Как использовал свое имущество.
Как применял он свои религиозные знания в жизни.
Во время отчета за свои дела, кроме книг с деяниями, о делах человека будут свидетельствовать его органы, а также поверхность земли. В этой связи в Священном Коране говорится следующее:
«В тот день все враги Аллаха будут собраны пред огненным Адом. Их поведут раздельными рядами. Когда же они его достигнут, то против них за все их прегрешенья будут свидетельствовать их слух, зрение и кожа. И своей коже они скажут: «Почему ты свидетельствуешь против нас?» На что она им ответит: «Аллах одарил меня речью, как и всякую вещь. Он сотворил вас в первый раз из небытия, и к Нему вы будете возвращены после воскрешения». И не могли вы скрыть ваших скверных деяний от своих частей тела, боясь, чтобы не свидетельствовали против вас ваш слух, зрение и кожа. Вы думали, что Аллах не знает много из того, что вы делаете! Но то грешное представление, что вы измыслили о своем Господе, погубило вас. Теперь вы пребываете среди тех, кто находится в полном убытке». (Сура «Фуссылят», 19-23 аят)
«В тот День, когда их собственные языки, руки и ноги станут свидетельствовать против них об их деяниях, в тот День Аллах им полностью воздаст по их заслугам. И тогда они узнают, что Аллах-это Истина». (Сура «Ан-Нур», 24-25 аяты)
Однажды, наш Пророк (С.Г.В.) прочел из Корана : «В тот день, земля известит обо всем».(Сура Аз-Зальзаля 4 аят).
После того, как Пророк (С.Г.В.) прочел этот аят, он задал сахабам следующий вопрос: «Вы знаете, что такое известия земли?» И сахабы ответили: «Аллах и Его Посланник лучше знают об этом». Тогда Посланник Аллаха (С.Г.В.) сказал: «Известия земли - это свидетельствование земли в вопросах, касающихся поступков и деяний каждого раба Божьего, которые он совершает ежедневно и ежечасно». Тирмизи
Во время отчета за деяния не будет допущена несправедливость. «Если человек совершил добра, даже на вес пылинки, он все равно будет за это вознагражден, а если же совершил на вес пылинки зла, то за это он будет наказан (если Аллах его не помилует).» Сура «Аз-Зальзаля» 7-8 аяты:
Наш Пророк (С.Г.В.) известил о том, что в Судный день Всевышний Аллах будет Сам лично принимать у людей отчет за свои дела, без участия посредников.
Из хадисов нашего Пророка (С.Г.В.) известно, что правоверные мусульмане легко пройдут это испытание, так как Всевышний Аллах проявит к ним Свою снисходительность и милость. Неверующие же будут подвергнуты доскональному отчету, и после подведения итогов их деяний, в конце концов, их бросят в пламя Ада. Бухари Муслим.
В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Аиши, (Р.Г.), которая сказала:
«Однажды посланник Аллаха, (С.Г.В.) сказал: «Тот, у кого потребуют серьезного отчёта, будет подвергнут мучениям». Я спросила: «Разве не говорит Аллах Всевышний:
«…и расчёт его будет лёгким» ( Сура Аль- Инфитар 8 аят) на что он сказал: «Таким будет предстояние!»
В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Ибн Умара, дa будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего, что пророк, ( с.г.в.)сказал:
«В День воскресения верующий будет приближен к Господу своему настолько, что окажется под покровом Его, и признает грехи свои. Аллах спросит его: «Признаёшь ли ты это?» Он ответит: «Да, о Господь, признаю!» Тогда Он скажет: "Поистине, Я покрыл тебя в земной жизни и прощаю тебя сегодня!»-, а потом будут даны ему записи его благих дел. Что же касается неверных и лицемеров, то обратятся к ним перед всеми: «Это те, которые возводили ложь на Господа своего!»
Среди верующих будут и такие, кто войдёт в рай без расчета и мучений, например, те семьдесят тысяч человек, о которых говорится в хадисе, переданном со слов Ибн Аббаса, (Р.Г.) и приводимом в обоих «Сахихах».
Что же касается неверных, то расчёт с ними не будет подобен расчёту с теми, благие и дурные дела которых будут взвешены, ибо не окажется у них благих дел.
Аллах Всевышний сказал: «Мы займемся в тот день делами, которые они творили, и развеем их в прах!» (Сура «Аль-Фуркан», 23 аят)
Расчёт с неверными будет состоять в том, что им представят их дурные дела и подвергнут их порицанию.
Весы (Мизан).
Слово «мизан», означающее в словаре «весы», в последующей вечной жизни есть мерило Божественной справедливости, призванное взвешивать деяния каждого человека после произведенного отчета деяний. Форма и внутренняя суть этих весов нам неведома. Это Божественное мерило не похоже на приборы для взвешивания, применяемые нами в быту. При взвешивании плохих и хороших дел, если чаша весов с хорошими деяниями потянет вниз (будет тяжелее), то человек спасется от наказания, если же она окажется легкой (и Аллах его не помилует), то тогда человека ждет наказание в Аду. Если в Ад попадет мусульманин-грешник, то, пройдя какое-то время через мучительные наказания за свои прегрешения, он все же выйдет из Ада и войдет в Рай. В Священном Коране по поводу весов сказано следующее:
«Мы в Судный день установим точные, справедливые весы. Ни одна душа не будет обижена несправедливостью даже на вес зернышка в подсчете, будь-то добро или зло. И Нас будет достаточно для проведения расчета». (Сура «Аль-Анбийя», 47 аят)
«Те, чья чаша с их добрыми делами окажется тяжелой, познают радость и блаженство. А у кого чаша с их добрыми делами окажется легкой (т.е. пустой), то те нанесли убыток сами себе, и эти (неверующие) останутся вечными обитателями Ада»(Сура Аль-Му минун 102-103 аят).
В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, (Р.Г.), сообщившего, что пророк, (С.Г.В.) сказал: «Есть"Естьвшего, что пророк, (С.Г.!)-это две фразы, которые легки для языка, они будут на Весах, а Милосердный любит их, и это – «Слава Аллаху Великому, слава Аллаху и хвала Ему!» но тяжелы (Субхана-ллахи аль-Азим, субхана-Ллахи ва би-хамди-хи!)»
Водоем (Хауд).
В Судный день у каждого Пророка будет свой водоем. Пророки и их общины будут пить воду из этих водоемов. В Судный день и у нашего Пророка (С.Г.В.) также будет такой водоем.
Наш Пророк (С.Г.В.) сказал: «Я буду первым, кто достигнет источника Каусар. Зашедший ко мне выпьет из этого источника. Выпивший эту воду никогда не будет испытывать жажды. И придет ко мне одна группа. Я их знаю, и они меня знают. Однако между мной и ними встанут (перегородив им путь). Я скажу: «Это же - мои сподвижники». Мне ответят: «Ты не знаешь, что они делали после тебя». В ответ на это я скажу: «Те, кто изменил религию после меня, пусть уйдут подальше от меня и от источника». Бухари
«Один берег моего водоема равен пути, который можно одолеть за один месяц (настолько он велик). Вода в нем белее молока, запах приятнее запаха мускуса, кубков же больше, чем звезд на небе. Выпивший из этого кубка никогда больше не ощутит чувства жажды». Тирмизи
В «Сахихах» Бухари и Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, (Р.Г.), сообщившего, что пророк, (С.Г.В.). сказал:
«Для того, чтобы обойти мой водоём, потребуется месяц пути, углы его равны между собой, (Иначе говоря, этот водоём имеет форму квадрата.)вода его белее молока, благоухание его приятнее аромата мускуса, а кувшины, стоящие на берегах его, (по численности своей) подобны звёздам небесным, и каждый из испивших воды его уже никогда не ощутит жажды».
В обоих «Сахихах», равно как и в других сборниках, приводится также и много других хадисов, в которых есть упоминания об этом водоёме.
Раздача Книг деяний.
Для того чтобы люди ознакомились со своими отчетами, после их сбора им будут розданы книги, с записанными в них делами, которые они совершили в земной жизни. Суть этих книг нам неизвестна, но они не похожи на знакомые нам книги. Коран сообщает нам следующие сведения по поводу этих книг, которые заполняют ангелы, являющиеся «почетными писцами»:
«Каждому человеку Мы надели на шею свиток с его судьбой. И в Судный день Мы представим его ему в виде развернутой книги (его деяний). (И скажем): «Читай же свою книгу! Сегодня ты сам разберешься: достаточно пересчитать свои деяния». (Сура «Аль-Исра», 13-14 аяты)
«Книга деяний будет положена каждому человеку в его руку. И ты увидишь грешников в страхе оттого, что в ней записано. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга?! Не оставлено ни малого, ни большого деяния, которое не было бы записано в ней». И твой Господь не допустит несправедливости ни к одному из них».(Сура «Аль-Кахф», 49 аят)
Тем, кто войдет в Рай, книги деяний будут даны в правую руку и спереди, а тем, кто войдет в Ад - в левую руку и сзади. Людей, получивших свои книги деяний справа, называют «асхабу ямин», людей же, получивших книги деяний слева называют «асхабу шималь». Передача книги справа - это радостная весть, а передача книги слева - это известие о мучениях.
Аллах Всевышний сказал: «О, человек! Ты неустанно трудишься, достигая своей цели, потом предстанешь перед своим Господом со своими деяниями, и Он воздаст тебе за них. С тем, кому будет вручена книга его деяний в правую руку, будет легкий расчет, и он вернется к своим верующим родственникам в радости. А тот, кому книга его деяний будет вручена в левую руку из-за спины, будет молить о смерти (чтобы не страдать) и будет ввергнут в пылающий огонь. Ведь он в земной жизни среди своих близких предавался радости. Ведь он думал, что никогда не вернется к Нам. Но нет! Поистине, его Господь видит его!». (Сура «Аль-Иншикак», 6-15 аяты)
Мост (Сырат).
Слово «сырат» означает «мост над Адом». Каждый человек пойдет по нему.
«Никто из вас, о люди, не минует Ада. (Верующий увидит его и пройдет мимо, а неверующий войдет в него.) Это свершится обязательно. Это решено твоим Господом. Мы освободим от него богобоязненных, а нечестивых Мы оставим там, стоящими на коленях». («Марьям», 71-72 аяты)
Мусульмане в зависимости от совершенных ими дел, кто быстрее, а кто медленнее пройдут по этому мосту. Неверующие и грешники, оступившись, упадут в Ад.
Исходя из достоверных хадисов, мы не можем себе представить, каков этот мост и какова его суть. Мы довольствуемся тем, что говорим: «Одному Аллаху известна суть этого моста».
Наш Пророк (С.Г.В.) по этому поводу высказался так: «Над Адом будет проложен мост, по которому первым пройду я и моя община. В тот День никто, кроме Пророков, не будет говорить. Будет слышна лишь молитва Пророков: «О, Мой Аллах! Сохрани целыми и невредимыми» и подобные ей. В Аду будут шипы и колючки, а также занозистые и колючие растения. Их величину и размеры знает только Аллах. Люди, благодаря своим добрым деяниям, быстро преодолеют этот мост» Бухари Муслим.
В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, (Р.Г.), который сказал:
«Однажды люди спросили: «О посланник Аллаха, увидим ли мы Господа нашего в День воскресения?»
И в этом хадисе приводятся такие слова пророка, (С.Г.В.): «Будет перекинут над адом мост, по которому первым пройду я вместе с членами моей общины. В тот день никто, кроме посланников, не произнесёт ни одного слова, а посланники будут взывать: «О Аллах! Спаси, спаси!» А в аду будут крюки, подобные колючкам сагдана (Сагдан — растение, со всех сторон покрытое колючками)
В «Сахихе» Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абу Сагида аль-Худри, (Р.Г.), сообщившего, что посланник Аллаха, (С.Г.В.) сказал: «А потом над адом будет перекинут мост, и будет разрешено заступничество и они станут говорить: О, Аллах, спаси, спаси!» Люди спросили: «О посланник Аллаха, а что это за мост!» Он ответил: «Будут на нём крючья и колючки, подобные колючкам растения сагдан. Часть верующих преодолеет его с быстротой взора, другие - подобно молнии, третьи - подобно ветру, четвёртые- подобно птицам, а иные - подобно несущимся коням, и мусульманин спасётся, а тот, кого эти крючья оцарапают, свалится в пламень ада».
После того, как верующие пройдут по Сирату и спасутся от огня, но перед тем, как войти в рай, они будут остановлены на другом мосту, который перекинут между раем и адом. Это будет сделано для того, чтобы обиженные могли воздать равным своим обидчикам за те обиды, которые они нанесли им в мире этом, а когда они рассчитаются друг с другом, им будет позволено войти в рай.
Абу Сагид аль-Худри, (Р.Г.), передал, что посланник Аллаха сказал: «Веруюшие спасутся от огня и будут задержаны на мосту, перекинутом между раем и адом, где обиженные смогут воздать равным своим обидчикам за то, что они претерпели от них в мире этом, а когда они очистятся, им будет позволено войти в рай, и клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммеда, каждый из них найдёт путь к своему месту в раю легче, чем он находит путь к дому своему в этом мире!» Бухари
Относительно этого моста среди комментаторов существуют определённые расхождения во мнениях. Так, одни считали его завершением Сирата, иначе говоря, той его частью, которая примыкает к раю, иные же утверждали, что это другой мост.
Заступничество (Шафагат).
В Судный день все Пророки с разрешения Аллаха будут заступаться. И это - истина. Заступничество - это обращенные к Аллаху мольбы и просьбы о выполнении испрашиваемого, вместе с Пророками тех, кого благодаря их благочестию Аллах возвысил на высокие степени, за грешного мусульманина, с тем, чтобы ему простили грехи, а также за благочестивого мусульманина, чтобы его возвели на более высокую степень.
В тот День Пророки и любимые рабы Аллаха с Его разрешения будут ходатайствовать за тех мусульман, на заступничество которых Аллах дал свое согласие. Из этого вытекает, что заступничество будет совершаться за грешных мусульман и что без разрешения Аллаха или Его согласия заступничества не будет. В связи с этим в Коране сказано следующее: «...Никто не сможет заступиться за другого перед Ним без Его дозволения». (Сура «Юнус», 3 аят)
«Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?!» («Аль-Бакара»: 255 )
«...И они не заступаются, кроме как за того, к кому Он благоволит, и они от страха пред Ним трепещут». (Сура «Аль-Анбийя», 28 аят)
Всевышний Аллах, по Своей Божественной справедливости, даст согласие на заступничество того раба, который заслуживает право на прощение. Что же касается неверующих и лицемеров, то за них нет заступничества.
«Не поможет им (неверующим) ничье заступничество (ни ангелов, ни Пророков, ни праведников)».(Сура «Аль-Муддассир», 48 аят)
Наш Пророк (С.Г.В.) в одном из хадисов известил о том, что он будет ходатайствовать за грешников из своей общины: «Мое заступничество будет касаться тех из моей общины, кто совершил большие грехи». Абу Дауд
В другом хадисе он (С.Г.В.) сказал так: «У каждого Пророка есть своя особая, обязательно принимаемая Аллахом, просьба, и с ней они обращались к Аллаху. Но я храню эту мою просьбу, чтобы в Судный день использовать ее для заступничества». Бухари
У нашего Пророка (С.Г.В.) будет еще и общее, всех охватывающее заступничество перед Аллахом. Именно наш Пророк (С.Г.В.) заступится на месте Сбора за все создания, пребывающие в страданиях и волнениях, и попросит разрешения у Аллаха, чтобы отчет за свои дела они сдали раньше всех. Это заступничество называют «Великое заступничество» (Шафагат гузма). Это Великое заступничество нашего Пророка (С.Г.В.) в Священном Коране упоминается выражением «Макам Махмуд».
«Бодрствуй и часть ночи, творя молитву в дополнение (к пяти обязательным) в надежде, что Твой Господь определит тебе «Макам Махмуд». (Сура «Аль-Исра», 79 аят)
Наш Пророк (С.Г.В.) также в одном из своих хадисов говорит о таком заступничестве: «В Судный день солнце приблизится к людям так близко, что пот достигнет до середины уха. В этот очень трудный момент люди попросят заступничества у Адама (Г.С.). Он же ответит людям, что он не в состоянии помочь им. Затем люди станут просить помощи у Мусы (Г.С.). Он даст такой же ответ, как и Адам (Г.С.). Затем люди обратятся за помощью к Пророку Мухаммаду (С.Г.В.). И он окажет такое заступничество. Для того чтобы исполнить желание людей, Пророк (С.Г.В.) продвинется вперед и даже дотронется до кольца на вратах Рая. Именно в тот День Всевышний Аллах и пожалует нашему Пророку (С.Г.В.) статус заступника (Макам махмуд). Весь народ, находящийся на месте Сбора, станет прославлять Мухаммада (с.гв.). Бухари
Также благородный Пророк (С.Г.В.) уже в другом хадисе сказал следующие слова: «Когда наступит Судный день, я буду главой всех Пророков, буду выступать от их имени и буду господином их заступничеств. И в этом нет никакого хвастовства» Тирмизи
Мусульманин должен знать, что нельзя не соблюдая предписаний религии, только лишь надеяться на заступничество, он должен заслужить заступничество, стать достойным его. Вот почему наш Пророк (С.Г.В.) дал следующее наставление своей дочери Фатиме: «О, Фатима, трудись (только ради довольства Аллаха). Совершенно ясно, что я не смогу отвести от тебя ни капли гнева Аллаха» Бухари
Только наш Пророк, (С.Г.В.) обратится к Аллаху с ходатайством о том, чтобы верующих впустили в рай, с величайшим ходатайством о том, чтобы Аллах рассудил ожидающих решения своей участи, а также о том, чтобы Аллах облегчил муки его дяди Абу Талиба, что будет позволено только нашему Пророку(с.а.в.), Что же касается других ходатайств, то с ними к Аллаху Всевышнему будут обращаться и другие пророки, ангелы и верующие. Из числа подобных ходатайств можно выделить следующие:
1. Ходатайства о том, чтобы в аду не оказались те из согрешивших единобожников, которые достойны подобного наказания.
2. Ходатайства о том, чтобы такие грешники, уже оказавшиеся в аду, были выведены оттуда.
3. Ходатайства о том, чтобы некоторые из вошедших в рай заняли более высокое положение.
Успех ходатайств такого рода будет определяться двумя обстоятельствами:
1. Позволением Аллаха Всевышнего, ибо Аллах Всевышний сказал:
«Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?!» ( «Аль-Бакара»:255)
2. Благоволением Аллаха по отношению к тому, за кого станут ходатайствовать другие.
Аллах Всевышний сказал: «...И они не заступаются, кроме как за того, к кому Он благоволит, и они от страха пред Ним трепещут». (Сура «Аль-Анбийя», 28 аят)
Обо всём том, что будет происходить в мире ином, а именно - в период между смертью человека и Днём воскресения, в День воскресения, в раю и в аду, - мы знаем лишь из Корана и Сунны, веруя в это, несмотря на то, что не знаем обо всех деталях того, как это будет выглядеть.
Клятва и ее виды (хадис).
Клятва – это произнесение имени Аллаха для того, чтобы усилить сказанное слово.
1.Лягва – пустая клятва, клятва, произнесенная по ошибке. Это когда человек клянется о чем-либо прошедшем, будучи убежденным в своей правоте, но в действительности он ошибается. Например: у кого-то есть деньги, а он, думая, что у него их нет, дает клятву «Валлахи (Клянусь Аллахом)! У меня нет денег». Такой вид клятвы не требует искупления ( каффарат). Сказано в Коране: «Аллах взыскивает с вас не за (нечаянное) нарушение клятв».
2.Гамус – заведемо ложная клятва, произнесенная сознательно. Например, кто-то говорит: «ВАллахи (Клянусь Аллахом)! Что я видел»,- в то время, когда на самом деле не видел; или: «ВАллахи (клянусь Аллахом)! Я отдал долг», - в то время, как его не отдал. Давать такие клятвы - – великий грех и они называются окунающими, потому что окунают и погружают в грехи, затем в огонь. Пророк (с.а.в.) сказал: «Великие грехи: придавание Аллаху сотоварищей, ослушание родителей, убийство человека и погружающая клятва (аль-ямину ль-гамус)». Давший ложную клятву должен совершить покаяние и просить у Аллаха прощения. Если были ущемлены чьи-то права, следует возместить ущерб и просить прощения у пострадавшего. За ложную клятву нет искупления: каффарата недостаточно, чтобы искупить этот грех, должен ракаяться и просить прощения у Аллаха.
3.Мунгакыда – убеждающая клятва, давать клятву о выполнении или невыполнении чего-либо в будущем. Например: «ВАллахи! Завтра я отдам долг»; или: «ВАллахи! Я не буду говорить с этим человеком». Если поклявшийся нарушит свою клятву, он должен ее искупить, даже если он нарушил клятву не по своей вине.. Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Если кто-то поклялся чем-либо, потом увидел лучше того, чем поклялся, пусть нарушит свою клятву и даст искупления».
Сказано в Коране: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, - быть может, вы будете благодарны». Сура «Аль-Маида»:89.
Каффарат, т.е. искупление за нарушенную клятву:
Чтобы искупить нарушенную клятву, надо одеть 10 бедняков или выплатить деньги в размере закята «аль-фитр» каждому из десяти бедняков. Тот, кто сделать это не в состоянии, в качестве искупления должен соблюдать пост 3 дня подряд. Кто постился, имея возможность накормить бедных или одеть их, с того ответственность искупления клятвы не снимается. Если человек поклялся об одном и том же несколько раз, ему достаточно одного искупления, если же клятвы были связаны с разными вещами, необходимо несколько искуплений.
Кто, поклявшись, сделал оговорку (исключение), т.е. поставил свою клятву в зависимость от воли Аллаха, сразу после клятвы и потом поступил в соответствии с этой оговоркой, то не обязан искупить свою клятву. Если человек говорит «Ва-Ллахи ин шаАллах» («Клянусь Аллахом, если пожелает Аллах») понимая, что клятва поставлена в зависимость от этой оговорки.
БИЛЕТ № 18.
1. Пятничная молитва и порядок проведения (хутба) (сура и аят).