Пребывание мусульманского войска в Табуке

Мусульманское войско добралось до Табука и стало там лагерем, находясь в состоянии готовности к бою. Там посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с красноречивой проповедью, в которой он использовал немногочисленные, но вмещающие в себя много смысла слова. В этой проповеди он побуждал мусульман стремиться к благам мира этого и мира вечного, предупреждал и предостерегал их от дурного и сообщал им радостные вести, что воодушевило воинов и позволило как-то компенсировать нехватку продовольствия и плохую экипировку. Что же касается византийцев и их союзников, то когда они услышали о наступлении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их охватил страх, и они не осмелились идти вперед и сражаться, рассеявшись в пределах своей страны, что способствовало повышению авторитета мусульманской армии во всех уголках Аравии. Кроме того, в результате этого мусульмане добились значительных политических выгод, которых они не смогли бы получить в том случае, если бы дело дошло до сражения с византийцами.

К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явился правитель Айлы[1149] Йуханна бин Рауба, который заключил с ним мирный договор и выплатил джизью. Кроме того, к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришли представители Джарбы и Азруха[1150], которые также выплатили ему джизью. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, написал каждому из них грамоту. Так, например, в грамоте, полученной правителем Айлы, было написано следующее:

– С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Это – гарантия безопасности от Аллаха и пророка Мухаммада, посланника Аллаха, Йуханне бин Рауба и жителям Айлы, их кораблям и их караванам на суше и на море. Им обеспечивается защита Аллаха, и защита пророка Мухаммада и тех, кто находится вместе с ним в Шаме и живет у моря, а того из них, кто сделает им что-нибудь дурное, не спасет его богатство, и оно достанется тем людям, которые заберут его. И не разрешается препятствовать им пользоваться ни их источниками воды, ни сухопутными или морскими путями, которые они пожелают выбрать.

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к Укайдиру в Думат аль-Джандаль[1151] отряд численностью в четыреста двадцать всадников, назначив его командиром Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, которому он сказал: “Ты застанешь его на охоте на диких коров”. Дело было лунной ночью, и когда Халид уже мог видеть его укрепление, появились дикие коровы, которые стали тереться рогами о ворота этого укрепления, а потом для охоты на них оттуда выехал Укайдир. Халиду удалось захватить Укайдира, несмотря на то, что его окружали всадники, и он доставил его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сохранившему ему жизнь и заключившему с ним мирный договор, по условиям которого Укайдир должен был отдать две тысячи верблюдов, восемьсот коров, четыреста панцирей и четыреста копий, а также соглашался на выплату джизьи, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил его вместе Йуханной в качестве правителя Думат аль-Джандаль, Табука, Айлы и Таймы.

После этого племенам, поддерживавшим византийцев, стало ясно, что больше они не могут рассчитывать на своих старых хозяев, и перешли на сторону мусульман. В результате этого границы исламского государства расширились, и это государство стало непосредственно граничить с Византией, а многие правители, находившиеся в зависимости от Византии, поняли, что их время кончилось.

Возвращение в Медину

После этого мусульманская армия вернулась в Медину с победой, не став жертвой ничьих козней и будучи избавленной Аллахом от необходимости сражаться. По пути назад в одном из горных проходов двенадцать человек из числа лицемеров предприняли попытку убить пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ехал по этому проходу, с ними были только Аммар, державший его верблюдицу за повод, и Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен Аллах ими обоими, погонявший ее сзади, тогда как все остальные уже находились внутри вади. Лицемеры решили воспользоваться такой возможностью. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и два его сподвижника, двигавшиеся по этому проходу, неожиданно услышали позади себя шум и увидели людей, которые прикрывали свои лица. По приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хузайфа стал бить их верблюдов по мордам палкой, которая у него была, после чего Аллах внушил им страх, и они поспешили покинуть это место и присоединиться ко всем остальным. Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сообщил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их имена и рассказал ему об их намерениях, и поэтому его стали называть “хранителем тайны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”, а Аллах Всевышний сказал об этом событии так: “ … и задумали (совершить) то, что им не удалось (прежде)”(“Покаяние”, 74).

Увидев показавшуюся вдали Медину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вот Таба[1152], а вот Ухуд, гора, которая любит нас и которую любим мы.” Когда люди услышали о возвращении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на улицы города для торжественной встречи высыпали женщины и дети, которые произносили такие стихи[1153]:

Нас озарила полная луна,

появившаяся из-за склонов аль-Вада‘,

и должны мы быть благодарными,

пока останется хоть один взывающий к Аллаху.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в поход на Табук в месяце раджаб, а вернулся обратно в рамадане девятого года хиджры. Таким образом, всего этот поход занял пятьдесят дней, двадцать из которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Табуке, а остальные – в пути. Этот поход стал последним походом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Оставшиеся

Поскольку этот поход проходил в особых условиях, он стал суровым испытанием Аллаха Всевышнего, позволившим отделить верующих ото всех прочих. Аллах Всевышний всегда поступает так в подобных обстоятельствах, ведь Аллах Всевышний сказал: “Аллах не оставит верующих в таком положении, в котором вы находитесь (ныне), пока не отделит мерзкое от благого …” (“Семейство Имрана”, 179) В этот поход пошли все те, кто отличался искренней верой, а неучастие в нем стало признаком лицемерия человека. Когда кто-нибудь хотел остаться, а посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщали об этом, он говорил людям: “Оставьте его, ибо если в нем есть благо, Аллах сделает так, что он присоедиится к вам, в противном же случае Он даст вам отдохнуть от него”. В конце концов остались лишь те, кого задержали те или иные уважительные причины, или же лицемеры, которые возводили ложь на Аллаха и Его посланника и остались в Медине после того, как испросили на это разрешение, прикрываясь ложными предлогами или не сделав даже этого. Кроме того, без уважительных причин в походе не приняли участия и три человека из числа истинно верующих. Этих людей Аллах сначала подверг испытанию, а потом Он принял их покаяние.

Вернувшись в Медину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прежде всего направился в мечеть, где совершил молитву в два раката, а потом сел для того, чтобы поговорить с людьми. Что касается лицемеров, которых набралось более восьмидесяти человек[1154], то они стали выдвигать всевозможные оправдания и приносить посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, клятвы, которые он принял у них, обратившись к Аллаху с мольбами о прощении для этих людей и оставив то, что они утаили, на усмотрение Аллаха.

Если же говорить о трех истинно верующих, к числу которых относились Ка‘б бин Малик, Мурара бин ар-Раби‘ и Хиляль бин Умаййа, да будет доволен всеми ими Аллах, то они предпочли сказать правду, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил всем остальным своим сподвижникам разговаривать с ними. После этого им был объявлен полный бойкот, и отношение людей к ним изменилось настолько, что земля показалась им тесной и их охватила сильная скорбь. И это достигло крайнего предела через сорок дней после начала бойкота, когда им было велено не приближаться даже к их женам, когда же прошло пятьдесят дней, Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором говорилось о том, что их покаяние принимается. Аллах Всевышний сказал: “(И Он обратился также и к тем) троим, которые были оставлены. После того, как (охватила их такая скорбь, что) земля со всеми ее просторами стала для них тесной, и сжались их души и они решили, что нет убежища от Аллаха, кроме (обращения) к Нему, Он обратился к ним, чтобы они приносили покаяние (и впредь). Поистине, Аллах – Он Приемлющий покаяние, Милосердный!”[1155]

Этих троих людей, как и всех остальных мусульман, охватила величайшая радость, они ликовали, дарили людям подарки и раздавали милостыню, и этот день стал счастливейшим днем их жизни.

О тех, кто остался в Медине по уважительной причине, Аллах Всевышний ниспослал такие аяты: “Нет греха ни на слабых, ни на больных, ни на тех, кому нечего потратить (на пути Аллаха), если они искренни по отношению к Аллаху и посланнику Его. ~ И нет (греха) на тех, которым ты сказал, когда они пришли к тебе, чтобы ты (дал им верховых животных): “Мне не на что вас посадить”, – (после чего) они покинули (тебя) с глазами, полными слез(, ибо были) огорчены тем, что нечего им потратить (на пути Аллаха)”.[1156] А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приблизился к Медине, он сказал о таких людях следующее: “Поистине, остались за нами в Медине люди, задержавшиеся (там) по уважительной причине(, но тем не менее) находившиеся с нами, какой бы горной дорогой или вади мы ни шли”. Люди спросили: “О посланник Аллаха, и они оставались в Медине?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И они оставались в Медине”.

Значение этого похода

Поход на Табук в огромной степени способствовал укреплению авторитета мусульман в Аравии и их усилению. Людям стало ясно, что среди арабов долгая жизнь не суждена ни одной силе, кроме ислама, а все надежды тех, кто все еще придерживался традиций джахилиййи, и лицемеров, выжидая удобного случая, чтобы как-то навредить мусульманам, оказались тщетными, поскольку они связывали эти надежды с византийцами. После этого похода они успокоились и смирились с существующим положением, поняв, что это неизбежно.

Ввиду этого мусульманам уже не было необходимости проявлять осторожность и мягкость по отношению к лицемерам, а Аллах велел мусульманам относиться к ним строго, запретив им принимать от лицемеров какие бы то ни было даяния, совершать по ним заупокойные молитвы, просить о прощении для них и приходить на их могилы. Кроме того, Аллах велел разрушить гнездо их интриг и заговоров, которое они построили под видом мечети, и ниспослал о них ряд столь ясных аятов, что они будто поименно назвали их жителям Медины, покрыв их несмываемым позором.

О том, какую большую роль сыграл этот поход, свидетельствует тот факт, что хотя делегации арабских племен прибывали к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не только после завоевания Мекки, но и до этого, они никогда не приходили к нему так часто и в таком количестве как после похода на Табук.[1157]

Коран о походе на Табук

Об этом походе было ниспослано множество аятов, относящихся к суре “Покаяние”. Часть из них была ниспослана до этого похода, еще часть – в то время, когда мусульмане шли на Табук, а еще часть – после возвращения в Медину. В этих аятах говорится о тех условиях, в которых проходил поход на Табук, о позоре лицемеров, о достоинстве участников похода и людей, проявивших искренность, о том, при каких обстоятельствах было принято покаяние истинно верующих, как принявших участие в походе, так и оставшихся в Медине, а также о разных других делах.

Наши рекомендации