Военные силы мусульман и распределение командных постов
Вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поход были готовы выступить более трехсот десяти воинов (их было либо триста тринадцать, либо триста четырнадцать, либо триста семнадцать человек), в том числе восемьдесят два, восемьдесят три или восемьдесять шесть мухаджиров, шестьдесят один человек из племени аус и сто семьдесят хазраджитов. Они не придавали большого значения этому походу и не были полностью готовы к нему. У мусульман было только две лошади, одна из которых принадлежала аз-Зубайру бин аль-‘Авваму, а другая – аль-Микдаду бин аль-Асваду аль-Кинди, да будет доволен Аллах ими обоими, а также семьдесят верблюдов, на которых по очереди ехало двое или трое всадников. Одного верблюда на троих имели также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Али и Мурсид бин Абу Мурсид аль-Ганави, да будет доволен Аллах ими обоими.
За старшего и в качестве имама посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил в Медине Ибн Умм Мактума, да будет доволен им Аллах, однако, достигнув ар-Раухи, он, да благословит его Аллах и приветствует, отослал назад Абу Любабу бин ‘Абд аль-Мунзира, да будет доволен им Аллах, назначив старшим в Медине его.
Общее командование всеми военными силами мусульман было поручено Мус‘абу бин ‘Умайру аль-Кураши аль-‘Абдари, да будет доволен им Аллах, а знамя мусульман было белым.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил войско мусульман на два отряда.
1. Отряд мухаджиров, знаменосцем которого был Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.
2. Отряд ансаров, знаменосцем которого был Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах.
Командующим правого крыла был назначен аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, а левого – аль-Микдад бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, и только у них, как уже упоминалось ранее, были лошади. Командующим арьергардом был назначен Кайс бин Абу Са‘са‘а, да будет доволен им Аллах, а общее руководство в качестве верховного главнокомандующего осуществлял посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Войско ислама движется в сторону Бадра
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся в путь во главе этого неподготовленного войска. Он выступил из Медины и шел по главной дороге на Мекку, пока не достиг колодца ар-Рауха. Покинув это место, он, да благословит его Аллах и приветствует, оставил дорогу на Мекку слева, двинувшись направо по направлению к Бадру, и через некоторое время пересек вади Рахкан, которое расположено между спуском, ведущим к Бадру, и горным проходом ас-Сафра. Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, миновал этот горный проход и приблизился к самой ас-Сафре, откуда послал Басбаса бин Амра аль-Джухани и ‘Ади бин Абу-з-Загба аль-Джухани, да будет доволен Аллах ими обоими, к Бадру, чтобы они разузнали все что можно о караване.
Предостережение мекканцам
Абу Суфйан, который был в караване старшим, предпринимал все возможные меры предосторожности. Он знал, что дорога на Мекку небезопасна, старался разузнавать новости, расспрашивал каждого встречного всадника, и уже скоро разведчики доложили ему, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, поднял своих сподвижников для нападения на караван. Тогда Абу Суфйан нанял Дамдама бин Амра аль-Гифари, послав его в Мекку для того, чтобы курайшиты пришли на помощь своему каравану и защитили его от Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Дамдам поспешил отправиться в путь, добрался до Мекки, остановился у Каабы и принялся кричать, приподнявшись в стременах, а потом отрезал нос своему верблюду, перевернул его седло, разодрал на себе рубаху и закричал: “О курайшиты! Беда, беда! На Абу Суфйана, который присматривает за вашим имуществом, напал Мухаммад со своими друзьями, и я думаю, что вам туда не успеть! На помощь, на помощь!»
Мекканцы готовятся к походу
Мекканцы, быстро осуществившие все необходимые приготовления, говорили: “Неужели Мухаммад и его друзья думают, что все закончится так же, как и с караваном Ибн аль-Хадрами?! Вовсе нет, и, клянемся Аллахом, он[576] увидит нечто иное!” Каждый из них должен был пойти в поход лично или отправить за себя другого человека, и в конце концов все они решили выступать, после чего в Мекке не осталось никого из представителей знати, кроме Абу Ляхаба, пославшего вместо себя своего должника. Кроме того, мекканцы призвали себе на помощь жившие поблизости от Мекки племена, и в городе не осталось ни одного курайшитского рода за исключением рода бану ‘Ади, ни один представитель которого в походе участия не принимал.
Основа мекканского войска
Основу этого войска в начале похода составили собой около тысячи трехсот бойцов. Среди них было сто всадников, шестьсот человек имели доспехи и они вели с собой множество верблюдов, точное количество которых неизвестно. Общее руководство этим войском осуществлял Абу Джахль бин Хишам, а его снабжением занимались девять знатных курайшитов, ежедневно забивавших на мясо девять или десять верблюдов.