Выговаривать слова языком называется делом, как в арабском языке, так и в шариате. Однако саляфы не подразумевают под делами выговаривать два свидетельства.
Под делами они имеют ввиду те дела, на которое пришел приказ в шариате в конкретизированном виде. А ни просто какие то добрые дела которые люди совершают исходя из своих обычаев, допустим человек хорошо относится к родителям или соседям это благое дело, но салафы когда говорят о тех дела приказ на которые пришел только в шариате Пророка Мухаммада саля Ллаху алейхи ва салам, но не касается обычаев, как например совершение намаза, или выплата заката. Люди до Ислама совершали эти добрые дела или нет? Нет они этого не делали, а если и делали то не так как предписано в шариате пророка Мухаммада саля Ллаху алейхи ва салам, как мушрики делали хадж и другие дела. По этому под благими делами салафы не понимали те дела которые совершают согласно своим обычаям, а имели такие дела конкретизация которых пришла в шариате как намаз, закат, пост и т.д.
[ Примечание от абу АбдуЛлаха:Спросили Салиха Али Шейха: «Те, кто вывел дела из понятия имана, однако сказали, что дела являются плодом, а не из понятия имана, является ли разногласие между нами и ними настоящим?»
Ответ действующего министра по исламским делам, вакфам, призыву и наставлению Саудовской Аравии, шейха Салиха бин Абдуль-Азиза бин Мухаммада бин Ибрахима бин шейха ‘Абдул-Лятыфа ибн ‘Абдур-Рахмана Али Шейха: «Разногласие между нами и мурджиитами-факихами является настоящим, а не языковым, образным и формальным. Теоретически, не в действительности разница между нами и ними в том, что у них можно представить, что кто-либо имеет истинное правильное убеждение, говорит слово единобожия, произносит его и оставляет джинсуль ‘амаль, то есть он никогда не делает дел с намерением повиновения повелению шариата, и не оставляет запретного с намерением повиновения повелению шариата, такой человек у них является мусульманином (муслимом) верующим (му’мином), и даже если он совсем не совершает дел. А у нас он не является ни мусульманином (муслимом), ни верующим (му’мином) до тех пор, пока у него не будет джинсуль ‘амаль.
Джинсуль ‘амаль означает, что он подчиняется какому-либо повелению из повелений Аллаха с намерением повиновения Аллаху, могуществен Он и возвышен, сторонится некоторых запретов Аллаха с намерением повиновения Аллаху, могуществен Он и возвышен, и Его посланнику, салля Аллаху алейхи ва саллям. Затем Ахль Сунна разошлись: является ли молитва подобной другому, или же положение молитвы отличается. Этот вопрос известен как обвинение в неверии оставляющего молитву по лени и нерадению.
Относительно молитвы Ахлю Сунна разошлись как это известно, и их разногласие в ее отношении не является разногласием в обусловливании дел (иштират аль-‘амаль).
Тот, кто говорит, что человек становится кяфиром по причине оставления молитвы по лени и нерадению, он говорит, что делом, которое является тут обязательным, является молитва, потому что если кто-либо оставит молитву, то у него нет имана.
Другие же из Ахлю Сунна, кто говорит, что оставляющий молитву по лени и нерадению не становится кяфиром, они говорят: обязательно наличие джинсуль ‘амаль, обязательно совершить закят с намерением повиновения, совершить пост с намерением повиновения, совершить хадж с намерением повиновения, то есть одно из них, чтобы он совершил какое-либо подчинение из видов подчинения с намерением повиновения в этом, чтобы у него были некоторые дела, основа дел, потому что это не будет называться иманом, пока там не будет дел.
Потому что сущность имана возвращается к этим трем в ясных доказательствах: слова, дела и убеждения, и тот, кто говорит, что дела выходят из сущности имана, тот оставил то, на что указывают ясные доказательства.
Таким образом, разногласие между ними и нами является настоящим, а не формальным и образным.
Является ли это в действительности применимым, вообразимым или же это невообразимо?
Тут это является тем, что вызывает затруднение у некоторых людей, они считают, что нельзя представить верующего, который говорит слово единобожия, имеет истинное убеждение и не делает ничего благого, то есть он не совершает дел подчинения с намерением подчинения повелению Аллаха, и не оставляет запретного с намерением подчинения Аллаху, они говорят: такое невообразимо. И так как это у них является невообразимым в действительности, то они сделали их плодом, и разногласие стало формальным, как они полагают. Однако, это не является правильным, потому что мы не смотрим на это со стороны действительности, мы смотрим на это стороны того, на что указывают ясные доказательства.
Ясные доказательства указывают на то, что дела являются одним из столпов имана. И если они указывают на это, то необходимо сделать их столпом. И тот, кто противоречит в этом, то его разногласие является разногласием в основе, а не образным и формальным, разногласием в сущности». (Кассета «Ас’иля ‘аниль иман валь куфр» 15 минута 25 секунда с начала) .
Сказал шейх АбдульКарим АльХудейр: «Если человек не произнес свидетельства, но постится или совершает омовение, мы не судим о его исламе, так как пост и омовение не являеются особыми приметами нашей Уммы, известно что Джураидж совершал омовение, и Ибрахим совершал омовение». Та'ликъ на шарх ибн абиль Изза 3 касета 19 минута. Конец примечания].