Глава: Добровольные ночные молитвы, совершаемые во время рамадана в надежде на награду Аллаха, являются признаком веры.
Хадис №35 (37)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто во время рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».
Глава: Соблюдение поста во время рамадана в надежде на награду Аллаха — от веры.
Хадис №36 (38)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто во время рамадана станет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисах указание на достоинство искренности и на то, что Аллах дает за искренность очень много вознаграждения.
2. В хадисах указание на дозволенность говорить слово «рамадан» без употребления слова месяц. И
в этом опровержение некоторым ученым в некоторых мазхабах, которые считают это нежелательным.
3. В хадисах указание на достоинство месяца рамадан.
4. В хадисах указание на достоинство совершения молитвы в ночи рамадана.
5. В хадисах указание на достоинство уразы в месяц рамадан.
6. В хадисах указание на то, что молитва в ночь рамадана с надеждой на награду является
проявлением веры.
7. В хадисах указание на то, что ураза в рамадан с надеждой на награду является проявлением веры.
8. В хадисах указание на то, что благие дела являются искуплением прегрешений.
9. В хадисах указание на превосходство месяца Рамадан над другими месяцами года.
Глава: Религия легка.
Хадис №37 (39)
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его. Так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на величие этой религии.
2. В хадисе указание на легкость этого шариата
3. В хадисе указание на то, что обязанности не основываются на усложнении и мучении рабам.
4. В хадисе указание то, что понятия «легкость» и «затруднения» возвращаются к шариату, а
не к обычаям, вкусам и мнениям.
5. В хадисе порицание излишества, чрезмерности, новшеств и углубления.
6. В хадисе указание на то, что тот, кто излишествует в религии, обязательно будет наказан тем, что не соответствует его желаемой цели.
7. В хадисе указание на чудо из чудес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В истории Ислама множество примеров тому.
8. В хадисе указание на желательность придерживаться середины и на то, что религия Ислам между излишеством и упущением. Поэтому некоторые ученые говорят о том, что имам аль-Бухари привел этот хадис после упоминания глав о джихаде, уразе и ночном стоянии.
9. В хадисе указание на желательность принимать облегчения от Аллаха (рухъса) и на то, что отказываться от облегчения является излишеством и чрезмерностью.
10. В хадисе побуждение проявлять усердие в достижении истины, и на то, что если даже человек ошибется, то ему будет дано вознаграждение за усердие.
11. В хадисе указание на то, что следует радовать тех, кто не может что-то сделать в полной мере.
12. В хадисе указание на желательность радовать людей.
13. В хадисе указание на то, что лучшие из дел постоянные, даже если они маленькие.
14. В хадисе указание на то, что считаться следует с качеством дел и их постоянством.
15. В хадисе указание на то, что следует больше уделять внимание качеству дел, а не их количеству.
16. В хадисе указание на желательность приводить примеры в знаниях, чтобы приблизить доносимый смысл.
17. В хадисе указание на необходимость стремления к благим делам во время здравствования и бодрости духа.
18. В хадисе указание на необходимость бережливого отношения ко времени.
19. В хадисе опровержение тем, кто утверждает, что таравих совершается только в двадцать ракаатов и порицают тех, кто совешают его в меньшем количестве:
- Большинство из них молятся много, но не обращают должного внимания правильности совершения молитвы.
- В первые ночи рамадана мечети бывают заполнены, однако затем молящихся становится все меньше и меньше.
А все по причине того, что они оставили достоверную Сунну в этом вопросе.
Глава: Молитва является частью веры.
Хадис №38 (40)
Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «В первое время после приезда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину он жил у своих дедов (или же он сказал: у дядьёв своей матери) из числа ансаров. /После этого/ он в течении шестнадцати или семнадцати месяцев молился, обращаясь лицом в сторону Иерусалима, однако ему хотелось обращаться во время молитвы в сторону Каабы (в версии: «...он желал быть обращенным в /сторону/ Каабы...»). Первой такой молитвой, которую он, да благословит его Аллах и приветствует, совершил вместе с другими людьми, была послеполуденная /аср/ молитва. Затем один из тех, кто молился вместе с ним /Аббад ибн Бишр, да будет доволен им Аллах/ вышел и, проходя мимо собравшихся в мечети людей [из числа ансаров /совершавших/ молитву аср, обратившись в сторону Иерусалима], и склонившихся в поясном поклоне, сказал: “Клянусь Аллахом, /только что/ я молился вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратившись в сторону Мекки”. /Услышав это,/ они [в поясном поклоне] повернулись [обратившись в сторону Каабы]. Что касается иудеев и /других/ людей Писания, то им было приятно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился, обращаясь в сторону Иерусалима, но когда он стал обращаться /в молитве/ лицом в сторону Каабы, им это не понравилось. [И Всевышний Аллах ниспослал:
قَدْ نَرَى تَقَلُّبَ وَجْهِكَ فِي السَّمَاء
«Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу...»,- и он повернулся в сторону Къаабы. И некоторые глупцы – т.е. иудеи – сказали:
مَا وَلاَّهُمْ عَن قِبْلَتِهِمُ الَّتِي كَانُواْ عَلَيْهَا قُل لِّلّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ يَهْدِي مَن يَشَاءُ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ
«Что заставило их отвернуться от киблы, к которой они поворачивались лицом прежде?»/И Всевышний приказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует:/ «Скажи: «Восток и запад принадлежат Аллаху. Он наставляет, кого пожелает, на прямой путь».Но мы не знали, что говорить [о тех из нас, которые] умерли до того, как люди поменяли къиблу, или были убиты, пока Всевышний Аллах не ниспослал аят:
وَمَا كَانَ اللّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ إِنَّ اللّهَ بِالنَّاسِ لَرَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
«Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, [ Аллах Сострадателен и Милостив к людям]»».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что знание – это то, что пришло от Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
2. В хадисе указание на дозволенность обращения к молящемуся со словами, в которых имеется польза для его молитвы, и, соответственно, опровержение ханафитам, которые запрещают это.
3. В хадисе указание на дозволенность движений в молитве, даже если их будет много, если все эти
движения совершаются во благо молитвы и для ее исправления.
4. В хадисе указание на дозволенность опираться на сообщение одного человека в вопросах
акъиды и соответственно опровержение заблудшей секте «хизб ат-тахрир».
5. В хадисе указание на то, что неверующие и приверженцы нововведений радуются, когда приверженцы Сунны делают что-то похожее на их обряды, а когда приверженцы Сунны противоречат им, это очень сильно печалит их.
6. В хадисе опровержение мурджиитам, которые отрицают то, что религиозные дела тоже
называются иманом.
7. В хадисе указание на то, что при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было дозволено желать изменения каких-то шариатский положений, если в этом была видна какая-то польза.
8. В хадисе указание на достоинство «Байт аль-Макъдис».
9. В хадисе указание на то, что мечеть «аль-Харам» лучше мечети «аль-Макъдис».
10. В хадисе указание на то, что молитва в старой мечети, лучше молитвы в новой.
11. В хадисе указание на соответствие желания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,
желанию Всевышнего Аллаха.
12. В хадисе указание на существование отмены какого-либо шариатского положения в религии («насх»).
13. В хадисе указание на дозволенность клясться без требования этого кем-либо.
14. В хадисе указание на желательность доносить шариатские положения до тех, кто о них не знает.
15. В хадисе указание на то, что приказ одобряемого должен опираться на знания и довод.
16. В хадисе указание на то, как сподвижники помогали друг другу в благочестии и
богобоязненности.
17. В хадисе указание на бережливое отношение сподвижников к своей религии.
18. В хадисе указание на милосердие сподвижников друг к другу.