Род пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Род пророка, да благословит его Аллах и приветствует, известен как род хашимитов, а получил он такое название по имени его прадеда Хашима бин ‘Абд Манафа. Теперь поговорим немного о Хашиме и его потомках.

1. ХАШИМ. Ранее мы уже упоминали о том, что Хашим, являвшийся одним из сыновей ‘Абд Манафа, стал заниматься поением и кормлением паломников после того, как сыновья ‘Абд Манафа и сыновья ‘Абд ад-Дара пришли к соглашению относительно разделения между ними почётных обязанностей. Хашим был богатым человеком и пользовался большим уважением. Он первым накормил паломников в Мекке саридом[110]. Его настоящее имя было ‘Амр, а Хашимом люди стали называть его только после того, как он начал крошить хлеб.[111] Кроме того, он первым из курайшитов дважды в год начал снаряжать по два торговых каравана, отправлявшихся в путь зимой и летом[112], и о нём поэт сказал так:

‘Амр, который крошил сарид для своих соплеменников,

людей, живших в Мекке, голодающих и худых.

Это он начал отправлять в путь оба каравана:

один уходил зимой, а другой – летом.

Сообщается, что однажды он отправился по торговым делам в Шам, а когда добрался до Медины, женился на Сальме бинт ‘Амр из племени бану ‘Ади бин ан-наджжар. Он прожил с ней некоторое время, после чего уехал в Шам, а она осталась со своими родными, будучи беременной ‘Абд аль- Мутталибом. Хашим умер в Газзе на территории Палестины, а его жена Сальма в 497 году родила ‘Абд аль-Мутталиба, которому дала имя Шайба, так как на голове его были седые волосы[113]. Она стала воспитывать его в доме своего отца в Йасрибе[114], а никто из его родственников, живших в Мекке, ничего о нём не знал. Всего же у Хашима было четыре сына: Асад, Абу Сайфи, Надля и ‘Абд аль-Мутталиб, а также пять дочерей: аш-Шифа, Халида, Да‘ифа, Рукаййа и Джанна.[115]

2. ‘АБД АЛЬ-МУТТАЛИБ. Мы уже знаем о том, что после смерти Хашима обязанности поения и кормления паломников перешли к его брату аль-Мутталибу бин ‘Абд Манафу, который отличался благородством, пользовался авторитетом среди своих соплеменников и был настолько щедр, что курайшиты прозвали его “Файйад” (льющийся через край). Когда Шайба, он же, ‘Абд аль-Мутталиб, подрос, аль-Мутталиб узнал о нём и поехал за ним в Медину. Увидев мальчика, аль-Мутталиб заплакал, обнял его и посадил на верблюда позади себя, однако он отказался ехать с ним, желая получить разрешение матери.

Аль-Мутталиб попросил её отправить мальчика вместе с ним, но она отказала ему. Тогда он сказал: “Ведь он едет только для того, чтобы получить наследство его отца и жить в святилище Аллаха”, и тогда она дала ему своё разрешение на это. После этого аль-Мутталиб посадил его на верблюда позади себя и привёз его в Мекку, а люди стали говорить: «Это – раб (‘Абд) аль-Мутталиба”, он же отвечал им: “Горе вам, это – сын моего брата Хашима!” И мальчик жил у него, пока не вырос, а когда аль-Мутталиб, поехавший в Йемен, умер в Радмане, ‘Абд аль-Мутталиб занял его место и стал делать для своих соплеменников то же, что делали для них его предки, но люди оказывали ему такой почёт, которым никто из предков, ‘Абд аль-Мутталиба не пользовался, и любили его[116], а он пользовался среди них большим влиянием.

После смерти аль-Мутталиба Науфаль решил сам исполнять его обязанности, лишив ‘Абд аль-Мутталиба этого права, и он обратился к курайшитам с просьбой оказать ему помощь против его дяди, но они заявили: “Мы не будем вмешиваться в ваши дела!» Тогда ‘Абд аль-Мутталиб написал письмо братьям своей матери из племени бану ан-наджжар с просьбой оказать ему помощь, и его дядя Абу Са‘д бин ‘Ади явился в Мекку во главе восьмидесяти всадников, остановившись в вади аль-Абтах. ‘Абд аль-Мутталиб встретил его и сказал: “Пожалуй ко мне домой, о дядя!” – но тот ответил: “Нет, клянусь Аллахом, я не сделаю этого, пока не встречусь с Науфалем!” Затем он отыскал Науфаля, который сидел в аль- Хиджре[117] вместе со старейшинами курайшитов. Абу Са‘д выхватил из ножен свой меч и сказал: “Клянусь Господом Каабы, если ты не вернёшь сыну моей сестры то, что ты у него отобрал, я непременно зарублю тебя этим мечом!” Науфаль сразу же сказал: “Я уже вернул ему это!” – а Абу Са‘д призвал старейшин засвидетельствовать сказанное им, после чего поселился у ‘Абд аль-Мутталиба, прожил в его доме три дня, а потом совершил умру и вернулся обратно в Медину. Позднее Науфаль заключил с родом бану ‘Абд шамс бин ‘Абд манаф союз против хашимитов. Когда люди из племени хуза‘а увидели, что бану ан-наджжар поддерживают ‘Абд аль-Мутталиба, они сказали: “Он является нашим сыном в такой же степени, как и вашим, и мы имеем больше оснований поддерживать его”, а говорили они так по той причине, что мать ‘Абд Манафа была родом из их племени. После этого они явились в Дом собраний и заключили с хашимитами союз против бану ‘Абд шамс и Науфаля. Впоследствии этот союз и послужил причиной завоевания Мекки, о чём речь пойдёт ниже.

Важнейшими событиями жизни ‘Абд аль-Мутталиба, связанными с Каабой, стали расчистка источника Замзам и нашествие на Мекку с участием слона.[118]

Первым было то, что однажды во сне он получил веление расчистить источник Замзам и ему было указано место, где он находится. ‘Абд аль-Мутталиб стал копать там и обнаружил вещи, которые спрятали там джурхумиты, когда были вынуждены покинуть Мекку, а именно – мечи, доспехи и двух газелей из золота. После этого мечи и газели были переплавлены и из них сделали врата Каабы, а паломников стали поить водой из Замзама.

Когда из Замзама снова забила вода, курайшиты затеяли тяжбу с ‘Абд аль-Мутталибом, предложив ему сделать участниками поения и их, однако он отказал им и заявил: “Я не сделаю этого, ибо для этого был избран я!” Однако они не оставили ‘Абд аль-Мутталиба в покое и в конце концов повели его к прорицателям племени бану са‘д, чтобы они рассудили их, но когда они еще находились в пути, Аллах показал им то, что послужило подтверждением, что заниматься Замзамом было предназначено только ‘Абд аль-Мутталибу. После этого ‘Абд аль-Мутталиб дал обет, что если Аллах дарует ему десять сыновей, которые доживут до таких лет, что окажутся способными защищать его, он принесёт Ему одного из них в жертву у Каабы.

Суть второго события вкратце сводится к тому, что когда наместник эфиопского императора (негуса) в Йемене эфиоп Абраха ас-Саббах увидел, что арабы совершают паломничества к Каабе, он построил в Сане большую церковь, желая, чтобы отныне паломничества совершались к ней. Об этом услышал один человек из племени кинана, который проник в неё ночью и вымазал её переднюю стену нечистотами. Узнав об этом, Абраха разгневался и повёл на Каабу шестидесятитысячную армию, с целью разрушения мекканского храма. Он выбрал для себя самого большого слона, а всего их в его войске было девять или тринадцать. Он не останавливался до тех пор, пока не достиг места под названием аль-Магмас, где привёл в порядок своё войско, подготовил слонов и приготовился к вступлению в Мекку, однако когда он дошёл до вади Мухассар, которое находится между Муздалифой и Миной, слон опустился на колени и отказался двигаться дальше, и каждый раз, как они направляли слона к югу, северу или востоку, он поднимался и бежал бегом, но как только они направляли его к Каабе, он опускался на колени. И в это время Аллах наслал на них стаи птиц, которые закидали их кусками обожжённой глины, превратив их в подобие изъеденной насекомыми соломы. Эти птицы были похожи на ласточек и воробьёв и каждая из них несла с собой по три камешка величиной с горошину: один в клюве и по два в лапках. Когда такой камешек попадал в кого-нибудь из воинов, части его тела начинали распадаться, и человек погибал, но поражены были не все. Остальные бросились в бегство, давя друг друга, и их тела усеяли собой все дороги и забили все источники воды. Что же касается Абрахи, то Аллах наслал на него болезнь, от которой кончики его пальцев начали отпадать, и до Саны он добрался в самом жалком виде, а вскоре на груди у него образовалась такая рана, что через неё можно было увидеть его сердце, и он умер.

Во время этих событий курайшиты разбежались по ущельям и укрылись на вершинах гор, спасая свои жизни от бесчинств воинов, а когда с эфиопами случилось то, что случилось, они спокойно вернулись к себе домой.[119]

Всё это произошло за пятьдесят или пятьдесят пять дней до рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, появившегося на свет в конце февраля или в начале марта 571 года. Случившееся было подарком Аллаха пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и его семейству, так как Иерусалим был завоёван многобожниками из числа врагов Аллаха в то время, когда там жили мусульмане[120]. Это случилось сначала в 587 году до н.э., когда Иерусалим был завоёван Навуходоносором, а в 70 году н.э. он был захвачен римлянами, тогда как христианам, являвшимися мусульманами своего времени, не удалось овладеть Каабой, несмотря на то что её населяли многобожники.

Известия об этом событии достигли всех уголков тогдашнего цивилизованного мира. Эфиопия поддерживала тесные связи с Римом, а в Иране внимательно следили за тем, что происходило между римлянами и их союзниками, и поэтому уже вскоре после этого персы появились в Йемене. Эти два государства представляли цивилизованный мир, а события, связанные с нашествием эфиопов на Мекку, привлекли к себе взоры этого мира и продемонстрировали значение дома Аллаха, показав, что Аллах избрал его для почитания. Из этого следовало, что если бы кто-нибудь из жителей Мекки обратился с пророческим призывом, это вполне соответствовало бы случившемуся и послужило бы объяснением тайного смысла того, что Аллах оказал помощь многобожникам против верующих, сделав это таким способом, который не вписывался в рамки причинно-следственных связей.

У ‘Абд аль-Мутталиба было десять сыновей: аль-Харис, аз-Зубайр, Абу Талиб, Абдуллах, Хамза, Абу Ляхаб, аль-Гидак, аль-Маквам, Сафар и аль-’’Аббас. По другим сведениям, их было одиннадцать, а его одиннадцатым сыном называют Касама. В других сообщениях говорится, что их было тринадцать и приводятся имена ещё двоих: ‘Абд аль-Кааба и Хаджаль. Сообщается также, что ‘Абд аль-Кааба это аль-Маквам, Хаджаль это аль-Гидак, а человека по имени Касам среди его сыновей не было. Кроме того, ‘Абд аль-Мутталиб имел шесть дочерей, которых звали Умм аль-Хаким (аль-Байда), Барра, ‘Атика, Сафийа, Арва и Умайма[121].

3. Отца посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, звали Абдуллах. Его матерью была Фатима бинт ‘Амр бин ‘Аиз бин ‘Имран бин Махзум бин Йакза бин Мурра. Абдуллах был самым красивым и самым скромным из сыновей ‘Абд аль-Мутталиба и являлся любимцем отца. Именно его должны были принести в жертву, так как когда у ‘Абд аль-Мутталиба появилось десять сыновей и он увидел, что они уже могут защитить его, он рассказал им о своём обете и они подчинились. Тогда он написал их имена на стрелах и отдал их хранителю идола Хубала, который вытащид стрелу с именем Абдуллаха, после чего ‘Абд аль- Мутталиб взял бритву и повёл своего сына к Каабе, чтобы принести его в жертву, однако курайшиты и особенно братья его матери из рода бану махзум, а также его брат Абу Талиб не дали ему сделать этого. ‘Абд аль-Мутталиб спросил: “Но что же мне делать с моим обетом?” На это они посоветовали ему обратиться к прорицательнице, и он пришёл к ней за советом. Она велела ему бросить жребий, написав на одной стреле слово “Абдуллах”, а на другой – слова “десять верблюдов”, и если выпадет “Абдуллах”, то добавлять по десять верблюдов до тех пор, пока его Господь не удовлетворится, если же выпадет стрела с надписью, указывающей на определённое количество верблюдов, то их и надо будет принести в жертву. После этого он вернулся и кинул жребий, поставив против “Абдуллаха” “десять верблюдов”, и жребий пал на Абдуллаха. И он продолжал бросать стрелы, каждый раз добавляя по десять верблюдов, что продолжалось до тех пор, пока он не дошёл до сотни, вытянув стрелу с надписью “сто верблюдов”, которых и принесли в жертву вместо Абдуллаха. После этого ‘Абд аль-Мутталиб оставил их, не мешая брать их мясо ни людям, ни диким зверям. Раньше плата за кровь[122] как среди курайшитов, так и среди всех арабов вообще, равнялась десяти верблюдам, но после этого события она возросла до ста, что было подтверждено и соответствующим установлением ислама. Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщается, что он сказал: “Я – сын двоих предназначавшихся в жертву”, имея в виду Исмаила и своего отца ’Абдуллаха. ‘Абд аль-Мутталиб выбрал в жёны своему сыну Абдуллаху Амину бинт[123] Вахб бин ‘Абд Манаф бин Зухра бин Киляб, которая в то время считалась лучшей из женщин племени курайш по своему происхождениюю и положению. Её отец являлся главой рода бану зухра и пользовался большим уважением. Абдуллах женился на ней в Мекке, а вскоре после этого ‘Абд аль-Мутталиб отправил его в Медину для закупки фиников, где он умер. По другим сообщениям, Абдуллах поехал по торговым делам в Шам, присоединившись к торговому каравану курайшитов. В пути он заболел, а когда добрался до Медины, умер и был похоронен в доме ан-Набиги аль-Джу‘ди. В это время ему было всего двадцать пять лет, и скончался он ещё до появления на свет посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о чём сообщает большинство историков. По другим сообщениям, Абдуллах умер через два месяца после рождения сына.[124] Когда известие о его смерти достигло Мекки, Амина оплакала его в прекрасной элегии, где, в частности, говорилось:

Судьба позвала его, и он ответил ей,

но не оставила она среди людей подобного сыну Хашима![125]

После его смерти осталось только пять верблюдов, немного овец и рабыня-эфиопка по имени Барака, кунья[126] которой была Умм Айман и которая впоследствии воспитывала посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует [127].

РОЖДЕНИЕ И СОРОК ЛЕТ ЖИЗНИ МУХХАМАДА, да благословит его Аллах и приветствует,
ДО НАЧАЛА ПРОРОЧЕСТВА

Рождение

Лучший из посланников, да благословит его Аллах и приветствует, родился в квартале хашимитов в Мекке утром в понедельник в девятый день месяца раби‘ аль-авваль в год слона и на сороковом году правления хосроя Ануширвана, что соответствует 20 или 22 апреля 571 года, как это было установлено крупным учёным Мухаммадом Суляйманом аль-Мансурфури и астрономом Махмуд-пашой.[128]

Ибн Са‘д сообщает, что мать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказала: “Когда я родила его, из моего чрева вышел свет, озаривший собой дворцы Шама”. И подобное же сообщение приводит имам Ахмад, передавший его со слов аль-‘Ирбада бин Сарийи.[129]

Сообщается, что рождению пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предшествовал целый ряд предзнаменований будущего пророчества. Так, например, во дворце хосроя обрушилось четырнадцать террас, погас огонь, которому поклонялись огнепоклонники, а церкви, стоявшие вокруг озера Сава разрушились после того, как его вода ушла в землю. Все эти сообщения приводит аль-Байхаки.[130]

Когда мать родила его, она сразу же послала человека к его деду ‘Абд аль-Мутталибу сообщить радостную весть о появлении внука. Обрадованный ‘Абд аль-Мутталиб пришёл, взял его и принёс к Каабе, где обратился к Аллаху с мольбами и словами благодарности, после чего избрал для него не имевшее широкого распространения в их среде имя Мухаммад (хвалимый), а на седьмой день сделал ему обрезание, как это было принято среди арабов.[131]

После его матери первой женщиной, которая кормила его своим молоком, стала вольноотпущенница Абу Ляхаба по имени Сувайба, одновременно с ним кормившая также и своего сына по имени Масрух. До него она выкормила Хамзу бин ‘Абд аль-Мутталиба, а после него – Абу Саламу бин ‘Абд аль-Асада аль-Махзуми.[132]

В племени бану са‘д

Среди оседлых арабов было принято подбирать для своих детей кормилиц из бедуинов. Это делалось с целью удаления их от очагов болезней, которые были распространены среди оседлого населения, а также для укрепления их здоровья и нервной системы и для того, чтобы они с детства учились чистому арабскому языку. ‘Абд аль-Мутталиб стал искать для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молочных братьев и в конце концов нашёл для него женщину из племени бану са‘д бин бакр по имени Халима бинт Абу Зувайб. Её мужа, принадлежавшего к тому же племени, звали аль-Харис бин ‘Абд аль-‘Узза, но известен он был по прозвищу Абу Кабша.

Так у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, появилось несколько молочных братьев и сестёр, которыми стали Абдуллах бин аль-Харис, Аниса бинт аль-Харис, Хузафа (или Джузама) бинт аль-Харис, более известная по своему прозвищу аш-Шайма и присматривавшая за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а также Абу Суфйан бин аль-Харис бин ‘Абд аль-Мутталиб, двоюродный брат посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Его дядю, Хамзу бин ‘Абд аль-Мутталиба, также выкормили в племени бану са‘д бин бакр, и его кормилица Сувайба кормила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он находился у своей кормилицы Халимы. Таким образом, Хамза являлся молочным братом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по двум линиям: со стороны Сувайбы и со стороны Халимы из племени бану са‘д[133].

Халима увидела удивительные свидетельства того, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был благословенным ребёнком. Предоставим ей самой возможность рассказать об этом подробнее.

Ибн Исхак сообщает, что Халима рассказывала о том, что в своё время она вместе со своим мужем и сыном-младенцем, которого она кормила грудью, в числе других женщин из племени бану са‘д бин бакр выехала из своего селения, чтобы поискать детей, которые нуждались в кормилицах. Халима сказала:

– Это было в голодный год, когда у нас ничего не осталось. Я сидела на своей светлой ослице, и с нами была также наша старая верблюдица, которая, клянусь Аллахом, не давала ни капли молока. Кроме того, по ночам мы не могли спать из-за нашего ребёнка, плакавшего от голода, так как моего молока ему не хватало, а у нашей верблюдицы его вообще не было, и мы постоянно просили о дожде и облегчении. Я ехала на своей ослице, не сходя с неё, другим же приходилось тяжело, так как они были слабы и страдали от голода. В конце концов мы добрались до Мекки и стали искать детей, которых нужно было кормить. Среди нас не было ни одной женщины, которая не отказалась бы от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда ей предлагали его, и все женщины говорили, что он является сиротой. Причина была в том, что мы надеялись на вознаграждение от отца ребёнка и мы говорили: “Сирота! Что могут сделать его мать и его дед?” – не желая брать его из-за этого. Через некоторое время все приехавшие со мной женщины нашли себе питомцев, но мне так и не удалось сделать этого, а когда мы уже были готовы двинуться в обратный путь, я сказала своему мужу: “Клянусь Аллахом, не хочу я возвращаться без ребёнка единственной среди моих подруг, и клянусь Аллахом, я обязательно пойду к этому сироте и возьму его!” Он сказал: “Не будет ничего дурного, если ты сделаешь это, и, может быть, Аллах благословит нас благодаря ему”. После этого я пошла и взяла его, но сделала это лишь потому, что не нашлось никого другого. Забрав ребёнка, я вернулась с ним к своим спутникам, а когда поднесла его к груди, оказалось, что молока там для него вполне достаточно, и он напился досыта, а вместе с ним досыта напился и его молочный брат, после чего оба они заснули, тогда как до этого мы не могли спать из-за его крика. А потом мой муж подошёл к нашей старой верблюдице, и оказалось, что у неё много молока. Он подоил её, и мы напились вволю, а потом хорошо выспались. Наутро мой муж сказал: “Клянусь Аллахом, о Халима, знай, что взяла ты благословенную душу!” – а я сказала ему в ответ: “Клянусь Аллахом, я очень на это надеюсь!” – после чего мы двинулись в путь. Я вместе с этим ребёнком сидела на своей ослице, которая двигалась так быстро, что ослы других людей не могли угнаться за ней, и мои спутницы стали говорить мне: “О дочь Абу Зувайба, горе тебе, подожди нас! Разве это не та же твоя ослица, на которой ты уехала из дома?” Я сказала им: “Да, клянусь Аллахом, она самая!» Тогда они сказали: “Клянёмся Аллахом, с ней что-то происходит!» А потом мы добрались до наших домов, находившихся там, где обитало племя бану са‘д. Я не знаю земли более бесплодной, чем эта, но после того, как мы привезли его, мои овцы стали по вечерам приходить ко мне сытыми, и вымя каждой из них было полным, а мы доили их и пили молоко, тогда как никто другой не мог надоить и капли молока, ибо у их животных его не было. И наши соплеменники говорили своим пастухам: “Горе вам, пасите там, где пасёт животных пастух дочери Абу Зувайба!”, – но их овцы всё равно приходили вечером голодными и не давали молока, а мои овцы возвращались сытыми и хорошо доились. И в течение двух лет мы получали от Аллаха всё больше и больше и видели только благо, а потом я отняла его от груди. Он рос непохожим на других детей, и к двум годам был уже плотным мальчиком. А после этого мы повезли его к матери, желая, чтобы он и дальше оставался с нами, так как мы видели, что он принёс с собой благо. Мы поговорили с его матерью, и я сказала ей: “Может быть, ты оставишь у меня своего сына, пока он не подрастёт, ибо я боюсь, что он заразится мекканской болезнью!” И мы уговаривали её до тех пор, пока она снова не отпустила его с нами.[134]

Так посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остался в племени бану са‘д, а когда ему исполнилось четыре года или пять лет[135], произошло событие, связанное с рассечением его груди. Муслим приводит хадис, в котором со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, играл с другими детьми, к нему явился Джибрил, который схватил его, повалил на землю, рассёк ему грудь, достал сердце, извлёк оттуда сгусток крови и сказал: “Это удел шайтана в тебе!” – а потом омыл его водой Замзама в золотом тазу, после чего соединил края сердца и вернул его на прежнее место. Дети прибежали к его матери[136] и сказали: “Мухаммада убили!” – а потом все они бросились к нему, но увидели, что изменился только цвет его лица.[137]

Возвращение к нежной матери

После этого происшествия Халима так испугалась за ребёнка, что вернула его обратно матери, с которой он и жил до тех пор, пока ему не исполнилось шесть лет.[138] Желая почтить память покойного мужа, Амина решила навестить его могилу в Йасрибе. Она выехала из Мекки для того, чтобы преодолеть пятьсот километров пути, и вместе с ней находился её осиротевший сын Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, её служанка Умм Айман и её опекун ‘Абд аль-Мутталиб. Там она провела месяц, а потом двинулась в обратный путь, но уже скоро заболела и умерла в аль-Абве, находящейся между Меккой и Мединой.[139]

У любящего деда

После этого ‘Абд аль-Мутталиб вернулся с ним в Мекку. Его сердце было охвачено жалостью по отношению к его осиротевшему внуку, которого постигло новое несчастье, разбередившее старые раны. Он относился к ребёнку с большей нежностью, чем к любому из своих собственных детей, никогда не оставлял его в одиночестве и отдавал ему предпочтение перед своими сыновьями. Ибн Хишам сообщает следующее: “Обычно для ‘Абд аль-Мутталиба расстилали подстилку в тени Каабы, а его сыновья усаживались вокруг этой подстилки, пока он не выходил к ней, и никто из них не садился на неё из почтения к нему, но когда приходил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он забирался на неё. Братья его отца забирали его оттуда, но, когда это видел ‘Абд аль-Мутталиб, он говорил: “Оставьте этого моего сына, ибо, клянусь Аллахом, он добьётся многого!” – а потом усаживал его вместе с собой на эту подстилку, гладил по спине и радовался тому, что он делал”.[140]

Однако когда пророку, да благословит его Аллах и приветствует, исполнилось восемь лет два месяца и десять дней, его дед ‘Абд аль-Мутталиб умер в Мекке, посчитав нужным перед смертью поручить заботы о своём внуке его дяде и брату его отца Абу Талибу.[141]

У сострадательного дяди

Абу Талиб заботился о своём племяннике наилучшим образом. Он присоединил его к своим собственным сыновьям, отдавал ему предпочтение перед ними, относился к нему с большим уважением, высоко ценил его и всячески поддерживал более сорока лет. Он обеспечивал ему свою защиту, дружил с теми, кто хорошо относился к нему, и вёл из-за него тяжбы с другими, о чём мы вкратце поговорим ниже.

Наши рекомендации