Обещание вечного (нового) завета
В этом разделе мы хотим обратить ваше внимание на то, что термин Новый Завет не является выдумкой христиан, и не может быть чуждым для иудаизма, т.к. Новый договор является обещанием пророков для Израиля, как проявление Божьей любви и верности к своему народу. Даже тот факт, что Новый Завет написан на греческом языке не случаен.
Йешаягу 28:11 (Исаия)
…лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу…
Обратите внимание на мнение Талиуда по поводу древнегреческого языка:
Из ТРАКТАТА «МЕГИЛА»
Глава 1 Мишна 8
РАБАН ШИМОН БЕН ГАМЛИЭЛЬ ГОВОРИТ: Священные КНИГИ ТОЖЕ РАЗРЕШИЛИ ПИСАТЬ, кроме священного языка, ЛИШЬ ПО-ГРЕЧЕСКИ - греческими буквами и на греческом языке.
Гемара разъясняет, что основой для этой точки зрения является следующее истолкование сказанного в Торе (Брейшит 9:27): "Даст простор ("яфт") Б-г Йефету, и будет он обитать в шатрах Шема": краса ("йефифуто") Йефета (то есть, как объясняет Раши, греческий язык - красивейший из всех языков потомков Йефета) будет обитать в шатрах потомков Шема, то есть евреев. И сказано в Гемаре, что галаха соответствует мнению рабана Шамона бен Гамлиэля, и так же постановляет Рамбам.
Йешаягу 49:8 (Исаия)
Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя (Мессию) заветом народа (Израиля), чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные,
Здесь сам Мессия является заветом для Израильского народа. В свете того, что Мессия вечен, вечным является и Его Завет – Договор. Именно эта мысль прослеживается в следующем стихе: «...дам вам завет вечный...» О нем, об этом завете, Исаия говорит как о неизменных милостях, которые были обещаны Давиду. Но есть одно условие, нужно послушать Бога, прийти к Нему. Тогда завет Мессии принесет вечную жизнь, как сказано ниже: «...жива будет душа ваша...»
Йешаягу 55:3 (Исаия)
Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, - и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.
Йешаягу 59:21 (Исаия)
И вот завет Мой с ними (этот завет сам Мессия – как сказал Йешаягу 49:8), говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе (на Мессии), и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века.
Сущность этого Нового Завета заключается в том, что Дух Всевышнего и Его слова станут вечным наследием для всех евреев. Для тех, кто верен Мессии.
Йешаягу 61:8 (Исаия)
Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними;
Завет вечный, Исаия описывает как награду за справедливость и праведную реакцию на беззаконие, т.е. Новый Завет должен утвердить Тору – Закон Всевышнего в сердцах верующих, о чем далее говорит пророк Йермиягу.
Йермиягу 31:31-33 (Иеремия)
Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый заветне такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
Обратите внимание, что Новый Завет Всевышний заключит с домом Израиля и с домом Иуды, т.е. с евреями. Таким образом, Новый Завет не отвергает евреев, а ещё более усиливает призвание этого народа. Этот завет, согласно с отрывком следующего стиха, будет отличаться от завета Моше. Отличие этого завета в том, что его действие направлено на внутреннее содержание заповедей, а не на внешнем написанном повелении, т.к. внешнее – написанное повеление, это скрижали завета сыновья Израиля нарушили. Поэтому Новый Завет будет более совершенен в силу того, что заповеди и законы Всевышнего будут написаны не на каменных плитах, а в сердцах верующих, т.к. праведный своей верой жив будет (Аввакум 2:4).
Йермиягу 32:40 (Иеремия)
И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвернусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня.
Вечный Завет будет дан Израилю, чтобы делать добро, чтобы страшно было остаться без Бога. Согласно с этим договором, Бог никогда не отвернется от своего народа.
Йехезкель 16:60 (Иезекииль)
Но Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный союз.
Здесь, Вечный союз рассматривается как завет, который уже был заключен когда-то. Это хорошо объясняет Шауль:
Галатам 3:17
Я говорю то, что завета о Мессии, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обещание потеряло силу.
Шауль здесь пишет о том, что сначала появился договор о Мессии, а только через 430 лет закон Моше. Этот договор о Мессии был заключен с Аврагамом, согласно сказанному в Торе:
Брейшит - Бытие 17:4
Я (Бог)- вот завет Мой с тобою…»
Здесь звучат потрясающие слова – заветом с Аврагамом является Сам Бог. Именно поэтому, этот завет является вечным т.к. Бог вечен. И именно этот завет Шауль называет заветом о Машиахе – Мессии. Смотри начало этого раздела Исаиа 49:8, где сказано, что сам Мессия будет заветом для народа Израиля.
Йехезкель 34:23 (Иезекииль)
И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах.
Время, когда Йехезкель – Иезекииль писал эти слова, царя Давида уже не было в живых. Подумайте об этом!!! Конечно, можно сказать, что этот завет еще не настал т.к. лютые звери еще не удалены с земли, и безопасности нет ни в степи, ни в лесах. Согласно принципу веры, идея которого прослеживается в ТаНаХе (см. послание Евреям 11 главу), царство Мессии прокладывает себе путь от сердца к сердцу посредством проповеди, чтобы вера могла поселиться в сердце. В противном случае, большая часть человечества, если не все человечество было бы уничтожено явленным царством Мессии. На данный момент распространение царства изнутри, а не извне человека, нужно рассматривать как проявление милости Бога, Его человеколюбия, Его уважения к выбору человека. Это не говорит о том, что не будет явного царства Мессии, но это говорит о том, что до его прихода многие люди имеют шанс на спасение – прощение грехов, которое дается верой в Мессию сына Давида. Именно поэтому, некоторые пророчества ТаНаХа о царстве Мессии, ожидают своего исполнения. По этой же причине ТаНаХ описывает два прихода Мессии. Например: пророк Зхарья говорит, что Мессия приедет на осле, (Зах. 9:9) а Даниил видел идущего Машиаха на облаках (Дан. 7:13,14). Один приход Мессии уже был, а второй ещё будет. После него настанет Царство Бога в Израиле во главе с Мессией. В контексте этой мысли прочтите комментарий к книге пророка Зхарьи, который был издан агентством «Сохнут» стр. 139: «Сказал раби Александри: Раби Йегошуа бен Леви усмотрел противоречие между двумя стихами. В одном: «видел я в ночных видениях вот с облаками небесными, будто человек пришёл (Машиах) и дана была ему власть и почести и царство; и все народы, племена и языки служили ему». А в другом: «...беден и едет ...на осле». И сам Йегошуа бен Леви разъяснил это противоречие: если народ Израиля удостоится, то Машиах появится с облаками небесными, а если не удостоится – как бедный на осле». (Сангедрин 98а). Можно сказать, что Мессия так и пришел на осле, и заплатил за недостойность народа Израиля своей кровью – как страдающий Мессия. Теперь Он придет к достойному Израилю, который верит своему Богу, и придёт как царствующий Мессия, чтобы установить обещанное царство. Шауль говорит:
Римлянам 11:15
...если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых»?
Итак, принятие Мессии еврейским народом сделает его достойным и ускорит приход Машиаха на облаках небесных.
Созвучно этому смотрите:
Деяния апостолов 3:21 (пер. Кассиана Безобразова)
(Мессию) небо должно принять до времен восстановления всего, о чем изрек Бог устами святых древних Своих пророков.
О том, что небо должно принять Мессию писал Давид:
Тегилим 109:1 (Псалмы)
Сказал Господь Господу моему: сиди справа от Меня, до тех пор, пока не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
Также, вопрос учеников Йешуа был не случайным, когда они спросили:
Деяния 1:6-11
ни в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?
На что Йешуа отвечает:
...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Сказав это, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг стали перед ними два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Этот Йешуа, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
Сказанное ангелами не двусмысленно. Мессия вернется так же, как и ушел, т.е. видимым, телесным образом, на землю Израиля, а точнее на Масличную гору. А до этого ученики Мессии с помощью силы Духа Адоная – Господа, будут распространять спасительную – добрую весть Мессии в Йерушалаиме, Йегуде, в Шимроне, и до края земли. В унисон этим событиям, задолго до них, Йешаягу (Исаия) писал:
Йешаягу 49:6
И Он (Бог) сказал: мало того, что Ты (Мессия) будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое распространилось до концов земли.
Итак, Йешуа полностью созвучен со словами ТаНаХа. Шауль говорит, что в тот момент, когда откроется слава детей Божьих, все творение будет освобождено от тления, это прямое указание на явленное царство Машиаха, которое откроется в день Его возвращения на Масличную гору (смотрите Зхарья 14:4).
Римлянам 8:18-25
Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь (все творения Божье) с надеждою ожидает откровения сыновей Божьих (откровение сыновей - это преобразование их тел, в бессмертные тела, Шауль это называет «…искупление тела нашего...») потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена, будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
Ожидаем искупления тела, оно же воскресение мертвых, оно же возвращение Йешуа и явное Его царство, царство Мессии.
Йехезкель 37:26 (Иезекииль)
И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки.
Новый Договор прямо связан с вечностью, он берет свое начало в вечности, дает вечные благословения и обещания. Он не зачеркивает Тору, он ее утверждает в сердце, и связывает это сердце с вечностью. Йешуа говорил о вечной жизни, это и есть вечный договор, который пришел через кровь Завета.
Слова Йешуа:
От Матфея 26:28(пер. Д. Стерна)
…это Моя кровь, которая утверждает новый Договор, кровь, за многих, чтобы простились им грехи.
Послание к Евреям 9:19(Пер. Д. Стерна.)
После того, как Моше провозгласил всему народу все заповеди Торы, он взял кровь телят и немного воды и с помощью червленой (красной) шерсти и иссопа окропил свиток и весь народ, и сказал: это кровь договора, который Бог заключает со всеми вами.
Сравни Исход 24:8. Заметьте, что действие Йешуа идентично действиям Моше. Итак, основанием нового договора, о котором мы говорим, является кровь самого Мессии, это ещё одна причина, по которой Новый Завет более совершенен, так как основанием договора Моше была кровь телят.
К Евреям 9:15