И’тикаф бывает желательным и обязательным.

Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 2003-2008.

https://youtu.be/96osDJtx_R4

Рассматриваемые вопросы в уроке:

•2003 Что нежелательно совершать во время и'тикафа. (В примечании к вопросу добавлены те вопросы, которые вообще не упоминались в книге).

•Хадис 687.

•Хадис 688.

•2004 Почему ночь предопределения называется ночью аль-кадр.

•2005 Ночь предопределения все еще имеется в месяцы рамадана или ее уже нет.

•2006 Какая ночь является ночью предопределения.

•2007 Получит ли человек награду за выстаивание ночи аль-кадр, даже если не знал о ней.

•2008 Каковы признаки ночи предопределения.

2003 Что нежелательно совершать во время и'тикафа. (В примечании к вопросу добавлены те вопросы, которые вообще не упоминались в книге).

https://youtu.be/-j6Xr042i-g

Вопрос: что является нежелательным совершать тому, кто совершает и'тикаф?

Ответ:

Сказал Хафиз ибн Хаджар в своей книге аль-Фатх говорит большинство ученых, придерживаются мнения о том что человеку который совершает и'тикаф не является нежелательным ничего кроме того что является нежелательным совершать в мечети. Так и пришло от имама Малика то, что является нежелательным или запретным во время и'тикафа заниматься каким-то ремеслом и какой-то профессией, даже требовать знание является нежелательным во время и'тикафа.

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: что касается требования знания то это является одним из самых лучших видов поклонения, поэтому не является нежелательным требование знания во время и'тикафа но необходимо что заниматься важными религиозными вопросами при требовании знания во время и'тикафа и если человек во время и'тикафа в мечети занимается проповедями или какими-то советами людям, то пусть занимается проповедями и советами в важных в религиозных вопросах. И Аллах субхана уа Та`аля лучше знает.

Итог: получилось то что человек, который совершает и'тикаф является нежелательным для него совершать то что обычно является нежелательным совершать в мечети все остальное является ему разрешенным.

[Примечание редактора стенограммы]:

Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":

Нежелательно для него занимать себя такими разговорами и поступками, которые не должны его заботить. Ат-Тирмизи и Ибн Маджах передают со слов Абу Басры, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Признаком хорошего исповедания человеком Ислама, является его отказ от того, что его не касается».

Нежелательно для него воздерживаться от разговора, если он считает, что благодаря этому воздержанию он приближается к Всемогущему и Великому Аллаху. Аль-Бухари, Абу Дауд и Ибн Маджах передали, что Ибн ‘Аббас рассказывал: «Как-то раз Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – обращался с проповедью, а в этот момент один мужчина стоял. Пророк спросил, кто это, и ему ответили, что это Абу Исраиль, который дал обет, что будет стоять, не сядет, не будет находиться в тени, не заговорит и будет поститься. Тогда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Велите ему, чтобы он разговаривал, находился в тени, сидел, но пусть завершит свой пост!».

Также Абу Дауд передал со слов ‘Али – да будет доволен им Аллах – что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Не становятся сиротой после достижения совершеннолетия и нельзя молчать целые сутки!».

(Конец цитирования из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

Имам Ахмад (да помилует его Аллах) считал, что неотлучно пребывающему в мечети нежелательно разговаривать с людьми и находиться в их обществе — ни ради обучения полезному знанию, ни ради чтения Корана. Лучше ему оставаться наедине с самим собой, полностью освобождаясь для тайной беседы со своим Господом и обращения к Нему с мольбами. Источник: Вазаиф Рамадан. С. 60.

Так как автор книге на этом закончил разбор вопросов и`тикафа, то решил добавить к этой теме, то, что было не упомянуто ранее из слов ученых, для пользы тем, кто будут совершать и`тикаф.

О достоинстве и'тикафа.

Нет сомнений в том, что достоинство и'тикафа велико, ибо это поклонение, в котором собрались многие виды поклонения, как пост, коллективное совершение пятикратных молитв, чтение Корана, поминание Аллаха, нахождение в мечети и многое другое. Однако в форме достоверных хадисов от пророка (мир ему и благословение Аллаха), относительно достоинств и'тикафа ничего нет. Абу Дауд рассказывал: “Я спросил у имама Ахмада: “Есть что-либо достоверное о достоинствах и'тикафа?” На что Ахмад сказал: “Нет ничего, кроме слабых хадисов”. См. “Масаиль Аби Дауд” 96.

Однако на тему достоинства и'тикафа есть хадис от Ибн ‘Аббаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто стремясь к лику Аллаха, совершит и'тикаф в течение одного дня, Аллах отделит от Огня тремя рвами, и ширина каждого из них будет больше, чем расстояние между востоком и западом».ат-Табарани в “аль-Аусате” аль-Байхакъи.

Относительно достоверности и этого хадиса были разногласия, однако хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами считали иснад хадиса хорошим. См. “ат-Таргъиб уа-ттархиб” 1/267 и “Маджма’у-ззауаид” 8/192.

Разновидности и’тикафа.

Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":

Мудрость и’тикафа.

Исламу чуждо монашество и пожизненное отрешение от мира в монастырях. Вместо этого предписано временное отрешение, предполагающее пребывание в определенном месте в определенное время, чтобы приучить душу быть покорной, постоянно помнить о том, что Аллах всегда наблюдает за нами, приучить человека размышлять и требовать отчет с собственной души.

Это и‘тикаф, которому в Шариате дано такое определение: «Неотлучное пребывание в мечети с намерением приблизиться к Аллаху».Ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 3. С. 211.

Дух неотлучного пребывания в мечети — это освобождение сердца для Аллаха, сопровождаемое горячими и искренними мольбами о прощении и столь же искренним стремлением снискать Его довольство.

‘Ата’ (да помилует его Аллах) сказал: «Тот, кто неотлучно пребывает в мечети (му‘такиф), подобен просителю, у которого есть дело к влиятельному, высокопоставленному человеку, и он сидит возле его дверей и говорит: “Я не уйду, пока он не удовлетворит мою просьбу”. Этот человек сидит в доме Аллаха и говорит: “Я не уйду отсюда, пока Он не простит меня”».Вазаиф Рамадан. С. 75.

В этом виде поклонения заключен такой же смысл, как и в соблюдении поста. И‘тикаф совершенствует и облагораживает сердце и дарует богобоязненность. Поэтому неотлучное пребывание в мечети предполагает отстранение от людей с целью остаться наедине с Всевышним.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, желая совершить и‘тикаф, велел поставить ему в мечети палатку, в которой он и находился во время своего и‘тикафа, оставаясь наедине со своим Господом.

Одна из функций домов Аллаха — принимать тех, кто желает отстраниться на время от людей и побыть наедине с Аллахом.

Всевышний сказал, отдавая веление Ибрахиму и Исма‘илю (мир им обоим): «Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исма‘илю (Измаилу) очистить Мой Дом (Ка‘бу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц»(2:125).

Неотлучное пребывание в мечети — обычай посланников, начиная с отца пророков Ибрахима (мир ему) и заканчивая печатью пророков Мухаммадом, мир ему и благословение от Аллаха. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, выбирал для этого благословенного поклонения самые благословенные ночи — ночи последней декады Рамадана.

А вот что сказал шейх Ислама Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) о духе и‘тикафа:

«Душевное благополучие и приверженность прямому пути, ведущему ко Всевышнему Аллаху, достигаются тогда, когда человек собирает свои помыслы воедино и полностью посвящает себя Всевышнему Аллаху. Если в душе наступил переполох, то привести ее в порядок можно только благодаря устремлению к Всевышнему Аллаху. Излишняя еда и питье, чрезмерный сон, бесполезные встречи с людьми, пустые разговоры – все это создает беспорядок в душе человека, разбрасывает его помыслы в различных направлениях, перекрывает ему путь, ведущий ко Всевышнему Аллаху, ослабляет его, мешает ему и, наконец, останавливает его. Вот почему Могущественный и Милосердный Аллах смилостивился над Своими рабами и повелел им соблюдать пост, который позволяет человеку не излишествовать в яствах и напитках и избавиться от низменных страстей, мешающих ему приблизиться ко Всевышнему Господу. Он предписал пост в той мере, которая приносит человеку одну только пользу. И благодаря этому раб извлекает из этого выгоду для своей мирской и будущей жизни. Пост не причиняет человеку вреда и не мешает ему благоустраивать мирскую и будущую жизни. А наряду с этим Аллах предписал своим рабам уединяться для поклонения Ему.

Смысл и мудрость этого предписания заключаются в том, чтобы человек устремился ко Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему Одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занялся только поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремляться к Нему. Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его благоволение и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в день великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек не найдет собеседников и сможет радоваться общению только с Аллахом. В этом заключается смысл великого уединения. А раз так, то достичь поставленной цели можно только благодаря уединению во время поста. И поэтому уединяться для поклонения Аллаху, предписано в самые славные дни поста. Это – последние десять дней месяца рамадан.

Нет ни одного сообщения о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся для поклонения Аллаху, не соблюдая пост. Напротив, ‘Аиша говорила, что нельзя совершать уединение, не соблюдая при этом пост. Об этом сообщили ‘Абд ар-Раззак, Абу Давуд, аль-Бейхаки и ад-Даракутни. Всевышний также упоминал об уединении только наряду с упоминанием о посте, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не уединялся, не соблюдая при этом пост. И поэтому, согласно наиболее достоверному мнению большинства богословов, пост является обязательным условием уединения для поклонения Аллаху. Этому мнению также отдавал предпочтение шейх-уль-ислам Абу аль-‘Аббас Ибн Теймийа.

Что касается воздержания от пустых разговоров, то мусульманам предписано удерживать язык от всего, что не принесет пользы в будущей жизни. А что касается воздержания от чрезмерного сна, то им предписано совершать дополнительный ночной намаз, который является самым лучшим и самым достойным по вознаграждению поступком, который только можно совершать во время ночного бодрствования. Такое ночное бодрствование является умеренным и приносит пользу как душе, так и телу. Оно не мешает рабу благоустраивать свою жизнь и является самым важным физическим упражнением. Вот четыре столпа, придерживаться которых следует в полном соответствии с дорогой Пророка Мухаммада (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), без излишеств и упущений.

Ранее мы уже упомянули о том, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, соблюдал пост, совершал намаз и вел беседы. Теперь мы поговорим о том, как он уединялся для поклонения Аллаху. Он регулярно уединялся в последние десять ночей рамадана и поступал таким образом вплоть до самой смерти. И только один раз он не сделал этого, но впоследствии возместил пропущенное уединение в шаввале. Этот хадис передал аль-Бухари со слов ‘Аиши. Однажды он уединился поначалу в первой декаде рамадана, затем – во второй декаде, а затем – в третьей декаде. Он стремился найти ночь предопределения, но позднее ему стало ясно, что она является одной из десяти последних ночей. После этого он регулярно уединялся вплоть до того, как встретился с Великим и Могучим Господом. При этом он приказывал установиться для него в мечети палатку, в которой он уединялся вместе со своим Великим и Могучим Господом. Вознамерившись уединиться, он совершал рассветный намаз, после чего заходил в палатку.

Однажды он приказал установить палатку, и тогда его жены также велели установиться для них палатки. После рассветного намаза он увидел их и велел разобрать его палатку. В тот год он не совершил уединение в рамадане и возместил его в первой декаде шавваля.

Ежегодно он уединялся в течение десяти дней, а в тот год, когда он покинул этот мир, он уединился в течение двадцати дней. Обычно он читал Коран Джибрилю один раз в году, а в тот год он прочел его дважды. Обычно ему также читали Коран один раз в году, а в тот год это произошло дважды. Этот хадис передали аль-Бухари, Ахмад и Ибн Маджа со слов Абу Хурейры.

Во время уединения он заходил в палатку и оставался в одиночестве. Все это время он заходил к себе домой только для отправления естественных нужд. Находясь в мечети, он высовывал голову в комнату ‘Аиши, и тогда она причесывала его и мыла ему голову, причем в это время у нее была менструация. Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и Малик. Во время уединения его навещали некоторые из его жен. Однажды его жена собралась вернуться домой ночью. Она встала, и он тоже встал, чтобы проводить ее. Во время уединения он не прикасался к своим женам и не целовал их. Когда он совершал уединение, для него расстилали постель и устанавливали кровать. А если он выходил, чтобы справить естественную нужду, и проходил мимо больного, который встречался ему по дороге, то он не подходил к нему и не справлялся о его здоровье. Однажды он совершал уединение в турецком шатре – маленькой палатке из войлока, на пороге которой он постелил циновку. Об этом сообщил Муслим со слов Абу Са‘ида. Все это совершалось для того, чтобы достичь истинной цели уединения. Как это не похоже на поступки невежд, которые превращают места уединения в места общения, которые люди посещают для того, чтобы побеседовать. Это не имеет ничего общего с уединением Пророка, мир ему и благословение Аллаха. А поддержка приходит только от Аллаха!».

Источник: “Зад аль-Ма‘ад”, т. 2, стр. 82-86.

Разрыв связей с творениями Всевышнего на несколько дней и ночей, сопровождаемый пребыванием в одном из домов Аллаха, пробуждает в человеке дух искренности по отношению к себе и заставляет его заглянуть в самого себя.

Этот дух вынуждает его спрашивать отчета с собственной души прежде, чем его подвергнут расчету, и при этом он всегда помнит о том, что Аллах видит его.

Разумный человек готовится к тому, что будет после смерти, а истинная слабость — в следовании души своим страстям.

‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Спрашивайте отчета с души своей прежде, чем вы будете подвергнуты расчету, и украшайте себя для великого представления (дел), ибо, поистине, будет облегчен расчет того, кто подвергал расчету душу свою в этом мире».Ат-Тирмизи. Хадис № 2383. Версия хадиса, возводимая к Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, недостоверна, как сказал аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ад-да‘ифа». Хадис № 1201.

Совершая и‘тикаф, вы, дорогой брат–постящийся, оживляете сунну, которая забыта и заброшена уже давно.

Имам аз-Зухри (да помилует его Аллах) сказал: «Остается только удивляться поведению мусульман! Они оставили неотлучное пребывание в мечети, притом что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, не оставлял его с тех пор, как прибыл в Медину, до тех пор, пока его не забрал Всевышний Аллах!».

В Рамадан человек, неотлучно пребывающий в мечети, выполняет много различных обрядов поклонения. Он совершает все молитвы вместе с общиной, и при этом находит достаточно времени, чтобы читать Коран, поминать Аллаха в ожидании обязательных молитв, расходовать средства на благие цели, кормить людей и говорить благие слова, а также для ночных молитв. А если человек совершает и‘тикаф в Заповедной мечети в Мекке, он имеет возможность совершить еще и ‘умру, вознаграждение за которую будет равняться вознаграждению за совершение хаджа. Иными словами, это поклонение объединяет в себе множество других видов поклонения.

Кроме того, человек, неотлучно пребывающий в мечети, воспринимает Праздник разговения совсем по-другому. В этот день он выходит к своей семье и жене (если он женат), после того, как по причине и‘тикафа не имел возможности быть с ней.

Выходить по крайней нужде.

‘Аиша рассказывает: «Будучи в и’тикафе, Посланник Аллаха – мир ему и благословение – склонял ко мне свою голову и я расчесывала её. [В тот период] он не входил в дом, кроме как по естественной человеческой необходимости». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и др.

Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые единогласны в том, что му’такиф может выходить из мечети для того, чтобы сходить в туалет, так как без этого никак, а в мечети справлять нужду нельзя. Сюда же относится необходимость в приёме пищи и питья. Если нет того, кто может принести му’такифу пищу, то он вправе выходить из мечети, чтобы поесть. Также, если человека тянет на рвоту, он может выйти, чтобы изрыгнуть вне мечети. Да и вообще, для всего, в чем есть насущная необходимость и что невозможно сделать в мечети, разрешается выходить из мечети, и и’тикаф при этом не нарушается, если это не затянется на слишком долго» (Конец цитаты).

Подобно этому, разрешается выходить из мечети для того чтобы совершить гусль (ритуальное купание) после джанаба (полного нарушения ритуальной чистоты) и для того чтобы очистить своё тело и одежду от наджаса (нечистот).

Аль-Хаттаби говорит: «Часть ученых утверждает, что и’тикаф не нарушается из-за ухода для совершения пятничной молитвы, посещения больного и участия в похоронах. Об этом также передаётся от ‘Али, – да будет доволен им Аллах! – и также утверждали Са’ид б. Джубейр, аль-Хасан аль-Басри и ан-Наха’и».

Абу Дауд передал со слов ‘Аишы: «Будучи в состоянии и’тикафа, Пророк – мир ему и благословение Аллаха – проходил мимо больного. В таком состоянии он проходил мимо него, спрашивал о нём, но не заходил к нему».

Из того, что она сообщила, следует, что согласно сунне, му’такифу не следует посещать больного. То есть, ему не следует покидать место соблюдения и’тикафа с целью посещения больного, но он не ограничен в том, чтобы проходить мимо него и не заходя к нему спрашивать о его состоянии.

4) Принимать в мечети пищу и питьё, спать в ней, соблюдая при этом чистоту и порядок, заключать в ней договора и соглашения, как например, брачное соглашение…

(Конец цитирования из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

То, что нарушает и’тикаф.

Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":

И’тикаф нарушают следующие обстоятельства:

1) Умышленный выход из мечети без крайней необходимости хоть даже на короткий промежуток времени.

Этим действием нарушается пребывание в мечети, которое является столпом и’тикафа.

Вероотступничество.

Оно нарушает и’тикаф так как вообще нарушает поклонение, а также потому что Всевышний Аллах сказал: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния» (Св. Коран, 39: 65).

3, 4 и 5) Потеря рассудка, по причине сумасшествия или опьянения, а также наступление месячных и послеродовых кровотечений.

Это нарушает и’тикаф так как нарушает условия его действительности, такие как наличие здравого рассудка и отсутствие месячных и послеродовых кровотечений.

Половой акт.

На это указываю слова Всевышнего Аллаха: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь к ним» (Св. Коран, 2: 187).

Нет ничего такого в том, чтобы просто прикоснуться к жене без вожделения, так как одна из жен Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – расчесывала его, когда он соблюдал и’тикаф.

Что касается поцелуя и прикосновения к жене с вожделением, то, по словам Абу Ханифы и Ахмада, допускающий такие поступки совершает грех, поскольку он совершает то, что в его положении ему запрещено, однако его и’тикаф от этого не нарушается, если при этом не было семяизвержения. Малик сказал, что даже если эти деяния не приводят к семяизвержению, они всё равно нарушают и’тикаф по той причине, что являются запрещенным сближением. От аш-Шафи’и передаются два разных высказываний по этому поводу, и эти его высказывания такие же как и два упомянутых выше утверждения.

Ибн Рушд сказал: «За разногласием между ними стоит вопрос, может ли слово, которое включает в себя прямой и переносный смысл, иметь общее распространение на оба эти смысла. А в данном случае слово «близость» как раз таки относится к категории таких слов, которые могут пониматься как прямо, так и косвенно.

Те, кто считают, что такими словами охватываются оба смысла, говорят, что под «близостью» в словах Всевышнего: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях», — имеются ввиду как половой акт, так и другие виды близости с женщиной.

Те же, кто утверждают, что такие слова не распространяются на оба смысла, – а это подавляющее большинство, – говорят, что это слово указывает либо на половой акт, либо на другие виды близости, но так как мы говорим, что оно указывает на половой акт по единогласному мнению всех исламских ученых, то это слово уже не может охватывать что-то, что не относится к половому акту, так как одно слово не может одновременно распространяться и на прямой и на косвенный смысл».

(Конец цитирования из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

Из книги шейха Аль-Альбани "Ночной намаз в месяце Рамадан":

Вступление в интимную связь нарушает итикаф, основываясь на высказывании Аллаха: «и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если тот, кто совершает итикаф вступает в интимную связь, то он нарушает свой итикаф и должен опять начать его». [Это привёл Ибн Аби Шейба (3/92) и Абдур-Раззак (4/363) с достоверным иснадом. Его слова: «должен опять начать итикаф»означают, что этот человек должен заново совершить итикаф].

Человек не обязан возмещать (кяффара) (в связи с нарушением итикафа) так, как Пророк и его сподвижники ничего об этом не упомянули.

Конец цитирования из книги шейха Аль-Албани: "Ночной намаз в месяце Рамадан".

Совокупление с женой.

Всевышний Аллах сказал: «И не вступайте с ними в близость, когда вы уединяетесь в мечетях» (аль-Бакъара 2: 187).

Ибн ‘Аббас сказал: “Если затворник совершил совокупление во время уединения, то он сделал недействительным свое уединение”. Ибн Аби Шайба 3/92, ‘Абдур-Разакъ 4/363. Иснад достоверный.

Хафиз Ибн 'Абдуль-Барр сказал: "Ученые единогласны в том, что затворник не вступает в близость и не целует жену". См. "ат-Тамхид" 8/331.

2. Выход из мечети без уважительной причины.

'Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выходил из мечети, кроме как по нужде, когда совершал затворничество”. аль-Бухари 2029, Муслим 297.

Выход затворника из мечети без необходимости, нарушает и'тикаф по единогласному мнению ученых. См. "Кашшаф аль-кана'" 3/362, “ад-Динуль-Халис” 8/421.

Если же затворник вынужден выйти из мечети, как например, для совершения малого или большого омовения, для справления нужды, чтобы покушать, или если опасается, что его имущество пропадет и т.п., то его затворничество не нарушено!

Имам Ибн Хубайра говорил: "Единогласны учены в том, что человеку дозволено выйти из мечети в случае необходимости". См. "аль-Ифсах" 1/259.

Восстановление и’тикафа.

Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна":

Кто приступит к соблюдению желательного и’тикафа, а затем прервёт его, тому желательно восстановить его. Также говорят, что он обязан его восстановить.

Ат-Тирмизи сказал: «Ученые расходятся в вопросе прерывания му’такифом своего и’тикафа до завершения обозначенного намерением срока. Малик говорит, что если и’тикаф был нарушен, то его обязательно надо возместить, и обосновывает это хадисом, в котором сообщается о том, как Пророк – мир ему и благословение Аллаха – прервал свой и’тикаф, а потом восстановил его десятидневное соблюдения в месяце Шавваль.

Аш-Шафи’и говорит, что если человек не давал обета соблюдать и’тикаф, и не сделал ничего такого, чем бы он мог обязать сам себя соблюдать его, а соблюдал его исключительно добровольно, то в случае прерывания он не обязан возмещать его, но, если хочет, может и возместить.

Аш-Шафи’и также говорил: "Любое желательное дело ты можешь не совершать, а если ты приступил к его совершению, а затем прервал, то ты не обязан его возмещать, если только это не хадж и ‘умра”».

Что касается того, кто дал обет один или несколько дней соблюдать и’тикаф, затем приступил к его соблюдению и нарушил его, то, по единогласному мнению всех имамов, он обязан возместить этот и’тикаф.

Если же он умрёт прежде, чем возместит его, то за него этот его нарушенный и’тикаф не возмещают.

Хотя Ахмад говорил, что обязанность возместить его в таком случае лежит на опекуне этого человека. Также ‘Абду-р-Раззак передал, что ‘Абду-ль-Карим б. Умейа говорил: «Я слышал, как ‘Абдуллах б. ‘Абдуллах б. ‘Утба говорил: "Когда умерла наша мать, за ней осталась не исполненная обязанность соблюдать и’тикаф. Тогда я спросил об этом Ибн ‘Аббаса, и он ответил: «Соблюдай и’тикаф за неё и постись!»”». Также Са’ид б. Мансур передал, что ‘Аиша соблюдала и’тикаф за своего брата после его смерти.

(Конец цитирования из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

Из книги шейха Аль-Альбани "Ночной намаз в месяце Рамадан":

Вступление в интимную связь нарушает итикаф, основываясь на высказывании Аллаха: «и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если тот, кто совершает итикаф, вступает в интимную связь, то он нарушает свой итикаф и должен опять начать его». [Это привёл Ибн Аби Шейба (3/92) и Абдур-Раззак (4/363) с достоверным иснадом. Его слова: «должен опять начать итикаф»означают, что этот человек должен заново совершить итикаф].

Человек не обязан возмещать (кяффара) (в связи с нарушением итикафа) так, как Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) и его сподвижники ничего об этом не упомянули.

Конец цитирования из книги шейха Аль-Албани: "Ночной намаз в месяце Рамадан".

[Конец примечания].

Хадис 687.Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что несколько сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, увидели во сне, что ночь предопределения является одной из последних семи ночей месяца рамадан. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я вижу, что ваши сны сошлись на последних семи ночах месяца. Пусть же всякий, кто стремится найти эту ночь, ищет ее среди последних семи ночей».Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Хадис 688.Передают, что Му‘авийа ибн Абу Суфйан, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что ночь предопределения является двадцать седьмой ночью. Этот хадис передал Абу Давуд, однако, согласно наиболее достоверному мнению, эти слова принадлежат самому Му‘авийе, да будет доволен им всевышний Аллах.

По этому вопросу существует около сорока мнений, которые я (Ибн Хаджар) перечислил в своей книге «Фатх аль-Бари» («Откровения от Создателя»).

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: Более правильно, что этот хадис о том, что ночь предопределения 27 ночь это не слова Пророка саляЛлаху алайхи уа салям, но слова сподвижника этот хадис приводит Абу Дауд а так же по его дороге аль-Бейхаки. И все они по дороге Муаза ибн Муаза от Шуаба от Къатады который слышал Мутаррифа от Муавии ибн Абу Суфьяна от Пророка, саля Ллаху алайхи уа салям, и этот же хадис приводит аль-Бейхаки по дороге Абу Дауда Ат Таялиси который говорит: рассказал нам Шуаба от Къатады от Мутаррифа от Муавии но уже не от Пророка саляЛлаху алайхи уа салям, а со слов самого Муавии, сказал аль-Бейхаки: этот хадис Абу Дауд Ат Тайяляси передал в форме маукъуф т.е. со слов сподвижника а Муаз ибн Муаз противоречил ему в этом и передал его со слов пророка саля Ллаху алайхи уа салям.

Разница есть между маукъуф и марфу, ведь если мы скажем это со слов пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) то все однозначно, получается ночь предопределения всегда в 27 ночь. А если мы скажем что это лишь слова сподвижника, то это не является явным абсолютным доводом в этом вопросе.

Говорит и проблема в том что оба этих передатчика как Абу Дауд Ат Тайяляси так и Муаз ибн Муаз являются крепкими передатчиками хафизами но сказал Ад-Даракъутни в своей книге «аль иляль»: и не является достоверным передача этого хадиса от Шуабы от Пророка саляЛлаху алайхи уа салям.

И этот хадис упомянул шейх Мукъбиль в своей книге «ахадис му`алля». Значит тяжело взвесить этот хадис какая его передача является более правильной передача со слов пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) или передача со слов сподвижника, потому что оба передатчика которые противоречат друг другу являются крепкими передатчиками хафизами и этот хафиз крепкий и этот хафиз крепкий, но выбрали то что более правильно что это хадис маукуф не со слов пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), а со слов сподвижника Муавии ибн Суфьяна опираясь на слова древнего имама в этих вопросах, имама Ад-Даракъутни он указал на то, что хадис со слов пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) является ошибкой и не является достоверным.

Вопросы, которые рассматриваются под хадисами 687 под 688.

2004 Почему ночь предопределения называется ночью аль-кадр

https://youtu.be/wzT8PCuATQY

Вопрос: Какова причина названия этой ночи, «ночью Къадар» (ночью предопределения)?

Ответ:

Относительно этого вопроса упомянули несколько причин такого названия из этих предположений первое предположение что ночь предопределения называется «аль-Къадр» ночью предопределения, а слово «Къадр» - что то предопределять потому что Всевышний Аллах субхана уа та`аля предопределяет в эту ночь все что будет на следующий год происходить в бытие до следующей ночи предопределения.

И на правильность этого предположения указывают Слова Всевышнего Аллаха субхана уа тагъаля: «В эту ночь решаются всякие мудрые дела».

Из этих предположений так же то что эта ночь названа из-за своего величия и большого почета и положения т.е. от слова «Къадр» - почет положение. Имеет высокое положение и высокий уровень перед Всевышним Аллахом субхана уа та`аля .

Т.е. слово Къадр можно перевести как предопределение чего либо, а можно перевести как почетное положение.

Поэтому разошлись во мнениях относительно этого почему Ночь предопределения называется так

А некоторые сказали эта ночь называется ночью предопределения потому что те благие деяния которые совершаются в эту ночь обладают великим почетом и великой наградой.

И есть другие предположения почему эта ночь называется таким образом. И в этом вопросе необходимо отметить то, что ни одно из предположений утвердить абсолютно, не получается. Потому что есть возможность этого и этого, и каждая из этих возможностей является возможным и предлагаемым, поэтому мы говорим: что эта ночь аль-Къадр названа так из-за всех этих возможностей либо от слова Къадр предопределение либо от слова Къадр почет и положение.

[Примечание редактора стенограммы]:

"Ляйлятуль-кадр"-Ночь Могущества. Ученые оговаривали различные предположения именно такого названия данной ночи. Вот некоторые из них:

- "могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь";

- "...по той причине, что невероятно огромное количество ангелов опускаются в эту ночь на землю";

- "...по той причине, что проявление благодати, милости и прощения Господа миров в эту ночь несравнимо с другими ночами по своей значительности";

- "...по той причине, что верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большее количество сил и жизненной энергии".

Также слово "аль-кадр"может быть переведено как "теснота". С учетом данного значения слова алимы говорили: "В эту ночь на землю спускается столь огромное количество ангелов, что им просто становится "тесно".

Также - "ограниченность", то есть осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно "Ляйлятуль-кадр",ограничены Всевышним Аллахом. В Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.

Порой "Ляйлятуль-кадр" переводят как "Ночь Предопределения". Это в том случае, если слово "кард" читать как "кадар". С учетом таково возможного перевода исламские ученые предположительно поясняли: "В зависимости от того, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами он будет обращаться ко Всевышнему, это может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя параллельно и едино с изначальной всеосведомленностью Творца". (См. например: Аль-'Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 14 т. Т. 4, с. 300, 301).

2005 Ночь предопределения все еще имеется в месяцы рамадана или ее уже нет

https://youtu.be/6fsPXyQt9WQ

Вопрос: ночь предопределения все еще имеется в месяц Рамадан или она была поднята? Т.е. имеется в виду, что ночь предопределения была только во времена пророка, саляЛлаху алайхи уа салям, или она есть каждый год до самого Судного дня?

Ответ:

Правильное мнение в этом вопросе, на которое указывает множество доводов, то что эта ночь остается и она присутствует каждый год, в одну из ночей месяца Рамадан.

А что касается того что пришло у имама аль-Бухари, со слов Убады ибн Самита, а так же у имама Муслима со слов Абу Саида аль-Худри. А так же со слов Аль Фильтана ибн Асима у аль-Баззара и этот хадис в в книге шейха Мукбиля «сахих муснад» (передается): «То что однажды пророк саля Ллаху алайхи уа саллям, вышел к людям что сообщить им о ночи предопределения (т.е. в какую она будет ночь) и увидел двух человек которые громко спорили друг с другом,и тогда Пророк саляЛлаху алайхи уа салям, приостановился перед ними и сказал я вышел к вам, что бы сообщить о том когда будет ночь предопределения, и начали громко спорить такой-то, и такой-то и оно поднялось»

Что поднялось? Некоторые сказали: ночь предопределения поднялась, имеется в виду все наличие ночи предопределения отменилось и больше ни в каком году ее больше нет т.е. она была только во времена пророка, саляЛлаху алайхи уа салям.

Но правильное понимание этого хадиса то, что под словом: «поднялось», имеется в виду: «знание мое об этом п

Наши рекомендации