепенные предписания религии либо словами, либо поступками, либо словами и поступками вместе. В качестве примера можно привести хадис Абдуллаха б. Умара о том, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если растения питаются дождевой водой, водой источников или подземными водами, то выплачивается одна десятая часть урожая, если же они орошаются при помощи рабочих верблюдов или другим путем, то выплачивается половина одной десятой». [Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право», стр. 240].

Этот хадис разъясняет многие изложенные сжато аяты с повелением выплачивать закят, например, слова Всевышнего: «Совершайте намаз, выпла­чивайте закят и кланяйтесь вмес­те с кланяющимися». Сура «аль-Бакара», аят 43. Своими поступками пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), также разъяснял мусульманам, как следует выполнять повеления Аллаха, касающиеся совершения намаза, паломничества и прочих обрядов религии, поскольку в Коране все эти повеления изложены сжато.

Сунна конкретизирует общее.

Коранические повествования и предписания зачастую имеют общий, неограниченный смысл, который конкретизируется и ограничивается достоверными хадисами. Законоведы считают, что если тексты Корана и Сунны имеют общий смысл, то руководствоваться им обязательно до тех пор, пока другие священные тексты не конкретизируют их смысл. В то же время, если откровение с общим смыслом было ниспослано по какому-либо конкретному поводу, то руководствоваться следует его общим смыслом, поскольку выводы определяются смыслом откровения, а не конкретным поводом его ниспослания. Эти довольно сложные для непросвещенного читателя принципы лежат в основе мусульманского законоведения и ясно свидетельствуют о важной роли Сунны в уяснении общего и конкретного в Коране. В подтверждение этого приведем пример. Всевышний сказал: «Аллах заповедует вам отно­сительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин». Сура «ан-Ниса», аят 11. Этот аят, смысл которого, на первый взгляд, распространяется на всех людей, конкретизируется восходящим хадисом Усамы б. Зейда, в котором говорится: «Мусульманин не может наследовать имущество неверующего, и неверующий не может наследовать имущество мусульманина». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ибн Хаджар, «Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право», стр. 378.

Наши рекомендации