Раздел 1. Разрешено ли женщинам посещать могилы своего населенного пункта?

Перед непосредственным разбором этого раздела необходимо отметить, что если выход женщины к кладбищу приведет к нарушению прав ее мужа, или к смешению мужчин и женщин, или женщина выходит для пустого времяпровождения с подругами или в ее выходе будет смута для мужчин, то посещение ею кладбища запрещено без разногласий среди ученых.

Поэтому, имам Ибн аль-Хадж аль-малики сказал: «И знай, что разногласие среди ученых в вопросе разрешенности выхода женщин для посещения кладбища, касается только женщин времен сподвижниц. Что же касается ее выхода в наши времена, то не дай Аллах, чтобы хоть кто-либо из ученых или имеющих положение людей, или ревнующих за религию, мог бы высказаться о разрешенности этого». [«аль-Мадхаль» 1/251. Обратите внимание на то, что имам Ибн уль-Хадж умер около семисот (700) лет назад. Что бы он сказал, если бы увидел то, что творят женщины сегодня?!]

Также, один из имамов ханафитского мазхаба, имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: «И вывод из всего этого заключается в том, что женщине нежелательно посещать могилы, более того запрещено, потому что их выход приводит сегодня к греху и смуте». [«Умдат уль-Кари» 8/70.]

Также читатель должен знать, что одним из мнений внутри самого ханафитского мазхаба является то, что посещение могил своего населенного пункта женщинами запрещено. [См. «аль-Бахр ур-Раик» 2/210; «Радд уль-Мухтар» 2/242; «Мараки аль-Фалях» с. 568.]

Однако, если рассматривать вопрос посещения кладбища женщинами, во время которого не происходит ничего запретного из перечисленного выше, то наиболее достоверным является мнение о желательности посещения женщиной кладбища, если это не происходит часто или периодично.

1. ’Абдуллах ибн Аби Мулейка рассказывал, что однажды ‘Аиша (жена пророка (да благословит его Аллах и приветствует)) возвращалась домой с кладбища и ‘Абдуллах сказал ей: «О, матерь правоверных! Откуда ты возвращаешься?», на что она ответила: «Я навестила могилу ‘Абдуррахмана ибн Аби Бакра» [Родной брат ‘Аиши.]. Тогда он сказал: «А разве Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не запретил посещать могилы?» Она сказала: «Да, но потом он разрешил их посещение». А в одном из риваятов говорится: «Да, но потом он приказал их посещать». (Хадис достоверный; аль-Хаким 1/376; аль-Бейхакый 4/78 и др.).

2. ‘Аиша рассказывала: «Тогда я спросила посланника Аллаха: «Что мне говорить умершим (при посещении кладбища)?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Говори: «Мир вам верующие обитатели могил…».

(Хадис достоверный; Муслим 2256; Насаи 2037 и др.).

В этом хадисе указание на то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил ‘Аише посещение могил.

3. Анас ибн Малик рассказывал: «Однажды, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо женщины, которая сидела у могилы и плакала, и сказал ей: «Побойся Аллаха и терпи». (Хадис достоверный; Бухари 1252; Муслим 2140; Ахмад 12458).

В этом хадисе указание на то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не упрекнул эту женщину за ее нахождение у могилы, но упрекнул ее за ее несдержанность.

4. Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я запрещал вам посещение могил, теперь же посещайте их, ведь в этом назидание». (Хадис достоверный; Ахмад 11347; аль-Хаким 1/374-375 и др.).

В этом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не исключил женщин из общего числа тех, кому разрешил посещение могил. К тому же, женщины нуждаются в назидании не меньше мужчин.

Однако, необходимо различать вопрос посещения могил и вопрос следования за джаназой во время похорон. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил женщинам следовать за джаназой, хоть и не настаивал на этом строго.

Умм ‘Атыя рассказывала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил женщинам следовать за джаназой во время похорон, но не настаивал на этом строго».

(Хадис достоверный; Бухари 1278; Муслим 938; и др.).

Исходя из этого, следование за джаназой является нежелательным для женщин

[Три вопроса:

1) разрешено ли женщине посещать кладбище своего населенного пунка

2) разрешено ли женщине сопроваждать похоронную процессию

3) разрешено ли женщине периодическое, частое посещение могил – гораздо более подробный разбор этих вопросов приведен нами в 65-ом, а также начальной части 66-ого аудиоурока по книге «Фатх уль-Мажид».].

Наши рекомендации