От объятий жены к сражению на мечах
Одним из героев, не жалевших себя в этот день, был Ханзаля аль-Гасиль[678] или же Ханзаля бин Абу ‘Амир, да будет доволен им Аллах. Его отец, Абу ‘Амир, был тем самым “монахом”, которого называли нечестивцем и о котором мы уже упоминали выше. Ханзаля только недавно женился и находился у своей жены, но, услышав шум битвы, он немедленно покинул свою жену, чтобы сразиться с врагами. Встретившись с многобожниками на поле боя, он прорвался сквозь их ряды, добрался до предводителя мекканцев Абу Суфйана Сахра бин Харба и был близок к тому, чтобы убить его, однако Аллах судил ему найти свою смерть в бою за веру. Ханзаля потеснил Абу Суфйана, но когда он был уже готов покончить с ним, его увидел Шаддад бин аль-Асвад и нанес ему смертельный удар.
Вклад в сражение отряда лучников
Отряду лучников, который посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поставил на гору ар-Румат, принадлежала основная заслуга в том, что бой складывался в пользу мусульман. Конница мекканцев под командованием Халида бин аль-Валида, которому помогал Абу ‘Амир аль-Фасик, предприняла три атаки на левое крыло мусульманской армии, чтобы смять его, выйти мусульманам в тыл, привести в расстройство их ряды и нанести им поражение, однако лучники все время обстреливали их, и все их атаки закончились неудачей.[679]
Многобожники терпят поражение
Так проходило это сражение, во время которого полный контроль над происходящим принадлежал меньшей по численности мусульманской армии. В конце концов лучшие бойцы многобожников пали духом, их ряды стали распадаться по всем направлениям, и казалось, что три тысячи многобожников противостояли не нескольким сотням, а тридцати тысячам мусульман, продемонстрировавших высшие примеры храбрости и уверенности.
Приложив все силы для отражения атак мусульман, курайшиты стали ощущать слабость и совершенно пали духом, и никто из них не осмеливался даже приблизиться к своему знамени, упавшему на землю после гибели Саваба, чтобы поднять его, так как после этого центр боя переместился бы туда. После этого курайшиты начали отступать, а потом бросились в бегство, позабыв о том, что они говорили самим себе относительно отмщения, истребления сыновей своих врагов и возвращения себе былой славы и уважения.
Ибн Исхак пишет:
– После этого Аллах оказал мусульманам помощь и выполнил Свое обещание, которое Он дал им. Они обрушили на многобожников удары своих мечей и выбили их из их лагеря, что являлось для тех несомненным поражением. Абдуллах бин аз-Зубайр передал, что его отец, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Клянусь Аллахом, я видел голени Хинд бинт ‘Утба и ее подруг, которые бежали, приподняв полы своей одежды, и в это время захватить их не составило бы никакого труда… ”[680]
А в хадисе, который передается со слов аль-Бара бин ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, и приводится в “Сахихе” аль-Бухари, сообщается, что аль-Бара сказал: “И когда мы сошлись с ними, они бежали, а я увидел, как бежали женщины, забираясь в горы, и края их одежд поднимались так высоко, что были видны их кольца на ногах и их голени”.[681] Что же касается мусульман, то они преследовали многобожников, убивая их и захватывая добычу.
Грубая ошибка лучников
И когда маленькая мусульманская армия уже была готова вписать в свой актив еще одну победу, не менее яркую, чем победа при Бадре, большая часть бойцов из отряда лучников допустила грубейшую ошибку, которая полностью изменила сложившееся положение, привела к тому, что мусульмане понесли тяжелые потери, чуть было не стала причиной гибели посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и самым отрицательным образом повлияла на репутацию мусульман, приобретенную ими после победоносной битвы при Бадре.
Раньше мы уже упоминали о том, какие строгие приказы отдавал этим лучникам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который велел им оставаться на своих позициях независимо от того, побеждать будут мусульмане или проигрывать. Однако, когда эти лучники увидели, что мусульмане захватывают у врага добычу, любовь к мирским благам взяла над ними верх, и они стали говорить друг другу: “Добыча, добыча, ваши товарищи победили, а вы чего ждете?”
Их командир Абдуллах бин Джубайр, да будет доволен им Аллах, напомнил им о приказах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Разве вы забыли о том, что говорил вам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!”
Однако большая часть их не обратила внимания на эти слова, и они сказали: “Клянемся Аллахом, мы присоединимся к остальным и возьмем свою долю добычи!”[682] А после этого сорок человек из числа этих лучников покинули свои позиции на горе и присоединились к основной массе воинов, чтобы собирать добычу вместе с ними. В результате тылы мусульман остались без прикрытия, а на позициях лучников продолжали оставаться только Ибн Джубайр и девять его товарищей, да будет доволен ими Аллах, которые твердо решили не покидать своих позиций, пока им не позволят сделать это, или погибнуть там.
Халид бин аль-Валид осуществляет план окружения мусульманской армии
Халид бин аль-Валид использовал этот счастливый случай и стремительно бросился со своей кавалерией в тыл к мусульманам. Они сразу же уничтожили Абдуллаха бин Джубайра и его товарищей, да будет доволен ими Аллах, после чего обрушились на мусульман сзади. Кавалеристы Халида бин аль-Валида стали громко кричать, а многобожники, которые терпели поражение, поняли, что положение изменилось, и пошли в наступление на мусульман, а одна из их женщин, ‘Умара бинт Алькама аль-Харсийа, поспешила к лежавшему на земле знамени курайшитов и снова подняла его. Вокруг него стали собираться многобожники, призывавшие друг друга собраться на этом месте, и через некоторое время они снова были способны противостоять мусульманам и вести бой, а мусульмане оказались зажатыми с двух сторон.