Му’такиф может занять себе место в мечети и установить там палатку.

Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":

1) Ибн Маджах передал от Ибн ‘Умара, – да будет доволен Аллах им и его отцом! – что Посланник Аллаха соблюдал и’тикаф в последней декаде Рамадана, и, как сказал ан-Нафи’, ‘Абдуллах б. ‘Умар показал ему то самое место, где находился Посланник Аллаха, когда соблюдал и’тикаф.

2) Также передают с его слов, что когда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – соблюдал и’тикаф, он стелил для себя постель [в мечети] или ставил себе кровать позади столба покаяния (устувана-т-таубати).

3) Передают также со слов Абу Са’ида аль-Худри, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – соблюдал и’тикаф, находясь под турецким шатром (куба туркийа), на дверях которого висел кусок ткани.

(Конец цитирования из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

Из книги шейха Аль-Альбани "Ночной намаз в месяце Рамадан":

Позади мечети можно установить небольшую палатку, где можно совершать итикаф. Это основано на том, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) устанавливала хиба* (палатку) для Пророка, когда он совершал итикаф. И это было по его (да благословит его Аллах и приветствует) приказу. [Это привели Аль-Бухари и Муслим из хадиса Аиши. Это её действие привёл Аль-Бухари, а его приказ совершать это привёл Муслим].

*[Хиба – это один из видов домов у Арабов, которые делаются из меха и шерсти, но не из волос (животного), и устанавливаются на двух или трёх опорах. См. «Ан-Нихая»]

А однажды он совершил итикаф в маленькой палатке*, у входа которой был матовый навес. [Это часть хадиса, сообщённого Абу Са’идом Аль-Худри. Его привели Муслим и Ибн Хузейма в своих Сахихах. Этот приведён в «Сахих Абу Давуд» 1251].

*[Судда в палатке подобна навесу у двери для защиты от дождя. Здесь имеется в виду, что кусок мата клали на навес для того, чтобы снаружи не было видно то, что внутри. Это утвердил Ас-Синди. Но предпочитается говорить: чтобы тот, кто совершает итикаф, не отвлекался из-за прохожих с целью достижения целей, которые выходят за рамки итикафа. Имам Ибн Аль-Кайим сказал: «Это противоречит тому, что делают невежественные, т.е. в местах, где они совершают итикаф, они сидят с друзьями, принимают гостей, обсуждают с ними хадисы. Это один вид итикафа, а итикаф Пророка – другой вид»].

Конец цитирования из книги шейха Аль-Албани: "Ночной намаз в месяце Рамадан".

Может ли человек во время и‘тикафа звонить по телефону по делам мусульман?

Ответ:

Хвала Аллаху.

«Да, человек во время пребывания в мечети для поклонения (и‘тикаф) может звонить по телефону по делам мусульман из той же мечети, в которой он совершает и‘тикаф. Так как в этом случае он не покидает мечеть. Если же для этого необходимо выйти, то этого делать не следует. Если этот человек специально поставлен (назначен) для решения вопросов мусульман, то пусть он не совершает и‘тикаф. Так как решение проблем и вопросов мусульман важнее пребывания в мечети для поклонения, ибо является пользой для других. А польза для других всегда лучше, чем польза только для себя. Если только личная польза не из числа обязательных действий по Исламу».

Источник: Шейх Ибн ‘Усеймин. «Рисалату ахкями-с-сыйам уа фатауа-ль-и‘тикяф». С. 35.

То, что нарушает и’тикаф.

Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":

И’тикаф нарушают следующие обстоятельства:

1) Умышленный выход из мечети без крайней необходимости хоть даже на короткий промежуток времени.

Этим действием нарушается пребывание в мечети, которое является столпом и’тикафа.

Вероотступничество.

Оно нарушает и’тикаф так как вообще нарушает поклонение, а также потому что Всевышний Аллах сказал: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния» (Св. Коран, 39: 65).

3, 4 и 5) Потеря рассудка, по причине сумасшествия или опьянения, а также наступление месячных и послеродовых кровотечений.

Это нарушает и’тикаф так как нарушает условия его действительности, такие как наличие здравого рассудка и отсутствие месячных и послеродовых кровотечений.

Половой акт.

На это указываю слова Всевышнего Аллаха: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь к ним» (Св. Коран, 2: 187).

Нет ничего такого в том, чтобы просто прикоснуться к жене без вожделения, так как одна из жен Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – расчесывала его, когда он соблюдал и’тикаф.

Что касается поцелуя и прикосновения к жене с вожделением, то, по словам Абу Ханифы и Ахмада, допускающий такие поступки совершает грех, поскольку он совершает то, что в его положении ему запрещено, однако его и’тикаф от этого не нарушается, если при этом не было семяизвержения. Малик сказал, что даже если эти деяния не приводят к семяизвержению, они всё равно нарушают и’тикаф по той причине, что являются запрещенным сближением. От аш-Шафи’и передаются два разных высказываний по этому поводу, и эти его высказывания такие же как и два упомянутых выше утверждения.

Ибн Рушд сказал: «За разногласием между ними стоит вопрос, может ли слово, которое включает в себя прямой и переносный смысл, иметь общее распространение на оба эти смысла. А в данном случае слово «близость» как раз таки относится к категории таких слов, которые могут пониматься как прямо, так и косвенно.

Те, кто считают, что такими словами охватываются оба смысла, говорят, что под «близостью» в словах Всевышнего: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях», — имеются ввиду как половой акт, так и другие виды близости с женщиной.

Те же, кто утверждают, что такие слова не распространяются на оба смысла, – а это подавляющее большинство, – говорят, что это слово указывает либо на половой акт, либо на другие виды близости, но так как мы говорим, что оно указывает на половой акт по единогласному мнению всех исламских ученых, то это слово уже не может охватывать что-то, что не относится к половому акту, так как одно слово не может одновременно распространяться и на прямой и на косвенный смысл».

(Конец цитирования из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

Из книги шейха Аль-Альбани "Ночной намаз в месяце Рамадан":

Вступление в интимную связь нарушает итикаф, основываясь на высказывании Аллаха: «и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если тот, кто совершает итикаф вступает в интимную связь, то он нарушает свой итикаф и должен опять начать его». [Это привёл Ибн Аби Шейба (3/92) и Абдур-Раззак (4/363) с достоверным иснадом. Его слова: «должен опять начать итикаф»означают, что этот человек должен заново совершить итикаф].

Человек не обязан возмещать (кяффара) (в связи с нарушением итикафа) так, как Пророк и его сподвижники ничего об этом не упомянули.

Конец цитирования из книги шейха Аль-Албани: "Ночной намаз в месяце Рамадан".

Наши рекомендации