Часть 2 Остальные столпы веры.

Глава 1. Вера в ангелов.

Тема 1. Сотворение, природа, качества и особенности ангелов.

Определение.

Арабское слово «малаика» (ед. ч. «малак») произошло от слова «алук», которое означает «послание».

Ангелы – одни из творений Аллаха, имеющие нежные тела из света, способные менять форму и принимать прекрасные обличия, обладающие огромной силой и способностью к передвижению. Этих творений так много, что их точное количество известно только Аллаху. Он почтил их и избрал их для поклонения Ему и выполнения Его велений, и они не ослушаются велений Господа и совершают то, что им приказано.

Природа ангелов.

Ангелы сотворены из света. Передают, что Аиша рассказывала, что посланник Аллаха Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ангелы сотворены из света, джинны созданы из чистого пламени, а Адам создан из того, что вам было описано». [«Сахих Муслим» (2996)].

Их качества.

В Коране и Сунне есть много текстов, повествующих о качествах ангелов. Мы же перечислим лишь некоторые из них.

Ангелы обладают силой и мощью, о чем сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные» (ат-Тахрим, 6). Описывая же Джибрила, Всевышний сказал: «Научил его обладающий могучей силой» (ан-Наджм, 5). Аллах также называет его «обладателем силы при Владыке Трона, могущественным» (ат-Такуир, 20).

Ангелы обладают огромными телами и размерами. В «ас-Сахихе» имама Муслима приводится хадис Аиши о том, что однажды она спросила Пророка Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) о смысле высказывания Всевышнего: «Он видел его (Джибрила) на ясном горизонте» (ат-Такуир, 23). В ответ он сказал: «Это был Джибрил. Я видел его в том облике, в котором он был сотворен, только те два раза. Я видел, как он спускался с неба и был настолько велик, что заслонял все пространство между небом и землей». [«Сахих Муслим» (177)]

Имам Ахмад же передал следующий хадис Абдуллаха бин Мас’уда: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) видел Джибрила в его исконном облике, и у него было шестьсот крыльев, каждое из которых заслоняло горизонт. С его крыльев падают самоцветы, жемчуга и яхонты, о которых известно одному Аллаху». [«Муснад Ахмад» (1/395), (6/294)]. Хафиз Ибн Касир сказал, что цепочка рассказчиков этого хадиса хорошая.

Абу Дауд передал хадис Джабира бин Абдуллаха о том, что посланник Аллаха Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне было позволено рассказать об одном из ангелов, которые носят Трон. Воистину, между мочкой его уха и его плечом расстояние в семьсот лет». Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» сказал, что его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».

Ангелы отличаются друг от друга внешним обликом. Они не находятся на одной ступени, и среди них есть такие, у которых два крыла, и такие, у которых три крыла, и такие, у которых четыре крыла, и такие, у которых шестьсот крыльев. Всевышний сказал: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что пожелает» (Фатыр, 1).

Ангелы в высшей степени прекрасны и красивы. Говоря о Джибриле, Всевышний сказал: «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился)» (ан-Наджм, 5-6). Ибн ‘Аббас в комментарии к словам «обладающий прекрасным сложением» сказал: «Обладающий прекрасным обликом». Катада же сказал: «Высокий, обладающий прекрасным обликом».

Говоря же о женщинах, которые порезали руки, увидев пророка Йусуфа, Всевышний сказал: «Когда они увидели его, то так превознесли его, что порезали ножами себе руки и сказали: «Упаси Аллах! Да ведь это – не человек. Он – не кто иной, как благородный ангел» (Йусуф, 31). Они сказали это, потому что у людей сложилось твердое представление об изумительной красоте ангелов.

Еще одним качеством ангелов является их благородство и благочестие. Всевышний сказал: «…в руках посланцев благородных и покорных» (Абаса, 15-16);

«Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы» (аль-Инфитар, 10-11).

Еще одним их качеством является стыдливость. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об Усмане бин Аффане: «Как же мне не стыдиться человека, которого стыдятся ангелы».[«Сахих Муслим» (2401)].

Знание тоже относится к качествам ангелов. Обращаясь к ним, Всевышний сказал: «Во­истину, Я знаю то, чего вы не знаете» (аль-Бакъара, 30). Великий и Могучий Аллах подтвердил существование у ангелов знаний, но сообщил, что Ему известно и то, чего они не знают. Об ангеле Джибриле же в Коране сказано: «Научил его обладающий могучей силой» (ан-Наджм, 5). Ат-Табари в толковании этого аята сказал: «Этому Корану Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) научил Джибрил». Это означает, что Джибрил обладает знаниями и способен обучать им.

В Коране и Сунне упоминаются и другие славные качества ангелов, свидетельствующие об их важной миссии и высоком положении.

Их особенности.

Ангелы обладают особенностями и качествами, которыми Всевышний Аллах наделил только их, которые отличают их от джиннов, людей и других творений.

Одной из таких особенностей является то, что они обитают на небе и спускаются на землю только для того, чтобы выполнить распоряжение Аллаха относительно других творений и устроить дела, которые им поручены. Всевышний сказал: «Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает» (ан-Нахль, 2).

Он также сказал: «Ты увидишь ангелов, окружающих Трон и прославляющих хвалой своего Господа» (аз-Зумар, 75).

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Находящиеся рядом с вами ночные и дневные ангелы сменяют друг друга и собираются вместе на рассветный и послеполуденный намазы. Затем те, которые провели ночь вместе с вами, восходят, и Аллах спрашивает их, хотя Ему лучше знать об этом: «Что делали Мои рабы, когда вы покинули их?» Они отвечают: «Когда мы покинули их, они совершали намаз. Когда мы явились к ним, они тоже совершали намаз». [«Сахих аль-Бухари» (555), «Сахих Муслим» (632)]. Текстов по этому поводу очень много, и привести всех их здесь трудно.

Еще одной особенностью ангелов является то, что среди них нет особей женского пола. Всевышний укорил неверующих за то, что они называли ангелов женщинами: «Они сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены» (аз-Зухруф, 19). Он также сказал: «Воистину, те, которые не веруют в Последнюю жизнь, называют ангелов женщинами» (ан-Наджм, 27).

К особенностям ангелов относится и то, что они никогда не ослушаются Аллаха и не совершают грехов. Напротив, Аллах обрек их на повиновение Ему и выполнение Его велений. Вот как описал их Всевышний: «Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (ат-Тахрим, 6). Он также сказал: «Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям» (аль-Анбийа, 27).

Еще одной из их особенностей является то, что они не устают поклоняться Аллаху, и это не наскучивает им. Всевышний сказал: «А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали» (аль-Анбийа, 19-20);

«Если же они возгордятся, то ведь находящиеся возле твоего Господа прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (Фуссылат, 38).

Это – лишь некоторые из особенностей, которыми Аллах отметил ангелов и не наделил два других весомых рода – людей и джиннов. Одним словом, ангелы – это совершенно другой род творений. Они отличаются от людей и джиннов по своей природе и сотворению. Что же касается людей и джиннов, то они тоже обладают особенностями, которые отличают их друг от друга. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Наши рекомендации