Часть 1 Вера в Аллаха. Стр.: 5.

Введение. Стр.: 4.

Часть 1 Вера в Аллаха. Стр.: 5.

Глава 1. Единобожие в господстве.

Тема 1. Его значение и подтверждение его Кораном, Сунной, здравым смыслом и подсознанием. Стр.: 6.

Тема 2. Разъяснение того, что признание только единобожия в господстве не спасает от мучений. Стр.: 8.

Тема 3. Примеры уклонения от единобожия в господстве. Стр.: 10.

Глава 2. Единобожие в божественности. Стр.: 10.

Тема 1. Его доказательства и разъяснение его важности. Стр.: 11.

Вопрос 1. Доказательства.Стр.: 11.

Вопрос 2. Разъяснение его важности и того, что именно это лежало в основе призыва посланников.Стр.: 12.

Вопрос 3. Разъяснение того, что оно было причиной вражды между посланниками и их народами.Стр.: 13.

Тема 2. Необходимость поклонения одному Аллаху. Стр.: 14.

1. Смысл поклонения и основы, на которых оно зиждется.Стр.: 14.

2. Перечисление некоторых форм поклонения.Стр.: 16.

Тема 3. Защита Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам, неприкосновенности единобожия. Стр.: 17.

1. Заклинания.Стр.: 18.

2. Амулеты.Стр.: 19.

3. Ношение кольца, нити и т.п.Стр.: 20.

4. Испрашивание благословения у деревьев, камней и т.п.Стр.: 21.

5. Запрет на некоторые деяния у могил.Стр.: 22.

6. Поиск близости к Аллаху.Стр.: 25.

7. Чрезмерность.Стр.: 30.

Тема 4. Многобожие, неверие и их виды. Стр.: 31.

Многобожие. Стр.: 32.

Неверие. Стр.: 36.

Тема 5. Притязания на знание сокровенного и то, что связано с этим. Стр.: 38.

1. Колдовство.Стр.: 39.

2. Астрология.Стр.: 40.

3. Гадание по направлению полета птиц и по черточкам на земле.Стр.: 40.

4. Предсказания.Стр.: 40.

5. Каббала.Стр.: 40.

6. Гадание по ладони, по кофейной гуще и т.п.Стр.: 41.

7. Призывание духов.Стр.: 41.

8. Суеверие.Стр.: 41.

Глава 3. Единобожие в обладании божественными именами и качествами.

Вера в имена и качества Аллаха и ее влияние на поведение мусульманина. Стр.: 42.

Тема 1. Единобожие в обладании божественными именами и качествами и доказательства этого. Стр.: 42.

Тема 2. Практические примеры того, как следует принимать имена и качества Аллаха в свете Корана и Сунны. Стр.: 46.

Некоторые из имен Всевышнего Аллаха.Стр.: 46.

Некоторые из качеств Аллаха.Стр.: 47.

Тема 3. Правила, относящиеся к именам и качествам Аллаха. Стр.: 49.

Часть 2 Остальные столпы веры.

Глава 1. Вера в ангелов.

Тема 1. Сотворение, природа, качества и особенности ангелов. Стр.: 53.

Тема 2. Важность веры в ангелов, ее суть и доказательства. Стр.: 56.

Тема 3 Обязанности ангелов. Стр.: 60.

Глава 2 Вера в ниспосланные писания.

Значение слова «откровение» в арабском языке и шариате и его формы. Стр.: 64.

Тема 1. Религиозное предписание относительно веры в писания и его обоснование. Стр.: 67.

Тема 2. Суть веры в писания. Стр.: 68.

Тема 3. Разъяснение того, что Таурат, Инджил и некоторые другие небесные писания претерпели искажения, тогда как Коран не был искажен. Стр.: 73.

Тема 4. Вера в Коран и его особенности. Стр.: 75.

Глава 3. Вера в посланников.

Тема 1. Религиозное предписание по поводу веры в посланников и его доказательства. Польза веры в посланников. Стр.: 79.

Тема 2. Понятия «пророк», «посланник» и разница между ними. Стр.: 81.

Тема 3. Суть веры в посланников. Стр.: 82.

Тема 4. Обязанности мусульман перед посланниками. Стр.: 85.

Тема 5. Твердые духом посланники. Стр.: 87.

Тема 6. Особенности нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) обязанности мусульман перед ним и разъяснение того, что видение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во сне является истинным. Стр.: 88.

Первое – особенности Пророка Мухаммада, саля Ллаху алейхи ва салам.Стр.: 88.

Второе – обязанности мусульман перед Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам.Стр.: 91.

Третье– разъяснение того, что видение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во сне является истинным.Стр.: 96.

Тема 7. Заключительное пророчество и разъяснение того, что после него уже не будет пророков. Стр.: 98.

Тема 8. Ночной перенос Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и его доказательства. Стр.: 100.

Тема 9. Суждение о жизни пророков. Стр.: 103.

Тема 10. Чудеса пророков и разница между ними и караматом угодников. Стр.: 106.

Тема 11. Угодники и угодничество в исламе. Стр.: 109.

Глава 4. Вера в Последний день.

Тема 2. Блаженство и мучения в могиле.

Вопрос 1. Вера в блаженство и мучения в могиле и доказательство этого.Стр.: 117.

Вопрос 2. Блаженство и мучения в могиле достаются как душе, так и телу.Стр.: 118.

Вопрос 3. Вера в ангелов Мункара и Накира.Стр.: 119.

Глава 5. Вера в предопределение и судьбу.

Тема 1. Понятия «предопределение» и «судьба», их доказательства и разница между ними. Стр.: 129.

Тема 2. Ступени предопределения. Стр.: 130.

Польза веры в предопределение.Стр.: 131.

Часть 3 прочие мусульманские убеждения.

Глава 1. Ислам, вера, ихсан.

Тема 1. Ислам. Стр.: 132.

Тема 3. Ихсан. Стр.: 135.

Введение.

Для мусульман не секрет, что вера имеет большое значение, играет важную роль и приносит верующему человеку огромную пользу как в этом мире, так и в Последней жизни. Более того, любое благо и в мирской, и в Последней жизни определяется тем, приобрел ли человек правильную веру. Она является важнейшей задачей и самой славной, самой благородной целью. Благодаря ей жизнь раба становится благодатной и счастливой, и он спасается от неприятностей, зла и несчастий и заслуживает награду в Последней жизни, ее вечную благодать и нескончаемое благо, которое не исчезнет и не покинет его.

Всевышний сказал: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (ан-Нахль, 97). И Всевышний сказал: «А если кто возлюбит Пос­леднюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (аль-Исра, 19).

Всевышний сказал: «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени» (Та ха, 75). А еще Всевышний сказал: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса. Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен» (аль-Кахф, 107, 108). Аятов на эту тему в Священном Коране много.

Тексты Корана и Сунны указывают на то, что вера зиждется на шести столпах. Это – вера в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, Последний день и предопределение с его добром и злом. Эти столпы упоминаются как в Священном Коране, так и в пророческой Сунне, во многих местах:

1. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он нис­послал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (ан-Ниса, 136).

2. Всевышний сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков…» (аль-Бакъара, 177).

3. Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие» (аль-Бакъара, 285).

4. Всевышний сказал: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (аль-Камар, 49).

5. А в известном хадисе Умара бин аль-Хаттаба, переданном в «ас-Сахихе» имама Муслима, сообщается, что ангел Джибрил сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) : «Сообщи мне, что такое вера». Он сказал: «Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Судный день и верить в предопределение с его добром и злом». [«Сахих Муслим» (1)]

На этих шести могучих столпах зиждется вера. Более того, никто не станет верующим, пока не уверует в них. Эти столпы взаимосвязаны, и ни один из них не может быть отделен от другого. Вера в один из этих столпов требует уверовать во все остальные, а неверие в один из них фактически является неверием в каждый из них.

Поэтому в обязанности каждого мусульманина входит проявлять особое внимание к этим столпам, осознавая их смысл, изучая их и выполняя их на практике.

Далее мы перейдем к разъяснению того, что связано с первым из этих столпов – верой в Аллаха.

Часть 1 Вера в Аллаха.

Вера в Великого и Могучего Аллаха – это важнейший из столпов веры. Он имеет первостепенное значение и является самым значимым. Более того, он является основанием для всех остальных столпов веры и фундаментом, на котором они зиждутся. Все они исходят от него, опираются на него и строятся на нем. Вера в Великого и Могучего Аллаха – это вера в то, что Он является единственным Господом, единственным, кто достоин поклонения, и единственным, кто обладает божественными именами и качествами. На этих трех основных убеждениях строится вера в Аллаха. Более того, чистая исламская религия целиком названа единобожием, потому что она строится на том, что Аллах управляет Своим царством и совершает Свои деяния один, безо всяких сотоварищей, и том, что Он один обладает божественной сущностью и божественными именами и качествами и не имеет Себе подобных, и том, что Он один достоин обожествления и поклонения и не имеет Себе подобных.

Из этого становится ясно, что единобожие пророков и посланников включает в себя три составляющие:

1. Единобожие в господстве (таухид ар-рубубийа) – это признание того, что Всевышний Аллах является Господом, Властелином, Творцом и Кормильцем всего сущего, дарует жизнь и умерщвляет, приносит пользу и вредит, является единственным, кто отвечает на молитвы в трудные минуты, обладает абсолютной властью, полностью распоряжается добром, и от Него зависят все дела, и никто не разделяет с Ним этой власти.

2. Единобожие в божественности (таухид аль-улухийа) – это посвящение всех обрядов поклонения, таких как унижение (зилл), покорность (худу), любовь (махаббат), смирение (хушу), поклоны поясные (руку’) и земные (суджуд), жертвоприношения (забх) и обеты (назр), одному Аллаху, не приобщая к Нему никаких сотоварищей.

3. Единобожие в обладании божественными именами и качествами (таухид аль-асма ва ас-сыфат) – это признание за Всевышним Аллахом всех имен и качеств, которыми Он охарактеризовал Себя в Своем писании или устами Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и отрицание от Него любых недостатков, пороков и любого сходства творений с тем, что присуще только Ему. Это – признание того, что Аллах ведает обо всем сущем и способен на всякую вещь, что Он – Живой и Поддерживающий жизнь, и что Им не овладевает ни дремота, ни сон. Его воля неукоснительно исполняется, и Его мудрость безгранична. Он – Слышащий, Видящий, Сострадательный, Милосердный. Он вознесся на Трон и владеет Своим царством. Он – Властелин, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Гордый. Пречист Аллах и далек от того, что приобщают к Нему в сотоварищи. И это – лишь некоторые из Его прекрасных имен и возвышенных качеств.

Каждая из этих трех составляющих подтверждается многочисленными доказательствами из Корана и Сунны.

Коран целиком посвящен единобожию и говорит о его требованиях и обещанной за него награде, а также о многобожии, его приверженцах и уготованном для них воздаянии.

Эти три составляющие единобожия мусульманские богословы установили благодаря последовательному исследованию текстов Корана и Сунны. Доскональное изучение шариатских текстов позволило уяснить религиозную истину, которая состоит в том, что единобожие, которое требуется от рабов, – это вера в то, что Аллах является единственным Господом, единственным, кто достоин поклонения, и единственным, кто обладает божественными именами и качествами. Кто не признает этого целиком, тот не является верующим. И в каждой из последующих трех глав мы разъясним в отдельности каждую из трех составляющих единобожия.

Определение.

а) Лексическое значение: арабское слово «рубубийа» образовано от глагола «раббаба», означающего «воспитывать». От него же произошло слово «рабб», означающее «господь», «господин». Господство – это качество Аллаха. Это слово образовано от имени «рабб», которое на языке арабов имеет несколько значений, в том числе «властелин», «господин, которому повинуются», «реформатор, исправляющий положение вещей».

б) Терминологическое значение: единобожие в признании господства – это признание того, что только Аллах творит божественные деяния. К ним относятся сотворение, распределение удела, управление, оказание милости, царствование, придание облика, дарение и лишение, принесение пользы, причинение вреда, воскрешение, умерщвление, властное правление, предопределение и многие другие деяния, которые не совершает никто, кроме Аллаха. И поэтому раб обязан уверовать во все это.

Доказательства.

а) Доказательства из Корана.

Всевышний сказал: «Он создал небеса безо всяких опор, которые бы вы могли увидеть, воздвиг на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с вами, и расселил на ней всяких животных. Мы нис­послали с неба воду и взрастили там всякие благородные виды. Таково творение Аллаха! Так покажите Мне, что сотворили все остальные. О нет! Беззаконники находятся в очевидном заблуждении» (Лукман, 10-11). И еще Всевышний сказал: «Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами?» (ат-Тур, 35).

б) Доказательства из Сунны.

Имам Ахмад и Абу Дауд передали хадис Абдуллаха бин аш-Шухейра о том, что Пророк,саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Господин – это Всевышний и Всеблагой Аллах…». А в хадисе, переданном ат-Тирмизи и другими, сообщается, что в своем завещании Ибн ‘Аббасу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«И знай, что если весь народ объединится, чтобы помочь тебе чем-то, они смогут помочь тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. А если они объединятся, чтобы навредить тебе чем-то, они смогут навредить тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. Письменные трости уже подняты, и свитки уже высохли».[«Сунан ат-Тирмизи» (2516), «Муснад Ахмад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, а аль-Хаким – достоверным].

в) Логические доводы.

Разум указывает на существование Всевышнего Аллаха и то, что Он является единственным Господом и обладает совершенной властью над творениями. Это достигается посредством наблюдения и размышления над знамениями Аллаха, которые указывают на это. Поскольку знамения Аллаха различны, существует много способов наблюдения за ними и обоснования посредством этого господства Аллаха, но самыми известными являются следующие два способа:

1-й способ:Наблюдение за знамениями Аллаха, проявляющимися в сотворении человеческой души. Еще их называют «свидетельством души». Душа – это одно из великих знамений Аллаха, свидетельствующих о том, что Аллах является единственным Господом, не имеющим никаких сотоварищей. Всевышний сказал: «На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (аз-Зарийат, 20-21).

Он также сказал: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным)» (аш-Шамс, 7).

И если человек глубоко задумается над своей душой и тем, как удивительно она сотворена Аллахом, то это непременно поможет ему осознать, что у него есть Господь и Творец, Мудрый, Ведающий, ведь не способен же человек сотворить каплю, из которой он был создан, или превратить ее в сгусток крови, и сгусток крови – в кусочек плоти, а кусочек плоти – в кости, или облачить эти кости мясом!

2 способ:Наблюдение за знамениями Аллаха, проявляющимися в сотворении вселенной и известными как «свидетельства во вселенной». Они также являются великими знамениями Аллаха, указывающими на Его господство. Всевышний Аллах сказал: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?» (Фуссылат, 53).

Всякому, кто размышляет над частями света и над небом и землей во вселенной, над звездами, планетами, солнцем и луной на небесах, над горами, деревьями, морями и реками на земле, над ночью и днем, в которые они погружаются, и над установленным во всей вселенной четким порядком, становится ясно, что у этой вселенной есть Творец, Который создал ее и управляет ею. И чем больше благоразумный человек размышляет над этими творениями, чем больше его мысли занимаются этими удивительными созданиями, тем лучше он понимает, что они созданы ради истины и с истиной, и что вселенная представляет собой свитки со знамениями и книги с доводами и свидетельствами, подтверждающими истинность всего, что Аллах сообщил о Себе, и доказывающими Его единство.

В некоторых сочинениях упоминается история о том, что некие люди решили обсудить вместе с имамом Абу Ханифой, да смилостивится над ним Аллах, доказательства существования единственного Господа. Он сказал им: «Прежде чем мы поговорим об этом вопросе, сообщите мне, что вы думаете о корабле на Тигре, который сам уплывает для того, чтобы наполниться провиантом и прочими вещами, и сам возвращается. Он уплывает и возвращается, и никто им не управляет». Люди сказали: «Такое никак невозможно!» Он же сказал: «Если такое невозможно с кораблем, то как же такое может произойти со всеми этими мирами, высшим и низшим?»

Он указал на то, что взаимосвязь во вселенной, точность и совершенство ее сотворения свидетельствуют о том, что у нее есть всего один Творец.

Тема 3. Примеры уклонения от единобожия в господстве.

Несмотря на то, что признание единственного Господа заложено в человеческом подсознании, лежит в природе человеческой души и подтверждается многочисленными доказательствами, некоторые люди все равно уклоняются от истины в этом вопросе. Искаженные воззрения в этом вопросе можно вкратце свести к следующим:

1. Полное непризнание господства Аллаха и отрицание Его существования. Такие взгляды разделяют некоторые из атеистов, которые считают, что все создания сотворены природой, временем и т.п. «Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничто, кроме времени» (аль-Джасийа, 24).

2. Непризнание некоторых особенностей Пречистого Господа и отрицание некоторых проявлений Его господства. Так поступают, например, люди, отрицающие способность Аллаха умерщвлять или воскрешать после смерти, приносить пользу или причинять вред и т.д.

3. Приписывание некоторых особенностей Господа кому-либо, кроме Пречистого Аллаха. Если человек считает, что кто-либо, помимо Великого и Могучего Аллаха, способен управлять такими процессами во вселенной, как сотворение, уничтожение, воскрешение, умерщвление, оказание милости, защита от зла и прочими явлениями, относящимися к проявлениям господства, то он приобщает сотоварищей к Великому Аллаху.

Вопрос 1. Доказательства.

Существует много священных текстов и доводов в пользу необходимости единобожия в обожествлении. Они указывают на это разными способами:

1. Иногда они содержат приказ поклоняться одному Аллаху. Всевышний сказал: «О люди! Поклоняйтесь ва­шему Господу, Который сотво­рил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакъара, 21); «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (ан-Ниса, 36); «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него» (аль-Исра, 21). Существуют и другие похожие аяты.

2. Иногда они разъясняют, что поклонение одному Аллаху – это основа бытия и смысл сотворения двух весомых родов – людей и джиннов. Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарийат, 56).

3. Иногда они разъясняют, что оно является целью отправления посланников. Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»(ан-Нахль, 36);

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (аль-Анбийа, 25).

4. Иногда они содержат разъяснение того, что в этом заключается смысл ниспослания божественных писаний. Всевышний сказал: «Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает: «Предостерегайте тем, что нет божества, кроме Меня. Бойтесь же Меня» (ан-Нахль, 2).

5. Иногда они разъясняют, что поклонение одному Аллаху приносит великую награду, и что таким творениям обещаны великое вознаграждение и щедрые блага как в этом мире, так и в Последней жизни. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем» (аль-Ан’ам, 82).

6. Иногда они предостерегают от того, что противоречит единобожию в обожествлении, и разъясняют опасность поступков, которые несовместимы с ним, и напоминают о мучительном наказании, которое Аллах обещал тем, кто отказывается от него. Всевышний сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (аль-Маида, 72).

Всевышний также сказал: «Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным» (аль-Исра, 39).

Существуют и другие виды доводов, подтверждающих единобожие, призывающих к нему, указывающих на его пользу и разъясняющих, что тех, кто его исповедует, ожидает вознаграждение, а тем, кто противится ему, угрожает большая опасность.

Сунна Пророка тоже полна доводов в пользу этой составляющей единобожия и ее важности. Приведем несколько примеров:

1.Имам аль-Бухари в сборнике «ас-Сахих» передал со слов Муаза бин Джабала , что

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «О Муаз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов перед Аллахом?» Он ответил: «Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Обязанность рабов перед Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и никого не приобщали к Нему в сотоварищи. А знаешь ли ты, в чем состоит обязанность Аллаха перед рабами?» Муаз сказал: «Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать мучениям того, кто никого не приобщает к Нему в сотоварищи». «Сахих аль-Бухари» (7373).

2. Передают, что Ибн ‘Аббас рассказывал: «Посылая Муаза в Йемен, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: “Ты придешь к народу, который относится к людям Писания. Пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов…». «Сахих аль-Бухари» (7372).

3. Передают, что Ибн Мас’уд рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадет в Огонь». «Сахих аль-Бухари» (4497).

4. Передают, что Джабир бин Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто предстал перед Аллахом, не приобщая к Нему ничего, тот попадет в Рай; а кто предстал перед Ним, приобщая к Нему что-нибудь, тот попадет в Огонь». «Сахих Муслим» (93).

Есть также много других хадисов на эту тему.

Заклинания.

а) Определение.

Заклинания – это молитвы, которые читают, поплевывая во время чтения, чтобы больной исцелился и выздоровел. Эти молитвы могут быть взяты как из Священного Корана, так и из пророческих преданий.

б) Религиозное постановление.

Читать заклинания разрешается, и тому есть множество доказательств.

Передают, что Ауф бин Малик рассказывал: «Во времена невежества мы читали заклинания, и однажды мы спросили: «О посланник Аллаха, что ты думаешь по этому поводу?» Он сказал: «Покажите мне ваши заклинания. Нет ничего плохого в заклинании, если в нем нет проявлений многобожия». Этот хадис передал Муслим. «Сахих Муслим» (2200).

Передают, что Анас бин Малик рассказывал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил читать заклинания от сглаза, от яда и от волдырей, появляющихся на боку». «Сахих Муслим» (2196).

Передают, что Джабир бин Абдуллах рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто может помочь своему брату, пусть сделает это». «Сахих Муслим» (2199).

Передают, что Аиша рассказывала: «Если кто-либо из нас заболевал, то посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проводил по нему правой рукой, а затем говорил: «Господи, избавь от беды и исцели, ведь Ты – Целитель, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления – исцеления, которое не оставляет недуга». «Сахих аль-Бухари» (5743), «Сахих Муслим» (2191).

в) Условия.

Заклинания являются дозволенными и правильными при выполнении следующих условий:

1. Нельзя полагать, что они приносят пользу сами по себе, независимо от воли Аллаха, и если люди полагают, что заклинания приносят пользу сами по себе, то читать их запрещается. Более того, это является проявлением многобожия. Необходимо верить в то, что заклинания являются всего лишь причиной и не могут принести пользу без дозволения Аллаха.

2. Заклинания не должны содержать слов, противоречащих шариату, например, молитв, обращенных не к Аллаху, к джиннам и т.п. Такие заклинания запрещены и даже являются проявлением многобожия.

3. Заклинания должны быть ясными и понятными. Не разрешается читать непонятные или шарлатанские заклинания.

Однажды имама Малика, да смилостивится над ним Аллах, спросили: «Можно ли читать заклинания или просить, чтобы тебе прочли заклинания?» Он ответил: «В этом нет ничего плохого, если читаются хорошие слова».

г) Запрещенные заклинания.

Любые заклинания, не удовлетворяющие всем перечисленным ранее условиям, являются запрещенными. Заклинания запрещаются, например, если читающий его или тот, кому его читают, полагает, что оно приносит пользу и воздействует само по себе, или если оно содержит обращения, относящиеся к проявлениям многобожия, неверия или ереси, или если оно является неясным по смыслу.

Амулеты.

а) Определение.

Амулетами называются талисманы, бусины, кости и тому подобные предметы, которые вешают на шею и другие части тела для того, чтобы обрести благо или предотвратить зло. Во времена невежества арабы вешали их на детей и полагали, что они защитят их от сглаза.

б) Религиозное постановление.

Ношение амулетов запрещено. Более того, они относятся к проявлениям многобожия, потому что, поступая так, человек связывает свои надежды с амулетом, а не с Аллахом. Никто не способен отвратить зло, кроме Аллаха, и поэтому просить об этом можно только Аллаха или посредством Его имен и качеств.

Передают, что Ибн Мас’уд рассказывал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Заклинания, амулеты и ворожба являются проявлениями многобожия». Этот хадис передали Абу Дауд и аль-Хаким. «Сунан Абу Дауд» (3883), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим со-гласился аз-Захаби.

Передают, что Абдуллах бин Укейм рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и аль-Хаким. «Муснад Ахмад» (4/310), «Сунан ат-Тирмизи» (2072), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным.

Передают, что Укба бин Амир рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя». Этот хадис передали Ахмад и аль-Хаким. «Муснад Ахмад» (4/154), «Мустадрак аль-Хаким» (4/240). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согла-сился аз-Захаби.

Передают также, что Укба бин Амир рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто повесил на себя амулет, тот приобщил сотоварищей к Аллаху». Этот хадис передал Ахмад. «Муснад Ахмад» (4/156), «Мустадрак аль-Хаким» (4/244). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, а Абд ар-Рахман бин Хасан сказал, что его рассказчики заслуживают доверия.

Эти и другие похожие тексты предостерегают от всех амулетов, содержащих элементы многобожия, потому что арабы в основном носили именно такие амулеты. Они были запрещены именно потому, что содержали элементы многобожия и побуждали людей связывать надежды с чем-либо, кроме Всевышнего Аллаха.

в) Богословы разошлись во мнениях относительно ношения амулетов, содержащих аяты из Священного Корана. Одни ученые разрешали носить их, а другие считали это запрещенным и не позволяли вешать на шею коранические аяты для исцеления от недуга. Это мнение является самым правильным по четырем причинам.

Во-первых, запрет на ношение амулетов носит общий характер, и священных текстов, которые бы конкретизировали его, нет.

Во-вторых, это предотвращает еще больший грех, потому что ношение коранических аятов может привести к тому, что люди станут надевать на шею и другие амулеты.

В-третьих, если человек надевает на шею коранические аяты, то он обязательно будет проявлять к ним неуважение при отправлении естественной нужды, подмывании и т.п.

В-четвертых, в мусульманской традиции указывается определенный способ излечения посредством Корана. Это – чтение Корана больному, но не более того.

Ношение кольца, нити и т.п.

а) Во времена невежества арабы надевали на себя кольца из железа, золота, серебра, меди и т.п., а также шерстяные, хлопчатобумажные и прочие нити, чтобы отвратить зло, обрести благо или уберечься от сглаза. Всевышний Аллах сказал: «Ска­жи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповаю­щие» (аз-Зумар, 38); «Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого» (аль-Исра, 56).

Передают, что Имран бин Хусайн рассказывал: «Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел одного человека с медным кольцом на руке и спросил его: «Что это такое?» Тот ответил: «Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость». Тогда он сказал: «Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не преуспеешь». Этот хадис передал Ахмад. «Муснад Ахмад» (4/445). Аль-Бусыри назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей, а аль-Хейсами назвал его рассказчиков заслуживающими доверия.

Хузейфа, увидев на руке мужчины шнурок от лихорадки, сорвал его и прочитал следующий аят: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей»(Йусуф, 106).

б) Ношение колец, нитей и т.п. с таким намерением запрещено, и если носящий их считает, что они оказывают воздействие сами по себе, то он совершает великое многобожие и приобщает сотоварищей к Аллаху в господстве. Объясняется же это тем, что такой человек верит в то, что наряду с Аллахом существуют и другие творцы, управляющие делами во вселенной. Аллах далек от всего, что Ему приобщают в сотоварищи!

Если же он полагает, что все происходит по воле Аллаха и что кольцо или нить являются всего лишь средством для достижения желаемого, тогда как в действительности они не относятся к таковым, то он совершает малое многобожие. Причина же этого заключается в том, что он принял за средство для достижения желаемого предмет, который в действительности не является таковым, и обратил к нему свою душу. Такой поступок может привести к великому многобожию, если человек привяжется к этому предмету всей душой и свяжет с ним надежды на обретение блага и избавление от беды.

Жертвоприношение у могил.

Если животное закалывают или зарезают, чтобы принести его в жертву погребенному в могиле человеку, в надежде, что он удовлетворит их нужду, то это является проявлением великого многобожия. Если же жертвоприношение совершается с другим намерением, то оно относится к опасным еретическим поступкам, которые приводят к язычеству. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В исламе нет подрезания поджилок»* Абд ар-Раззак же сказал: «Они приносили в жертву у могил коров и баранов». «Сунан Абу Дауд» (3222).

*(Когда язычники собирались принести жертву идолам, они подрезали жертвенным животным поджилки, а затем закалывали их у своих идолов или могил почитаемых ими людей).

Поиск близости к Аллаху.

а) Определение.

Арабское слово «тауассул» произошло от слова «василя». Лексически оно означает «достижение желаемого», «стремление к цели». В шариате же под ним подразумевается обретение довольства Аллаха и Рая посредством совершения узаконенных поступков и избежания запрещенных деяний.

б) Значение слова «уасиля» в Священном Коране.

Это слово встречается в Священном Коране дважды:

1. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему и сражайтесь на Его пути, – быть может, вы преуспеете» (аль-Маида, 35).

2. Всевышний сказал: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (аль-Исра, 57).

В обоих аятах оно означает «близость к Аллаху благодаря совершению богоугодных поступков». Хафиз Иб

Наши рекомендации