Видение посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышнего Господа в ночь вознесения на небеса.

[В этом вопросе есть известное разногласие среди обладателей знания. Это разногласие возникло по причине того, что ученые по-разному понимали и объединяли между собой шариатские контексты, имеющиеся в этом вопросе. Некоторые из них сказали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел своего Господа тогда, когда был вознесён на небеса. Это мнение передается от некоторых сподвижников. Другие же сказали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не видел своего Господа глазами. Первого мнения, в частности, придерживались ибн Хузейма и автор данной книги — ‘Абд уль-Гъаний аль-Макдиси. Но более правильное мнение заключается в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не видел своего Господа, так как в этом вопросе нет ясного доказательства.

Сообщается, что Абу Зарр аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, как-то раз спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, видел ли он своего Господа. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Свет! Как я мог увидеть Его?!»Муслим, 178.

Возможно, речь идёт о свете, о котором сказано в следующем хадисе: «Завесой для Него служит свет, если же Он уберёт эту завесу, то сияние Его лика непременно сожжёт любое из Его творений, на которое упадёт Его взор».Передал Муслим, 179.

На разногласие в этом вопросе также указал шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, и поддержал мнение тех ученых, которые сказали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не видел своего Господа глазами. См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 6/509-510].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел своего Всевышнего Господа, о чём сказал Всевышний:

﴿ وَلَقَدْ رَآهُ نَزْلَةً أُخْرَى (13) عِندَ سِدْرَةِ الْمُنْتَهَى ﴾

«Он [пророк Мухаммад]уже видел Его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела*». [Сура ан-Наджм, аяты 13-14].

*[Что касается этого аята, то передают, что Масрук спросил у ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах: «Разве Аллах Всевышний не сказал:«…ведь он видел его на ясном горизонте»(Сура 81, аят 23), [и разве не сказал Он]:«Он ведь видел его, во время второго схождения»(Сура 53, аят 13)?» Масрук передал, что в ответ на это ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я была первой из членов общины, кто спросил об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на что он сказал:″Речь идет о Джибриле, и я видел его в том образе, в каком он был создан, только в этих двух случаях. Я видел, как Джибриль спускался с небес, и был он столь велик, что тело его закрывало [всё пространство] между небом и землёй″».Передал Муслим, 177].

Передается, что имам Ахмад сказал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел своего Всевышнего Господа. Поистине, это достоверно передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это передал Катада от ′Икримы от ибн ′Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. [Ахмад, 1/285, 290; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 3/513 (№ 897). Имам Ибн Касир назвал цепочку передатчиков (иснад) достоверной. См. «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым», 7/425].

Также это передал аль-Хакам ибн Абан от ′Икримы от ибн ′Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. [ат-Тирмизи, 3279; ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 437. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да‘иф ат-Тирмизи», стр. 354].

Также это передал ‘Али ибн Зейд от Йусуфа ибн Михрана от ибн ′Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. [Данный хадис достоверен и передается от 16-ти сподвижников, но в нем не говорится о видении Господа во время вознесения, но говорится о видении Господа во сне, что было в Медине].

Мы принимаем этот хадис именно так, как он пришёл от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а обсуждение этого хадиса является нововведением (бид‘а). Мы верим в явный смысл этого хадиса и не ведем споры относительно него ни с кем. [Здесь заканчиваются слова имама Ахмада, да помилует его Аллах. Их упомянул ибн уль-Джаузи в «аль-Манакыб», стр. 223. Следует заметить, что в этом вопросе существует разногласие. Имам Абу Бакр ибн Хузейма, да помилует его Аллах, сказал: «Мусульмане из числа сподвижников, таби‘инов и последующих поколений, включая тех ученых-современников, которых мы видели, не разногласили и не сомневались в том, что все верующие увидят своего Творца в День Воскресения глазами. Но ученые разногласили в том, видел ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, своего Всевышнего Творца, будучи живым».См. «ат-Таухид», стр. 221.

Так как слова ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, не указывают на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел своего Господа глазами. К тому же имам Муслим передает, что ибн ‘Аббас сказал: «Он видел (Аллаха) своим сердцем».Муслим, 178.

Известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел своего Господа сердцем. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал: «Поистине, я проснулся посреди ночи, совершил малое омовение и совершал молитву столько, сколько мне было предписано. Но (вдруг) я задремал, и моё тело стало тяжелым. И вдруг я увидел своего Господа в наилучшем образе». Передал ат-Тирмизи, 3235; Ахмад, 5/243; ибн Хузейма в «ат-Таухид», № 320. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи», 3/318-319].

Передается от от ′Икримы, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний избрал Ибрахима, сделав его халилем (любимейшим), избрал Мусу, поговорив с ним (напрямую), и избрал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, позволив ему увидеть Себя». [ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 11539. Хафиз ибн Хаджар назвал цепочку передатчиков достоверной. См. «Фатх уль-Бари», 8/608. Также передали ибн Хузейма в «ат-Таухид», стр. 199; ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», 577-579; ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 436].

Передал ‘Ата [ибн Аби Рабах аль-Макки – факых, крепкий передатчик. Скончался 114-ом г.х.], что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел своего Господа два раза». [Передали ибн Хузейма в «ат-Таухид», стр. 200; ‘Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 1138 (2/495). Однако у имама Муслима эти слова передаются в следующем виде: «Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел своего Господасвоим сердцемдва раза»].

Передается, что однажды Ахмада, да помилует его Аллах, спросили: «Как ты ответишь на слова ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: ″Кто утверждает, что Мухаммад видел своего Господа, тот лжет″[Этот хадис передал аль-Бухари, 4855; и другие].Тогда он ответил: «Я отвечу словами пророка, да благословит его Аллах и приветствует:″Я видел своего Всевышнего Господа″». [Слова имама Ахмада, да помилует его Аллах, передал хафиз ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», 8/608, и некоторые другие. Однако, как уже указывалось выше, в этом хадисе имеется в виду видение во сне. Что же касается слов ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, то она говорит именно о ночном вознесении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на небеса (ми‘радж)].

А в хадисе Шарика ибн ‘Абдуллаха ибн Аби Намира со слов Анаса ибн Малика, да помилует его Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вернулся к своему Господу, а Он был на Своём месте».Целиком этот хадис передается в двух достоверных сборниках. * А отвергающий этот хадис пытается опровергнуть Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

*[У аль-Бухари (№ 7517) и Муслима (1/145) этот хадис приводится в другом виде.

У аль-Бухари (№ 7517) сказано: «И поднялся с ним Джибриль к Могущественному, и он (т.е. пророк) сказал, и он на своём месте: «О Господь…»». А имам Муслим вовсе не привел слов этой версии, но, привел лишь цепочку передатчиков, а затем указал на её слабость.

И это по причине передатчика Шарика ибн ‘АбдуЛлаха, который был слабым передатчиком, и противоречил крепким передатчикам в рассказе хадиса о вознесении.

Он противоречил остальным передатчикам сразу во многих аспектах этой истории:

Во-первых, он перепутал положение пророков на различных небесах.

Во-вторых, он сказал, что вознесение произошло еще до пророчества.

В-третьих, он сказал: «…и после этого пророк проснулся, находясь в мечети…» – как бы указывая на то, что вознесение произошло во сне, а не наяву.

В-четвертых, он противоречил остальным передатчикам в местоположении Лотоса крайнего предела.

В-пятых, он указал на то, что реки Нил и Евфрат нисходят с первого неба, тогда как в версиях крепких передатчиков сказано, что они исходят с седьмого неба из под Лотоса крайнего предела.

В-шестых, он сказал, что река «аль-Каусар» на первом небе, между тем, что известно, что это – река Рая.

В-седьмых, он сказал, что спустился и приблизился Всевышний Аллах, хотя из достоверных хадисов известно, что эти действия произвел ангел Джибриль.

В-восьмых, он указал на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался возвращаться к Аллаху за послаблением в вопросе количества молитв после пятого возвращение, тогда как из хадиса Анаса, да будет доволен им Аллах, понимается, что возвращений было девять.

В-девятых, в его версии сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался к Аллаху даже после того, как количество молитв было снижено до пяти.

На эти отклонения указал ‘Абд уль-Хакк аль-Ишбили в «аль-Джам’ бейна-с-сахихейн», (1/127, изд. «Дар уль-Мухаккык»), после чего дал ссылку на книгу «Фатх уль-Бари», 13/479-485, для более подробного разъяснения вопроса. Также на слабость и болезнь этой фразы указал аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-сыфат», (2/357, издание со вступлением шейха Мукбиля) и другие. А Аллах знает лучше!]

Заступничество.

Приверженцы Сунны убеждены и веруют в то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будет заступаться за всех [людей и джиннов] в День Воскресения. Это – общее заступничество. Также он будет заступаться за грешников из своей общины, и тогда они будут выведены из Огня после того, как сгорят в нём.

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждого пророка было такое обращение с мольбой, на которое Аллах (обязательно) давал ответ и с которым он обращался к Аллаху, я же хочу придержать свою мольбу для заступничества за свою общину в мире ином».[аль-Бухари, 6304, 7474; Муслим, 198].

Сообщается также со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «(Однажды) я спросил: ″О посланник Аллаха, кто (из людей) обретёт наивысшее счастье благодаря твоему заступничеству в День Воскресения?″ (В ответ) посланник Аллаха,r, сказал (мне):″О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать (мои) слова! В День воскресения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, будучи искренним в сердце своём″». [ аль-Бухари, 99, 6570].

Хадис о заступничестве (шафа‘а) в длинном виде передают Абу Бакр ас-Сиддык [Ахмад, 1/4-5; ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», № 751, 812 (2/349, 381). Цепочка передатчиков является хорошей].

‘Абдуллах ибн ‘Аббас [Ахмад, 1/281; ат-Тайалиси в «Муснад», стр. 353. Цепочка передатчиков является слабой, т.к. в ней передатчик по имени ‘Али ибн Зейд ибн Джуд’ан].

‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн уль-Хаттаб[аль-Бухари, 4718].

Анас ибн Малик [аль-Бухари, 4476; Муслим, 193].

Хузейфа ибн уль-Йаман [Муслим, 195].

Абу Муса ‘Абдуллах ибн Кайс[ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», № 819 (2/389); ‘Абду-р-Разакъ в «Мусаннаф», 20865. Цепочка передатчиков является достоверной].

Абу Хурайра [аль-Бухари, 3361, 3340, 4712; Муслим, 194].

И другие.

[Есть несколько видов заступничества.

1 – Общее великое заступничество – этот вид заступничества не отрицает никто из тех, кто относит себя к Исламу. Это заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который будет заступаться перед Аллахом за людей и джиннов, чтобы начался Суд. Именно это и есть «достохвальное место», о котором сказано в словах Всевышнего: «Быть может, Господь твой возведет тебя на достохвальное место».(Сура аль-Исра, аят 79).

2 – Заступничество за обитателей Рая, чтобы они вошли в Рай – это также даровано только пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он – первый, перед кем распахнутся райские врата, а его община войдет в Рай раньше остальных общин. Именно об этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Мы — последние (по времени из общин), (но) в День воскресения (мы станем) первыми, (кто войдет в Рай)».

аль-Бухари, 876; Муслим, 855.

3 – Заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за своего дядю Абу Талиба – чтобы тому было облегчено адское наказание. Абу Талиб умер неверующим и будет одним из обитателей Огня. Но дело в том, что он оказывал помощь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока был жив, хотя и не принял Ислам.

Поэтому это заступничество касается только Абу Талиба. А остальным неверующим не поможет ничье заступничество, как сказал об этом Всевышний: «Заступничество заступников не поможет им».(Сура аль-Муддассир, аят 48).

Вместе с тем нужно заметить, что Абу Талиб не выйдет из Огня, ему просто будет облегчено адское наказание.

Следующие виды заступничества дарованы не только пророку, да благословит его Аллах и приветствует, но и другим пророкам, а также ангелам и праведным людям.

Наши рекомендации