Бог – это не материальное тело, и Его никогда невозможно узреть.
Мы убеждены в том, что Создателя никогда невозможно узреть, потому что, то что возможно увидеть должно быть телом, обладающим местом, временем, цветом, формой. Все эти качества присущи сотворённому, а Всевышний Аллах превыше того, чтобы обладать атрибутами сотворённых. Именно по этой причине вера в то, что Бога можно узреть является одной из разновидностей безбожия. Священный Коран говорит так: «Не один взор не постигает Его, а Он постигает [всё, что постигает] взоры. Он – Проницательный, Сведущий [обо всём сущем]».[12]
Когда иудеи, соплеменники Пророка Мусы (ДБМ) (Моисея), просили его показать им Бога, говоря: «О Муса! Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию»,[13] то Пророк (ДБМ) повёл их к горе Синай, и там повторил их просьбу. В ответ на эту просьбу, от Аллаха было ниспослано следующее: «Когда же Муса пришёл [на гору Синай] к назначенному Нами сроку, его Господь заговорил с ним и [Муса] попросил: ”О Господи! Яви мне Себя, чтобы я взглянул на Тебя.”[ Аллах] сказал: “Ты Меня не увидишь, но взгляни на гору. Если она устоит на своём месте, то и ты увидишь меня.” Когда его Господь явил Себя горе, Он обратил её в прах и Муса пал как громом поражённый. Когда он пришёл в себя то воскликнул: “Слава Тебе! Я обратился к Тебе с раскаянием, и я – первый из верующих”».[14]
Это было подтверждением того, что Всевышнего Аллаха никогда невозможно узреть. Мы уверены в том, что если в некоторых аятах Преславного Корана и хадисах речь идёт о возможности созерцать Создателя, то имеется ввиду созерцание глаз сердца и внутреннее созерцание. Всегда одни аяты Священного Корана поясняют другие: «Коран, поясняет одно другим». Это предложение очень известно и оно пересказано со слов Ибн Аббаса. Этот же смысл высказан повелителем правоверных Али бин Аби Талибом (ДБМ) в «Нахдж аль балага», но несколько иными словами: «Эта книга подтверждает одно другим». Вдобавок к сказанному, нам хорошо известен ответ повелителя правоверных Али бин Аби Талиба (ДБМ), когда к нему обратились со следующим вопросом: «О, повелитель правоверных! Видел ли ты Господа?». Его светлость ответил: «Разве я буду поклоняться тому, чего не видел?». Затем повелитель правоверных добавил: «Его невозможно явно узреть глазами, однако сердце, с помощью силы веры, воспринимает Его».[15] Мы убеждены в том, что приписывание Аллаху атрибутов созданных творений, как например, вера в то, что Бог обладает телом, местом, находится в каком-то определённом месте, что его возможно увидеть – всё это и есть причина удаления от познания Создателя и безбожие. Бог превыше всего и всех этих атрибутов, и нет ничего подобного Ему.
Единобожие – дух всего исламского обучения.
Мы убеждены в том, что наиболее важный вопрос в познании Всевышнего – это познание вопроса монотеизма, единственности Чистейшей Сущности Аллаха. В действительности единобожие – это не только один из основных вопросов нашей религии. Нет, этот вопрос является духом и закваской всего исламского вероубеждения. Мы со всей ясностью и уверенностью можем заявить, что основные и второстепенные вопросы Ислама приобретают законную форму в монотеизме. Везде можно вести речь о Единственности Аллаха, о единственности Его Священной Сущности, единственности атрибутов и деяний Бога, единственности призыва Божественных Пророков, единственности веры и религии Аллаха, единственности Киблы и нашего Небесного Писания, единственности предписаний Ислама и Божественных законов для всего человечества Земли, и наконец, единства всех мусульман, а также единственности Судного дня. Именно по этой причине Преславный Коран считает самое малое отклонение от Единобожия и устремление в сторону язычества великим грехом, который никогда не будет прощён Аллахом: «Воистину, Аллах не прощает, когда поклоняются другим божествам кроме Него, а все [иные грехи], помимо этого, прощает, кому пожелает. Тот же, кто признаёт наряду с Аллахом других богов, совершает великий грех».[16] В другой суре Священного Корана говорится: «Тебя и тем, кто жил до тебя было внушено через откровения: “Если ты будешь поклоняться другим богам помимо Аллаха, то тщетны будут твои деяния [в этом мире] и ты окажешься [в Судный день] среди потерпевших убыток ».[17]
Ветви монотеизма.
Мы убеждены в том, что Единобожие имеет множество различных ветвей. Наиболее важные из всех них - четыре ветви монотеизма.
А) Единобожие Божественной сущности, то есть Чистейшая Сущность Аллаха – единственна, и не имеет никого и ничего подобного себе.
Б) Единобожие атрибутов Бога, то есть атрибуты знания, силы, могущества, вечности, и т. д. Все они собраны в Сущности Создателя и являются частью этой сути. То есть, всё это не подобно другим созданиям, где все их качества разделены друг от друга, а также отделены от сущности этих сотворённых созданий. Конечно же тождественность Сущности Аллаха с Его атрибутами, нуждается во внимании, в смышлености и догадливости ума.
В) Единобожие деяний – то есть любое действие, движение, каждое воздействие, которое имеется в этом мире – всё это проистекает по Божьей воле и Его желанию: «Аллах – Творец всего сущего, Он – Покровитель всему».[18] В другой суре Преславного Корана говорится: «Ему принадлежат ключи небес и земли. Он увеличивает или уменьшает удел, кому пожелает. Воистину, Он ведает обо всём сущем».[19]
Да, никто в этом мире не оказывает воздействия, кроме Пречистой Сущности Аллаха. Однако это не означает, что мы принуждены совершать свои деяния. Нет, мы свободны в принятии решений и выборе действий: «Воистину, Мы наставили его на путь [истины], будь он благодарным или неблагодарным».[20] Или ещё говорит нам так: «Человеку уготовано только лишь то, что он [заслужил своим] усердием».[21] Эти аяты Преславного Корана чётко объясняют нам, что человек обладает свободой воли и правом выбора, но так, как эту свободу и право, а также силу для выполнения дел, нам дал Всевышний Аллах, то наши деяния имеют отношение к Нему, и поэтому мы несём ответственность за все свои действия. Да, Бог пожелал, чтобы мы выполняли свободно все свои деяния, дабы таким путём испытать нас и повести по дороге усовершенствования. Ведь только обладая свободой воли можно идти по пути поклонения Всевышнему, и только тогда, совершенствование человека приобретает своё подлинное лицо. Так как совершение дел по принуждению, помимо собственной воли и желанию, не может быть доказательством собственной воли и желания, не может быть доказательством хорошего или же плохого в человеке. Не обладай мы свободой воли и правом выбора, то тогда была бы бессмысленна пророческая деятельность и ниспослание Священных Небесных Писаний, религиозные обязанности, обучение и воспитание, а так же Небесное вознаграждение или кара. Это как раз и есть то, чему мы научились у непорочных имамов дома пророческого (Мир им!). Наши имамы говорили нам, что не существует ни полного принуждения, ни полного предоставления (свободы). Эта свобода занимает промежуточную позицию между этими двумя положениями.[22]
Г) Единобожие поклонения, то есть наше поклонение предназначено только лишь Всемогущему Аллаху. Никто другой, кроме Пречистой Сущности Бога, не может быть объектом нашего поклонения. Это считается наиболее важной и главной ветвью единобожия, среди других его ветвей. Все Божественные пророки в своей деятельности более всего делали упор именно на Единобожие поклонения. Священный Коран говорит нам следующее: «Им было вверено лишь одно – поклоняться Аллаху, в искренней вере и будучи ханифами, совершать обязательную молитву, раздавать закат. Это и есть истинная вера».[23] Для того, чтобы следовать по ступеням усовершенствования нравственности, познания Аллаха, необходимо углублять своё единобожие и наконец оно достигнет такого положения, когда сердце человека будет привязано только лишь к Создателю миров. Человек будет просить лишь у Аллаха, думать только лишь о Нём. Ничто не сможет отвлечь человека от Бога. Как сказано «Каждая вещь, которая привлечёт тебя так, что этим отдалит от Всевышнего - идол». Мы так же убеждены в том, что Единобожие не ограничивается только лишь этими четырьмя выше перечисленными положениями. Существует также единобожие владения, обладания, то есть каждая вещь принадлежит Богу: «Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле».[24] Помимо этого имеется единобожие власти и господства, то есть законодателем является только лишь Единый Аллах, Милостивый и Милосердный: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллаха – они и есть неверные».[25]
Наше убеждение.
Мы убеждены в том, что основа Единобожия деяний, подтверждает эту истину, что все сверхъестественные деяния и чудеса, исходящие от Божественных Пророков, происходили по воле Всемогущего Аллаха. Точно также Священный Коран говорит нам о Пророке Исе (Иисус) (ДБМ): «[Вспомни, как] по Моему соизволению ты делал зрячим слепого, и исцелял прокажённого, как по Моей воле ты оживлял мертвецов».[26] В другом месте, ведётся рассказ об одном из министров Пророка Сулеймана (Соломона) (ДБМ), Преславный Коран говорит нам: «А тот, у кого было знание из Писания, сказал: “Я принесу тебе его в мгновение ока”. Когда [Сулейман] увидел установленный перед ним [трон царицы] он подумал: “Это – милость [и воля] Господа моего …”».[27] Поэтому исцеление безнадёжно больных и оживление мертвецов, совершённых Пророком Исой (ДБМ) происходило по воле и повелению Всевышнего Аллаха. Об этом открыто и ясно приведено в Священной Книге, и это тоже является сутью монотеизма.
8. Божественные ангелы.
Мы убеждены в существовании Божественных ангелов, а также в то, что каждый из них выполняет специальные поручения и задания. Некоторые из них доводили Божественные откровения до сведения Пророков Аллаха: «Скажи: “Кто бы ни был врагом Джибриилу” - а ведь он с изволения Аллаха низвёл Коран в твоё сердце, в подтверждение истинности прежних Писаний, в качестве истинного пути и радостной вести верующим».[28] Другая группа Божественных ангелов наблюдает и ведёт учёт всех человеческих деяний: «Воистину, к вам приставлены наблюдатели, достойные писцы, которые знают обо всех ваших деяниях».[29] Некоторые из ангелов завладевают душой умершего: «Когда же к ним придут Наши посланцы, чтобы успокоить их, …».[30] На других ангелов возложена задача помогать правоверным в стойкости: «Воистину, к тем, которые признали: “Господь наш – Аллах, ” – а потом были стойки, нисходят ангелы [и говорят]: “Не бойтесь и не печальтесь, возрадуйтесь раю, обещанному вам”».[31]
Есть ангелы, которые помогают правоверным на полях сражений: «О, вы, которые уверовали! Вспомните оказанную вам Аллахом милость, когда против вас выступили войска. Мы наслали на них ветер и воинов, которых вы не видели».[32] Часть Божественных ангелов выполняли поручения Аллаха к племенам впавшим в безбожие, а также другие важные задания в системе нашего созданного мира: «Когда Наши посланцы пришли к Луту, он огорчился из-за них, силы покинули его и он сказал: “Вот и настал тяжкий день”».[33]
Вне всякого сомнения, что все эти задания и поручения выполнялись по распоряжению Создателя, Его силой и могуществом. Ибо всё это не имеет ни малейшего противоречия с единобожием деяний и единобожием владычества и господства, а наоборот только лишь подтверждает их. Итак становится очевидно, что заступничество и посредничество Божественных Пророков, непогрешимых имамов рода пророческого (ДБМ) и ангелов происходит по воле и распоряжению Всемогущего Аллаха, и является сутью единобожия. «Нет заступника [у людей], кроме как по Его дозволению».[34] Более подробное объяснение о просьбе в помощи кого-то (тавассуль), мы приведём в главе о пророческой деятельности Посланников Божьих.
9. Поклонение предназначено только лишь Богу.
Мы убеждены в том, что поклонение предназначено только лишь Чистейшей Сущности Бога (так как мы уже указывали в диспуте, посвящённом единобожию и поклонению), следовательно тот, кто поклоняется не Аллаху, а кому-то другому, является язычником. Призыв всех Божественных Пророков был сконцентрирован именно на этом вопросе. Они говорили, что необходимо поклоняться только лишь Единому Богу, и не должно быть другого объекта поклонения. Эти слова неоднократно повторяют Божественные Пророки в Священном Коране. Интересно здесь то, что мы мусульмане постоянно повторяем эти слова во время совершения ритуальной молитвы, при чтении суры «Фатиха» (Открывающая): «Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи». Несомненно, что аяты о заступничестве Божественных Пророков и ангелов по воле и желанию Всевышнего Аллаха, неоднократно приводимые в Священном Писании, не приведены в смысле поклонения. Точно также, как и просьба в помощи Божественных Пророков (Мир им!) (тавассуль) в том смысле, что пророки, обращаясь за помощью к Всевышнему решали трудности и проблемы людей. А не так, чтобы это считалось поклонением самим Пророкам. Всё это не имеет никакого противоречия с единобожием деяний и единобожием поклонения. Подробное изложение данной темы, будет приведено в главе о пророчестве.
10. Глубина Чистейшей Сущности Бога, сокрытая от взоров людей.
Мы убеждены в том, что воздействие существования Всевышнего наполняет все миры бытия, но всё же истина сущности Бога до конца не ясна ни одному человеку. Никто из людей не способен познать всю глубину Его Сути, так как Суть Бога бескрайна с любой точки зрения, а мы же ограничены. Именно по этой причине мы не можем охватить всю Его Суть, а Бог охватывает своим познанием всё: «Воистину, Он объемлет [знание] всё сущее».[35] В другой суре Священного Корана сказано: «Аллах объемлет их деяния [знанием]».[36]
В известном хадисе от дорогого Посланника Аллаха (ДБАР) говорится: «Мы не поклонялись Тебе так, как этого заслуживает Твоя Сущность, и не познали Тебя таким, каким должно быть истинное познание».[37]
И всё же мы не должны ошибаться в данном аспекте. Слова, вышеприведённого хадиса не надо понимать в том смысле, что если мы ограничены в понимании Чистейшей Сущности Бога, то из-за наших ограниченных познаний в данном вопросе, вообще необходимо прекратить всякие поиски на этом пути и ограничиться только лишь словесным поминанием Бога, ибо мы не в состоянии целиком постичь Его нашим разумом. Нет, мы никогда не принимаем такую неверную точку зрения, потому что Преславный Коран и другие Небесные Писания были ниспосланы для познания нами Создателя. Можно привести ещё дюжину примеров на данную тему. Например, мы в действительности не знакомы с истиной нашей души. Однако вне всякого сомнения, мы вкратце знакомы с тем, что душа существует, а также замечаем её воздействие. В одном известном хадисе от имама Мухаммада бин Али аль-Бакира (ДБМ) говорится: «Каждая вещь, которую в её действительном значении вы вообразите в своём уме, создана вами и подобна вам самим. Она возвращается к вам же (Аллах же превыше и предпочтительней этого)».[38]
В другом хадисе от повелителя правоверных Али бин Аби Талиба (ДБМ), ясный и верный путь познания Всевышнего Аллаха, выражен такими прекрасными словами: «Всемогущий Аллах не создал разум так, чтобы тот был в состоянии познать все атрибуты Бога, но в то же время, и не ограничивал его в необходимом для этого познании».
11. Не сравнивать и не прекращать.
Мы убеждены в том, что приостановка и прекращение познания Всевышнего и Его атрибутов не является правильным делом. Точно также как и впадение в такую крайность, как сравнение, является ошибкой и многобожием. То есть, мы не можем сказать, что мы не в состоянии постичь Пречистую Сущность Бога и не имеем никакого пути для этого познания. Просто невозможно сравнить Его с другими творениями, ибо это или путь крайностей и излишеств, или же недооценок. Будьте здесь очень внимательны!
Вторая часть